Смотреть что такое "Казанская духовная академия" в других словарях. Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана

Казанская духовная академия (недейств.)

История Казанской духовной академии начинается в году, когда Казанская духовная семинария именным указом императора Павла I вместе с Петербургской возведена была в звание академии . “Высочайше повелел оную снабдить всем званию сему соответствующем и для преподавания наук потребным, с тем, чтобы в оную присылаемы были из епархиальных семинарий отличившие себя успехами ученики для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям”.

Во исполнение Высочайшей воли Святейший Синод определил:

“Для усовершения в науках присылать отныне понятнейших из семинарий учеников в Академию Казанскую;

В Академии, кроме общих для всех семинарий предметов, преподавать особые, а именно: полную систему философии и богословия, высшее красноречие, физику и языки- еврейский, греческий, немецкий и французский;

Полные системы философии и богословия, преподавая на языке латинском, оканчивать: философскую в два года, а богословскую, в рассуждении многих ее предметов, в три года, с тем однакож, что успевшие в богословии в начале третьего года могут быть отпускаемы в семинарии или производимы на места, когда потребованы будут…”

Для развития миссионерства в Казанском крае студенты дополнительно к общему курсу еще изучали местные языки: татарский, чувашский и черемисский (современный – марийский).

В - годах была произведена реформа духовного образования . Согласно этой реформе, духовные учебные заведения были поделены на классы:

  1. Академии,
  2. Семинарии,
  3. Училища уездные,
  4. Приходские.

Выпускники академий должны были стать учеными богословами, которые должны были повысить уровень церковной науки. Семинарии готовили для Церкви приходское духовенство, а также для лучших воспитанников являлись подготовительными курсами перед поступлением в академии. Училища уездные и приходские должны были служить делу просвещения среди простого народа.

На основании этой реформы Казанская Духовная Академия 21 сентября года была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус Академии только у трех Высших Духовных Школ: Киевской , Московской и Санкт-Петербургской . В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию , сделав ее подотчетной Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В Казани духовая академия была вновь открыта году, когда была осознана потребность в наличии высшего духовного учреждения, которое бы занималось подготовкой кадров для осуществления миссионерской деятельности среди местного населения. Сразу же после открытия перед учебным комитетом академии встал вопрос о том, как и в каком соотношении на академическом курсе должны быть представлены светские и церковные предметы. Так как духовные академии XVII-XVIII вв. готовили научные кадры не только для Церкви, но и для государственной службы, поэтому воспитанникам преподавалось общее образование. С учреждением и развитием светских учебных заведений духовно-учебные заведения, в том числе и академии, должны были сделаться специальными заведениями для “образования благочестивых и просвещенных служителей Слова Божия”. Реформа духовного образования года не привела к полному преобразованию духовных академий в специальные духовные заведения. В 1860-х годах вопрос об изменении учебной программы вновь был поднят. Академический курс был разделен на три факультета: богословско-теоретический, исторический и философский. В году учебный план был вновь пересмотрен. Большинство богословских предметов стали общеобязательными, а к специальным были отнесены лишь немногие из наук богословских и общеобразовательных, с разделением их на два отделения. На последнем четвертом курсе академии преподавалось вдвое меньше лекций в сравнении с другими курсами для того, чтобы у студентов было больше свободного времени для написания курсовых работ и подготовке к лекциям.

Отличительной особенностью Казанской духовной академии было наличие еще и миссионерского отделения, на котором преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика.

Метод преподавания богословских наук в Казанской академии до половины годов сводился к тому, что до 1850-х годов отдавался приоритет теоретико-риторическому направлению. Благодаря этому методу, у некоторых менее способных богословов лекции по богословию носили такой смешанный характер, что по своему содержанию могли быть отнесены сразу к нескольким богословским наукам. Введение миссионерских предметов преподавания в году открыло перед студентами новое обширное поприще увлекательных занятий исторического и этнографического характера. Прибытие в Академию Соловецкой библиотеки доставило новый обильный материал для изучения русской церковной и гражданской истории. По распоряжению ректора студенты были приглашены описывать сборники и другие рукописи Соловецкой библиотеки, составляли реестры их содержания, и, увлекшись ими, тут же прочитывали то, что казалось им интересным. Этот простой факт близкого соприкосновения студентов с архивным материалом повлиял на возникновение среди студентов интереса к историческому знанию.

Исторический метод преподавания богословских наук получил положительную санкцию в уставе года, где внушалось преподавание догматического богословия с историческим изложением догматов.

Преподавание в Академиях осуществлялось по конспектам, утвержденным начальством. По уставу года профессор при открытии каждого курса должен был представить конспект и время, которое отводилось для преподавания данного предмета. Конспект подавался ректору, а последним по исправлении Правлению Академии на утверждение. Подлинные профессорские конспекты оставались в академическом Правлении на хранении, а профессору выдавалась для руководства копия с представленного им конспекта, утвержденного Правлением. Кроме того, посылалась копия со всех конспектов в комиссию духовных училищ для сведения. В конспектах профессоры указывали авторов или учебные книги, которым они следовали в своих лекциях. Конспекты преподавания и учебные руководства, одобренные комиссией духовных училищ и разосланные по Академиям, имели значение руководственное. Но в то же время они не исключали произвольный отход лектора от изложенного материала. Со времени действия устава года потеряли свою силу прежние распоряжения духовно-учебного управления об учебных пособиях в Академиях. Выбор учебных руководств с тех пор предоставлен профессорам.

В Казанской Духовной Академии было создано большое количество учебных руководств и пособий, которые были одобрены высшим духовно-училищным начальством и использовались во многих Духовных Учреждениях. Прежде всего, следует отметить труд профессора И. Я. Порфирьева “История русской словесности”, два раза удостоенный премии митрополита Макария и принятый с уважением знатоками как светской, так и духовной литературы; П. В. Знаменского “Руководство к Русской церковной истории”, представляющее из себя краткий, но связанный и осмысленный очерк предмета, также удостоенный премии митрополита Макария, а во втором издании он был одобрен в качестве пособия наставникам и воспитанникам семинарий; Н. И. Ивановского “Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических”. Следует также упомянуть о “Кратком курсе церковного права” профессора И. С. Бердникова , назначенном для руководства в приготовлении к экзаменам студентов Университета – юристов, но могущем оказать помощь и студентам Академии. Этот труд был удостоен неполной премии митрополита Макария.

Значительнейший вклад в русскую богословскую науку был внесен В. И. Несмеловым при написании им обширной работы, известной под названием “Наука о человеке”.

При Академии выпускался богословский журнал “Православный Собеседник ”, благодаря которому российская общественность могла знакомиться с новейшими исследованиями церковных деятелей и с современной жизнью Церкви.

Жизнь и быт студентов Казанской духовной академии регламентировался строгим распорядком. В будничные дни студенты вставали в семь часов утра, в половине восьмого совершалось утреннее молитвенное правило. В девять часов начинались занятия, которые продолжались до двух часов дня. В два часа совершался обед; с трех часов до шести у воспитанников было свободное время; с шести до девяти время отводилось на самоподготовку. В девять часов студенты ужинали, после чего совершались вечерние молитвы. До двенадцати часов все укладывались спать, после двенадцати свет в студенческих помещениях должен быть потушен. В воскресные и праздничные дни все воспитанники присутствовали на богослужении. Студенты соблюдали посты, а в первую и страстную седмицы Великого поста говели и приобщались Святых Таин. Студенты должны были держать себя “дружелюбно и предупредительно в отношениях к своим товарищам; посему не дозволяют себе действий, которые могут быть стеснительны для товарищей, каковы например: шум, пение, крики, музыка во время занятых часов; благообразное и благочинное пение, музыка, а также и гимнастические упражнения в академическом саду” дозволялись в свободное от занятий время. Особенно не могли быть терпимы шумные и пьяные компании. “Отлучки студентов из казенного общежития в учебные дни, хотя бы во время, свободное от учебных занятий, а равно и в праздничные, но не вакационные дни, отнюдь не должны быть разрешаемы далее одиннадцати или двенадцати часов ночи. Увольнения на ночь могут быть дозволяемы только по особо уважительным причинам, не иначе как с разрешения ректора”. На каникулярное время с 15 июня до 15 августа, с 22 декабря по 7 января и на Пасхальную неделю студенты имели право на отъезд домой. “Неопустительное посещение лекций составляет безусловную обязанность студентов, в исполнении которой произвол и свобода не должны быть терпимы”. Чтение книг и периодических изданий студентами должно было употребляться для более полного изучения преподаваемых наук и к духовно-умственному обогащению, а не к праздному или даже вредному препровождению времени. Поэтому литература “сомнительного содержания” не должна была быть в обращении у студентов.

Для вразумления и пресечения нарушений, совершаемых студентами, в Академии были разработаны ряд прещений, которые сводились к следующему: “Меры и взыскания за нарушение студентами установленных правил могут быть низшие и высшие. К первым относятся:

  • замечания помощника инспектора;
  • внушение и замечание инспектора;
  • лишение или сокращение отпуска из общежития;
  • выговор ректора;
  • выговор в присутствии Правления.

К вторым принадлежат:

  • понижение в годичном списке по успехам и поведению;
  • лишение казенного содержания или частной стипендии;
  • увольнение на год из Академии, с правом поступить в другое высшее учебное заведение вне г.Казани;
  • увольнение на один год с тем, чтобы не принимать ни в Казанскую Академию, ни в какое либо другое учебное заведение;
  • исключение из Академии с тем, чтобы в течение трех лет не принимать в другие учебные заведения, и притом не иначе, как под ответственностью начальства учебного заведения, которое решится принять исключенного, и с разрешения главного управления того ведомства, к коему учебное заведение принадлежит;
  • совершенное исключение из Академии”.

Революционные события года явились катастрофой для духовного образования в России. По богословским школам удар был нанесен уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”: “Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускаются”. Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу, а специальные богословские школы могли создаваться только заново, без предоставления им денежных средств и без права пользоваться учебными помещениями прежних академий, семинарий и духовных училищ, которые подлежали конфискации. Высшее церковное управление своим указом от 1 ноября года вынуждено было констатировать, что не располагает средствами для содержания духовных учебных заведений. Однако, профессура духовных академий предпринимала попытки в той или иной форме сохранить православные школы.

Перед угрозой прекращения существования Казанской духовной академии ее совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля года профессор К. В. Харлампович писал Н. Н. Глубоковскому , что “Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно”. Как и в Петрограде , большевистские власти не допустили слияния Казанской Академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем. О состоянии, в котором она оказалась к началу года, пишет ее последний ректор епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) все тому же профессору Н.Н. Глубоковскому: “Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии”. В марте года двадцать преподавателей Академии во главе с ректором епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) были арестованы за нарушение декрета об отделении Церкви от государства. Епископа Анатолия этапировали из Казани в Москву и заключили в Бутырскую тюрьму , остальных преподавателей освободили, приговорив к одному году концлагеря условно. И уже в ноябре академическая корпорация организовала во главе с профессором Казанской Академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным) . Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.

Администрация

Ректоры

Инспекторы

Помощники инспектора

  • Андрей Беневоленский (1844 - 1846)
  • Иоанн Гвоздев (18 марта 1848 - 30 сентября 1852)
  • Иоанн Знаменский (1880 - 1882)
  • Алексей Попов (1883 - ?)
    • Владимир Васильевский (1886 - 1893) и/д
  • Александр Вознесенский (16 декабря 1894 -
    • Вениамин Колокольцев (1893 - 1897) и/д
  • Сщмч. Иоасаф (Удалов) (3 октября 1911 - ?)
  • Варлаам (Пикалов) (12 сентября 1912 - 1913)

Преподаватели

Профессора

Доценты

Известные выпускники

  • 1799 - Мефодий (Орлов-Соколов) , еп. Нижегородский
  • 1846 - Бобровников Алексей Александрович , препод. КазДА; Владимирский Александр Поликарпович , ректор
  • 1848 - Порфирьев Иван Яковлевич , проф. КазДА
  • 1854 - Варсонофий (Охотин) , еп. Симбирский; Керский Сергей Васильевич , управляющий канцелярией Святейшего Синода
  • 1856 - Добротворский Иван Михайлович , проф. КазДА
  • 1860 - Знаменский Петр Васильевич , проф.
  • 1862 - Авраамий (Летницкий) , еп. Саратовский
  • 1864 - Бердников Илья Степанович , проф. КазДА
  • 1866 - Будрин Евлампий Андреевич , проф. КазДА
  • 1868 - Богородский Яков Алексеевич , проф. КазДА, Снегирев Вениамин Алексеевич , проф. КазДА
  • 1870 - Красносельцев Николай Фомич , проф. КазДА, Курганов Федор Александрович , проф. КазДА; Остроумов Николай Петрович ,
  • 1871 - Терновский Сергей Алексеевич , проф. КазДА
  • 1872 - Василий (Царевский) , еп. Старицкий, Гурий (Буртасовский) , еп. Симбирский
  • 1874 - Никифор (Асташевский) , митр. б. Новосибирский, Николай (Адоратский) , еп. Оренбургский, Снегирев Александр Алексеевич , духовный писатель
  • 1876 - Машанов Михаил Александрович , проф. КазДА
  • 1878 - Царевский Алексей Александрович , проф. КазДА, Знаменский Иван Степанович , проф. КазДА, Димитрий (Беликов) , б. архиеп. Томский, григор. митр., Николай Сердобольский , прот.
  • 1879 - Говоров Алексей Васильевич , проф. КазДА, Юнгеров Павел Александрович , проф. КазДА
  • 1880 - Борис (Плотников) , еп. Ямбургский
  • 1882 - Мефодий (Герасимов) , митр. Харбинский
  • 1886 - Иоаким (Благовидов) , архиеп. Ульяновский
  • 1887 - Алексий (Молчанов) , архиеп. Карталинский, экзарх Грузии; Нарбеков Василий Андреевич , проф.
  • 1890 - Соколов Иван Иванович , проф. СПбДа, историк церкви и византолог
  • 1891 - Мироносицкий Порфирий Петрович , литургист, церковный композитор, педагог, Алексий Дружинин , прот., проф.
  • 1892 - Иннокентий (Кременский) , еп. Вольский, Прокошев Павел Александрович , проф.
  • 1894 - Протопопов Василий Иванович , проф. КазДА; Родников Николай Павлович , проф. КазДА
  • 1895 - сщмч. Константин Богословский , прот., Покровский Иван Михайлович , проф. КазДА
  • 1896 - Вениамин (Муратовский) , б. архиеп. Рязанский, обн. митр. Московский; сщмч. Павел (Кратиров) , еп. Старобельский, Пантелеимон Жузе , препод. КазДА
  • 1897 - Нафанаил (Троицкий) , митр. б. Харьковский, Григорьев Иван Федорович , проф., Пономарёв Павел Петрович , проф.
  • 1898 - Макарий (Павлов) , еп. б. Владикавказский, обн. еп. Пятигорский, Николай Петров , прот.
  • 1899 - Киприан (Комаровский) , архиеп. Кировский, сщмч. Симон (Шлеев) , еп. Уфимский, Хрисанф (Щетковский) , еп. Елисаветградский
  • 1900 - Пахомий (Кедров) , архиеп. б. Черниговский
  • 1901 - сщмч. Прокопий (Титов) , архиеп. Одесский, исп. Амвросий (Хелая) , патр. Грузии, Пимен (Пегов) , архиеп. Подольский, Константин Григорьев , проф., Коблов Яков Дмитриевич , проф. КазДА, исламовед; Николай Писарев , прот., проф., Владимир (Путята) , б. еп., б. григор. митр. Томский
  • 1902 - Митрофан (Абрамов) , еп. б. Сумской, сщмч. Петр (Зверев) , архиеп. Воронежский, Николай (Кенарский) , еп. Лукояновский, Николай (Ипатов) , еп. Ижевский, Тарасий (Ливанов) , еп. Барнаульский, Иннокентий (Бусыгин) , б. еп. Каменский, григор. митр. Ростовский-на-Дону, Феодор (Поздеевский) , еп. Волоколамский
  • 1903 - сщмч. Амвросий (Полянский) , еп. Каменц-Подольский, Варсонофий (Лебедев) , архим., сщмч. Виктор (Островидов) , еп. Глазовский, Никольский Николай Васильевич , проф.
  • 1904 - сщмч. Иувеналий (Масловский) , архиеп. Рязанский, Василий (Павловский) , еп. Венский, Борис (Рукин) , григорианский митр., Полянский Евлампий Яковлевич , проф.
  • 1906 - сщмч.

Об учебном заведении

Казанская академия ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана - старейший в стране вуз ветеринарного профиля и крупный научно-исследовательский центр. Он ведет подготовку врачей-ветеринаров, зоотехников, специалистов пищевой промышленности и контроля качества.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана — правопреемник ветеринарного института. Ее история началась с указа императора России Александра II о создании учебного заведения в 1837 году. Сейчас Академия является старейшим вузом ветеринарного профиля в России, ее выпускниками стали десятки тысяч специалистов.

За годы существования академия приобрела мировую известность и признание, внеся большой вклад в подготовку ветеринарных врачей и зооинженеров для народного хозяйства, а также в развитие ветеринарной, биологической и сельскохозяйственной наук, в обеспечении научно-педагогическими кадрами зооветеринарных вузов страны.

Партнерство связывает вуз с немецкой службой академических обменов, американской университетской школой ветеринарной медицины, международной организацией по защите прав животных и другими.

Казанская ветакадемия обширна по студенческим внеучебным клубам и объединениям. Их можно разделить на несколько направлений: спортивное, творческое и волонтерское.

Работает спортивный клуб, на базе которого можно посещать бесплатные секции легкой и тяжелой атлетики, лыжной подготовки, борьбы, волейболу и баскетболу, футболу. Проводятся внутривузовские соревнования по игровым видам спорта, сборные академии по отдельным видам спорта принимают участие в соревнованиях Республиканского и федерального уровня.
Для тех, кто не только занимается спортом, но и поддерживает любимые команды, создан Фан-клуб спортивных болельщиков КГАВМ.

Творческий студенческий клуб включает в себя студии танцев, театралную студию, черлидинг, КВН, музыкальные и поэтические объединения.

Добровольческий отряд помогает проведению мероприятий различного масштаба, а также помогает детским домам, организациям по защите животных, имеет и отдельное донорское направление.

В Академии созданы все условия как для развития профессионала высокого уровня, так и для становления личности с широким кругозором, научным и человеческим потенциалом. Выпускники КГАВМ работают в ветеринарных учреждениях, на предприятиях и производствах сельского хозяйства, в государственных и муниципальных структурах.

Подробнее Свернуть

Четвертая Духовная академия в России. Здание Духовной академии расположено на Арском поле. Сейчас в этом доме N2 по улице Ершова находится городская клиническая больница N6.
Здание академии было возведено в 1846 году по проекту архитектора Александра Песке и представляет собой постройку позднего классицизма. Комплекс состоит из главного здания, двух флигелей и просторного парка. До революции академия занимала целый квартал, ограниченный в настоящее время улицами Ершова, Вишневского, Чехова и Шмидта.
Здание Казанской духовной академии по улице Арской (теперь ул. К. Маркса). Одна из старейших улиц города берет начало от юго-восточной башни Кремля и до Центрального парка им. А.М. Горького и далее переходит в улицу Н. Ершова. Улица Арская начиналась около Варваринской церкви, С XVIII века эти улицы становятся одними из самых респектабельных в городе, так как располагались в верхней, наиболее здоровой и удобной части города. К застройке привлекаются лучшие архитекторы. Здесь много учебных заведений, культовых зданий.
Здание Духовной академии в Казани было заложено 8 мая 1845 г.
Главный трехэтажный корпус размещался в парке с большим отступлением от красной линии улицы, выходил северным фасадом на улицу Арскую и отделялся от нее металлической оградой с кирпичными столбами. С восточной и западной сторон, по красной линии застройки, находятся два флигеля, возведенные в 1849 году под квартиры наставников. В 1887 - 1890 годах к главному корпусу с двух сторон были сделаны трехэтажные пристрои. Чуть позднее появились пристрои и к флигелям.
Здание, частично сохранившее внешний облик и интерьер, выполнено в характерных для середины XIX века строгих формах.
Академия была столь заметным явлением в Казани, что впоследствии место, где находилось это учебное заведение, дало название прилегающей слободе - Академической. Она не случайно была размещена на окраине - для воспитанников было важно отрешение от городской суеты.
В конце XIX века с восточной стороны слободы располагались два кирпичных завода, с южной - еще одно кирпичное производство. Улица, расположенная здесь, до недавнего времени называлась Кирпично-Заводской (накануне тысячелетия Казани она получила имя Хади Атласи (Атласов, 1876 - 1938) - историка, общественного деятеля, члена Общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете). С запада граница слободы проходила по улице Госпитальной (ныне Чехова), с севера находился сад Русская Швейцария (Центральный парк им. Горького).
В советские годы этот район сделался престижным. Здесь селились творческая интеллигенция, руководящая элита (в так называемых «обкомовских», позднее «совминовских» домах), а в последнее время - предприниматели и «новые русские».
1913 год, случилось важное для академии событие: как и университет, она удостоилась наименования императорской.
Православие получило распространение на территории Татарстана середины XVI века. Это важный раздел истории многонационального и многоконфессионального народа.
Созданная в 1555 г. Казанская епархия уже довольно быстро стала одной из крупнейших в России. Здесь были открыты монастыри (27 монастырей до 1917 г.) и 800 приходских храмов. Чудотворная Казанская икона Божьей Матери - одна из самых почитаемых церковных святынь, всероссийскую славу имеют и две другие чудотворные иконы - Седмиозерная (Смоленская) и Грузинская (Раифская).
С Казанской епархией связаны имена множества русских святых. Это первые казанские святители Гурий, Варсонофий, Герман, мученики Авраалит Болгарский, Иоанн, Петр и Стефан Казанские. Наиболее известен Гермоген - священник Николо-Гостинодворской церкви, в дальнейшем Казанский митрополит, патриарх-мученик и герой смутного времени в России, канонизирован в 1913 г. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), не принявший безбожную власть и принявший мученическую смерть. Его судьбу разделили многие сотни священнослужителей.
Вопрос о необходимости учреждения в Казани высшего духовного учебного заведения был поставлен еще в конце XVIII века. К тому времени Казань считалась центром религиозно-нравственного просвещения для всего обширного востока России, а основанная в ней еще в 1733 году духовная семинария получила настолько значительное развитие, что ее приравняли к Киевской и Московской семинариям.
С 1797 года Казанское духовное училище располагалось на территории Кремля в Спасо-Преображенском монастыре, а после, уже в качестве Духовной академии, переселилось во вновь построенные корпуса (1848 г.) на Арском поле.
В 1798 году Казанскую духовную семинарию по указу Павла I переименовали в академию. Поскольку она была высшим образовательным учреждением, ее можно считать первым казанским университетом. Располагалась академия неподалеку от Петропавловского собора и просуществовала до 1818-го, так и не сумев оправиться от крупного общегородского пожара, который случился тремя годами ранее.
Именно ее выпускником в 1799 году был знаменитый впоследствии ученый-востоковед, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук отец Иакинф (Никита Бичурин) (1777 - 1853) - основатель российской синологии (китаеведения).
В 1842 году по указу синода в Казани вновь была открыта Духовная академия. До 1844 года она размещалась в Спасо-Преображенском монастыре, позже - в Казанском подворье на улице Большая Проломная (ныне разрушенное здание гостиницы «Казань»). И только затем академия переехала в собственное здание на Арском поле. Здесь она находилась до августа 1917 года, когда была выселена Временным правительством. В здании разместились эвакуированный из Пскова кадетский корпус, а также военный госпиталь.
В 1917 - 1918 годах занятия с воспитанниками академии продолжались в других помещениях, в основном в здании духовной семинарии (нынешний геофак КГУ на ул. Кремлевской). В 1918 году в академии прошли последние выпускные экзамены и защита магистерских сочинений, выданы последние дипломы.
Казанская духовная академия - четвертая и последняя в России после Киевской, Московской и Петербургской. Количество студентов здесь в разные годы составляло от шестидесяти до трехсот. В их число принимались выпускники первого разряда (то есть отличники) из духовных семинарий Поволжья и Сибири, но часто и из других регионов. В академии училось немало иностранных студентов - представителей православных церквей из Австро-Венгрии, Болгарии, Греции, Сербии, Османской империи, Черногории и Японии. Абитуриенты сдавали сложные вступительные экзамены, срок обучения составлял четыре года. Большинство студентов не имели духовного звания, но были среди них и представители «белого» духовенства, и монахи. Многие принимали постриг в ходе обучения.
Академия была закрытым учебным заведением, студенты жили здесь же, в главном корпусе. Кроме аудиторий, в здании были предусмотрены столовая, комнаты для отдыха, занятий, а также церковь в честь Михаила-Архангела.
Самой большой достопримечательностью академии была библиотека, которая первоначально принадлежала Соловецкому монастырю и собиралась на протяжении многих столетий. Богатая библиотека Соловецкого монастыря, состоящая из 47 тысяч рукописей и старинных книг. Известно, что в нее вносили ценные дары первые лица государства. Например, Иван IV преподнес библиотеке монастыря рукописную «Историю иудейской войны» Иосифа Флавия (XVI в.).
В 1853 году началась Крымская война, события которой охватили пространство от южных границ империи до северных берегов. Была опасность обстрела монастыря английскими военными кораблями (и такой обстрел позднее действительно имел место). Поэтому православные иерархи приняли решение вывезти столь значимое духовное достояние с Соловков на материк. Библиотека по решению синода была переправлена в Архангельск и передана в Антониево-Сийский монастырь.
Вскоре архиепископ Казанский и Свияжский Григорий (Постников), прекрасно осведомленный о значении библиотеки Соловецкого монастыря, попросил синод передать ее часть в хранилище молодой Духовной академии в Казани. Синоду понравилась эта идея, и в 1855 году в Казань доставили 1515 рукописей и 83 старопечатных издания. Так город обрел бесценную коллекцию.
Позднее по спискам бывшей Соловецкой библиотеки было опубликовано множество памятников древнерусской письменности (например, «Просветитель» Иосифа Волоцкого, сочинения Максима Грека, Вассиана Патрикеева, старца Филофея, князя Андрея Курбского). В Казань для изучения древнерусской литературы приезжали исследователи со всех концов мира.
Духовная академия Казани осуществляла контроль над всеми низшими и средними религиозными заведениями от Н. Новгорода до Кавказа и по всей Сибири.
К сожалению, после революции библиотека была варварски разграблена и утрачена. Обучение в академии давало не только обширные знания, но и обеспечивало выпускникам хорошую карьеру - как минимум преподавателя духовной семинарии. Многие преподавали в вузах, гимназиях, служили в ведомствах народного просвещения и православного вероисповедания. Лучшие выпускники стали крупнейшими иерархами православной церкви (в XIX - начале XX веков академическое образование было обязательным для кандидатов на хиротонию, то есть посвящение в сан).
Священники с академическим образованием, как правило, скоро получали звание протоиерея и если не служили по учебной части, то становились настоятелями храмов. В Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX веков подавляющее большинство священников были выпускниками именно этой академии. Студенты и выпускники, постригшиеся здесь в монахи, как правило, становились со временем епископами.
В Казани в середине XIX века было более 100 монахов, 50 монахинь и 900 священнослужителей в 40 церквях и 4 монастырях.
25 июля 1842 года старая академия по указу синода была преобразована в Высшее учебное заведение (1842 - 1921). С первого года открытия в ней началось преподавание истории (русская, всеобщая, церковная). Почти все преподаватели стояли за «просвещение» нерусских народов. Церковные историки стали обращать внимание на освещение вопросов истории народной жизни.
Ректорами академии были почтенные люди, окончившие другие российские духовные академии и тоже ставшие епископами. Так, первый ректор архимандрит Иоанн (1842 - 1844 гг.), выпускник Киевской духовной академии, был впоследствии настоятелем крупного монастыря в Смоленске. Кстати, именно Иоанн добился от властей Казани решения строить собственное здание академии на Арском поле.
Академия была также крупнейшим научным центром в разных областях знания, среди ее преподавателей много видных ученых. Вот только некоторые из них: богословы, церковные правоведы и историки Александр Бухарев, Василий Миротворцев, Николай Ивановский, арабист и исламовед Гордий Саблуков, монголовед Александр Попов, тюрколог Николай Катанов, востоковед и этнограф Николай Ильминский, тюрколог, этнограф, историк народов Поволжья и миссионер протоиерей Ефим Малов... В академии преподавал видный публицист демократического направления Григорий Елисеев.
Работы историков города М.С. Рыбушкина, Н.К. Баженова, архимандрита Гавриила публиковались на страницах первых казанских газет и журналов: «Казанские известия», «Заволжский муравей». Большое значение для развития церковного исторического краеведения стало издание академией с 1855 года журнала «Православный собеседник», а с 1867 года - «Известий по Казанской епархии». На их страницах публиковались как крупные ученые, профессора Духовной академии, так и простые священники. Многочисленные работы, посвященные истории храмов, монастырей, религий, опубликовали Е.А. Малов. И.М. Покровский, Каменский (Никанор) и другие. В Казанской губернии к началу ХХ столетия служили 31 священник из татар-кряшен. С 1800 года в Казанской духовной академии введено изучение татарского языка. Преподавал этот предмет в 1800 - 1818 гг. А.А. Трояновский.
Надо отметить педагогическую деятельность историка Афанасия Прокопьевича Щапова (1831 - 1876).
Щапов родился в селе Анга Иркутской губернии в семье бедного дьячка. Мальчик рос в нищете. Учился в бурсе (закрытом учебном заведении), проявил удивительные способности и за казенный счет был переведен в духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1852 году. Затем его направили в Казанскую духовную академию, где готовили миссионеров для распространения православия среди восточных инородцев. Здесь он защитил диссертацию «Русский раскол старообрядства» и как лучший из выпускников был оставлен при кафедре русской истории.
Наряду с чтением лекций Щапов принимал активное участие в организации воскресных школ, хлопотал об учреждении общества распространения грамотности. Под влиянием передовых идей окончательно сформировались его демократические взгляды.
Лекции Щапова имели ошеломляющий успех. В одной из них он говорил о будущей России как о федерации отдельных областей.
События, произошедшие в селе Бездна Спасского уезда, перевернули всю его жизнь. Напомним, что весной 1861 года там собралось около пяти тысяч крестьян, так как разнесся слух, что «царский посол» будет объявлять «настоящую волю». На подавление стихийного крестьянского выступления были направлены войска. Их командующий дал приказ стрелять в безоружных. При этом пострадали более 350 человек, 57 из них были убиты.
Когда весть о кровавой расправе над крестьянами достигла Казани, студенты университета и Духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Щапов со слезами на глазах произнес пламенную речь в память об убиенных. Казанские власти, опасаясь выступлений демократического студенчества, поначалу не решились арестовать ученого. Но вскоре повод представился, и после проведенного следствия Афанасий Прокопьевич был сослан в Сибирь. Правительство строжайше запретило Щапову жить поблизости от крупных культурных центров, что морально сломило его. Горожане увековечили имя благородного соотечественника в названии одной из улиц в центре Казани.
Среди выдающихся ученых Духовной академии выделяются: П.В. Знаменский, Н.И. Ильминский, Ф.А. Курганов, Е. Малов, В.И. Несмелов, Н.В. Никольский, Я.Я. Порфирьев, К.В. Хорлампович.
Петр Васильевич Знаменский (1836 - 1917), доктор богословия, был председателем комиссии по описанию рукописей Соловецкой библиотеки. Всего было описано около 700 рукописей.
В 1892 году Казанской духовной академии исполнилось 50 лет. Ученый совет поручил профессору Знаменскому написать ее историю. Восторженную оценку «Истории» дали многие ученые, философы. Он был избран доктором Московского университета, членом-корреспондентом Петербургской академии наук, доктором истории Казанского университета, пожизненным членом Московского общества истории и древностей. Все четыре российские Духовные академии удостоили его звания почетного доктора. Он, бывший полуголодный бурсак, превратился в гражданского генерала, действительного статского советника.
Петру Васильевичу не довелось дожить до трагической развязки исторической российской драмы. Он скончался 2 мая 1917 года.
В соответствии с Декретом 1918 года «Об отделении церкви от государства» академия утратила статус учебного заведения, но продолжала действовать вплоть до 1920 года, присваивала учебные степени, а занятия проходили в Иоанно-Предтеченском монастыре и на квартирах профессоров.
Академия прекратила существование в апреле 1921 года, когда ректор Анатолий (Грисюк) и 32 преподавателя были арестованы и сосланы.
После Гражданской войны комплекс бывшей академии поочередно занимали Восточный коммунистический университет, Институт повышения квалификации партийных работников, партшкола (совпартшкола), в годы Великой Отечественной войны - эвакогоспиталь, и снова, до 1961 года, партшкола. Затем здание было передано для организации лечебного учреждения - городской клинической больнице N6 (муниципальное учреждение здравоохранения).
Преемница академии - духовная семинария - возобновила работу, но в другом месте - возле храма Во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, в доме на улице Челюскина, 31а.

Борис МИЛИЦЫН.

Казанская духовная академия — высшее духовное учебное заведение Российской империи, располагавшееся в Казани. Существовало в 1797—1818 и 1842—1921 годы.

История

Духовные школы в Казани в XVIII веке

Основанная в 1723 году в Казани, архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 году в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки. В силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.

Казанская духовная академия (1797—1818)

Вопрос о необходимости учреждения в Казани высшего духовно-учебного заведения был поставлен ещё в конце XVIII века. Дело в том, что Казань уже в то время получила значение центра религиозно-нравственного просвещения для всего обширного востока России, а Казанская духовная семинария получила настолько значительное развитие, что её приравнивали к Киевской и Московской академиям; к тому же на практике сказалось неудобство управления из далёкой по условиям сообщений того времени Москвы духовно-учебными заведениями восточной России. В видах всего этого Казанская духовная семинария указом от 18 декабря 1797 году была переименована в академию.

Для пополнения образования воспитанники академии посещали Казанский университет, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в академии.

Таково было происхождение так называемой старой казанской духовной академии, просуществовавшей до 1818 года. Совершившееся в царствование Императора Александра I (в 1808 и 1810 годах) преобразование духовно-учебных заведений, по плану которого в России предполагалось сохранить все существовавшие в то время четыре духовные академии, в том числе и казанскую, Казани, однако, не коснулось. Без достаточных материальных средств и без достаточных сил преподавательских эта старая академия влачила своё более нежели скромное существование.

21 сентября 1818 года Казанская Духовная академия была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус академии только у трёх высших духовных школ: Киевской, Московской и Санкт-Петербургской. В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Возрождение Казанская духовная академии в 1840-е годы

Отдаленность Казани от других центров духовно-религиозного просвещения, а в особенности важное значение этого города в миссионерском отношении к концу 1830-х годов снова выдвинули вопрос о необходимости учреждения здесь высшего духовного учебного заведения, которое могло бы сделаться центром духовного просвещения и приготовления миссионеров для всего восточного края и Сибири. Особенно горячо взялся за осуществление этой идеи тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода граф Николай Протасов.

25 мая 1842 года состоялось Синодальное предположение об учреждении в Казани духовной академии на 60 воспитанников, которое и удостоилось Высочайшего утверждения, а 30 июня 1842 года воспоследовал и Высочайший именной указ об учреждении в Казани духовной академии.

По сношению графа Протасова с казанским архиепископом Владимиром и с военным губернаторам Шиповым, немедленно же преступлено было к избранию места для сооружения здания академии, которое и было выбрано на Арском Поле, за военным госпиталем и против урочища, известного под названием «Русской Швейцарии». Составлен был избирательный комитет, объявлены торги на поставку материалов и на производство работ, и 8 мая 1845 года состоялась торжественная закладка нынешнего здания академии.

Казанскую духовную академию решено были открыть, не дожидаясь окончания постройки проектированного для неё собственного здания на Арском Поле, и на первое время новое учебное заведение приютилось в помещениях Спасо-Преображенского монастыря, в стенах которого 8 ноября 1842 года и состоялось торжественное открытие академии — день, который впоследствии являлся днём ежегодного торжественного академического акта.

В комплект студентов академии в первый год существования её зачислено было 33 воспитанника, в числе которых находились покойный директор местной учительской семинарии, известный миссионер Николай Ильминский и протоиерей Александр Владимирский (профессор богословия в казанском университете, а затем ректор академии) — студенты первого выпуска 1846 года.

Общий строй академической жизни определялся уставом 1814 года, общим для всех духовных академий; отличительную черту составляло вызванное местными потребностями преподавание языков турецко-татарского, арабского, монгольского и калмыцкого.

В Спасо-Преображенском монастыре академия пробыла менее года; в 1843 году под помещение её наняты были верхние два этажа только что отстроенного после пожара каменного дома купца Мельникова, на Большой Проломной улице.

Здание духовной академии, заложенное на Арском Поле, строилось и отделывалось в течение трёх лет, и только летом 1848 года казанская духовная академия переведена в новое, собственное, помещение, в котором 8 ноября этого года уже праздновала обычный годичный акт свой.

Казанская духовная академия во второй половине XIX века

В 1854—1855 годы, в период правления архиепископа Казанского и Свияжского Григория (Постникова), в академии были открыты миссионерские отделения, направленные на просветительскую работу в среде старообрядцев («противораскольничье»), мусульман («противомусульманское»), буддистов («противобуддийское»), а также марийских и чувашских язычников.


В 1855 года на хранение в Казанскую духовную академию была сдана выдающаяся библиотека Соловецкого монастыря, когда Соловецкой обители угрожала вошедшая в Белое море английская эскадра. В дальнейшем эта библиотека, заключающая в себе множество важных в научном отношении рукописей, так и осталась при академии, послужив членам её материалом для целого ряда ценных ученых трудов и монографий, не говоря уже о предпринятом академиею научном описании сокровищ этой библиотеки. Заслуживает внимания и фундаментальная библиотека академии, отличающаяся своею полнотою и, в особенности, образцовым устройством и порядком.

С 1855 года казанская академия издавала и свой собственный учёный журнал — «Православный Собеседник», за время существования которого там было опубликовано немало материалов и исследований по богословским, историческим и словесным наукам.

По уставу 1884 года в академии Казанской полагается группа предметов миссионерских, подразделяющаяся на отделы татарский и монгольский.

В 1892 году академия праздновала 50-летие своего существования; к этому торжеству профессором её Петром Знаменским была изготовлена обширная и обстоятельная история этого учебного заведения.

Казанская духовная академия в XX веке


В августе 1917 года Казанская духовная академия была выселена Временным правительством из здания на Арском поле. В здании разместились эвакуированный из Пскова кадетский корпус, а также военный госпиталь.

В 1917—1918 годах занятия с воспитанниками академии продолжались в других помещениях, в основном в здании духовной семинарии (нынешний геофак КГУ на ул. Кремлёвской).

Перед угрозой прекращения существования Казанской Духовной академии её совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля 1918 году профессор Константин Харлампович писал Николаю Глубоковскому, что «Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно». Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем.

В 1918 году в академии прошли последние выпускные экзамены и защита магистерских сочинений, выданы последние дипломы. О состоянии, в котором академия оказалась к началу 1919 года, её последний ректор, епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), писал: «Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии».

В марта 1921 года был арестован ректор академии епископ Анатолий (Грисюк) и 20 её преподавателей. В ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской академии и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.

Попытки возрождения

В июне 2014 года новый ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев) рассказал, что есть благословение Патриарха Кирилла всесторонне изучить вопрос о возрождении Казанской духовной академии, отметив, что предпосылки для возрождения академии существуют.

Прибывший в июле 2015 года в Казань митрополит Феофан (Ашурков) :

Это не только моё желание, это наша церковная боль, что мы до сих пор ещё не возродили Казанскую духовную академию, которая действительно занимала особое место в жизни не только Русской Православной Церкви, не только в научном сообществе, но, я бы сказал, и на межправославном, международном уровне. Поэтому очень важно возродить и прерванную традицию, и духовную жизнь, и научную деятельность, и, как вы говорите, педагогическую, просветительскую. <…>

Ректоры

  1. Сильвестр (Лебединский) (25 июля 1797—1799)
  2. Ксенофонт (Троепольский) (24 августа 1799 — 15 января 1800)
  3. Антоний Соколов (1800 — 1808)
  4. Епифаний (Канивецкий) (6 февраля 1808 — 18 марта 1816)
  5. Афанасий (Протопопов) (18 марта 1816 — 28 июля 1817)
  6. Феофан (Александров) (1817—1818)
  7. Иоанн (Оболенский) (1 июля 1842 — 1 мая 1844)
  8. Григорий (Миткевич) (5 мая 1844—1851)
  9. Парфений (Попов) (29 февраля 1852—1854)
  10. Агафангел (Соловьёв) (20 января 1854—1855)
  11. Иоанн (Соколов) (1857—1864)
  12. (1864—1868)
  13. (29 июля 1868—1871; со 2 июня по 28 июля 1870 года и.о. ректора был И. П. Гвоздев)
  14. (1871—1895)
  15. архимандрит Антоний (Храповицкий) (1895—1900)
  16. Алексий (Молчанов) (20 июля 1900 — март 1905)
  17. Алексий (Дородницын) (август 1905—1912)
  18. Анастасий (Александров) (15 февраль 1912—1913)
  19. (30 мая 1913 — 1922)

Инспекторы

  1. Серафим (Аретинский) (1 июля 1842 — 21 августа 1846)
  2. Паисий (Пылаев) (7 апреля 1853 — май 1854)
  3. Серафим (Протопопов) (7 июля 1854 — 11 октября 1855)
  4. Феодор (Бухарев) (октябрь 1855 — январь 1858 )
  5. Вениамин (Благонравов) (21 января — 22 апреля 1858)
  6. Филарет (Филаретов) (1858 — 1859)
  7. Вениамин (Быковский) (18 июля 1864 — 3 апреля 1867)
  8. Иоанн Гвоздев (21 июня — 2 октября 1869), и/о
  9. Иоанн Гвоздев (2 октября 1869 — 1872?)
  10. Илия Бердников (декабрь 1872 — декабрь 1876 )
  11. Василий Миротворцев (1881 — 1884?)
  12. Антоний (Вадковский) (8 ноября 1884 — 1885)
  13. Николай Беляев (1885 — 22 сентября 1894)
  14. Николай Виноградов (12 декабря 1894 — 27 июня 1911)
  15. Анастасий (Александров) (13-26 июля 1911 — 9 февраля 1912)
  16. Гурий (Степанов) (26 мая 1912 — 1918)
  17. Феофан (Моисеев) (1918 — 1919 )
  18. Помощники инспектора
  19. Андрей Беневоленский (1844 — 1846)
  20. Иоанн Гвоздев (18 марта 1848 — 30 сентября 1852)
  21. Иоанн Знаменский (1880 — 1882)
  22. Алексей Попов (1883 — ?)
  23. Владимир Васильевский (1886 — 1893) и/д
  24. Александр Вознесенский (16 декабря 1894 -
  25. Вениамин Колокольцев (1893 — 1897) и/д
  26. Сщмч. Иоасаф (Удалов) (3 октября 1911 — ?)
  27. Варлаам (Пикалов) (12 сентября 1912 — 1913)

Преподаватели

Профессора

  1. Епифаний (Саввич-Канивецкий) (1808 — 1816)
  2. Воскресенский Иван Степанович (1809 — 1837)
  3. Григорьев Василий Дмитриевич (1809 — 1841)
  4. Холмогоров Михаил Семенович (9 октября 1842 — 1845 )
  5. Беневоленский Андрей Игнатьевич (16 сентября 1844 — 26 апреля 1857 )
  6. Серафим (Протопопов) (11 июля 1851 — ?)
  7. Вениамин (Благонравов) (21 апреля 1857 — 21 января 1858)
  8. Гвоздев Иван Петрович (1857 — 1873)
  9. Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 — 31 марта 1864)
  10. (1863 — ?)
  11. Добротворский Иван Михайлович (12 ноября 1864 — 27 апреля 1865 )
  12. Владимир (Никольский) (1867 — 10 июля 1869)
  13. Гренков Александр Иванович (7 ноября 1867 — ?)
  14. (1871 — 1886)
  15. Красин Михаил Яковлевич (? — 1877)
  16. Будрин Евлампий Андреевич
  17. Беляев Николай Яковлевич (1879 — 1885)
  18. Снегирев Вениамин Алексеевич (5 октября 1841 г. — 1889)
  19. Миротворцев Василий Васильевич
  20. Богородский Яков Алексеевич (1882 — ?)
  21. Гусев Дмитрий Васильевич (1885 — ?)
  22. Бердников Илья Степанович (1885 — 1895, с 1895 — сверхштатный)
  23. Гренков Александр Иванович
  24. Богословский Михаил Иванович (21 января 1886 — 3 июля 1915)
  25. Машанов Михаил Александрович (1887 — 1910, с 1910 — сверхштатный)
  26. Гусев Александр Федорович (8 марта 1889 — июль 1902)
  27. Волков Андрей Кононович
  28. Некрасов Александр Александрович
  29. Виноградов Николай Петрович (12 декабря 1894 — 3 марта 1908) и/д
  30. Попов Алексей Васильевич (1895 — 9 ноября 1909)
  31. Несмелов Виктор Иванович (14 декабря 1895 — 1920)
  32. Нарбеков Василий Андреевич (1897 — ?)
  33. Потехин Александр Николаевич
  34. Юнгеров Павел Александрович
  35. Писарев Леонид Иванович (1899 — ?)
  36. Благовидов Федор Васильевич (10 июля 1899 — не ранее 1911)
  37. Родников Николай Павлович (1902 — 1912)
  38. Дружинин Алексей Иванович (5 апреля 1902 — не ранее 1 октября 1915)
  39. Керенский Владимир Александрович (1902 — 1917)
  40. Протопопов Василий Иванович (19 декабря 1904 — не ранее 1918)
  41. (1908 — 1921)
  42. Григорьев Константин Григорьевич
  43. (1908 — 1921)
  44. Виноградов Николай Петрович (3 марта 1908 — ноябрь 1910)
  45. (19 августа 1909 — ?)
  46. Анастасий (Александров) (1910 — ?)
  47. Полянский Евлампий Яковлевич (1910 — ?)
  48. (29 сентября 1910 — ?)
  49. Григорьев Иван Федорович (14 января 1913 — ?)
  50. (? — 1916)
  51. Касторский Александр Петрович (? — 1921)
  52. Лапин Павел Дмитриевич (1914 — ?)
  53. Васильевский Михаил Николаевич (4 ноября 1915 — ?)
  54. Катанов Николай Федорович (1915 — ?)
  55. Иванов Михаил Григорьевич (1916 — ?)
  56. Лебедев Александр Васильевич (1916 — 1921)
  57. Коблов Яков Дмитриевич (1917 — 1918 )