Духовные академии русской православной церкви

Московская духовная Академия, пребывающая в обители преподобного Сергия, открыта через пять с половиною лет после смерти великого представителя старого образования - митрополита Платона, на место которого вскоре вступил великий представитель образования нового в лице митрополита Филарета. В Академии Петербургской в 1814 году оканчивался первый курс, долженствовавший дать наставников для других, и для Семинарий, подлежавших реформе по новому проекту образования. После окончательного устройства Петербургской Академии введение нового Академического образования, по мысли высшего духовного начальства, должно было последовать в пределах древней столицы государства - Москвы, в которой отживала свой долгий век старая Академия - Славяно-греко-латинская.

Троицкая лаврская семинария

Троицкая лаврская семинария была основана по решению императрицы Анны Иоанновны 1738 года в стенах Троице-Сергиевой Лавры в 1742 году . Первые занятия начались 2 октября 1742 года. Первыми преподавателями были Семен Метенский и Иван Лелеяцкий.

Первоначально руководство и попечение семинарией возлагалось на наместника Лавры.

С 1742 года руководство семинарией было поручено интенданту Кириллу Ивановичу Павловскому (был нечто вроде инспектора и управляющего делами).

Славяно-греко латинская академия

Цветущий период академии - 1775-1814 гг., под протекторатом митрополита света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена. Для преподавания в неё были переведены 3 преподавателя из Славяно-греко-латинской академии . Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык . Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов». В Троице-Сергиевой лавре академия оставалась до 1919 года: вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. Формально академия была переведена в Москву, где занятия со студентами «частным порядком» проходили до конца 1920-х годов.

В 1944 году открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве. В 1946 году Московский православный богословский институт был преобразован в Московскую духовную академию с четырёхлетним курсом обучения, которая размещалась первоначально в помещениях Новодевичьего монастыря . В 1947 году Московской патриархии была передана часть зданий Троице-Сергиевой Лавры, а в 1949 году туда были возвращены духовная академия и семинария. 21 мая 1955 года Патриарх Алексий I освятил восстановленный Покровский академический храм, и с 1955/1956 учебного года возобновилась традиция проводить годичный акт академии в день престольного праздника её храма, 14 (1) октября.

Огромное значение приобрёл Заочный сектор при МДА, открытый в 1964 году (вместо ликвидированного несколькими годами ранее подобного сектора при Ленинградской духовной академии и семинарии), через который прошла едва ли не основная часть духовенства.

Современное состояние

Библиотека

В академической библиотеке хранится значительное число старинных рукописей , преимущественно славянских.

Научная работа Издательская деятельность

Академии духовные православные

Литература:

  • Иером. Макарий Булгаков, «Ист. Киевской духовной академии» (С.-Петерб. 1843),
  • В. Аскоченский , «Киев с древнейшим его училищем академиею» (ч. I-II, Киев, 1856);
  • его же «История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году» (С.-Петерб., 1863);
  • И. И. Малышевский , «Историческая записка о состоянии Киевской дух. академии в минувшее пятидесятилетие» («Труды Киев. дух. акад.», 1869 г., т. IV);
  • Н. И. Петров, «О словесных науках и литературных занятиях в Киев. дух. академии от начала ее до преобразования в 1819 г.» («Труды К. д. акад.» 1866-1868 гг.);
  • М. Линчевский , «Педагогия древних братских школ и преимущественно древней Киевской академии» ("Труды К. д. акад. 1870 г.);
  • С. Голубев , «История Киевской духовной академии, вып. 1; период домогилянский» (Киев, 1886).

Московская духовная академия

В истории ее различаются четыре периода. В г. явились в Москву Иоанникий и Сафроний Лихуды и открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском школу, в которой преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Это была в зародыше Славяно-греко-латинская академия с схоластическим направлением преподавания. Начало школы совпадает со временем известного спора о пресуществлении св. даров, в котором видную роль играли ее организаторы; памятниками их полемической и учебной деятельности служат многочисленные сочинения (Ф. Г. Миркович , «О времени пресуществления св. даров. Спор, бывший в Москве, во второй половине XVII в.». Вильна ). Место Лихудов в школе заняли ученики их - Николай Семенов и Федор Поликарпов; латинский язык был изгнан из школы. Но с переходом школы в ведение Палладия Роговского академия склоняется к западному просвещению и остается таковою во все продолжение второго периода (1700-1775). Сам руководитель школы окончил образование на Западе и был некоторое время униатом; этому направлению содействовала и воля Петра I, и сочувствие образованных людей того времени (Стефан Яворский) к западному образованию. Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; науки преподавались на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал гл. обр. за наставниками и преподаванием, второй - за учениками. Предметы преподавания: богословие , философия по Аристотелю , физика , метафизика , психология , метеорология , риторика . Наставники академии, кроме преподавания, производили испытание лицам, определяемым на священно- и церковнослужительские места, проповедовали, равно как и ученики богословия, в церквах; проповеди эти не свободны от приемов схоластических, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712-1747 г.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры. Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Даровитейшие проходили академический курс в 12-13 лет; иные же в продолжение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет. В этой академии получили, образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт Горский, Бантыш-Каменский, кн. А. Д. Кантемир, Костров, Ломоносов . - Цветущий период академии - 1775-1814 гг., под протекторатом митр. Платона. Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия , физика в новой постановке, история философии , медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много ученых людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Maтериальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса , библиотека увеличена. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и ученых, вышедших из этой академии, свидетельствует о ее благоустройстве во времена митр. Платона.

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Московская духовная академия - первая высшая школа России и крупнейший центр развития православной науки и образования в Русской Православной Церкви .

Московская духовная академия на протяжении своей трехсотлетней истории является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви. Основана Академия в году по благословению Патриарха Московского и всея России Иоакима . Ее возглавили два известных греческих богослова - братья Иоаким и Софроний Лихуды , прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов . Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего духовного учебного заведения. Сразу же после их приезда, в году начались занятия в древнем московском Богоявленском монастыре . В этом же году было начато строительство нового здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием "Заиконоспасского ", по месту его нахождения "за иконным рядом". Уже на следующий год в этот монастырь перемещаются братья Лихуды со своими учениками.

В результате предпринятой в начале XIX века реформой церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской Духовной Академии. Решением Святейшего Синода , по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) , Академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру .

После преобразования Академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы - 1 октября года. Местопребывание Московской Духовной Академии в стенах обители, основанной преподобным Сергием Радонежским , издревле особо почитаемым в Русской Православной Церкви, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) . С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал развитию богословской мысли в Академии.

В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором Академии архимандритом Филаретом (Гумилевским) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским , благодаря самоотверженным трудам которого уникальные источники отечественной истории и культуры стали доступными во всех четырех Духовных Академиях Русской Православной Церкви, куда были переданы древние рукописи из основных монастырских хранилищ. Годы его ректорства ( -) считаются золотым временем Московской Духовной Академии.

Наряду с историческим направлением в Московской Духовной Академии складывается направление христианской метафизики, онтологии и истории философии, чем Академия по праву заслужила наименование "школы верующего разума. Традиции этой школы были заложены выдающимся философом протоиереем Феодором Голубинским (1818-1854) и получили дальнейшее развитие в трудах профессора В. Д. Кудрявцева-Платонова (1828-1891), профессора А. И. Введенского (1861-1913) и профессора священника Павла Флоренского (1882-1937).

Во второй половине XIX - начале века в истории Академии известно много новых имен почти во всех областях богословского знания. Особенно значительные достижения были в области изучения Священного Писания и в развитии церковно-исторической науки. Приобрели широкую известность труды профессора М. Д. Муретова (1851-1917), профессора Г. А. Воскресенского (1849-1918), профессора В. О. Ключевского (1841-1911), профессора А. П. Лебедева (1845-1908), академика Е. Е. Голубинского (1834-1912).

Во всем многообразии научных интересов, методов, поисков отмечается единая традиция, сообщившая удивительную целостность и своеобразие Московской духовной академии. Верность этой традиции она хранит и поныне.

Московская духовная академия издает Богословский вестник и студенческий православный журнал «Встреча» .

Ректоры

Известные выпускники

  • 1824 - Афанасий (Дроздов) , архиеп. Астраханский
  • 1844 - Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , еп. Угличский
  • 1848 - Григорий (Медиоланский) , еп. Пензенский
  • 1854 - Алексий (Лавров-Платонов) , архиеп. Виленский
  • 1856 -

Адрес: 191167, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 17.

Ректор: архиепископ Петергофский Амвросий.

Правящий архиерей: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.


Санкт-Петербургская православная духовная академия - высшее учебное заведение Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Духовная академия осуществляет подготовку свщенно- и церковнослужителей РПЦ МП, преподавателей и научных сотрудников в сфере духовного образования, работников различных синодальных учреждений РПЦ МП и других церковных структур.

В семинарию (бакалавриат) на очную форму обучения принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте от 16 до 35 лет, имеющие полное среднее образование. Для поступления необходим опыт церковной жизни и рекомендация духовника, заверенная правящим архиереем. Студенты семинарии (бакалавриата) изучают богословские, библейские, церковно-исторические и церковно-практические дисциплины, приобретают навыки правильного и благоговейного совершения богослужения, осуществления пастырского душепопечения, знакомятся с практикой социальной работы.

Срок обучения: 4 года.

Формы обучения: очная и заочная (для лиц в священном сане). Студентам предоставляется общежитие и бесплатное питание. Итогом обучения в семинарии (бакалавриата) яв­ляется защита работы с присвоением квалификации бакалавра.

Академия (магистратура) состоит из четырех отделе­ний: богословского, библейского, церковно-исторического и церковно-практического. Обучение очное; для лиц в священном сане возможно заочное обучение на церковно-практическом отделении.

Срок обучения: 2 года. Студентам предоставляется общежитие и бесплатное питание.

Итогом обучения в магистратуре является защита магис­терской работы. Лучшим выпускникам магистратуры предоставляется возможность поступления в аспирантуру для написания кандидатской диссертации.

Аспирантура Санкт-Петербургской православной духовной академии является подразделением академии, осуществляющим подготовку научно-педагогических и научных кадров, а также предоставляющим возможность повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в системе послевузовского профессионального образования.

Срок обучения: 2-3 года.

История Санкт-Петербургской православной духовной академии начинается со времен Петра Великого. Новая столица Российского государства – град святого апостола Петра – созидалась вокруг двух центров: Петропавловской крепости – оплота государственности и Александро–Невского монастыря – твердыни духовной. Именно здесь, в стенах первой Петербургской обители, по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) в 1721 году была открыта Славянская школа.

В 1726 году при императрице Екатерине I Славянская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. Если Славянская школа давала лишь элементарную грамотность, то семинария уже имела целью давать будущим служителям Церкви серьезное, по тем временам, общее и богословское образование. По распоряжению начальства или по собственному желанию многие выпускники Славяно-греко-латинской семинарии поступали далее в другие высшие и средние учебные заведения, в частности, в учрежденные в 1724 году указом Петра I Гимназию и Университет при Академии наук. Выпускники Духовных школ стали основой университетского студенчества нашей страны.

В 1761 году Святейший Синод дал разрешение выпускникам семинарии на обучение медицине заграницей с выплатой им двойного жалования.

В 1786 году в царствование императрицы Екатерины II было решено учредить народные училища во всех губерниях Российской империи. Они делились на главные и малые. Главные создавались в каждом губернском центре, малые – по необходимости и возможности в небольших городах. В соответствии с этим митрополит Гавриил (Петров) ходатайствует о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. Согласно Указу Святейшего Синода, в 1788 году в столичную Главную семинарию стали посылать учиться лучших воспитанников почти из всех епархиальных семинарий. Новгородская семинария была переведена в Александро-Невский монастырь.

В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую Лавру, а Александро-Невская Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую академию.

После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Она располагалась по-прежнему в Александро-Невской Лавре. Первым ректором СПбДА был архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов), первым ректором семинарии - архимандрит Анатолий (Максимович), ректором Александро-Невского училища - московский выпускник иеромонах Филарет (Дроздов), занимавший одновременно пост инспектора в Духовной семинарии. Став ректором академии в 1812 году, архимандрит Филарет, будущий святитель Московский, положил особенно много трудов на созидание духовного образования. Академия является его детищем.

Расширение и реформа Духовной академии потребовали отдельного здания. 10 июня 1817 года митрополитом Амвросием была освящена закладка академического корпуса. Его построили в 1817-1821 годах на церковные средства и на лаврской территории рядом с Феодоровским корпусом.

С 1 марта 1809 года начинается история Санкт-Петербургской духовной семинарии - среднего духовно-учебного заведения. В 1841 году семинария также переводится за стены Лавры в специально построенное здание, в котором размещается и поныне. В 1886-1887 годах по центру Семинарского здания со стороны двора была сделана трехэтажная пристройка, куда переместили церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и освятили ее в 1888 году.

За многие миссионерские труды и высокую праведную жизнь был канонизирован выпускник академии 1860 года апостол Японии свт. Николай (Касаткин) (1836 – 1912). Среди выпускников СПбДА - великий молитвенник, замечательный проповедник, пастырь-благотворитель святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 – 1909).

После Октябрьской социалистической революции 1917 года, вскоре, в 1918 году, Духовные школы были закрыты.

Академические традиции еще некоторое время продолжали существовать в Петроградском богословском институте, который был создан в 1920 году и закрыт в 1923 году.

Во время Великой Отечественной войны в помещениях семинарии работал госпиталь, а в здание попала авиабомба. Все страшные дни блокады митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) оставался со своей паствой под бомбежками и артобстрелами в голодном и холодном граде святого апостола Петра.

10 апреля 1945 года состоялась встреча Патриарха Алексия I, митрополита Николая (Ярушевича) со Сталиным. На встрече обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви на завершающем этапе Великой Отечественной войны, расширением сети духовно-учебных заведений и церковно-издательской деятельностью. В ноябре того же года в Ленинграде открываются Богословско-пастырские курсы.

Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария переформирована указом Святейшего Патриарха из Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии.

С 1946 года и по настоящее время С-Петербургские духовные академия и семинария осуществляют свою деятельность в здании бывшей Петроградской духовной семинарии.

За минувшие 60 лет из стен этого духовного вертограда вышло много архипастырей и пастырей, профессоров и преподавателей, которые несли в течение последних десятилетий свое служение в Церкви Христовой.

С 1995 года СПбПДА находится под архипастырским попечением Постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова). Митрополит Владимир окончил ЛДА в 1958 году, был оставлен при ней профессорским стипендиатом, а затем преподавателем Священного Писания Ветхого Завета. Ныне митрополит Владимир является Почетным членом академии.

Решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2008 года епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Петербургских духовных школ назначен Преосвященнейший Амвросий (Ермаков).


Сокращенное наименование Санкт-Петербургские духовные школы или СПбПДА (СПбДА).

СПбПДА состоит под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, осуществляемым через Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви; финансируется из средств Московской Патриархии.

СПбПДА включает в себя академию, семинарию, аспирантуру, регентское отделение,иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Небесный покровитель Санкт-Петербургских Духовных школ – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Ежегодно в день памяти святого апостола - 9 октября - совершается праздничное богослужение и проводится торжественный акт.

Главой Санкт-Петербургской православной духовной академии является ректор - епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков), викарий Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия. Ректор Санкт-Петербургских духовных школ назначается на должность указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви.

Ректором утверждается внутренний распорядок и регламент работы, полномочия структурных подразделений и должностные обязанности работников Санкт-Петербургской духовной академии, семинарии, Регентского и Иконописного отделений, Факультета иностранных студентов. В пределах своей компетенции ректор издает приказы, распоряжения, указания, обязательные для исполнения работниками различных подразделений Санкт-Петербургской православной духовной академии.

Главным совещательным органом Санкт-Петербургской православной духовной академии является Общее собрание, в которое входят все члены профессорско-преподавательской корпорации.

Коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство деятельностью академии, является Ученый совет, выделяемый из Общего собрания. В Ученый совет входят по должности ректор, проректоры, секретарь Ученого совета, заведующие кафедрами, профессора и доценты. Другие члены Ученого совета избираются Общим собранием или назначаются ректором.

Ректор осуществляет руководство Санкт-Петербургской православной духовной академией в соответствии с академическим Уставом, при посредстве заместителей - проректоров, утверждаемых в должности митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром по согласованию с Учебным комитетом Русской Православной Церкви.

Проректоры, секретарь Ученого совета, заведующие кафедрами, Регентским и Иконописным отделениями, декан Факультета иностранных студентов составляют администрацию Санкт-Петербургской православной духовной академии.


Биография

С 1982 года нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 года ректором Московской духовной академии и семинарии епископом Дмитровским Филаретом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество с именем Амвросий, в честь преподобного Амвросия Оптинского.29 мая 1994 года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры епископом Дмитровским Филаретом рукоположен в сан иеродиакона.

В сентябре 1994 года назначен регентом вновь образованного академического хора студентов семинарии и академии.8 октября 1994 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры епископом (ныне архиепископ) Пинским и Лунинецким Стефаном рукоположен в сан иеромонаха.

В июне 1995 года окончил семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс академии. В июне 1999 года окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре Патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста».

После окончания Московской Духовной академии оставлен в Духовных школах преподавателем и регентом академического хора.

В августе 2000 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию, при Сретенском монастыре в Москве и определен в братство обители.

Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.

В 2003 году прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Основы государственно-церковных отношений».

3 июня 2004 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием, викарием Московской епархии, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена.

28 декабря 2004 года, в праздник священномученика Илариона, архиепископа Верейского, в соборном храме Сретенского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, возведен в сан архимандрита.

26 марта 2005 года за Божественной литургией в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил хиротонию архимандрита Амвросия (Ермакова) во епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии.

Решением Священного Синода от 19 июля 2006 года назначен викарием Московской епархии, епископом Бронницким.

Решением Священного Синода от 6 октября 2008 года назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Петербургских духовных школ.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года Преосвященному епископу Гатчинскому Амвросию иметь титул «Петергофский».

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

В настоящее время в Санкт-Петербургской православной духовной академии возможно обучение на бакалавриате, в магистратуре (на библейском, богословском, церковно-историческом и церковно-практическом отделении), в аспирантуре, а также на регентском и иконописном отделениях. На бакалавриате и в магистратуре существует заочная форма обучения. Студенты из дальнего зарубежья обучаются на факультете иностранных студентов. Духовная академия - одно из старейших учебных заведений Русской Православной Церкви, в котором верность традициям успешно сочетается с новыми методиками и формами преподавания.