Современный образ жизни человека. Образ жизни и особенности поведения Виды людей по образу жизни

В различных сферах. Образ жизни - это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни - способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений

Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт , общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни человека - главный фактор, определяющий его здоровье .

Уклад жизни - образ жизни людей, который определяется :

  • характером собственности на средства производства
  • политическими, экономическими , социальными отношениями
  • ведущей идеологией и т. д.

Стиль жизни - совокупность образцов поведения индивида или группы , ориентированных преимущественно на повседневную жизнь .

Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими , общественными и эмоциональными потребностями .

О стиле жизни судят по внешним формам бытия , в которые входит :

  • организация рабочего и свободного времени
  • занятия вне сферы труда
  • устройство быта
  • манеры поведения
  • ценностные предпочтения, вкусы и др.

См. также

  • Альтернативный образ жизни

Литература

  • Ефимов, Н. И. Советский образ жизни. - М. : Изд-во агентства печати «Новости», 1982.
  • Социология образа жизни / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Каф. социол.; [Сост. В. И. Бегинин и др.]. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993 (1994).
  • Возьмитель, А. А. Образ жизни: Концепция, сущность, динамика: Автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.04 / Ин-т социологии Рос. акад. наук. - М.: 2000.
  • Мировосприятие и образ жизни: [Монография] / Рос. акад. образования. Ин-т образования взрослых; [Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова]. - СПб. : Образование-Культура, 1999.
  • Общее и особенное в образе жизни социальных групп советского общества / [И. Т. Левыкин, Б. А. Бабин, Я. В. Рейзема и др.]; Отв. ред. И. Т. Левыкин; АН СССР, Ин-т социол. исслед. - М. : Наука, 1987.
  • Клямкин, И. М. Теневой образ жизни: Социол. автопортр. постсовет. о-ва / Игорь Клямкин, Лев Тимофеев; Рос. гос. гуманитар. ун-т. Центр по изучению экон. деят-сти. - М. : РГГУ, 2000.
  • Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. Гл. 4.4. Идентичность по стилю жизни. -М: Издательство НИБ, 2010,С.163-181.
  • Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях / Рос. акад. наук. Ин-т социологии; [Отв. ред.: Т. М. Караханова]. - М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002.)

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Касавубу, Жозеф
  • Boeing B-52 Stratofortress

Смотреть что такое "Образ жизни" в других словарях:

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи… … Философская энциклопедия

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования, Как правило, в понятие О.ж. не включается специализир. (производств, трудовая) деятельность человека. О.ж.… … Энциклопедия культурологии

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60 х 20 в., активно использовался на протяжении 70… … Новейший философский словарь

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - англ. way of living; нем. Lebensweise. Способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, соц. полит. и культ.), типичные для конкретно истор. соц. экон. отношений. см. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, СТИЛЬ ЖИЗНИ … Энциклопедия социологии

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей, труд,… … Большой Энциклопедический словарь

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - обобщающее понятие, характеризующее социальную и экономическую сторону жизни людей, прежде всего с точки зрения объемов и структуры потребления благ и услуг, но с учетом духовной составляющей, приобщения к культурным ценностям. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - обобщающее понятие, характеризующее социальную и экономическую сторону жизни людей с точки зрения объемов и структуры потребления благ и услуг, но также и с учетом духовной составляющей, приобщения к культурным ценностям … Юридическая энциклопедия

    образ жизни - сущ., кол во синонимов: 8 дауншифтинг (2) жизненный уклад (2) модус вивенди … Словарь синонимов

Если человек задумался над тем, как начать вести правильный образ жизни, это значит, его что-то не устраивает в текущем положении дел. Чтобы понять, нужны ли перемены, достаточно задать себе вопрос − мой образ жизни делает меня счастливым, помогает мне развиваться? Если ответ «нет», но настало время перемен, и в этом помогут простые рекомендации

Что такое образ жизни?

Образ жизни - это набор привычек, действий, реализуемых в определенном порядке или по графику. Выражается в особенностях поведения, мышления, принятия решений. Он определяет , культурные и социальные предпочтения. Это , циклично повторяющийся на протяжении какого-то времени.

Что такое правильный образ жизни?

Разобравшись с тем, что такое образ жизни, можно понять правильный он или нет. Почему в адрес определённых людей можно услышать, что они живут неправильно? Чаще всего это означает, что они нарушают общепринятые нормы – социальные, моральные, законодательные.

Если мыслить шире, то правильный образ жизни нацелен на личностный, духовный, социальный рост . А вот неправильный приводит к деградации. Многое зависит от национальных и культурных особенностей. Например, в азиатских странах больше развит культ семьи, в то время как в европейских до определенного возраста на первое место выводится карьера. Традиции и воспитание очень влияют на поведение и расстановку .

Но «правильный», не значит, нормируемый и не обязательно общепринятый. Часто под это определение попадает то, что делает человека счастливым, помогает ему добиваться целей, дает ему .

Какой бывает образ жизни человека?

1. Здоровый.

Особенности:

  • Отсутствие вредных привычек, например, курения или распития алкоголя.
  • Регулярные занятия спортом.

Тут сплошные плюсы. Придерживаясь такого поведения, можно улучшить здоровье, всегда выглядеть молодо, добиться долголетия. Важна мотивация, умение не поддаваться соблазнам. Также необходимо соблюдать баланс между трудом и отдыхом.

2. Светский.

Особенности:

  • Активное посещение социальных мероприятий, их тематика зависит исключительно от интересов.
  • Выставление своей жизни напоказ, например, в социальных сетях.
  • Приверженность брендовой одежде, щепетильность в вопросах стиля, выбора друзей, отслеживании трендов.

Вести светский образ жизни не всегда означает принадлежать к элитным слоям общества. В более упрощенном варианте это означает быть модным, «тусоваться», меняться вместе с тенденциями в обществе. Для людей с такой жизнедеятельностью характеры многочисленные новые знакомства, им легче заводить связи, в том числе и деловые.

Из недостатков можно назвать стремление всему найти цену или навесить ярлыки. Но также такой стиль помогает заводить друзей, быть открытым, жить весело.

3. Холостяцкий.

Особенности:

  • Нежелание вступать в брак или заводить долгосрочные отношения.
  • Мобильность.
  • Высокая ценность границ личного пространства.

Некоторые люди возводят свободу в культ, другие просто бегут от отношений из-за или страхов. Но если приписывать слово «холостяцкий» именно к образу жизни, то он не ограничивается исключительно свободой от отношений. Речь идет о свободе принятия решения в целом, когда человек оперирует лишь своим мнением, жизненным опытом.

4. Семейный.

Особенности:

  • Забота о членах семьи, независимо от того, кто они – братья, сестры, родители, дети, супруги.
  • Желание находиться в группе людей, искать у них поддержку, чувствовать единство.
  • Умение идти на компромиссы, учитывать мнения разных людей.

Семейный образ жизни предполагает, что именно брак, создание ячейки общества является главной целью. Это определяет досуг, который чаще проводится в местах, где будет нравиться всем членам семьи. Даже в заработке мотивацией является построение фундамента для будущего благополучия семьи.

Бобры ведут семейный образ жизни с ярко выраженной территориальностью в освоении пространства. Каждая семья имеет свой участок обитания. Структура участка, занимаемого семьей, довольно сложна. Она обычно состоит из жилища (хатка, гнездовая нора, полухатка), нескольких убежищ, расположенных по всей семейной территории, летних временных убежищ или мест отдыха, сети троп и системы «гидротехнических» сооружений (плотин и каналов). Размеры участков зависят от числа животных в семье, продолжительности ее обитания на одном месте, но главным образом от запасов корма и распределения его в пределах семейной территории (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007; Завьялов и др., 2010).

Кормовой участок бобры осваивают неравномерно. Наибольшее количество деревьев животные обычно валят на небольшом отрезке берега в так называемой «зоне наибольшей активности», которая, как правило, находится вблизи жилища. По мере истощения корма в этой зоне бобры уходят за ним все дальше от жилья, осваивая до 1,5 – 2 и даже 3 км берега, обычно вверх по течению (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

В начале формирования поселения бобры знакомятся с территорией, предпринимают «разведывательные рейды», и оставляют следы занятости ее в виде погрызов, вылазов, но главное – так называемых «пахучих холмиков». Маркировочное поведение бобров и его функции во взаимоотношениях животных всегда привлекало внимание исследователей. В частности, установлено, что число запаховых меток увеличивается близ границ территории семьи, а также то, что интенсивность мечения территории значительно выше от хатки вверх по течению, чем вниз от жилища (Rosell et. Al., 1998, см: Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007; Емельянов, 2010¹; Емельянов, ).

Интенсивность мечения территории в течение года изменяется. Наиболее активно животные метят участок в начале лета, что очевидно связано с охраной территории семьей, имеющей в это время потомство и занятой его выращиванием. Заметно возрастает маркировочная деятельность также осенью, что совпадает с ростом активности животных, связанной с началом зимних заготовок корма при одновременном сокращении размера территории, осваиваемой семьей (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007; Емельянов, 2010¹; Емельянов, ; Чернова, Емельянов, 2010). Бобры в это время метят главным образом ту часть территории, где сосредоточена основная кормозапасающая деятельность семьи (Кудряшов, 1975, см: Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007). Следующее увеличение активности мечения начинается по мере приближения сезона размножения, достигая максимума в феврале (Rosell, Bergan, 2000, см: Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007; Емельянов, 2010¹; Емельянов, ; Чернова, Емельянов, 2010). Многочисленные метки сигнализируют о занятости территории, предотвращая тем самым агонистическое поведение и столкновение животных, ведущее к стрессовому состоянию участников конфликтов.

Участок семьи не только маркируется, но и активно охраняется от вторжения соседей или пришельцев, каковыми могут быть и молодые, расселяющиеся животные, и одиночные, потерявшие пару и странствующие звери. О строгости охраны участка свидетельствуют многочисленные следы покусов на теле бобров, особенно бобров-одиночек, а также шрамы на шкурах и хвостах зверей, добытых в процессе промысла (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007). Молодые звери, живущие в семье, имеют шрамов на шкурах в три раза меньше, чем самостоятельный молодняк (Кудряшов, 1975, цит. по: Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007). Случается, что защита участка заканчивается смертью пришельца. Гибель зверей от покусов вдвое превосходит таковую от нападения хищников (Жарков, 1969, см: Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

Жизнь бобровой семьи на участке продолжается почти до полного истощения древесно-веточных кормов. Повторное заселение участков бобрами происходит только после возобновления на них древесно-кустарниковой растительности, что зависит от условий произрастания и видов возобновляющихся растений (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

Речные бобры – животные с хорошо выраженным циклом сезонной активности. Один ее максимум приходится на осень, он начинается обычно в середине сентября и продолжается до середины ноября, то есть до самого ледостава. Вместе с тем ремонтными работами животные занимаются в течение и весны, и лета. Это особенно заметно в поселениях с молодняком и служит одним из опознавательных признаков наличия приплода в бобровой семье. Летом встречаются и вновь строящиеся плотины, которые часто принадлежат отселившимся молодым животным, что подтверждается размерами следов от резцов бобров на деревьях и кустах и следов их лап на грязевых участках берега (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Носова, Беляченко, 2006; Собанский, 2006; Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

Большая часть зимней жизни бобров проходит подо льдом, в этот период звери малоподвижны и выходы их на поверхность явление довольно редкое, за исключением зверей, живущих на малых водотоках, а также одиночных зверей, зимующих иногда в совершенно неподходящих условиях – в пожарных карьерах, в придорожных выемках грунта, пересохших ручьях. Как правило, выходы звери совершают в оттепели и небольшие до – 10 морозы. В холодную погоду при температуре воздуха – 20 и ниже они на поверхности не появляются.

Заметное увеличение подвижности (второй пик активности животных) регистрируется в конце зимы – начале весны и соответствует гону животных. В это время учащаются выходы бобров на поверхность, увеличивается время пребывания их на льду и берегах водоемов, иногда встречаются переходы по льду протяженностью до километра. Там, где обычны весенние паводки, бобрам приходится значительную часть времени проводить во временных логовах. После спада воды животные приступают к ремонту жилищ и плотин, активизация такой деятельности особенно заметна в поселениях с приплодом.

Летом бобры заняты выращиванием молодняка. В первый месяц после рождения бобрят самка не уходит далеко от жилья, годовики также держатся поблизости от жилища, участвуют в заботе о потомстве и особенной активности не проявляют. Многие из двухлетних зверей в конце лета отселяются, и если удается, формируют пары. Иногда некоторые двухлетки остаются зимовать с семьей, это бывают даже молодые самцы, ставшие половозрелыми (Носова, Беляченко, 2006; Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

В безледный период в пределах суток бобры активны большей частью вечером, с 19 до 22 часов и ранним утром – с 5 – 6 до 8 – 9 часов (Кучин, 1991; Носова, Беляченко, 2006; Собанский, 2006; Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007). Однако в местах, редко посещаемых людьми, можно встретить плавающего бобра и днем. Сходное поведение можно наблюдать в поселениях, разместившихся в пределах городской территории с почти постоянным присутствием людей в пределах обитания бобровой семьи. Вероятность увидеть днем бобров, плавающих, подгрызающих деревья, сплавляющих корм к складу, ремонтирующих плотины или жилища возрастает с наступлением осени, то есть в период подготовки к зиме (Носова, Беляченко, 2006; Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

В местах, где бобров часто беспокоят люди, звери ведут себя осторожно и скрытно, и при приближении человека спешат спрятаться в норе или хатке. Это, однако, не относится к зверям, живущим в непосредственной близости к человеку. Бобры, обитающие в пределах средних и даже крупных населенных пунктов, ведут себя так, будто их ничто не беспокоит, даже грохот металла, сопровождающий погрузку или разгрузку металлических конструкций, проезжающие автомашины, работающие пневмоустановки и прочее. Только целенаправленное приближение человека к животным на дистанцию 5 – 7 м заставляет их искать спасение в воде (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).


Места обитания

Речные бобры неприхотливы. Они уживаются за полярным кругом и в областях с субтропическим климатом – важно лишь наличие подходящих водоемов (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).

Бобры в основном поселяются по берегам медленно текущих лесных рек, стариц и озер (Жизнь животных, 1971; Кучин, 1991; http://zoomet.ru).

Важно наличие у водоема обильной пойменной растительности, как древесной из мягких лиственных пород (осина, тополь, береза), так и кустарниковой (ива, смородина и др.), а также водной (кувшинка, кубышка, рдест) и прибрежной травянистой растительности (камыш, рогоз, осока, тростник), входящей в рацион бобра (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Жизнь животных, 1971; Собанский, 2006).

Быстрые горные реки с высокими бурными паводками малопригодны для этих животных, хотя селятся они иногда и на таких речках (Собанский, 2006). Также избегают очень широких рек (Жизнь животных, 1971), однако при наличии обильной пищи все же селятся на крупных, даже судоходных реках (Колосов, Лавров, Наумов, 1961). Непригодны для бобров и мелководные водоемы, промерзающие зимой до дна (Собанский, 2006). Еще бобры могут селиться на прудах, в канавах, в торфяных карьерах и среди болот. Пруды эти звери способны образовывать для себя и сами, перегораживая плотинами речушки и ручейки, а подчас и довольно солидные речки (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Собанский, 2006; Завьялов и др, 2010).

Если зверей не беспокоят, они живут в непосредственной близости, или даже на окраинах населенных пунктов (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).


Строительная деятельность

Бобры строят различные виды сооружений: хатки, полухатки, норы, каналы, плотины и пр. Основным строительным материалом для построек бобров служат прутья, ветви и части нетолстых стволов (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).

По характеру использования бобровые сооружения могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным относятся жилища, а к вспомогательным – плотины, каналы и временные убежища (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Самые примитивные бобровые сооружения – это временные убежища или логова. Они обычно устраиваются животными летом в густых прибрежных зарослях кустарников, и представляют собой либо небольшое углубление в земле, выстланное травой, либо отрытую в склоне берега нору без туннеля. Обычно такими убежищами пользуются годовики, живущие первые летние месяцы отдельно от родителей, а также двухлетние звери, оставившие семью. Временные логова иногда устраивают и взрослые одиночные животные при появлении на новом месте. Временные убежища бобров в северных регионах могут располагаться под корнями старых елей, растущих у самого уреза воды; в южных регионах подобные убежища устраиваются под коблами. Коблы – это верхние части корневых систем деревьев, обычно ольхи, крупных ив (ветлы), тополей, растущих у воды. Внутри кобла зверь делает камеру, выгрызая корневую систему (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Постоянные жилища бобров бывают двух типов – норы и хатки. Иногда встречаются и переходные формы – полухатки, как правило, их сооружение вызвано разрушением верхнего свода норы или подтоплением гнездовой камеры (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007; Алейников, 2010; http://zoomet.ru).

Конкретный тип жилища, которое соорудят себе бобры – хатка, полухатка, или нора – зависит от строения берега, величины сезонных колебаний уровня воды в водоеме, и деятельности человека (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007; Алейников, 2010).

Основным жилищем бобра является нора, в тех случаях, когда берег достаточно высок, прочен и крут. При этом входное отверстие всегда располагается значительно ниже уровня воды. Выход под воду находится на глубине около 50 см. Ходы норы разветвляются, образуя слепые отнорки или объемистые камеры. Ширина последних 80 – 100 см, высота 30 – 50 см. Общее протяжение ходов вместе с отнорками составляет от 8 до 25 м. Ближе к поверхности земли нора расширяется и представляет собой гнездовую камеру такого размера, чтобы в ней свободно размещалась вся семья. Дно камеры выстилают щепками, тонкими ветками, сухой травой и пр. Диаметр выходов из нор варьирует от 30 до 70 см и более. Обычно бывает несколько – от 2 до 7 выходов из жилища (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Там, где бобров часто беспокоят, они предпочитают норы.

Хатки строятся лишь в том случае, если бобры не имеют возможности выкопать нору (водоем с очень низкими берегами) или поселиться под коблом, например, в низинных и заболоченных участках. Высота домика, сооружаемого речными бобрами, в среднем 1,5 м, но может достигать 2,5 м. Диаметр основания от 3 до 12 м. Хатка – это сооружение конусовидной формы, сложенное из естественного опада, веток, обрубков сучьев и стволов тонких деревьев, срезанных бобрами, мха, травы, лесной ветоши; все эти строительные материалы облеплены и сцементированы илом и грязью (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Выход, независимо от типа жилища, всегда находится под водой. Если по какой-то причине выход норы обваливается близ уреза воды, животные прикрывают его ветвями, ветошью, илом, выстраивая своеобразный козырек, защищающий нору на суше и плавно уходящий в воду. Так получается полухатка (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007; Алейников, 2010).

Если хатка располагается на берегу, а не на островке или сплавине посреди бобрового пруда, то она зачастую окружена обводным каналом, и один или два выхода из жилища открываются в этот канал. Ширина таких обводных каналов от 0,7 до 1 метра, а глубина достигает полутора метров (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Плотины бобр сооружает в пересыхающих или мелеющих водоемах, ниже по течению мест заготовок пищи и расположения жилища. В результате возведения плотины уровень воды повышается, что обеспечивает животным выход из жилища под воду. Благодаря плотинам, водоемы, до того почти непригодные для жизни бобров, заметно преобразуются, становясь полноводными прудами. Размеры плотины зависят от ширины русла и глубины водоема в месте ее возведения (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Скалон, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007; Завьялов и др, 2010). Строятся плотины в основном в период наибольшего спада воды, то есть к концу лета – началу осени, когда скорость течения и напор воды минимальны. Древесные обрубки и ветви укладываются комлем вверх по течению (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).

Частые переходы бобров из одного водоема в другой по сырым понижениям приводит к тому, что такие места все более углубляются, а места выходов все глубже вдаются в берега. В дальнейшем звери активно подрывают берега, увеличивая длину этих канав. Если водоемы расположены поблизости, то такие канавы скоро соединяются, образуя канал. Проложенный канал бобры углубляют и расширяют, подкапывая стенки и выталкивая грунт на его края. Каналы необходимы бобрам, чтобы скрытно переходить из одного водоема в другой, переходить к местам жировок, для транспортировки кормов и строительных материалов. Ширина большинства каналов обычно 40–80 см. Протяженность чаще не превышает 20 м, но может достигать и нескольких сотен метров. Глубина – до 1 м. Иногда канал перегораживается плотинами, отчего получается ступенчатый уровень воды (Колосов, Лавров, Наумов, 1961). В некоторых местах звери прокладывают целую сеть троп и каналов (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Под термином «бобровое поселение» понимается участок угодий, занятый семьей бобров, парой или одиночным зверем (Хлебович, 1947, см: Панкова, Панков, 2010).

В зависимости от особенностей водотока и его долины выделяют два типа поселений: русловые и прудовые. Русловые поселения образованы на каналах и малых реках с высокими (удобными для рытья нор) берегами и глубоко врезанным относительно днища долины руслом (до 1,5 м). Их отличительная черта – отсутствие прудов. Длина плотин не превышает ширину русла. Уровень воды поднимается вровень с днищем долины, подтапливая ее. В таких поселениях во множестве встречаются бобровые каналы, прорываемые от русла к берегам. Жилища – норы и полухатки. Прудовые поселения доминируют на всех малых реках с неглубоко врезанным руслом (до 0,5 м). Такое русло определяет необходимость строить длинные плотины, перегораживающие и русло, и днище долины. Образуется пруд. Постепенно бобры достраивают плотины ниже и выше по течению, в результате образуются каскады прудов (прудовые комплексы). Преобладающие типы жилищ – хатки и полухатки, встречаются и норы (Алейников, 2010).

В строительстве участвуют все взрослые бобры и подростки (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).

Питание

Бобры – растительноядные звери. Они поедают почти любые растительные корма, но список основных кормов невелик; видовой состав корма меняется в зависимости от местных условий и сезона года (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007; Анчугов, Стариков, 2008). На растительноядность бобра прямо указывают: гипселодонтный тип его коренных зубов, большая длина кишечника, и крупная слепая кишка, свидетельствующие о питании животных грубой, богатой целлюлозой пищей (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Однако известны и редкие факты поедания бобрами животной пищи: в частности, бобры ели беззубок (Anodontha ) на р. Слабозерке в Архангельской области (Паровщиков, 1961, см: Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Бобр предпочитает мягкие древесные породы – осину, тополь, иву (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Броздняков, 2005; Братчиков, 2007; Анчугов, Стариков, 2008; Емельянов и др., 2008). Предпочтение, отдаваемое тополевым и ивовым, очевидно, объясняется вкусовыми качествами пород, способностью усваиваться организмом животных, и их высокой калорийностью (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007). Достаточно сказать, что при окислении 1 кг осиновой коры образуется 604,4 кал, что в 2 раза больше соответствующих показателей для ивы и в три раза для березы (Соловьев, 1973, см: Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007). Большинство же других пород поедаются редко или единично. Таковы, например, такие лиственные породы как черемуха, крушина, рябина и другие, а также все хвойные. По мере истощения предпочитаемых кормов на участке обитания, в рационе бобров возрастает доля других древесно-кустарниковых пород или замещающих кормов (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Ярко выражена сезонная смена кормов. Во второй половине весны и летом бобр кормится преимущественно листьями и молодыми побегами деревьев и кустарников, стеблями, цветами и другими частями водных и прибрежных растений (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Анчугов, Стариков, 2008). Из водных растений охотно едят камыш, рогоз, тростник, кувшинки и др. Из трав – таволгу вязолистную, крапиву, сныть, дягиль, конский щавель, гравилат, бодяк огородный, калужницу болотную и др. (Собанский, 2006). Переход на питание травянистой растительностью обусловлен потребностью животных в сочных зеленых кормах, богатых витаминами, минеральными веществами и микроэлементами (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Осенью, зимой и в начале весны бобр ест преимущественно зеленую кору, молодые ветки и корневища водных трав (Колосов, Лавров, Наумов, 1961). Полная смена питания и переход на зимние корма приурочены к концу вегетационного периода. В это время в коре и камбиальном слое древесины, в почках растений происходит откладывание запасных питательных веществ (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Осенью бобр обычно делает зимние запасы кормов в виде обрубков деревьев, веток и корневищ водных растений. В основном он заготавливает такие корма, как осина, тополь, береза, ива, черемуха, рябина. Для этого звери валят деревья, стволы разделывают на чурки, срезают сучья и все это сплавляют в удобные для хранения места под водой, с хорошим доступом из норы или хатки (Собанский, 2006).

Зимой хранилища бобров оказываются подо льдом, и звери имеют возможность пробираться туда, не выходя на поверхность и не подвергаясь риску нападения хищников. Если плыть к запасам корма далеко, звери поддерживают во льду на пути туда продушины (Собанский, 2006). Через естественные или специально сделанные бобрами отдушины звери временами выходят наружу, проводя на суше по нескольку часов. Иногда бобры делают под снегом ходы от отдушины к зарослям ивы. При температуре воздуха ниже -25°C на поверхность они обычно не выходят (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).

Звери, живущие в одиночку, запасают очень немного корма, а иногда и вовсе этого не делают, поэтому вынуждены часто выходить на поверхность.

Запасы корма бобры осваивают неравномерно. Наибольшее количество сваленных деревьев обычно встречается на небольшом отрезке берега в так называемой «зоне наибольшей активности», которая, как правило, располагается вблизи жилища и плотины. Однако по мере истощения корма на этом участке звери уходят за кормом все дальше от жилья, осваивая до 1,5 км береговой полосы (Броздняков, 2005; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Участки, на которых бобры валят деревья, можно разделить на лесосеки и окна.

Лесосеки прибрежные участки с полностью или частично выгрызенными бобрами деревьями и кустарниками. Обычно лесосеки используются несколько лет, причем около 80 % погрызов сосредоточено в 15-метровой полосе. Длина лесосеки может быть разной. Вокруг небольших прудов длина обычно соответствует протяженности пруда (100 – 250 м), вокруг больших прудов может быть несколько коротких (до 100 м), прерываемых участками леса (Алейников, 2010).

Окна небольшие поляны, на которых бобрами свалено или подгрызено несколько излюбленных кормовых деревьев. Число деревьев, подгрызаемых в окне, обычно не превышает 10, чаще – 3–7. Большинство окон расположено в 30-метровой полосе от уреза воды (Алейников, 2010).

англ. way of living; нем. Lebensweise. Способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, соц.-полит. и культ.), типичные для конкретно-истор. соц.-экон. отношений. См. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, СТИЛЬ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ СТАНДАРТ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБРАЗ ЖИЗНИ

понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 1960-х, активно использовался на протяжении 1970-х - начала 1980-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 1980-х. Использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей). Причем это понятие употреблялось как достаточно метафорическое, его "жесткое" социологическое содержание не рефлексировалось, вопрос об онтологическом статусе практически не ставился. Ситуация изменилась качественным образом, когда в контексте идеологической борьбы все чаще стал употребляться как самодостаточный термин оборот "социалистический О.Ж."; именно эти вненаучные причины и породили сопряженный исследовательский "бум" 1970-х. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать вне экономики аргументы, которые позволяли "показать коренные преимущества социализма". С этих позиций О.Ж. стал трактоваться именно как социалистический, подминая значение термина в прикладной социологии. Он понимался, исходя из существующих нормативных моделей социализма как должного (а не реально имеющейся социальной действительности), прежде всего как антипод "всего буржуазного" и характеризовался через "эмпирически обосновываемые" черты-признаки: коллективистский, трудовой, интернационалистский и тому подобные О.Ж. Трагизм ситуации заключался в том, что, дав толчок определенного рода исследованиям, идеология исказила реально возникшие социологические проблемы, заблокировала исследование онтологических структур обыденной жизни людей в ее целостности, которые в западной традиции представлены в различных вариантах так называемой "социологии повседневности". Вопрос об онтологии О.Ж. стал подниматься, хотя и не был отрефлексирован до конца, а предлагаемые решения носили явно половинчатый характер, в так называемой "ситуативной концепции О.Ж.", разрабатываемой примерно с начала 1980-х. Перед исследователями, рискнувшими обратиться к разработкам в этом направлении, встал ряд проблем. Прежде всего это касается выявления уровня, на котором онтологически представлено понятие О.Ж. Анализ текстов выявляет здесь две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция, идущая от прикладной социологии, когда О.Ж. понимается как непосредственная эмпирическая фиксация наличной жизнедеятельности людей. С другой стороны, это тенденция, порожденная попытками теоретического осмысления понятия. Она выводит рассмотрение на уровень общества как тотальности, определяющей специфику поведения социальных субъектов на всех этажах социальной организации. В фокус внимания попадает целостность жизнедеятельности субъектов, охватывающая все сферы (участки приложения) их социальной активности. Первая традиция пытает прорисовать понятие как бы "снизу". Вторая - вписать его в понятийный ряд достаточно высокого уровня общности. Основой для сближения позиций выступает признание большинством авторов того, что именно целостность жизнедеятельности субъектов задает новое социальное качество, "схватываемое" понятием "О.Ж.".

Феномен О.Ж. возникает не только как специфические реализации в жизнедеятельности субъектов тех возможностей, которые заложены в том или ином обществе и его подсистемах, не только как своеобразные реакции субъектов на воздействие внешних условий жизнедеятельности. Прежде всего он порождается целостностью жизнедеятельности самих этих субъектов. Охарактеризовать О.Ж. - значит, поэтому, вскрыть причины многообразия поведения людей в одних и тех же условиях. О.Ж. есть особая форма, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, но одновременно он является и формой, способом реализации себя в социальном, изменения самих этих условий своей жизни. Применительно к нему можно говорить об индивидуализации типического в жизнедеятельности субъектов, но с не меньшим основанием и о типизации индивидуального. Таким образом, понятие О.Ж. отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического.

Основной теоретической проблемой, обсуждавшейся в литературе об О.Ж., была проблема соотношения форм и условий жизнедеятельности. Это требует прояснения фундаментальной для теории О.Ж. посылки: в какой мере автономны онтологические структуры О.Ж. и как они соотносятся с другими онтологическими структурами общества, с одной стороны, и в какой мере (и каким образом) целостность О.Ж. как особой социальной реальности "задается" самой этой реальностью, а в какой она есть результат воздействия внешних социальных сил, с другой. По сути, в основе данной трактовки лежит неэксплицированное допущение редукции проблематики О.Ж. к специфике проявления общесоциального на уровне повседневной жизнедеятельности, что является неизбежным следствием классических марксистских трактовок проблемы, результатом имплицитно присущей им ориентации на "естественно-исторический" характер социального развития, на безусловный приоритет надындивидуальных структур, на то, что деятельность индивидов в конечном итоге детерминирована общесоциологическими законами.

Наиболее последовательно данная точка зрения выражена, в так называемом "сферном" (структурно-декомпозиционном, описательном) подходе к исследованию О.Ж. в прикладной социологии. Здесь субъекты жизнедеятельности (О.Ж.) выделяются по заранее выбранным параметрам (условиям, характеризующим различные общественные сферы) и задача сводится к тому, чтобы проследить последовательность и меру их включения в различные сферы общественной жизни. За скобки рассмотрения выносится, фактически, проблема самодеятельности, самоорганизации субъектов, проблема целостности их жизнедеятельности. Попытки преодолеть эти недостатки связаны с концепцией, понимающей О.Ж. в терминах "социальной сферы". Оба эти наиболее разработанные в литературе подхода лишают, хотя и в разной степени, понятие О.Ж. собственного содержания, не выявляют его онтологической специфики, позволяя в конечном итоге редуцировать его из системы общественных отношений в целом или из целостности собственно социальных отношений (социальной сферы). Остаются невыясненными здесь и механизмы конкретного присвоения и порождения индивидами общественных условий их жизни. Собственное содержание, не передаваемое через какие-либо другие категории, понятие "О.Ж." приобретает только тогда, когда мы движемся не от общества к индивиду, а от индивидов к обществу, когда мы способны "прорисовать" конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями на уровне повседневной жизнедеятельности, понятой в ее относительной (по достаточно значительной) автономности от макросоциальных структур и в ее воздействии на эти макроуровни организации общества.

Раскрыть конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями, организации людьми своей повседневной жизнедеятельности, ее вписывания в более широкие социокультурные контексты попыталась оформившаяся к середине 1980-х так называемая ситуативная концепция О.Ж. Этот исследовательский проект, к сожалению так и не реализованный по разным причинам до конца, интересен еще и тем, что он основывался на подробной концептуальной проработке онтологической проблематики и ставил своей конечной целью выход на крупномасштабные сравнительные (как региональные, так и временные) исследования. Центральным в этой концепции является понятие ситуации (ср. с "исходной установкой" у Парсонса). Оно используется в качестве единицы анализа О.Ж. человека как индивида или как представителя социокультурной группы. Исходной для человека является так называемая жизненная ситуация как итог особого, характерного именно для данного индивида на данном этапе его жизненного цикла сплетения всей системы его деятельности, поведения и общения с набором параметров условий, втянутых в орбиту его жизнедеятельности через активное оценочно-избирательное отношение к ним. Таким образом, это понятие позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации. Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов О.Ж., накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества. Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации. Т.обр., жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей. Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность; 2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией. В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым О.Ж. индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне О.Ж., позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом. Поэтому О.Ж. очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов. Структурная же упорядоченность проявляется через устойчивую связь условий деятельности людей с формами ее организации, иерархизацию процессов жизнедеятельности по их социальной значимости. При этом встает вопрос выделения критериев этой значимости для различных субъектов и социальных структур, их соотнесения между собой. В более общем виде - это проблема оценки многообразных репрезентированных моделей О.Ж., их типологизации и соотнесения между собой, что, в свою очередь, предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение. В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Если первый из них ориентируется прежде всего на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, то другой - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения О.Ж. выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности. На уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.), с одной стороны. С другой стороны, это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций О.Ж. как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в той или иной социальной среде или в обществе в целом моральных и юридических норм. На уровне субъектов деятельности (конкретных индивидов) это позволяет оценивать О.Ж. с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемым, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития О.Ж. и его подсистем. Нельзя "простроить" теорию О.Ж., не дифференцируя понятие О.Ж. от близкородственных понятий "уклад", "уровень", "качество", "стиль" и "стандарт жизни". Под укладом жизни понимают, как правило, характер структурации условий жизни. Прежде всего - экономических. В социологической традиции понятие используется редко. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения так называемых непосредственных потребностей. Как правило, через это понятие "схватывается" объем и структура личного потребления. Оно также характеризует прежде всего условия О.Ж., но может служить важным показателем его развития. Как дополнительное к нему можно рассматривать понятие "качество жизни", отражающее оценку качества условий бытия и возможностей использования этих условий. Это понятие особенно хорошо улавливает специфику так называемых субъективных условий О.Ж., характеризует репрезентированные ценностные и целевые системы субъектов, во многом определяя параметры удовлетворенности индивидов условиями и образом своей жизни. Наконец, понятие "стиль жизни" характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объемы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами, т.е. отражаемое им содержание характеризует О.Ж. уже не со стороны условий, а как бы изнутри его самого. В обществе в целом, в его отдельных подсистемах, у различных социальных групп и у отдельных индивидов формируются системы оценок нормативного или компаративного характера, которые можно обозначить как репрезентированные стандарты О.Ж., составляющие в значительной мере предмет исследования в нормативно-сравнительных разработках О.Ж.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В различных сферах. Образ жизни - это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни - способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений

Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт , общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни человека - главный фактор, определяющий его здоровье .

Уклад жизни - образ жизни людей, который определяется :

  • характером собственности на средства производства
  • политическими, экономическими , социальными отношениями
  • ведущей идеологией и т. д.

Стиль жизни - совокупность образцов поведения индивида или группы , ориентированных преимущественно на повседневную жизнь .

Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими , общественными и эмоциональными потребностями .

О стиле жизни судят по внешним формам бытия , в которые входит :

  • организация рабочего и свободного времени
  • занятия вне сферы труда
  • устройство быта
  • манеры поведения
  • ценностные предпочтения, вкусы и др.

См. также

  • Альтернативный образ жизни

Литература

  • Ефимов, Н. И. Советский образ жизни. - М. : Изд-во агентства печати «Новости», 1982.
  • Социология образа жизни / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Каф. социол.; [Сост. В. И. Бегинин и др.]. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993 (1994).
  • Возьмитель, А. А. Образ жизни: Концепция, сущность, динамика: Автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.04 / Ин-т социологии Рос. акад. наук. - М.: 2000.
  • Мировосприятие и образ жизни: [Монография] / Рос. акад. образования. Ин-т образования взрослых; [Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова]. - СПб. : Образование-Культура, 1999.
  • Общее и особенное в образе жизни социальных групп советского общества / [И. Т. Левыкин, Б. А. Бабин, Я. В. Рейзема и др.]; Отв. ред. И. Т. Левыкин; АН СССР, Ин-т социол. исслед. - М. : Наука, 1987.
  • Клямкин, И. М. Теневой образ жизни: Социол. автопортр. постсовет. о-ва / Игорь Клямкин, Лев Тимофеев; Рос. гос. гуманитар. ун-т. Центр по изучению экон. деят-сти. - М. : РГГУ, 2000.
  • Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. Гл. 4.4. Идентичность по стилю жизни. -М: Издательство НИБ, 2010,С.163-181.
  • Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях / Рос. акад. наук. Ин-т социологии; [Отв. ред.: Т. М. Караханова]. - М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002.)

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Образ жизни" в других словарях:

    Философско социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи… … Философская энциклопедия

    Системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования, Как правило, в понятие О.ж. не включается специализир. (производств, трудовая) деятельность человека. О.ж.… … Энциклопедия культурологии

    Понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60 х 20 в., активно использовался на протяжении 70… … Новейший философский словарь

    Англ. way of living; нем. Lebensweise. Способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, соц. полит. и культ.), типичные для конкретно истор. соц. экон. отношений. см. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, СТИЛЬ ЖИЗНИ … Энциклопедия социологии

    Философско социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей, труд,… … Большой Энциклопедический словарь

    Обобщающее понятие, характеризующее социальную и экономическую сторону жизни людей, прежде всего с точки зрения объемов и структуры потребления благ и услуг, но с учетом духовной составляющей, приобщения к культурным ценностям. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - обобщающее понятие, характеризующее социальную и экономическую сторону жизни людей с точки зрения объемов и структуры потребления благ и услуг, но также и с учетом духовной составляющей, приобщения к культурным ценностям … Юридическая энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 8 дауншифтинг (2) жизненный уклад (2) модус вивенди … Словарь синонимов