Цикл менеджмента деловая игра создай фирму. Деловые игры на занятиях по «Деловым коммуникациям» в вузе

Заметили, что сотрудники не вовлечены в рабочий процесс, разрозненны, не инициативны? Деловая игра поможет решить эти и многие другие проблемы. Подробнее об этом методе воздействия на персонал, а также советы по проведению игр, читайте в статье. Бонус - 5 готовых сценариев игр.

Из статьи вы узнаете:

Что значит деловая игра

Деловой учебной игрой называют имитацию рабочего процесса, моделирование и воспроизведение реальных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники. Участники выполняют действия, которые приведут к достижению поставленной цели.

Во время игры сотрудники анализируют успешную модель поведения, перенимают ее, стараются избегать тех действий, которые привели других к провалу. Получается, что они приобретают опыт через деятельность, общение в деловой игре, а это считается самым успешным способом усвоения информации.

Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, как обучить менеджеров по продажам необычно. Проводите .

Справка : упоминания о деловых играх встречаются с 17-18 века. С помощью имитации действий обучали молодых военнослужащих. Постепенно такая форма обучения и мотивации распространилась по всем отраслям, появилось множество вариаций игр, разработанных для развития личностных и профессиональных качеств.

Цель деловой игры определяет руководитель. Их на сегодняшний день существует много:

  • образование команды;
  • знакомство сотрудников друг с другом;
  • оценка персонала;
  • развлечение коллектива;
  • соревнования;
  • обучение.

После проведения деловых игр с персоналом, улучшается психологический климат в коллективе, у работников появляется азарт, они становятся мотивированными, вовлеченными и инициативными.

Пример

В компании Дельта расширили количество предлагаемых услуг. Сотрудникам нужно было научиться работать с большим количеством разных клиентов. У сотрудников значительно возросла нагрузка. При этом часть менеджеров с ней справлялись, а часть нет. Руководитель Илья решил ежедневно проводить деловые игры, ограниченные по времени. Он разделил коллег таким образом, чтобы в каждой команде был 1 сильный игрок и несколько слабых. Во время выполнения заданий сотрудники обменивались опытом, брали пример с других, совместно обсуждали недочеты. Буквально через несколько недель Илья заметил, что проблема хоть и не решилась, но стала менее острой. Число ошибок сократилось, обстановка нормализовалась, а работники стали более уверенными в себе.

Возникла проблема? Старожилы выживают новичков? Журнал «Директор по персоналу» расскажет, .

Особенности деловых игр

Подбирать деловые игры нужно, опираясь на потребности, возможности и другие параметры. Эксперты-практики выделяют 4 основных направления:

  1. Обучающие игры.
  2. Поисковые игры.
  3. Констатирующие игры.
  4. Смешанные игры.

Все эти игры можно проводить как в пределах офиса, так и в специально отведенных местах. Задания могут быть ограниченными по времени, сжатыми.

Оценивать действия персонала может как группа экспертов, так и непосредственные организаторы мероприятия.

С помощью деловой игра вы можете не только «прокачать» действующий персонал, но и набрать отличных специалистов. Проведите с ним игру, а потом проанализируйте результаты . Сделать это правильно вы можете с помощью материала «Системы Кадры».

Отличия тренинга от деловой игры

Не путайте тренинги с деловыми играми - они имеют существенные отличия, поэтому не могут быть взаимозаменяемыми. Результат также разнится. Чтобы понять особенности того и другого метода развития сотрудников, можно сопоставить обязательные признаки деловой игры и тренинга.

Сравнительная характеристика

Тренинги

Признаки деловой игры

  • нет ограничений или они минимальны;
  • рассматривается отдельный аспект ситуации;
  • работа с конкретными качествами и умениями;
  • выступает эксперт, который изначально озвучивает теорию, а только затем дает практическое задание;
  • ученики чаще работают в одиночку, а не в командах.
  • регламентированы этапы и правила;
  • моделируемые ситуации включают множество факторов;
  • минимум теории, максимум практики;
  • возможность общаться с коллегами, совместно справляться с поставленной задачей;
  • в основе лежит проблема, над которой работают участники.

Некоторые работодатели организовывают для сотрудников выездные тренинги, например, в выходные дни за городом или недельные за границей. Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, есть ли смысл .

Примеры деловых игр

  1. Бюро расследований

Цель : образование команды, сплочение коллектива, обучение планированию и работе с информацией.

Время проведения : 3-4 часа.

Количество человек : от 5.

Описание: около Норфолка на востоке Англии в отеле совершено странное преступление. Предложите участника сопоставить известные факты, улики, свидетельские показания, чтобы выйти на след преступников, решить детективную головоломку.

Примечания: заранее дополните сюжет деталями или импровизируйте.

  1. Sky Work

Цель: развить коммуникативные навыки, научить решать бизнес-задачи, вести деловые переговоры, планировать.

Время проведения: 3-4 часа.

Количество человек: от 12.

Описание: участники представляют себя в роли сотрудников международной компании. Они выполняют крупные проекты. Цель - увеличить прибыльность бизнеса, выполнив максимальное количество задач в сжатые сроки. Попросите сотрудников предложить идеи, составить план действий, защитить свои идеи.

Примечания: вы можете проводить деловую игру при выполнении текущих проектов, а итоги подвести в конце месяца или полугодия.

Эксперты «Системы кадры» расскажут о том, как нестандартно поощрить сотрудников .

  1. Главная мишень

Цель: увеличить эффективность продаж, научить общаться с клиентами, презентовать товары или услуги, устанавливать психологический контакт.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 5.

Описание: сотрудники должны мотивировать клиента на покупку, выявить его личные предпочтения, увеличить число продаж. Разделите коллектив на группы, попросите каждую из них составить план и защитить его.

Примечание: вы можете устроить соревнование без отрыва от работы, но в этом случае сотрудники будут работать с реальными клиентами компании. Подводите итоги, опираясь на число привлеченных покупателей, размер прибыли или другие параметры.

Используйте готовый кейс « » от журнала «Директор по персоналу».

  1. Изо всех сил

Цель: развитие коммуникативных навыков, обучение планированию, принятию решений.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 5 человек.

Описание: в ходе деловой игры воссоздается рабочий день, наполненный заданиями разной сложности. Ставьте перед сотрудниками цели, следите, как они достигают их. Выигрывает тот, кто сделает больше всех дел, допустит минимум ошибок.

  1. Камни и монеты

Цель: обучение планированию, работе в команде , управлению рисками.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 15 до 50 человек.

Описание: участников разделяют на конкурирующие команды. Они должны добывать и продавать драгоценные камни. Предложите участникам составить план действий и обосновать его.

Используйте и другие деловые игры на коммуникацию или обучение. Разрабатывайте их самостоятельно или берите в качестве основы типовые задания. Главное, чтобы сотрудники не знали правильного решения заранее.

Совет №1. Четко определяйте цели, прежде чем выбрать игру

Чередуйте серьезные задания с развлекательными. Сотрудникам должно быть интересно.

Совет №2. Создавайте позитивную атмосферу

Не начинайте критиковать прилюдно, если сотрудник не справляется. Иначе у него пропадет мотивация , человек разубедится в своих способностях. Чтобы от игр была максимальная польза, эксперты рекомендуют делать акцент на недочетах в целом, но не указывать на ошибки конкретного игрока.

Совет №3. Не принуждайте сотрудников

Если заставить сотрудников участвовать в деловых играх на выходных, после работы или в обеденный перерыв - это не принесет никакой пользы, а вызовет волну недовольств.

Совет №4. Следите, чтобы игроки соблюдали правила

Контролируйте процесс. Если между участниками возникают конфликты - подавляйте их. В противном случае вместо положительного результата вы добьетесь прямо противоположного эффекта.

Совет №5. Не проводите игры в период повышенной нагрузки

Сотрудники не смогут сосредоточиться, сконцентрироваться, так как их мысли будут заняты другим.

Читайте о деловых играх в «Системе Кадры». В материале вы найдете разновидности игр, этапы их проведения и способы оценки результатов. Информация позволит избежать распространенных ошибок, которые приводят к непредсказуемым результатам.

Деловая игра - не только метод обучения, но и способ создать уютную дружескую атмосферу в организации. Будьте ближе к подчиненным, активно участвуйте в мероприятиях. Придумывайте новые и увлекательные задания, чтобы сотрудникам не было скучно и неинтересно их выполнять. При необходимости привлекайте экспертов.

Деловая игра Деловая игра средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В деловой игре можно выделить следующие этапы: 1. Введение в игру. 2. Разделение студентов на группы. 3. Изучение ситуации (сценария). 4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры. Распределение ролей внутри группы. 5. Игровой процесс (анализ ситуации, разработка долгосрочных планов, принятие решения, его оформление). 6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценки исполнения ролей студентами. 7. Разбор оптимального варианта. 8. Общая дискуссия.


Пример деловой игры БАШНИ. Материалы: газеты, картон, клей, скрепки, скотч Необходимое время: 1 час 15 минут Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать ситуацию работы в команде, преодоление коммуникационных барьеров между участниками. Эта деловая игра используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды. Размер группы: Группу хотя бы из 12 человек. (То есть две команды как миниум) Условия: классная комната, комната для семинаров или конференц-зал при минимальном количестве мебели. У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои «строения». 1 этап: Участники делятся на команды путем жеребьевки. Это отделы допустим строительной компании. Заказчик хочет построить 4 башни. Условия: красота, устойчивость (должен простоять более допустим 3-х мин), высота макета (более допустим 1.50м)


Пример деловой игры БАШНИ. 2 этап: Каждая команда сейчас проектирующий отдел - создает проект своей башни. Время 0:30 Задача: Команда создает проект башни на бумаге. Условия проведения игры: Каждые 10 мин - представители отделов могут проводить встречи. Другое общение команд - отделов запрещается. 3 этап: Технологию передаём по кругу следующей команде. Теперь нужно построить по описанию технологии БАШНЮ. Время 0:30 Задача: построить макет по инструкции. Общение между командами запрещено. Выдаются материалы: бумагу, скотч, ножницы (все одинаково обеим командам). НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ ДОП. МАТЕРИАЛЫ для создания башен! 4 этап: Приём башен. Время 0:15. Приём макетов, построенных по инструкции. Заказчик просит быть экспертами следующую команду по кругу. Сделать презентацию её достоинств и недостатков. Анализ команд по критериям совместной работы. Что помогло построить башню, что мешало? Какая была у вас стратегия? На что обратили внимание, во время работы? Кто показал себя с другой стороны? Что важного было? Как этот опыт можно использовать в работе? Напоминало ли это рабочий процесс в вашей компании?


ДИ «Министры и конструкторы» Цель игры: установить зависимость продолжительности общения от личного обаяния; научиться определять и развивать личностные ресурсы влияния на собеседника. Группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив друг друга. Одна сторона – «министры», другая – «конструкторы», придумавшие «летающие» велосипеды и обратившиеся к «министрам» с просьбой поставить производство этих велосипедов на поток. Задача «конструкторов» – убедить «министров» принять нужное им решение. Задача «министров» – по возможности заявку отклонить или потребовать от «конструкторов» дополнительных аргументов. После завершения первой части игры стороны меняются ролями. Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы: Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и убеждать или принимать «министерское решение»? В каких случаях отказывать было сложнее? Как звучал самый примитивный отказ? Как выглядел самый блестящий отказ? В чем особенность внутри группового взаимодействия обеих сторон в обеих ролях? Что помогало (или, напротив, мешало) реализовать поставленные задачи?


ДИ «РЕКЛАМНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА ФИРМЫ» Цели и задачи деловой игры Деловая игра «Рекламное выступление менеджера фирмы» может быть проведена после того, как студенты прослушали лекции о требованиях, предъявляемых к персоналу управления коммерческой фирмы. Сущность деловой игры состоит в том, что студент-участник игры, работая над вариантом своего рекламного выступления на ТВ, радио или в аудитории, должен продумать язык и стиль, манеру поведения, а самое главное - четко представлять конкретное содержание своего выступления. Все это должно быть увязано с поставленными целями и задачами и составом аудитории. Во время деловой игры у студентов вырабатываются навыки избирательного поведения в определенной аудитории, умение ориентироваться на круг интересов и уровень слушателей.


Порядок проведения деловой игры 1-й этап: ввод в тему и объяснение ее сущности, регламентация игры. 2-й этап: формирование команд, процесс игры, подведение итогов. 1-й этап: во вводном слове преподаватель говорит о цели деловой игры, правилах ее проведения. На примерах показывает, как надо менять композицию, содержание и форму, тон выступления в зависимости от аудитории и средства массовой информации. В студенческой группе желательно создать атмосферу доброжелательного взаимопонимания и живого интереса. Затем выбирается тема для рекламного выступления, например производимая фирмой продукция или услуги, оказываемые населению, их качество, цена, спрос и т.д. Это может быть информация о свободных вакантных должностях и требованиях, предъявляемых к кандидатам на работу в данной фирме. Преподаватель предлагает 2-3 темы, и студенты выбирают одну из них для группы. Затем определяются возможные типы аудиторий, категории слушателей (бизнесмены, покупатели, госчиновники и т.д.).


Сценарий деловой игры 2-й этап (следующее занятие): из студентов группы выбираются выступающие. Их количество определяется числом предполагаемых аудиторий или средств массовой информации. Назначается экспертная комиссия, куда должны входить: эксперт по содержанию; определяет качество сценария, актуальность выступления, правильность целевой установки, ее соответствие аудитории; эксперт по ораторскому искусству; характеризует общую культуру речи, манеру изложения материала; эксперт по восприятию речи; дает оценку стилю, темпу и тону речи, манере держаться перед аудиторией; эксперт, оценивающий качество факторов и аргументов, их целесообразность и соответствие уровню и интересам аудитории.


Сценарий деловой игры. В ходе подготовки выступающие составляют план по теме, обозначают главные моменты, "опорные точки" своего рекламного выступления. После "настройки" каждому из участников игры дается 10 мин для рассказа о том, как он собирается строить свое выступление, каковы будут зачин, язык, стиль, темп речи, жесты, манера, какие будут привлечены факты, примеры и т.п. Выступающий сообщает форму своего выступления: рассказ о фирме, вопросы и ответы, мини-беседа с последующим диспутом, просто разговор и т.п. Свой выбор выступающий обосновывает: он кратко характеризует воображаемую аудиторию и особенности иллюстративного материала. Во время выступления студенты должны играть роль той аудитории, которая по игре досталась выступающему: поведением, вопросами и т.п. Внимательно слушающие эксперты готовятся "выставить" оценки по пятибалльной системе (карточки с цифрами от "1" до "5" должны быть заготовлены заранее). При необходимости члены экспертной группы комментируют выставленные оценки.


Подведение итогов деловой игры После выступления всех участников деловой игры преподаватель выступает с заключительным словом, дает оценку игре в целом (и "менеджерам", и "экспертам"), предоставляет слово счетчику, который называет общую сумму баллов, набранных каждым участником деловой игры. Деловая игра занимает от двух до четырех часов учебного времени.

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

ИЗ ИСТОРИИ ДЕЛОВЫХ ИГР

Впервые игры как средство обучения практическому действию начали применяться в военных организациях. Руководство перед началом боевых действий проводило своего рода игры, на которых отрабатывались действия командного состава в связи с предстоящей военной операцией. В зависимости от анализа конкретных условий (рекогносцировка, оценка обстановки, силы противника, свои силы и средства, цели и задачи, согласование действий с другими под­разделениями) принималось решение.

Концентрация и централизация производства и капитала, мас­совое производство, массовые армии, возросшая роль различного рода штабов породили новые условия для имитационных игр. Начали проводиться командно-штабные учения (КШУ) в армиях европейских и азиатских стран, особенно активно в 20-30-е годы перед Второй мировой войной. В США этот процесс развернулся лишь в ходе Второй мировой войны и усилился в послевоенное время, разросшись в современных условиях до гигантских и доро­гостоящих учений блока НАТО.

В народном хозяйстве метод имитационных игр впервые был применен в 1932 г. в России. Деловая игра была проведена в Ленинградском инженерно-техническом институте, ее автор М.М. Бирштейн. Результаты этой игры стали основой проведения экономических экспериментов на одной ткацкой фабрике и в последующей деловой практике.

Первая машинная игра была организована в 1955 г. так называ­емой бесприбыльной американской корпорации «РЭНД корпо­рейшн». Ее участники - офицеры тыла ВВС США. Целью игры явилась оптимизация затрат и организация снабжения ВВС США в стране и на многочисленных военных базах за ее пределами. С применением ЭВМ деловые игры были впервые организованы Американской ассоциацией управления в 1956 г., а в следующем 1957 г.- 20 президентов крупнейших фирм США приняли участие в такой игре.

В современных условиях деловые игры широко проводятся во многих странах:

В процессе обучения менеджеров и других руководителей в вузах и средних специальных учебных заведениях;



В процессе производства и реализации продукции на предпри­ятиях и в сфере услуг для выработки наиболее обоснованных решений, а также при проектировании новых и реконструкции старых предприятий:

В ходе НИОКР;

В министерствах, ведомствах, ассоциациях и объединениях сфе­ры производства, торговли, финансовой сфере, сфере услуг, в военной экономике и вооруженных силах.

В данном практикуме деловые игры разработаны только в учебных целях для обучения основам менеджмента после прохож­дения студентами производственной практики на предприятиях.

При подготовке к играм необходимо учитывать:

1) производственный опыт обучаемых, наличие производствен­ной практики (работу в промышленных, торговых, финансовых сферах, в непроизводственной сфере) и в зависимости от этого ставить цели, задачи, условия игры и определять ее сценарий;

2) интересы обучаемых, предрасположенность их к определен­ным видам управленческой деятельности при распределении ролей в игре;

3) количество времени, выделяемого тематическими планами на проведение практических занятий и деловых игр;

4) возможности обучаемых получать информацию, необходимую для принятия решений по хозяйственным (производственным, фи­нансовым, сбытовым и др.) вопросам. В случаях ограничений информации необходимо давать «типовые» данные, подготовлен­ные самими преподавателями (справочники, нормативы, положе­ния, указы и распоряжения, типовые формы деловой документации и т. д.);

5) условный характер учебных игр, упрощение ситуаций, сокра­щение действительно необходимых сроков на выполнение работ.

Практическое задание

Для участия в деловых играх продумайте и заполните анкету.

Анкета

Фамилия, Имя, Отчество

Факультет, курс, группа.

Практический опыт работы, стаж, специальность (имеющаяся по факультативу).

К какой сфере трудовой деятельности проявляете наибольший интерес: промышленность, строительство, транспорт, связь, сель­ское хозяйство, финансы, торговля, сфера обслуживания и др. (необходимое подчеркнуть или дописать)?

В какой должности намерены принять участие в игре?

С кем из сокурсников Вы намерены сотрудничать в деловой игре и в каком качестве?

Какой литературой по менеджменту Вы располагаете?

Будете ли Вы готовить курсовую или дипломную работу по менеджменту?

Участвовали ли Вы в деловых играх по другим учебным дисцип­линам, если участвовали, то в качестве кого?

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАЧAЛA»

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Подготовка игры.

Руководитель игры:

1) готовит исходные данные, характеризующие финансово-эко­номическое состояние предприятия, которым предстоит руководить обучаемым;

2) анализирует анкетные данные участников игры и предвари­тельно планирует распределение игровых ролей;

3) разрабатывает сценарий игры и проводит краткий инструктаж с участниками;

4) определяет регламент и выход игры.

Участники игры:

1) изучают необходимую литературу по теме;

2) предварительно определяют, в какой должности они хотели бы принять участие в игре;

3) составляют краткий примерный перечень прав и обязанностей по этим должностям;

4) готовят для обсуждения в группе организационную структуру предприятия и служб, характер выпускаемой продукции (услуг), название и фирменный знак.

Цель игры.

Привитие практических навыков в проведении собраний и совещаний, коллективном обсуждении организационных вопросов и принятии решений, ознакомление и усвоение порядка работы с финансово-экономическими показателями.

Условия игры.

Предприятие условно создано и работает несколько лет в круп­ном промышленном центре. Имеет здания, сооружения, машины, инструменты, оборудование, сырье и материалы. Сбыт и поставки осуществляются беспрепятственно. Укомплектовано кадрами, кро­ме руководящего состава.

Данная организация является предприятием акционерного типа, приватизированным в 1994 г., и относится ко второй группе пред­приятий (см. Экономический вестник России. 1994. № 2. С. 21-23) с балансовой стоимостью основных фондов более 1,5 млн. руб. В пересчете на 1.01.1997 г. с учетом коэффициента стоимость фондов составляла 10,5 млрд. руб. Списочная численность работающих 10 001 чел.

Вакантные должности: генеральный директор, его заместитель, главный инженер, главный бухгалтер, начальник управления кад­рами, начальник планово-финансового отдела, начальник произ­водственно-технического отдела, начальник отдела снабжения и сбыта, начальник отдела контроля качества и сертификации, юрисконсульт. Если позволяет количество участников игры, то на каждую должность назначаются по два человека, или предусматри­ваются вакантные должности начальников корпусов, цехов и участков.

Выпущенные акции распределены по Варианту 1 Государствен­ной программы приватизации: 25 % от уставного капитала именных привилегированных акций - членам трудового коллектива (него­лосующие акции), 10 % обыкновенных акций по закрытой подписке со скидкой 30 % от их номинальной стоимости - членам трудового коллектива, 51 % обыкновенных акций - фонду имущества, 5 % обыкновенных акций - администрации предприятия, 9 % акций проданы на аукционе по коммерческому курсу.

Предприятие выпускает продукцию производственного назна­чения (по выбору и интересам большинства студентов группы: черные или цветные металлы, литье или штамповка деталей, сборка двигателей, динамомашин, производство подшипников, сельскохо­зяйственные машины и оборудование, минеральные удобрения, лесоматериалы и др.).

Сценарий игры.

Преподаватель назначает инициативную группу из состава уча­стников игры и ставит перед ними задачу - подготовить и провести собрание коллектива предприятия с повесткой дня «Выборы вы­сшего звена руководства предприятия». Далее игра идет по сцена­рию, определяемому действиями инициативной группы и ходом проведения собрания, в котором участвуют все обучаемые. После выборов и назначения участников игры на должности они должны ознакомиться со своими правами и ответственностью по занятым ими должностям (несмотря на все условности учебного занятия).

При успешном решении «кадровых вопросов» руководитель даст ряд вводных заданий всем участникам игры и контролирует их выполнение:

1. Генеральному директору распределить 5 % обыкновенных акций (100 шт.) между администрацией предприятия.

2. Каждому руководителю составить схему организационной структуры своего подразделения и определить вертикальные и горизонтальные коммуникации.

3. Продумать численный состав своих подразделений по профессиям, специальностям и квалификациям.

4. Дать участникам игры исходные данные по следующим показателям:

Численность предприятия ………………………………………………

Стоимость основных фондов (производственных)…………………….

Стоимость оборотных фондов (скорость оборота - 4 оборота в год)…

Годовой объем продукции (в действующих ценах) без налога на

добавленную стоимость………………………………………………….

Затраты на производство продукции

В том числе:

материальные затраты ………………………………………………….

затраты на оплату труда………………………………………………..

амортизация основных фондов………………………………………..

отчисления на социальные нужды……………………………………

прочие расходы………………………………………………………….

прибыль, подлежащая налогообложению……………………………..

После завершения работы с вводными заданиями руководитель игры заслушивает доклады всех руководителей, разбирает возник­шие разногласия между высшим и средним звеньями руководства и предоставляет время для оформления принятых решений в письменном виде.

Продолжительность игры: 4часа

I. Цель игры

Основная цель игровой деятельности – анализ использования рабочего времени менеджера, выявление важнейших "поглотителей" и путей их устранения. Дополнительно участникам необходимо произвести расчеты времени, эффективно используемого менеджером, и дневных потерь и обобщить результаты, проанализировав структуру рабочего времени руководителя.

II. Техническая подготовка

Предварительно для проведения игры необходимо подготовить:

  1. рабочее место менеджера. Например: письменный прибор, телефон, калькулятор, индивидуальное задание и деловые бумаги и т.д.;
  2. рабочее место секретаря. Например: папка с деловыми бумагами, телефон, поднос, чайный сервиз и т.д.;
  3. папку с деловыми бумагами для подчиненного менеджера. Например: квартальный отчет, сведения о поставщиках и т.д.;
  4. информацию для представителя поставщика с указанием предмета и условий договора (выбор произволен);
  5. часы для наблюдателей;
  6. -идентификаторы участников игры;
  7. таблицы наблюдений по форме табл.2 (2-3шт.), аналитические таблицы по форме табл. 3,4,5 (15шт.).

III Участники игры и их функции

1. Менеджер (начальник отдела фирмы). Выполняет определенный объем работы в ходе игры, по возможности не отвлекаясь на посторонние разговоры, посетителей, телефонные звонки и т.д. В течении рабочего дня он принимает оперативные управленческие решения, выполняет возложенные на него обязанности в соответствии с занимаемой должностью. В качестве индивидуального задания менеджер отвечает на вопросы тестов, решает задачи, предложенные преподавателями. В течении рабочего дня у менеджера заранее запланирована встреча с представителем фирмы-поставщика. Целью переговоров является заключение договора поставки какого-либо товара на взаимовыгодных условиях. В переговорах принимает участие подчиненный-работник отдела, возглавляемого менеджером В ходе игры менеджер может делегировать выполнение отдельных задач подчиненному и секретарю.

2. Начальник (генеральный директор фирмы). В процессе игры требует по телефону от менеджера представить в кратчайшие сроки отчетные документы. Например, квартальный отчет для подготовки доклада на встречу с акционерами, информацию о конкретном поставщике, интересующимся ходом решения кадрового вопроса в отделе.

3. Подчиненный менеджера (сотрудник отдела). Докладывает менеджеру о состоянии текущей работы, интересуется ходом решения кадрового вопроса. К своим обязанностям относится безответственно, к докладу не готов, рабочие документы находятся в беспорядке.

4. Секретарь менеджера. Сообщает ему обо всех телефонных звонках, посетителях, выполняет поручения менеджера, предлагает посетителям кофе. В конце рабочего дня отпрашивается у менеджера по "личному делу" и далее не участвует в игре. Несколько навязчива, иногда отвлекает менеджера от работы.

5. Коллега менеджера (сотрудник другого отдела). В рабочее время отвлекает менеджера разговорами на посторонние темы (о спорте, о политике, отдыхе и т.д., делится с ним личными проблемами, мешает выполнению работы менеджера.

6. Представитель фирмы-поставщика. Опаздывает на заранее запланированную с менеджером встречу, долго извиняется и оправдывается, ведет переговоры с менеджером, детально обсуждая условия поставки. В ходе игры может отвлекать менеджера разговорами на посторонние темы.

7. Клиент (представитель фирмы- потребителя. Приходит на прием к менеджеру без предварительной договоренности с целью предъявить претензии к качеству товара, приобретенного его фирмой несколько дней назад. Пытается получить денежную компенсацию, вернуть товар. Настойчив, безапелляционен.

8. Жена менеджера отвлекает менеджера от работы телефонными разговорами на бытовые темы (покупки, здоровье детей, и т.д.). Взбалмошна, импульсивна, обидчива, навязчива.

9. Наблюдатели. Осуществляют хронометраж рабочего дня менеджера, заполняют таблицу учета временных затрат (табл.1)

IV Порядок проведения деловой игры

1. Ведущий преподаватель распределяет роли между студентами группы. Студента, играющего роль менеджера, удаляют из аудитории, преподаватель-ассистент объясняет его задачи.

2. Ведущий преподаватель конкретизирует содержание ролей участникам игры и знакомит их со сценарием.

3. Второй преподаватель-ассистент объясняет наблюдателям их функции и знакомит с правилами ведения хронометража и заполнения таблиц наблюдения.

4. Ассистенты заранее готовят рабочие места действующих лиц.

5. Участники игры прикрепляют таблички - идентификаторы,и студент – "менеджер" приглашается в аудиторию.

6. По команде ведущего игра начинается. Фиксируются моменты начала и окончания игры (см. рис.1).

Таблица 2 Учет временных затрат менеджера

V.Подведение итогов деловой игры

1. По окончании деловой игры проводится анализ использования рабочего времени менеджера. Обобщив результаты хронометража, проводимого наблюдателями, студенты классифицируют затраты времени менеджера и заполняют таблицы3и4.

Таблица 3 Эффективное время работы менеджера

Таблица 4 Дневные потери рабочего времени

Интервал времени

Продолжительн., мин.

Вид помехи

Источник помехи

Причина помехи

Телефонный разговор

Жена
менеджера

Решение бытовых проблем

Телефонный разговор

Неизвестное лицо

Ошибочный звонок

2. Студенты анализируют итоги таблицы 3 и 4, на основе чего рассчитывают и представляют графически структуру использования рабочего времени менеджера (см. рис.2).

3. Используя данные таблицы 4, студенты проводят анализ дневных потерь, их классификацию в соответствии с приведенным ниже перечнем, выявляют важнейшие "поглотители" времени и определяют меры по их устранению


Сценарий игры "Менеджер как субъект управления"

НАЧАЛО РАЬОЧЕГО ДНЯ

Таблица 5 Анализ дневных потерь рабочего времени

4. Важнейшие поглотители времени

  1. Нечеткая постановка цели.
  2. Отсутствие приоритетов в делах.
  3. Стремление слишком много сделать за один раз.
  4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.
  5. Плохое планирование трудового дня.
  6. Личная неорганизованность, "заваленный" письменный стол.
  7. Нерациональное чтение документов.
  8. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе).
  9. Поиски нужных записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
  10. Недостатки кооперации или разделения труда.
  11. Отрывающие от дел телефонные звонки.
  12. Незапланированные посетители.
  13. Неспособность сказать "нет".
  14. Неполная, запоздалая информация.
  15. Отсутствие самодисциплины.
  16. Неумение довести дело до конца.
  17. Затяжные совещания.
  18. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.
  19. Отсутствие связи или неэффективная обратная связь.
  20. Разговоры на частные темы.
  21. Нерациональная система ведения деловых записей.
  22. Синдром "откладывания".
  23. Желание знать все факты.
  24. Длительные ожидания (например, условленной встречи).
  25. Слишком редкое делегирование (перепоручение дел).
  26. Недостаточный контроль за перепорученными делами.

5. По окончании деловой игры студентам может быть предложен следующий тест.

"Самоменеджмент: насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?".

Студенты отвечают на 10 вопросов, заполняя таблицу 6, используя оценочную шкалу (см. таблицу 7).

Таблица 6 Итоговая таблица к тесту "Самоменеджмент"

Таблица 7 Оценочная шкала к тесту "Самоменеджмент"

Вопросы теста "Самоменеджмент"

  1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.
  2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.
  3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации.
  4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.
  5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь.
  6. Свой рабочий день я пытаюсь, по возможности, освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно собираемых совещаний.
  7. Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.
  8. В моем плане времени есть "окна", позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
  9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь сконцентрироваться на немногих "жизненно важных" проблемах.
  10. Я умею говорить "нет", когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.

0-15 баллов: Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей Вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.

16-20 баллов: Вы пытаетесь овладеть своим временем, но Вы не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.

21-25 баллов: У Вас хороший самоменеджмент.

26-30 баллов: Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время (7).