Свой бизнес: открываем кабинет психолога. Оформление кабинета психолога: фото и советы дизайнеров Документы необходимые для регистрации психологического кабинета

Олеся Шакирьянова

Кабинет психолога - специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса . А также, это - часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности.

В новых ФГОС обозначены требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Именно этих требований мы придерживались при создании и оформлении моего рабочего кабинета .



Кабинет находится на третьем этаже здания, кабинет не проходной , находится в отдалении от музыкального и физкультурного зала. Доступен как для педагогов , так и для родителей. В холле перед кабинетом есть зона ожидания родителей с детьми, оснащенная мягкими диваном и креслами, информационным стендом для ознакомления с режимом работы педагога-психолога и памятками для родителей, есть также «Почта педагога-психолога » .

Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой моей профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку.

Зона организационно-методической деятельности (рабочая зона педагога-психолога ) содержит :

Письменный стол, стул, компьютер и оргтехнику (черно-белый и цветной принтер, звуковые колонки, наборы дисков с обучающим видео, музыкой.


Полки с документацией (нормативной, специальной, организационно - методической) ;


Шкаф для пособий с литературой и печатными изданиями по повышению научно - теоретического уровня и профессиональной компетентности;

Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно - диагностической деятельности – Диагностический блок


Комплекты детской коррекционно-развивающей, художественной литературы и пособий по возрастам детей.

Зона взаимодействия с педагогами и родителями (Зона консультативной работы) (для формального и неформального общения) включена в зоны диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми она состоит из :

Стола, стульев

Анкетные бланки, бланки опросников, тестов (находятся в зоне организационно-методической деятельности)

печатный материал : буклеты, памятки различной тематики на стендовой информации «Для вас, родители»

Литературу по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных взаимоотношений;

Литературу по проблемам познавательного, личностно - эмоционального развития детей, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др. ;

Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях и в учреждении;

Эта зона предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу , спокойно обсудить волнующие его проблемы.

Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии.

Коррекционно-развивающая зона (зона игровой терапии) представлена довольно обширно и состоит из нескольких взаимосвязанных игровых центров :

Центр эмоционального развития (развитие эмоционального интеллекта, развитие социально-коммуникативных навыков)

На двери авторское пособие «Градусник настроения» - на нем ребенок может обозначить свое настроение или эмоциональное состояние, выбрав цвет, на который поставит ползунок-указатель. Эту диагностическую игру можно проводить как перед, так и после игры.

Уголок эмоций :

Игра «Наши чувства и эмоции» , «зоопарк настроений» , карандаши эмоций, кубик эмоций,авторская кукла «Притворщик» , сундучок с набором для изменения настроения куклы, очки, «Азбука настроения» , зеркало.


Театральный уголок :

Шляпы, накидки, мешочек «для криков» , маски мягкие и бумажные. Шарфы, повязки, медали, шпаги и волшебная палочка.

три набора пальчикового театра (семья, дикие и домашние животные, «Заюшкина избушка» ; театр «Бибабо» : семья, «Красная шапочка» , набор силуэтных фигурок для теневого театра («Три поросенка» , домашние животные). Наборы фонов для постановки театрализованных игр (более 4-х) .



Рамка для кукольного, и она же для теневого театра (также служит «футбольным полем» для игр «Задуй мяч» (игра на дыхание, «Забей мяч» в игре с бумажными «футболистами» (на развитие моторики) .

Музыкальные инструменты : бубен, дудочки, свистки, пластмассовые яйца с наполнением – предназначены для развития слухового внимания и тренировки дыхания (свистки и дудочки) – необходимы в работе как с активными, так и с застенчивыми детками.


Центр двигательной активности

Мячи большие и маленькие, разной фактуры и веса, безопасный дартс, волейбол, мягкие мячи «снежки» , массажеры и массажные мячики, игра «Поймай мотылька» , Набор маленьких мячей-попрыгунчиков (светятся в темноте) . Предназначены для стимуляции двигательной активности, организации игр в паре или в кругу, развития внимания и ловкости.


Эта масштабная картина несет не только декоративную, объединяющую зоны кабинета функцию ,но и представляет собой дидактическое пособие для организации серии развивающих игр :

Нижний ярус представлен авторским пособием «Домики эмоций» . Домики разные по величине, цвету, имеют различные по фактуре крыши – сенсорное развитие детей младшего возраста. Каждый домик закрыт на свой замочек (крючок, лента, шнуровка и т. д) (развитие мелкой моторики рук) . При открытии некоторых домиков звучит музыка, подобранная под настроение его жильца. В домиках живут персонажи с различными настроениями (авторские «Кофейные» игрушки, (развитие эмоционального интеллекта) . Игра с домиками эмоций предполагает беседу о персонаже, о его настроении, детям предлагается придумать рассказ или сказку о персонаже, а также поиграть в предложенную персонажем игру.Пример : В оранжевом домике живет озорной поросенок, он любит апельсины и футбол, апельсины и мяч круглые – найди среди геометрических фигур круглые потом оранжевые фигуры. Потрогай пальчиком крышу домика, какая она на ощупь? – Бархатная. К бархату легко пристают ниточки, давай нарисуем нитью подарок поросенку. Предлагается игра из саквояжа «Ловкие пальчики»

Средний ярус по центру – маркерная, магнитная доска, на обороте можно рисовать мелом – служит для демонстрации иллюстраций, задания, или игры с клеткой или лабиринтом, то есть несет на себе образовательную функцию. Области вокруг доски включают в себя изображения гор, замка, реки, озера, дороги, цветов, насекомых – предназначены для дидактических игр «Ориентировка на плоскости» , игр на внимание «Сколько бабочек сидят на цветках?» , «Куда ползут улитки, встретятся они или нет?» , «Сколько человечков взобрались на гору?» , «Какого цвета замок с круглыми окнами?»

Так же присутствует паровоз с кармашками на вагончиках – используется в диагностических целях (определение эмоционального состояния как в тесте «Люшера» , так и в дидактических – «Кто поедет первым, вторым…» .


Есть два пособия на развитие дыхания «Мельница» , «Бабочка» .

Верхний ярус несет на себе эстетическую функцию и призван закрепить знания у детей по очередности времен года, также предполагает дидактические игры на ориентировку на плоскости и внимание (Сколько божьих коровок ползут вверх? Сколько птичек на стене)

Центр развития мелкой моторики и конструирования включает себя :


Саквояж «Ловкие пальчики» содержит 3 игры : «Вышиваем картинку» , «Рисуем нитью» , «Игры с пуговицами» . выполнены своими руками игры с прищепками, в том числе игра «Кто что ест» , «Узлы» , «Шнуровки» , резиночки для плетения и игра с резинками «Одень на пальчики» . Пазлы на плоскости большие и малые по сюжетам сказок, Пазл «По щучьему велению» , где нужно не только собрать эпизод из сказки, но и собрать эти эпизоды в правильной последовательности, пазл объемный «Избушка бабы Яги» . Гибкая пушистая проволока и Бусины для плетения, Бусины «Пюсла» используются не только для нанизывания, но и для выкладывания узоров на специальных пластинах. Фигурки домашних, диких, морских животных, насекомых, развивающий столик для детей младшего возраста – 2-х сторонний

Большой выбор конструкторов : «Лего» , «Веселая стройка» , «Снежинка» , «Солнышко» , «Геометрический конструктор» , «Пушистый шарик» , «Пифагор» , «Волшебные палочки» .






Игры с песком представлены в двух вариантах : «Пласотерапия» - игры с кинетическим песком и рисование цветным песком на стекле столика Монтесори- применяется в арттерапии. Для работыв данном направлении имеется весь необходимый материал (наборы совочков и пасочек, мелких игрушек, маленьких человечков,камушки стеклянные и натуральные, наборы морских обитателей).

Для игр с водой есть рыбки, удочка, набор для игр с мыльными пузырями, коврик для рисования водой.

Учебный центр представлен двумя столами легко трансформируемых как в один стол, таки столы любой конфигурации исходя из целей работы, диваном, креслами, стульями по росту детей.



чебный центр легко дополняется развивающими настольными играми, карандашами, бумагой и необходимыми материалами для коррекционно-развивающей деятельности. Пластилин традиционный, шариковый, Наборы для лепки «Плей-до» : Ножницы, черепаха с формами, шприц для пластилина, формочки, скалка, стеки. Краски акварельные, гуашь, кисточки, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, ножницы, бумага для рисования, цветная, гофрированная, бархатная бумага, фольга, картон белый и цветной, трафареты «Насекомые» , «Овощи» , «Фрукты» , «Одежда» , «Домашние животные» , «Дикие животные» .

На полочках на стеневсегда под рукой диагностический, коррекционный, терапевтический материал (счетные палочки, наборы карточек «Овощи, фрукты» и пр., Метафорические карты, применяемые как в диагностической работе, так и в терапевтической с детьми и со взрослыми.

Зона релаксации и снятия эмоционального напряжениясовместима с учебным центром и зоной взаимодействия с педагогами и родителями , что отнюдь не умаляет ее функционального назначения, так как она представлена мягкими диванчиком и креслами, растения, способствующие созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий для занятий и отдыха. Стеллаж с зелеными растениями, водопадом и композиция из натурального камня выполняют роль уголка природы которое призвано оказывать благоприятное психологическое влияние на клиентов, особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому (усталость в конце трудового дня, эмоциональная возбужденность вследствие напряженных социальных контактов). Дополнительно я использую ароматерапию (арома-саше, коллекция арома-масел) и звуковое сопровождение (звуки природы : шума леса, морского прибоя, птичьего пения, что весьма благоприятно воздействует на детей разного возраста).

Всегда любимыми и популярными являются подушки-игрушки с искусственным наполнителем.

Целям релаксации, сенсорного развития и развития моторики рук также служит сухой душ (совмещен с волейбольной сеткой)

Отдельно представлю центр БОС-терапии.

Он тесно связан с непосредственно с рабочей зоной так как работа по тренировкедиафрагмально-релаксационного дыханияявляется работой как маленького клиента, так и психолога.

На рабочем экране я отслеживаю, дыхательный ритм и сердцебиение, устанавливаю пороги, на дополнительном экране ребенок смотрит на игровой сюжет, датчики, закрепленные на его теле, считывают показания сердечного ритма и дыхания. На столе БОС центра стоит литература, необходимые аксессуары для проведения вводных и инструктирующих занятий (воздушный шарик, насос, стаканчик, трубочки, цветной принтер для распечатки показаний успешности БОС-тренинга. Во время занятий на входной двери вывешивается предупреждение о соблюдении тишины. На стене висит табличка с напоминанием о правилах релаксационного дыхания, информационные памятки для родителей, касаемые как БОС, так и общих вопросов развития и воспитания детей.

Центр развития интеллектуального развития

Игры на развитие мышления : шахматы и шашки, «Уникуб» , «Палочки Кюизинера» , «Блоки Дьенеша» , Логико Малыш, карточки с развивающими заданиями с игрой «Что сначала, что потом» , игра «Посчитайка» , «Логика» , «Пентамино» , Квадрат Воскобовича, «Т-образная головоломка» , «Собери квадрат» , «Гексамино» , наборы плоских геометрических фигур.

Игры на развитие восприятия и внимания : 7 тематических лото, домино «Чувства» , «Тени» , пазл «Тени» , игра «Большой маленький» , «Собери тарелочку» , «Развиваем внимание» , «Цветные коврики» , вкладыши «Насекомые» ,»Дикие животные», «Части тела» , «Животные южных стран» , Разрезные деревянные картинки «Времена года» , «Дом» , «Живой мир» ,

Игры на развитие общих представлений о мире : игры на изучение времени – карточки к панно «Время суток» , «Который час» , «Учись, играя» , циферблат часов с вкладышами разных форм для изучения не только времени, но и тренировки зрительного восприятия; групповая игра «Угадай кто ты!» , настольно-печатные игры «Стань другом природы» , «Картинки половинки» , «Большие и маленькие» , «Звук, свет, вода» , «Поиграй-ка» ,

Дополнительное оборудование :

Ковровые плитки, шнуры, сетка из шнуров для обучения ориентации по клеточкам, покрывала, игровые фоны.

Игрушки и пособия для организации сюрпризных моментов :

Сюжетные игрушки Баба-яга, Добрая фея, Грустный клоун, Петрушка, авторская игрушка кукла-марионетка, сундучок с деревянными игрушками, музыкальная коробочка, игрушка-свечка (затухает если подуть на нее, игровые фоны.

Центр игровой терапии для детей

Наборы для сюжетно-ролевых игр : «Больница» , «Дом» , «Магазин»

Игры для девочек (условно) : Куклы «Семья» , Набор кукольной мебели, посуды, игра настольно-печатная «Домик мечты» .

Игры для мальчиков : Наборы машинок, вертолетов, мотоциклов, солдатиков. Игры по соблюдению правил ПДД, конструктор деревянный «Транспорт» .

Описание сенсорной комнаты

Эффективность функционирования сенсорной комнаты МБДОУ «Березка» , базируется на соответствующих требованиях организационного обеспечения, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием . Сенсорная комната располагается на третьем этаже детского сада, рядом с кабинетом педагога-психолога .

Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.

Комната обеспечена музыкальным центром, позволяющим вести групповую и индивидуальную работу с применением музыкального сопровождения, что помогает проводить в кабинете релаксационные мероприятия психологической разгрузки.

Комната предназначена для проведения различных видов групповой работы с общим числом участников до 3-8 человек.


Условно оборудование СК можно разделить на функциональные блоки :

Релаксационный блок - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с клиентом.

Активационный блок - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.Применение оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности : Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей, Проектор «Меркурий» ,Безопасный оптико-волоконный пучок, Панно «Звёздное небо» и «Млечный путь» , Настенное интерактивное панно «Бесконечность 50» ,Звукоактивированный световой проектор “Брейнскан”,Пучок фибероптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» ,Напольный фибероптический ковер "Звездочет", Шар зеркальный, Напольный фибероптический модуль "Волшебный фонтан",Светильник "Пламя",Аромолампа «Эфа» и набор масел Шар «Молния» , «Волшебная нить»

Тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. Детские игровые кубики с аппликацией,Мозаика «Сердце» ,Детское дидактическое пособие «Аленький цветок» , Игровой познавательный набор"Азбука + математика"

Правильно организованная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.

Исходя из всего вышесказанного, кабинет педагога-психолога оснащен всем необходимым и является полноценным центром психологического развития дошкольников. Таким образом КРППС кабинета педагога-психолога в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО , способствует всестороннему развитию дошкольника, а также эффективной организации работы с родителями и педагогами ДОО .


* В расчетах используются средние данные по России

25 000 - 90 200 ₽

Стартовые вложения

66 000 ₽

От 1 мес.

Срок окупаемости

Количество психологов увеличивается с каждым годом почти в геометрической прогрессии. Профессия психолога открывает большие возможности перед людьми, которые хотят не только заниматься любимым делом, но при этом еще и зарабатывать. Для того чтобы работать по специальности, не требуется арендовать большой офис или приобретать дорогостоящее оборудование. Вложения потребуются лишь в образование и наработку опыта. Безусловно, без минусов в данном случае также не обходится.

Рентабельность открытия психологического кабинета

Если рассматривать частный кабинет психолога как бизнес, то основная часть клиентов будет приходить к вам, прежде всего, по рекомендации друзей и знакомых, то есть по так называемому «сарафанному радио». На наработку клиентуры требуется немало времени и сил, поэтому в первое время начинающий психолог с частной практикой вряд ли может рассчитывать на большую прибыль. Более того, лучше всего сочетать работу в собственном кабинете с работой в какой-либо организации в качестве наемного служащего. Так вы не только не потеряете в деньгах, но и будете нарабатывать столь ценные для начинающего специалиста опыт и практику.

Другой недостаток такого бизнеса связан с высоким уровнем конкуренции в этой сфере. Психологов на рынке труда в последнее время очень много. Спрос на их услуги, правда, тоже достаточно высокий. Но предложение уже давно превышает спрос. Тут свою роль играет несколько факторов. Во-первых, наши соотечественники пока еще не привыкли решать свои проблемы с помощью квалифицированных специалистов. Услуги психологов еще не столь востребованы, а их стоимость при этом равна, а то и превышает стоимость консультации у врача.

При этом если эффективность лечения в большинстве случаев можно оценить даже человеку, далекому от медицины (наступление облегчения, исчезновение тревожащих симптомов, улучшение самочувствия и т. д.), то с психологической помощью все далеко не столь просто. Если врач во многих случаях может дать пациенту благоприятный прогноз на результат лечения, то психолог обязуется только предпринять все необходимое для помощи своему клиенту, но никаких гарантий на хороший результат не дает.

Другой негативный фактор, который неблагоприятно влияет на репутацию психологов и психологической помощи, в целом, касается отсутствия единой законодательной базы. На сегодняшний день, по сути, заниматься психологическим консультированием могут даже те люди, которые не имеют ни специального образования, ни какого-либо опыта работы. В настоящее время есть лишь законопроект «Об оказании психологической помощи населению», который еще не принят. В этом законопроекте также довольно много недоработок и спорных моментов, поэтому его принятие вряд ли изменит ситуацию в лучшую сторону.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

И все же, несмотря на все минусы, психологический кабинет – это неплохая бизнес-идея, которая может превратиться в выгодный и прибыльный бизнес при правильном позиционировании и продвижении.

Юридическое оформление деятельности психолога с частной практикой

Для того чтобы открыть кабинет практического психолога, вам нужно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сделать это можно четырьмя различными способами. В первом случае вы можете зарегистрировать ИП самостоятельно. Это самый дешевый вариант: все затраты составят 800 рублей за госпошлину. В принципе, регистрация ИП – дело довольно простое и не занимает много времени. Но вы можете обратиться за помощью в оформлении ИП к посреднику – юридической компании, которая специализируется на таких услугах. Регистрация с помощью посредника обойдется дороже, нежели самостоятельное оформление документов, но вы сэкономите немало времени на заполнении всех необходимых бумаг, а также получите гарантию того, что все документы будут оформлены без единой ошибки. Наконец, ИП можно оформить и по доверенности.

Мы рассмотрим вариант самостоятельной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для оформления нужно подготовить документы для регистрации ИП (заявление на регистрацию, заявление на упрощенку, квитанция для уплаты госпошлины); зарегистрировать свое ИП в ИФНС (регистрация в налоговой, отправка уведомления в надзорные органы: Роспотребнадзор и Госавтодорнадзор), а также в ПФР и ФСС (регистрация в ПФР, ФСС, Росстате, ФОМС); заказать печать для индивидуального предпринимателя; открыть расчетный счет в банке.


Документы необходимые для регистрации психологического кабинета

Рассмотрим более подробно документы, которые вам потребуются для регистрации в качестве индивидуального частного предпринимателя (ИП): заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме P21001, квитанция на оплату госпошлины за регистрацию ИП, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1 (опционально), копия паспорта. Упрощенная система налогообложения (она же УСН, УСНО, упрощенка) позволяет платить меньше налогов и значительно упростить подаваемую вами отчетность, чем ОСНО (основная система налогообложения). УСН очень распространена среди малого и среднего бизнеса. Есть два варианта процентных ставок УСНО – 6% (с доходов) и 15% («доходы минус расходы»).

Процентную ставку можно выбрать самостоятельно. Если вы выбрали первый вариант, то будете платить 6% от любых поступлений, и в этом случае ваши расходы не будут интересовать налоговые органы (этот вариант предпочтителен в нашем случае, когда речь идет о предоставлении каких-либо услуг и когда расходы гораздо меньше доходов). Если вы отдаете предпочтение первому варианту, то из суммы доходов будет вычитаться сумма расходов, а ИП платит 15% налогов от полученной разницы (этот вариант удобен в случае торговли). При этом все расходы ИП должны быть обязательно задокументированы (то есть нужно сохранять чеки, счета, акты и т. д.).

Если вы планируете применять упрощенку, то вам необходимо подать уведомление об этом в двух экземплярах вместе с остальными документами при регистрации. Обратите внимание: перейти на упрощенку можно только раз в год, начиная с начала календарного года, так что если не успеете подать заявление сразу, вам придется платить намного больше налогов и вести намного более сложную бухгалтерию и отчетность вплоть до конца текущего года.

По закону вы можете подать заявление в течение тридцати дней со дня регистрации, но лучше не откладывать на потом и подавать заявление сразу. Заполнить заявление о переходе на упрощенку (УСН) автоматически и бесплатно можно с помощью специального сервиса или же вручную. В последнем случае нужно будет скачать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1 (КНД 1150001) (проверьте актуальность скачанной вами формы на настоящее время). Заявление подается в двух экземплярах, один экземпляр остается у вас (с пометкой о принятии). Ваш экземпляр необходимо сохранить. Помимо заявления, нужно будет также предоставить ксерокопию двух разворотов паспорта (основной и с пропиской) на одной странице формата A4 (также при подаче документов у вас могут попросить копии всех страниц, содержащих какую-либо информацию).

При регистрации ИП вам нужно будет также выбрать коды ОКВЭД. Для психологов, которые желают оформить частную практику или фирму, наиболее подойдет код 96.09 "Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки".

Необходимость специального образования у практикующего психолога

Отдельного внимания заслуживает вопрос наличия у практикующего психолога документа о высшем специальном образовании. С одной стороны, закон о психологической помощи населению пока еще не принят, соответственно, сейчас большое количество так называемых «психологов» ведут свою деятельность, не имея диплома о профессиональной подготовке. Тем не менее, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», где психологическая помощь относится к социальным услугам.

Таким образом, деятельность психолога предполагает оказание психодиагностической, психотерапевтической помощи, проведение психологического консультирования и психологической коррекции. Психологическое консультирование является видом деятельности, по которому выдается диплом государственного образца, следовательно, человек, заявивший о ведении такой деятельности, но не имеющий специального образования, может вести ее до первой же проверки, после которой он может быть обвинен в ведении незаконной предпринимательской деятельности. Проверка же будет проводиться после первой жалобы недовольного клиента в прокуратуру.

В данном случае важно понимать разницу между психологом и психотерапевтом. Психолог – это человек с высшим психологическим образованием. Таких специалистов выпускают многие ВУЗы в различных городах нашей страны. Среди психологов есть социальные, общие, медицинские, педагоги-психологи. Психологи имеют право заниматься наукой и преподаванием, проводить тренинги, помогать с выбором профессии, работать на телефоне доверия, тестировать уровень интеллекта, выявлять способности, консультировать, выдавать рекомендации. Чаще всего всем этим занимаются социальные психологи.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Общие психологи, в основном, занимаются наукой, преподаванием и разработкой теории психологии. Клинические психологи имеют представление не только о психической норме, но и патологии. Они имеют право работать в медицинских учреждениях и консультировать здоровых людей. Они тестируют больных людей для того, чтобы врачи точнее могли поставить диагноз. Но официально психолог не имеет право заниматься психотерапией без специальной переподготовки.

Психотерапевт – это врач, который получил специальность «психиатр», а затем прошел дополнительную подготовку и стал психотерапевтом. Только в таком случае специалист официально может называться психотерапевтом и заниматься психотерапией. Он имеет широкое представление о психике человека и может лечить пациентов как медикаментозными, так и немедикаментозными средствами, вправе проводить длительную или краткосрочную, индивидуальную или групповую психотерапию. Существует множество направлений и методов современной психотерапии (арт-терапия, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, гипнотерапия и др.), и разные психотерапевты специализируются в разных направлениях. Врач-психотерапевт имеет самые широкие полномочия, так как он может консультировать по всем случаям, лечить своих пациентов и выписывать при необходимости лекарственные препараты.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Если вы не претендуете на гордое звание психотерапевта, то, согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия на оказание психологической помощи не требуется. Однако вы обязаны соблюдать этику и помнить о том, что от вашего профессионализма, корректности и порядочности зачастую может зависеть человеческая судьба.


Открываем психологический кабинет

Итак, для открытия собственного кабинета психологической помощи потребуется площадь для приема клиентов, а также минимальный набор мебели – удобные кресла, стол и, возможно, кушетка (хотя последняя является непременным атрибутом кабинета психоаналитика и вряд ли необходима обычному психологу), которую вполне можно заменить на удобный диванчик. Начинающие психологи зачастую не хотят тратить деньги на аренду кабинета, предпочитая принимать своих клиентов у себя или у них на дому.

На самом деле, и тот, и другой варианты имеют ряд недостатков. Если вы собираетесь переоборудовать под свой кабинет комнату в вашей квартире или доме, то учитывайте, что ваш рабочий день будет ненормированным. Вам и вашим домочадцам придется забыть о спокойствии и личной жизни, а вам – об отдыхе и отвлечении от работы. Кроме того, вы нарушаете таким образом собственные личные границы, приглашая клиентов к себе домой. Как временный вариант домашний офис вполне имеет право на существование, но не стоит превращать его в постоянный.

Если же вы планируете выезжать на дом к своим клиентам, то учитывайте расходы как денежные, так и временные на дорогу. Кроме того, как и в первом варианте, домашняя обстановка является не лучшим пространством для психологического консультирования или терапии. Да и вопрос вашей личной безопасности тоже никто не отменял (не секрет, что большинство психологов – это женщины). К такому формату работы, как правило, прибегают в крайних случаях (например, когда в качестве клиента выступает лежачий больной).

Лучше всего арендовать помещение, где вы будете принимать своих клиентов. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ, минимальная площадь для кабинета психолога должна составлять 10 кв. метров. Оптимальный вариант – почасовая аренда, когда вы платите за конкретное время вашего пребывания на рабочем месте, а не фиксированную ежемесячную арендную плату. Можно найти вполне доступные по цене варианты (300-500 рублей в час). При этом вам не нужно будет дополнительно приобретать мебель или оборудование, так как такие помещения, как правило, уже оборудованы всем необходимым.

Величина средней арендной платы за съем офисных помещений в России*

Почасовая аренда офисов, руб. Помесячная аренда офисов (10 кв. м), руб.
250 7 400
*по данным Avito на 29.08.2018

Главное, чтобы ваш кабинет был уютным, а атмосфера в нем располагала к отдыху и расслаблению. Безусловно, это не должна быть проходная комната: для ваших клиентов большое значение имеет вопрос конфиденциальности, и во время общения вас никто не должен тревожить. Специализированные кабинеты (например, кабинет детского психолога) часто открывают на базе образовательного учреждения. Правда, такой вариант сложно назвать бизнесом. Лучше все же не зависеть от третьих лиц.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для открытия своего психологического кабинета с учетом его полного оснащения и аренды на 3 месяца, понадобится около 90 тыс. руб. Соответственно, если вы снимаете офис со всем необходимым и используете личный компьютер или ноутбук, то уложиться можно и в 25 тыс. рублей, необходимых только для оплаты аренды на первое время. Разумеется, при таком расчете мы по умолчанию подразумеваем, что необходимое образование и навыки у вас уже имеются.

Инвестиции в открытие психологического кабинета

Продажи и маркетинг в открытии психологического кабинета

Начинающие психологи часто задаются вопросом, где же им искать клиентов. Лучшая реклама в этом деле - это сарафанное радио. На втором месте идет интернет: специализированные сайты, региональные форумы, социальные сети. В последнее время психологи стараются уделить большее внимание именно социальным сетям, создавая вовлекающий контент по психологической тематике в группах "Вконтакте", в аккаунтах на Instagram и так далее.

О создании собственного сайта тоже стоит задуматься, но вкладывать в него много средств не имеет смысла. Чтобы получать заявки с сайта нужно, чтобы он выводился в первых строках поиска, нужна контекстная реклама, позволить себе которую в большинстве случаев психологи не в состоянии. Поэтому для начала можно обойтись социальными сетями, сайтом-визиткой, разработанным на бесплатном конструкторе либо заполненными профилями на сайтах психологов вроде b17.ru

Не забудьте указать на сайте информацию о вашем образовании и опыте работы. Хорошо, если помимо диплома, у вас за плечами будут различные курсы, тренинги, семинары, супервизии и т. д. Впрочем, гнаться за количеством, пренебрегая качеством, тоже не стоит. Не приукрашивайте свой опыт, старайтесь писать правду. При полном отсутствии опыта вы всегда можете найти дополнительную работу (например, на телефоне доверия или в муниципальном центре психологической помощи населению). Пусть она и не будет высокооплачиваемой, но даст вам столь ценный первый опыт. Совсем необязательно быть широкопрофильным специалистом. Даже напротив, лучше выбрать одно или два направления и активно работать в этой сфере, повышать свою квалификацию и нарабатывать опыт.

Отдельного внимания заслуживает вопрос ценообразования на услуги начинающего специалиста. Сразу устанавливать высокие цены на свои услуги не стоит, но и демпинг не лучший вариант. Ваша работа как профессионала должна достойно оплачиваться. Если вы сами оцениваете свои услуги слишком низко, то какое же мнение сложится у ваших потенциальных клиентов? Работа психолога в крупном городе может оцениваться в 2500-3000 рублей/час. Но зачастую декларируемая в объявлениях сумма заметно снижается, а в небольших городах составляет 1000-1500 рублей в час. Обычно курс краткосрочной терапии составляет 10 встреч, каждая из которых длится по 45 минут.


Сколько зарабатывают и тратят психологи

Практический опыт показывает, что за один день реально принимать трех клиентов. Больше - сложнее. И физически, и морально. Предположим, что наш психолог - это очень востребованный специалист, который принимает по три клиента в день и работает 5 дней в неделю, а стоимость сеанса составляет 3000 рублей. В таком случае его выручка составляет 198 тыс. рублей. Учитывая небольшие вложения, отбить расходы на кабинет можно уже с первого месяца.

Но, как вы понимаете, все это - чистой воды теория. На практике же эта сумма в лучшем случае делится на три. И 60-70 тысяч рублей в месяц - это еще очень хороший результат, которым могут похвастать далеко не все психологи. Почему так? Причин много. И спрос не тот, и клиенты в большинстве случаев не готовы выкладывать, по их мнению "огромные" суммы. Зачастую, приходя к психологу на первую ознакомительную встречу, они считают, что за час психолог решит все их проблемы. В результате первая встреча оказывается последней. Да и непринято, как уже говорилось выше, в России посещать психолога: с задушевными вопросами человек скорее пойдет к другу или родственнику, но не к специалисту. Поэтому не стройте чересчур высоких ожиданий по поводу прибыльности этого бизнеса.

Имейте в виду, что профессия психолога обязывает постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, а значит вы будете нести затраты на обучении, супервизии, повышение квалификации. А это минимум 30-50 тыс. рублей в год, которые придется тратить на эти цели.

Варианты увеличения прибыльности психологического кабинета

Своеобразной тихой гаванью у психологов является работа с так называемыми VIP-клиентами и корпоративными заказчиками. Поскольку с ними психолог может зарабатывать в разы больше, чем с клиентами обычными, у него не так остро стоит задача в притоке новых клиентов. Более того, премиальные клиенты часто приводят людей из своего круга, что позволяет психологу завоевать авторитет у "высшей касты". Другое дело, что прорваться к "випам" очень нелегко. Поэтому многие психологи, чтобы обеспечить себя хоть каким-то потоком клиентов, арендуют кабинеты в вузах, при всевозможных медицинских центрах и стараются заработать на том трафике, который имеется в этих учреждениях.

Еще один вариант, в который уходят многие психологи - это проведение собственных психологических тренингов. Тренинг - это мероприятие массовое. Работа происходит в группах, с живым и перекрестным общением между участниками. Как правило, каждый тренинг посвящается одной теме и может быть включен в целую программу тренингов. За то же время и практически при тех же усилиях ведущий получает гораздо большую финансовую отдачу. При этом цена для каждого конкретного человека выходит в несколько раз ниже, чем индивидуальная консультация.

Наибольшую прибыльность психологам приносят тренинговые программы, разработанные по собственным методикам. Такие программы хорошо продаются, дают психологу имя в профессиональной среде и привлекают денежных клиентов. Кроме того, сегодня существуют варианты приобретения уже готовых и проверенных методик по франшизе , когда психолога не только обучают новому методу, но и дают пошаговые инструкции по проведению тренингов и способам их продвижения. В таком случае реальная прибыль от индивидуальных консультаций может возрасти до 100-125 тыс. рублей, а при работе в формате тренингового центра - до 200-250 тыс. рублей.

Если все варианты увеличения прибыльности психологического кабинета не отвечают вашим запросам, займитесь поиском необычных идей в этой области. Возможно, традиционный психологический кабинет - это просто не ваш формат, а поиск эффективной бизнес-идеи стоит искать за рубежом или в смежной отрасли. В этой подборке мы собрали 20 необычных бизнес-идей для психологов , которая может вам помочь.

1332 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 322032 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

На портале Psy.firmika.ru собраны предложения по аренде кабинетов для психолога в Москве. Начиная заниматься частной практикой, многие психологи встречаются с такой проблемой как отсутствие подходящего помещения для приема клиентов. Хорошим решением становится аренда кабинета или зала для групповых тренингов, но и тут есть свои нюансы.

Что нужно знать об аренде кабинетов для частной практики?

Предложения об аренде кабинета психолога создают психологические и бизнес-центры. В зависимости от рода занятий специалиста можно выбрать помещения для индивидуальной, групповой и семейной терапии, занятий с детьми. Психологические центры также предоставляют помещения, оборудованные для сэндплэй, арттерапии и тренингов.

При выборе кабинета для частной практики стоит ориентироваться на следующие критерии:

  • Удобное месторасположение центра.
  • Уютная, «домашняя» обстановка в кабинете, отсутствие посторонних шумов. Лучше, если в помещении будут мягкие диваны и кресла, ковровое покрытие.
  • Наличие комнаты ожидания.
  • Возможность проведения кофе-брэйков.
  • Наличие необходимого оборудования.

Если необходимо снять кабинет психолога в аренду для групповых занятий, лучше выбирать помещения, в которых имеется проектор, позволяющий проводить презентации. Большим плюсом будет наличие небольшой кухни или столовой.

Аренда кабинетов психолога в центре психологической помощи осуществляется строго по записи, еженедельно или ежемесячно составляется расписание для всех специалистов. Когда поток клиентов слишком большой, можно снять еще один консультативный кабинет психолога, разделив время приема с коллегами.

Стоимость аренды помещений для психологических консультаций

Стоимость аренды кабинета психолога на час является, пожалуй, самым важным критерием. Она зависит от размера помещения, его оснащенности и расположения центра. В стоимость могут быть включены плата за пользование мини-кухней.

Почасовая аренда небольшого кабинета психолога стоит в среднем от 500 рублей. Поскольку вечернее время самое востребованное, психологические центры повышают стоимость на вторую половину дня. Часто предоставляются абонементы на 10-20 часов, в них заложена скидка в 5-10%. В некоторых случаях взымается предоплата, которая не возвращается в случае отказа от аренды психологического кабинета.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Кабинет психолога - специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а также, это - часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности.
Что касается массового образовательного учреждения, где дети проводят большую часть времени и один психолог обслуживает большой контингент детей, необходимо рассматривать рабочее место психолога как часть жизнедеятельностной среды. И эта среда должна отвечать общим принципам "обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка". Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта.

Первое условие. Кабинет психолога удобней расположить на первом этаже, так как психологи принимают не только детей, посещающих учреждение, но и их родителей.

Второе условие: должна быть максимальная изоляция, как территориальная, так и звуковая. Имеется ввиду, два особо важных момента: кабинет не должен быть проходным или смежным с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы.
Третье условие: кабинет - это условное обозначение места работы психолога. Более правильно будет представить его как помещение, разделенное на три сферы деятельности, каждая из которых весьма специфична и по оснащению, и по функциональному назначению: диагностическая, коррекционная, релаксирующая.

Специально оборудованный кабинет практического психолога (КПП) может функционировать на базе обычного кабинета учебно-воспитательного, образовательного учреждения. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекции-онной помощи различным категориям населения, в том числе учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям, а также решение проблем социально-психологической реабилитации и адаптации.

Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение или отдельный класс, площадью не менее 25-30 м, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с повышенной сухостью воздуха для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.

Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната может быть оборудована двойной дверью. Максимальная громкость звучания записей - 30 дБ (приглушенная речь). Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Материально-техническое оснащение и организация пространства кабинета
Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении, которое должно отвечать соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению психологического кабинета:

Технические средства: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.

Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.

Документация: В кабинете психолога должны стоять папки с необходимой документацией

Перечень документации

  1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
  2. Журнал учета проведенной работы
  3. График работы
  4. Программы и методы психопрофилактической, диагнос-тической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
  5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Мебель:
рабочий стол психолога,
шкаф для пособий,
шкаф для техники,
рабочие места детей,
журнальный стол,
2-3 мягкие кресла или диван
стулья.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками может служить стеллаж или композиция из цветов и растений.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Все направления работы кабинета практического психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности КПП.

Отбор методического инструментария

Выбор метода обследования - один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения практического психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств в работе начинающего специалиста. Перечислим эти принципы.

1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоус-тойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.

2. В кабинете практического психолога должны быть методики для разных возрастных групп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии необходимо не только фиксировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, что он в состоянии достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии, в связи с этим необходимо разрабатывать отдельные диагностические методики в форме обучающего, формирующего эксперимента.

3. Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования.

4. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использовать так называемые функциональные пробы.

5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как и диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.

Требования к методикам

Методики, которые формируют методическую базу кабинета практического психолога, должны соответствовать определенным требованиям:
- должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;
- должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение);
- содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов;
- методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения;
- бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически;
- методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью.
Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.

Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы, в том числе разнообразный раздаточный материал :
-мячи, игрушки, детские поделки,
-мягкие шары-кресла, строительные трансформеры и другие материалы, которые могут быть использованы в игротерапии или сказкотерапии.

Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и в сеансах психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести, в частности, аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Психолог школьного психологического кабинета несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.
Для оценки своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно по окончании определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменения уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости и т.п.).
При проведении проективных методик с детьми разного возраста следует учитывать особую ситуативно обусловленную впечатлительность детской психики. Даже самый неискушенный в исследовании детского творчества родитель замечал, что после просмотра фильма дети рисуют, и лепят что-нибудь в соответствии с темой фильма. Таким способом они переживают только что полученные впечатления, производят работу по усвоению нового опыта. Поэтому не следует интерпретировать в каком-то особом смысле рисунок семьи, если после просмотра мультика про «Крокодила Гену и Чебурашку» ребенок нарисовал папу в виде крокодила [Шмелёв, 1999]. В работе со школьниками следует учитывать, что дети еще не вполне усвоили социальные нормы и для них «шкалы лжи» работают плохо или вообще не работают. Чем младше школьник, тем в меньшей степени для него пригодны опросники.
В детской психодиагностике результаты диагностических процедур оказываются недостоверными еще и по той причине, что дети не всегда абсолютно правильно понимают смысл того, что от них требуется в методике. Речевое развитие детей до 12-13 лет не позволяет им однозначно понимать смысл многих инструкций и вопросов. Поэтому школьным психологам не следует чрезмерно увлекаться вербальными методиками, использующими речевой стимульный материал.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Одно из психологических средств воз­действия в ходе индивидуальных и групповых занятий в кабинете прак­тического психолога - специально подобранные музыкальные програм­мы, влияние которых характеризуется многоплановыми изменениями функционального состояния организма человека. Так, варьируя музыкаль­ный фон, можно воздействовать на настроение, вызывать состояние покоя или возбуждения, управлять работоспособностью человека или уси­ливать релаксацию.

Обобщенные характеристики музыкальных произведений,
отражающих сходное эмоциональное состояние

Основные
параметры
Основное
Настроение
Литературные
определения
Названия
Произведений
Медленная Спокойствие Лирическая,
мягкая, созерцательная,
элегическая,
напевная, задумчивая,
нежная
А. Бородин.: Ноктюрн из Струнного
квартета;
Ф. Шопен.: Ноктюрны фа
мажор и ре - мажор (крайние части);
Ф. Шуберт. «Аве Мария»;
К.Сен – Санс. «Лебедь»;
С. Рахманинов. Концерт № 2 (начало части II)
Медленная
Минорная
Печаль Сумрачная, тоскливая,
трагическая,
печальная, унылая,
скорбная
П. Чайковский. Пятая симфония
(начало), Шестая симфония(финал)
Э. Григ. Смерть Озе, Жалоба
Ингрид из сюиты «Пер-Гюнт»;
Ф. Шопен. Прелюдия до-минор,
Марш из Сонаты си-бемоль минор,
Этюд до-диез минор; К.Глюк.
«Мелодия»
Быстрая
Минорная
Гнев Драматическая,
взволнованная,
тревожная,
беспокойная, гневная,
злая, отчаянная
Ф. Шопен. Этюды № 12, 23, 24;
Скерцо № 1, Прелюдия № 16, 24;
А. Скрябин. Этюд № 6 соч. 8;
П. Чайковский. Увертюра «Буря»;
Р. Шуман. «Порыв»; Л. Бетховен.
Сонаты № 14, 23 (финалы)
Быстрая
Мажорная
Радость Праздничная,
ликующая, бодрая,
веселая, радостная
Д. Шостакович. Праздничная
увертюра; Ф. Лист. Венгерские
рапсодии № 6, 10, 11, 12 (финалы);
В. Моцарт. Маленькая ночная
Серенада (части I и IV); Л. Бетховен.
Симфонии № 5, 6, 9 (финалы)

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают не только учащихся, но и учителей. Развитие богатой эмоциональной сферы дости­гается за счет вовлечения людей в широкий круг музыкальных художе­ственных переживаний, формирования эмоционально-позитивного восприятия мира, оптимистического мировоззрения.
Если рассматривать сеанс музыкальной психотерапии со стороны возможности воздействия на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то, поскольку музыка является языком невербаль­ной коммуникации, наибольший эффект мы вправе ожидать во влиянии на чувства и настроения человека, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА КАБИНЕТА

Учитывая специфику задач, кабинет практического психолога должен территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение. Необходимо развести зону ожидания и консультативную зону.

Зона ожидания приема представляет собой часть помещения, отделенную перегородкой от посторонних и тех посетителей, которые уже находятся в КПП. Рекомендуется широко использовать цветы. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, картотекой с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета, закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования клиентов.

Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.

Зона игровой терапии имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующе оснащена: мягкое покрытие полов; передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь размещаются детские поделки, рисунки, уместно яркое оформление интерьера. Цветовой дизайн и фитодизайн взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха.
Эффект релаксации и снятия, мышечного напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки (аквариум, светомузыка, слайдовые изображения), а также функциональной музыки. Поэтому необходим магнитофон с набором кассет.
В этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдопрограмм и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают в наше время, поскольку увеличивается количество детей и взрослых, испытавших травматический стресс.
Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функционирования кабинета школьного психолога, основным контингентом которого являются учащиеся различного возраста, их родители и учителя.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИТОДИЗАЙНА

В кабинете школьного психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий для занятий и отдыха. Они могут выполнять и функции профессионально организованного пространства, когда цветы, цветочные стеллажи и стенки выполняют роль функциональных перегородок, отделяющих различные зоны кабинета (зону приема, например, от игровой зоны или консультативной зоны).
Составляя интерьеры психологического кабинета, можно размещать в них живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, иногда щебечущих птиц, чтобы полнее имитировать экологическое пространство, которое призвано оказывать благоприятное психологическое влияние на клиентов, особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому (усталость в конце трудового дня, эмоциональная возбужденность вследствие напряженных социальных контактов).
Органичным взаимодополнением к комфортным условиям фитодизайна является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, птичьего пения, что весьма благоприятно воздействует на детей разного возраста.

СВЕТОЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА

При организации кабинета практического психолога необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому оформлению.
Освещение . Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения).
Рекомендуется комбинированное освещение, как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Все светильники лучше направить на потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет.
Цветовой климат. Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека и способен изменить его настроение. Среда, в которую попадает клиент должна настраивать на диалог и доверительное общение. Поэтому, при оформлении кабинета важно учитывать требования цветопсихологии.
По воздействию цвета на человека все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона).
Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (ЦНС) оказывают зеленый и голубой цвета. Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.

Ощущения человека меняются в зависимости от цветовой среды:
желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого, и наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета - чего-то тяжелого.
Мебель синего цвета создает ощущение холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на «синем» сидеть не так «тепло», как на красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в этих помещениях одинакова. В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска помещения в белый цвет утомляет и воздействует неблагоприятно. Белый цвет хорошо применим, когда выступает фоном для других цветов.
При организации кабинета практического психолога важно учитывать и психологическое воздействие цвета двери в кабинете. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому. Отрицательные эмоции и нежелание, их открывать вызывают двери, окрашенные в серый мрачный цвет; окрашенные в веселые цвета - повышают настроение.

Цвет также связан и со слухом. При шуме усиливается функция зрительных рецепторов и поэтому интенсивнее становится и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум.
Так, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими световыми раздражителями.
Резкий шум будет восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета.

Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали , что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.

Связь между светом и психологическими характеристиками человека


Возраст
(лет)
Предпочитаемый
Цвет
Цвет, вызывающий
отрицательное
отношение
Преобладающее
психологическое
состояние
4 – 10 Красный,
пурпурный,
розовый,
бирюзовый
Черный, темно-
коричневый,
серый
Пребывание в
мире сказок
11 – 12 Зеленый,
желтый,
красный
Оливковый,
пастельно-
зеленый, лиловый
Преобладание
чувственного
восприятия мира
13 – 16 Ультрамарин,
синий, оранжевый,
(зеленый)
Фиолетовый,
лиловый
Рациональный
подход к
восприятию мира,
развитие
самосознания
17 – 19 Красно-оранжевый Пурпурный,
розовый
Инстинктивно
целенаправленное
восприятие мира

Один и тот же прием оформления различных элементов помещения по-разному действует на человека. Пол, окрашенный наподобие шахматной доски, человек переносит спокойно. Вид такого пола не преследует его. Но окрашенные таким же образом стены производят неприятное впечатление. Так, осматривая помещение, часто больше внимания уделяется стенам и именно нижней их части. Цветовое расчленение стен может их оптически удлинить. При окраске стен следует применять более интенсивные цвета по сравнению с приглушенным цветом пола.
В зависимости от расположения цвета в комнате, он может по-разному воздействовать на человека.

Характерное воздействие цвета на человека.


Цвет

Воздействие цвета на человека при расположении этого цвета

Вверху На боковых
поверхностях
Внизу
Оранжевый Оберегает,
концентрирует
внимание
Согревает,
обволакивает
Обжигает
Коричневый Прикрывает,
тяжелит
Производит
впечатление
землистости,
вещественности
Вселяет уверенность
Голубой Создает
впечатление
легкости, дружественности,
неба
Охлаждает,
отчуждает
Создает удобство для хождения
Желтый Облегчает,
веселит
Возбуждает Приподнимает

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.
1. Стимулирующие (теплые) цвета
красный - волевой, жизнеутверждающий способен побуждать к действию
оранжевый - теплый, уютный располагает к задушевной беседе
желтый - способствует к лучшему установлению контакта
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета
фиолетовый - стимулирует погружение в себя
синий - отстраняет, создает дистанцию
3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета
зеленый - освежает
оливковый - успокаивает, смягчает
желто-зеленый - раскрепощает
4. Приглушающие и подавляющие раздражение
охра - смягчает рост раздражения
коричневый, землистый - стабилизирует
темно-коричневый – смягчает возбудимость
белый, серый – гасят раздражение
темно-серые, черно-синие, зелено-синие - изолируют и подавляют раздражение
5. Пастельные цвета
розовый – вызывает чувство нежности
лиловый – усиливает замкнутость и изолированность
пастельно-зеленый - смягчает
серовато-голубоватый - вызывает сдержанность
Эти эффекты влияния цвета на состояние психики следует использовать при планировке функциональных зон кабинета в зависимости от задач работы.
Зону ожидания и консультативную зону желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, не рекомендуется также создавать резкие цветовые контрасты в восприятии. Цветовое решение зон должно быть выдержано в основных тонах.
Зону игровой психотерапии оформляют с применением ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих.
Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее действие, а не расслабляющее. По этой же причине не рекомендуется использовать яркие блестящие поверхности. Сеансы релаксации лучше проводить в полузатемненном помещении, что способствует расслаблению и снятию напряжения. Шторы на окнах должны быть из светонепроницаемой ткани.
Эффект релаксации и снятия психоэмоционального напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки и светоцветового оформления кабинета. Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения; в цветосветовом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые цвета (потолок голубой для имитации неба, покрытие пола в зеленых тонах.
Известно, что жизнь взрослого человека строится на основе его детского развития. Что может повлиять на поведение ребенка? Каким будет его характер? Почему он ведет себя так, а не иначе? Это те вопросы, которые актуальны для родителей и воспитателей детей дошкольного возраста. На эти и многие другие вопросы может ответить педагог-психолог.