Пояснительная записка актуальность исследования обусловлена тем, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и высокая социальная. Актуальность во введении дипломной работы Примеры составления актуальности во введении


ТЕМА: НОВЫЕ ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ

Введение

Глава 1.Теоретико-методологические основы судебной экспертизы

§2. Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в

Российской Федерации

§3. Новые виды исследований в системе судебных экспертиз

Глава 2. Возможности, проблемы и тенденции новых видов судебных экспертиз

§2. Анализ компьютерной информации

§3. Полиграфология

§4. Одорологическая экспертиза

§5. Перспективы развития судебной экспертизы в эпоху глобализации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что изменения, происходящие в России на экономическом, политическом уровнях, оказывают как положительное, так и негативное влияние на состояние общества, в частности - увеличивается количество совершаемых преступлений. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств, приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным миром, так и правоохранительными органами, в частности - следственными органами в борьбе с преступностью.

В настоящее время появляются новые виды преступлений, для раскрытия которых необходимо развивать и применять новые виды экспертиз. Между тем комплекс уголовно-процессуальных и криминалистических мер, направленных на совершенствование следственной работы и усиление борьбы с преступностью, остался несовершенным. Так, в настоящее время уголовно-процессуальные нормы не содержат регулирования применения вновь возникающих в большом количестве новейших методов исследования в ходе расследования преступлений. Анализ экспертной, следственной и судебной работы показывает, что не теряют своей актуальности вопросы применения новых методов исследования как самим субъектом расследования, так и приглашаемыми им специалистами в широком смысле этого слова. Руководящих же разъяснений и инструкций в подзаконных нормативных актах, в условиях дефицита правового регулирования даже на уровне закона, в настоящее время явно не достаточно.

Проблемы применения новых видов экспертиз и методов исследования привлекают большое внимание как юристов, так и медиков, психологов, биологов, программистов и представителей других наук. В отечественной криминалистике вопросы применения новых и нетрадиционных методов исследования разрабатывали: Р. С. Белкин, В. А. Образцов, Е. П. Ищенко, Л. Г. Бидонов, Н. Н. Китаев, Т. А. Седова, Л. Л. Каневский, Н. Г. Находкина, В. И. Гончаренко, И. В. Постика, М. В. Салтевский, Н. Т. Ведерников, В. X. Меркурисов, Н. А. Родионов, В. В. Яровенко и другие. Однако, несмотря на многочисленные попытки исследовать теорию и практику использования новых методов в криминалистике, многие проблемы по-прежнему не нашли однозначного решения. Отдельные проблемы затрагивались в работах Ф. В. Глазырина, А. Ф. Лубина, А. Н. Чистикина, Г. А. Пашиняна, В. Н. Звягина, Ж. В. Слепцовой, В. П. Крючкова, В. К. Комарова, В. М. Быкова, А. И. Скрыпникова, Н. В. Скорика, М. И. Розанова, В. А. Варламова, А. А. Шмидта и других исследователей.

Цель исследования – проанализировать содержание новых видов судебных экспертиз и возможность их применения в судебно-экспертной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и методологические положения в отношении методов и видов судебных экспертиз, применяемых в судебно-экспертной деятельности.

2. Рассмотреть нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.

3. Определить место новых видов исследований в системе судебных экспертиз.

4. Выявить возможности и проблемы применения некоторых новых видов экспертиз в судебно-экспертной деятельности.

5. Определить основные тенденции применения новых видов судебных экспертиз и перспективы их развития.

Объект исследования – судебно-экспертная деятельность.

Предмет исследования – закономерности развития новых видов судебных экспертиз.

Методологическую основу и методику исследования составили диалектический, формально-логический, сравнительный, системный, статистический методы.

Теоретическую основу работы составили труды ученых и специалистов по криминологии, судебной экспертизе, медицине, биологии, психологии, информатики, физики и химии.

Положения и выводы исследования основываются на Конституции РФ, действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, подзаконных ведомственных нормативных актах Министерства внутренних дел РФ.

Эмпирическая база исследования (дорабатывается??????????).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в работе систематизированы и расширены знания о предмете исследования, сформулированы проблемы и указаны направления для дальнейших научных разработок в криминалистике с использованием новых видов экспертиз. Материалы исследования могут быть использованы как в процессе организации следственной и судебно-экспертной деятельности, а также в учебном процессе по курсу «Криминалистика» и в системе повышения квалификации практических работников – экспертов.

Структура дипломной работы обусловлена ее целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении раскрыта актуальность темы исследования, определены объект и предмет, цели и задачи исследования; указаны методологическая основа, нормативная и эмпирическая база исследования, теоретическая и практическая значимость исследования. В первой главе рассматриваются основные теоретические и методологические вопросы, связанные с изучением судебных экспертиз: история возникновения и развития судебно-экспертной деятельности в России; классификация методов и видов судебных экспертиз; место новых видов исследований в системе судебных экспертиз. Во второй главе анализируется возможность применения таких новых видов судебных исследований, как экспертиза ДНК в процессе исследования биометрических данных человека; компьютерно-техническая экспертиза; одорологическая экспертиза; экспертиза с применением полиграфа. В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.

^ Глава 1.Теоретико-методологические основы судебной экспертизы

§1. История, методы и классификация судебных экспертиз

В истории человечества применение судебной экспертизы при решении определенных вопросов имеет давний характер. Так, уже в трудах Гиппократа рассматривались вопросы исследования механических повреждений на теле, определения жизнеспособности младенцев при исследовании их трупов и др. Следовательно, первой на службу правосудия была поставлена судебная медицина. Именно медицина как область специальных знаний легла в основу развития основных направлений экспертных исследований. Практически одновременно с судебно-медицинской экспертизой появилась и экспертиза документов, в которой исследованию подвергались как графические формы – почерк, так и те движения, которыми они выполнялись. Годом официального становления судебной экспертизы в России считают 1716 г., когда Воинским уставом Петра 1 было предписано привлекать лекарей для исследования повреждений на одежде и теле пострадавшего.

Долгое время судебно-экспертные исследования проводились случайными лицами и не имели под собой достаточной научно-методической основы. К примеру, получило развитие такое направление исследования, как графология – учение об определении характера человека по почерку. Поскольку графология базировалась не на научной основе, а лишь на некотором опыте, приобретенном сведущими лицами в процессе их профессиональной деятельности (письмоводители, дьяки), все попытки использовать ее в судебной экспертизе документов были безуспешны. В настоящее время эксперты-почерковеды используют некоторые признаки почерка и письма, описанные графолагами, для решения таких задач, как установление поле, состояния пишущего и других.

В конце XIX – начале ХХ вв. с особенной силой проявились тенденции консолидации экспертных знаний. Свое выражение они нашли в целенаправленной деятельности целой плеяды ученых, способствовавших развитию одного из направлений становления криминалистической науки – разработке научных методов исследования вещественных доказательств. Этот период становления и развития судебной экспертизы характерен ярко выраженным практическим уклоном, решением самых неотложных задач борьбы с преступностью. Особенностью этого этапа явилось накопление эмпирических данных: об объектах, методах и средствах исследования; о возможности разработки собственно экспертных средств, методов и методик исследования вещественных доказательств; о приспособлении методов и средств других наук к нуждам экспертной практики. Закончился данный этап организацией и становлением первых экспертных учреждений. Так, 28 июля 1912 г. был принят закон о создании в России первого специализированного судебно-экспертного учреждения - кабинета научно-судебной экспертизы. Квалифицированные сотрудники и новейшее по тому времени оборудование позволили с самого начала деятельности кабинетов обеспечить достаточно высокий уровень судебных экспертиз. При этом использовались методы фотографии, дактилоскопии, химии, микрохимии, за исключением судебно-медицинских исследований. С 1 марта 1919 г. по решению Коллегии НКВД РСФСР при Центророзыске начал работу кабинет судебной экспертизы, ставший основой научно-технической службы уголовного розыска. Эта дата считается днем зарождения экспертно-криминалистической службы российских органов внутренних дел. Параллельно с развитием криминалистической службы в Центророзыске возникали научно-технические кабинеты и подотделы в крупных городах. Уже в 1923 г. они действовали помимо Москвы в Ленинграде, Харькове, Самаре.

Конец 40-х – начало 70-х гг. ознаменовались интенсивными научными исследованиями в судебной экспертизе. Направленность этих исследований была двоякой: одни из этих исследований носили фундаментальный, в значительной части теоретический характер, другие представляли собой прикладные, практические приложения формирующихся частных теорий, в том числе теорий отдельных родов и видов экспертиз, играли методическую или чисто рекомендательную роль. Общенаучное значение имели взгляды того времени на предмет и систему криминалистической экспертизы как области практической деятельности. В этот же период стала формироваться и расширяться сеть государственных судебно-экспертных учреждений различных ведомств. Так, в 1969 г. был создан практический орган Центральная криминалистическая лаборатория (ЦКЛ) при Оперативно-техническом управлении МВД СССР. В 1977 г. ЦКЛ была преобразована в Центральную научно-исследовательскую криминалистическую лабораторию (ЦНИКЛ) МВД СССР. В 1983 г. ЦНИКЛ вошел в состав ВНИИ МВД СССР и образовал НИЛ-6. В 1988 г. НИЛ-6 выделился из ВНИИ МВД СССР и стал Всесоюзным научно-криминалистическим центром (ВНКЦ). В 1992 г. в МВД было ликвидировано экспертно-криминалистическое управление, осуществлявшее контрольно-методические функции в системе экспертных подразделений органов внутренних дел. Его управленческие отделы были включены в ВНКЦ, который преобразовался в экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. В настоящее время в Российской Федерации создана система судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ, которая состоит из Российского федерального центра судебной экспертизы, 8 региональных центров судебной экспертизы, 41 лаборатории судебной экспертизы в крупных административных центрах субъектов РФ.

Таким образом, становление судебно-экспертной деятельности имеет достаточно длительную историю. В процессе ее развития по мере необходимости появлялись те виды судебных экспертиз, которые в настоящее время образуют базу для организации судебных исследований. При этом, необходимо отметить, что параллельно с накоплением практических данных, получаемых в ходе судебных исследований, развивалась и теоретико-методологическая база судебно-экспертной деятельности.

В настоящее время методологическая база общей теории экспертизы продолжает активно разрабатываться. Одним из ее элементов является определение методов решения задач судебной экспертизы.

Согласно определению Словаря основных терминов судебных экспертиз, «метод экспертизы (экспертного исследования) - система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов) получения данных для решения вопроса, поставленного перед экспертом. Операции, образующие метод, представляют собой практическое применение знаний закономерностей объективной действительности для получения новых знаний».

Методы экспертизы основываются на соответствующих научных методах; характере и свойствах объекта экспертизы; опыте решения практических задач, в том числе на алгоритмических правилах и разработанных самим экспертом приемах изучения объектов экспертизы.

Принято различать методы исследования, применяемые в науке при разработке теоретических и экспериментальных проблем, и методы, применяемые в экспертной деятельности. Однако это деление весьма условно, так как используемые в экспертной практике методы также имеют научный характер, поскольку основываются на достижениях науки и техники.

Структура экспертного метода состоит из трех элементов - обосновывающая, операционная и техническая части. Обосновывающая часть содержит изложение научной базы, на которой создан метод и представление о результате его применения. В операционную часть входят действия, операции и приемы осуществления метода. Техническая часть включает различные материальные средства и приборы, которые позволят реализовать метод.

Как отмечает Т.В. Аверьянова, в экспертной практике нередки случаи применения комплекса методов исследования. При производстве комплексных и комиссионных экспертиз могут быть применены различные методы каждым экспертом. Но даже тогда, когда экспертиза проводится единолично, эксперт может применить комплекс дополняющих друг друга методов одной или разных областей знания. Интеграция знаний приводит не только к интеграции наук, но и интеграции их методов, что особенно наглядно проявляется при производстве экспертиз.

В работах Т.В. Аверьяновой, А.И. Винберга, И.В. Постика, Е.Р. Россинской, А.Р. Шляхова существующие экспертные методы подвергаются классификации по различным основаниям:

Степени общности и субординации;

Целевому назначению и результатам;

Характеру получаемой информации (свойствам, признакам объектов);

Стадиям экспертного исследования;

Областям наук, из которых они заимствованы:

Физические;

Химические;

Биологические и др.

Этапам реализации методов, применяемых на стадиях:

Подготовительной;

Аналитической;

Экспериментальной;

Сравнительной;

Синтезирующей.

Применительно к потребностям экспертной практики подставляется целесообразной классификация методов с точки зрения их общности и субординации, в соответствии с которой выделяются четыре уровня.

Первый уровень - всеобщий диалектический метод, пронизывающий все остальные уровни, всю структуру методов, так как является базой для их развития.

Этот всеобщий метод включает в себя и широко используемые в экспертной практике такие формально-логические категории, операции познания, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др., которые учитывают основные этапы и закономерности процесса познания.

Второй уровень - общие (общенаучные) методы - система определенных приемов, правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов. К общим методам относятся: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование.

Классификация методов третьего уровня в литературе по судебной экспертизе представлена тремя основными точками зрения и соответственно тремя системами.

В системе, предложенной А.И. Винбергом и А.Р. Шляховым, методы этого уровня названы частно-научными методами судебной экспертизы. Это инструментальные, аналитические и иные вспомогательные технические методы, применяемые либо в одной, либо в нескольких науках. Они применяются для изучения морфологических и субстанциональных свойств объектов исследования.

Методы этого уровня по классификации А.И. Винберга и А.Р. Шляхова систематизируются в соответствии с их общим научно-техническим назначением и получаемыми результатами на 12 классов: измерительные, микроскопические, фотографические, физико-технические, спектральные, рентгенографические, хроматографические, электрохимические (физико-химические), аналитико-химические, радиационные, математические, электронно-вычислительные.

Четвертый уровень - специальные (монообъектные) методы (Т.В. Аверьянова); частно-экспертные методы (Е.Р. Россинская), под которыми понимают методы, разрабатываемые или приспосабливаемые для исследования конкретного, единичного объекта или применяемые только в экспертизах данного рода.

Такие методы создаются либо на основе приспособления существующих в других областях знаний, науках методов, либо создаются специально экспертами на основе их практики исследования конкретных объектов. Специальные методы, разработанные экспертами, используются почти в каждом роде, виде криминалистических экспертиз, и прежде всего таких, как судебно-баллистическая, судебно-трасологическая, судебно-портретная, судебно-почерковедческая, судебно-техническая экспертиза документов.

Таким образом, понятие метода имеет важное значение в проведении судебной экспертизы, поскольку определяет способ достижения цели деятельности. От того насколько верно выбран метод исследования зависит и полученный результат судебной экспертизы.

Согласно определению ФЗ № 73 «О Государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», под понятием «судебная экспертиза» понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Судебная экспертиза – это одна из форм использования научно-технических достижений в уголовном, гражданском и арбитражном процессе. Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию следователя (суда) сведущим лицом – экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов, с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного его разрешения. По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом источником доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем – доказательствами. Экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств.

Судебную экспертизу от экспертиз, осуществляемых в иных сферах человеческой деятельности отличают следующие признаки:

Подготовка материалов на экспертизу, назначение и проведение с соблюдением специального правого регламента, определяющего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, субъекта, назначившего экспертизу, участников уголовного и гражданского процесса;

Проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла;

Дача заключения, имеющего статус источника доказательств.

Классификация судебных экспертиз имеет существенное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет определить направления их методического и организационного обеспечения. Она может осуществляться по различным основаниям: характеру (отрасли) специальных познаний, месту и последовательности проведения, объему исследования, составу экспертов.

/ выделения цветом – не нужны!/

По характеру, отрасли специальных познаний, используемых при производстве экспертиз принято выделять четыре уровня: 1 – классы (типы); 2 – роды; 3 – виды; 4 – разновидности (подвиды).

Такое деление судебных экспертиз с учетом основных решаемых ими задач имеет существенное значение:

Помогает определить роды и виды экспертиз, производство которых должно быть организовано в судебно-экспертных учреждениях, прогнозировать создание новых;

Облегчает разработку краткосрочных и перспективных планов НИР для развития теории и методики экспертного исследования;

Предопределяет подготовку и переподготовку экспертных кадров, их компетенцию и специализацию;

Помогает лицу, назначающему судебную экспертизу, в правильном выборе соответствующего рода (вида) экспертизы.

^ Класс экспертизы составляет экспертные исследования, объединяемые общностью знаний, служащих источником формирования теоретических и методических основ судебных экспертиз, и объектов, исследуемых на базе этих знаний. Таковыми, например, являются класс криминалистических экспертиз, класс судебно-медицинских экспертиз и т.д.

^ Роды экспертиз различаются по предмету и объектам и соответственно методикам экспертного исследования. Например, в криминалистической экспертизе на уровне рода выделяют судебные: почерковедческие, автороведческие, технические экспертизы документов, трасологические, баллистические, портретные и другие экспертизы.

^ Вид экспертизы составляют элементы рода, отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих для рода объектов и методик. Например, в судебно-технической экспертизе документов различают: экспертизы реквизитов документов; экспертизы материалов документов (красителей, бумаги и т. п.), используемых для их изготовления.

Подвид экспертизы – составные части вида, отличающиеся своеобразной группой задач, характерных для предмета данного вида экспертизы, и комплексами метода исследования отдельных объектов или их групп. Например, в рамках криминалистической экспертизы реквизитов документов можно выделить экспертизы оттисков печатей (штампов) для их отождествления и решения диагностических задач; документов, полученных с применением копировальной техники; машинописных текстов и т. д.

Все судебные экспертизы можно разделить на двенадцать классов: 1 – криминалистические; 2 – медицинские и психофизиологические; 3 – инженерно-технические; 4 - инженерно-транспортные; 5 - инженерно-технологические; 6 – экономические; 7 – биологические; 8 – почвоведческие; 9 – сельскохозяйственные; 10 – пищевых продуктов; 11 – экологические; 12 – искусствоведческие.

С учетом родов экспертиз классификация выглядит следующим образом:

1 класс. Криминалистические.

Данный класс включает в себя три рода экспертиз: А – традиционные криминалистические, формирование которых относится в основном к периоду возникновения и становления судебных экспертиз; Б – экспертизы, сформировавшиеся в последние десятилетия 20 века; В – различные виды исследований материалов, веществ, изделий, выделяемые в самостоятельный род, также именуемый материаловедческим.

Б. – Видеофонографическая (видеофоноскопическая), взрывотехническая, фототехническая, экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений.

В. – Экспертиза объектов волокнистой природы; экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий; экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов; экспертиза стекла; экспертиза металлов, сплавов и изделий из них (металловедческая); экспертиза полимерных материалов, пластмасс, резин и изделий из них; экспертиза наркотических средств и психотропных веществ; экспертиза спиртосодержащих жидкостей; экспертиза парфюмерных и косметических средств.

2 класс. Судебные медицинские и психофизиологические.

1) Судебно-медицинская: судебно-медицинское исследование трупов, судебно-медицинское освидетельствование живых лиц, судебно-медицинское исследование вещественных доказательств (крови, волос, выделений организма и т.п.)

2) судебно-психиатрическая

3) судебно-психологическая

4) судебная психолого-психиатрическая

3 класс. Судебные инженерно-технические: пожарно-техническая, экспертиза по технике безопасности, строительно-техническая, электротехническая, компьютерно-техническая.

4 класс. Судебные инженерно-транспортные: автотехническая, авиационно-техническая, железнодорожно-техническая, иные инженерно-транспортные.

5 класс. Судебные инженерно-технологические: технологические, товароведческие.

6 класс. Судебные экономические: бухгалтерская, финансово-экономическая, инженерно-экономическая.

7 класс. Судебно-биологические: ботаническая, зоологическая, микробиологическая, энтомологическая, ихтиологическая, орнитологическая, одорологическая.

8 класс. Судебно-почвоведческие: почвоведческая, минералогическая.

9 класс. Сельскохозяйственные: агробиологическая, агротехническая, зооветеринарная, ветеринарно-токсикологическая.

10 класс. Пищевых продуктов

11 класс. Судебно-экологические: экология среды, экология биоценоза.

12 класс. Искусствоведческие.

Приведенные роды экспертиз находятся на разном уровне развития. Некоторые из них существуют десятилетиями, другие только начали создаваться; третьи – рассматриваются в перспективе общего развития судебных экспертиз. Следует также иметь в виду динамичность процесса создания экспертиз и их трансформации: появление новых родов экспертиз, трансформацию видов экспертиз в самостоятельные роды (например, фототехническая, видеофонографическая (видеофоноскопическая)).

По месту проведения экспертизы делятся на два вида: проводимые в экспертных учреждениях и проводимые вне экспертных учреждений, поскольку процессуальное законодательство позволяет назначить экспертом любое лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для разрешения возникших по делу вопросов.

По объему исследования экспертизы делятся на: основные и дополнительные. Дополнительная экспертиза назначается при неполноте или неясности выводов основной экспертизы.

По последовательности проведения экспертизы подразделяются на первичные и повторные. Повторной называется экспертиза, производимая по тем же объектам и решающая те же вопросы, что и первичная экспертиза, заключение которой признано необоснованным или вызывает сомнения.

По численности и составу исполнителей судебные экспертизы подразделяются на единоличные, комиссионные и комплексные. Единоличную экспертизу проводит один эксперт, комиссионную – комиссия, состоящая из двух или более экспертов одной специализации. Комплексной является экспертиза, в которой эксперты, специализирующиеся в разных классах или родах судебных экспертиз, заняты совместным решением одних и тех же вопросов и формулированием общего вывода.

Таким образом, изложенная выше классификация не является окончательной, полностью завершенной и будет совершенствоваться. Тем не менее, в целях осуществляемой паспортизации экспертных методик Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по проблемам экспертной деятельности утвержден перечень экспертиз, использованный в вышеприведенной классификации.

§2. Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации осуществляется на основании законных и подзаконных нормативно правовых актов, а также на основании ненормативно? (как понять – нецензурно что-ли?) правовых актов.

Закон – нормативно правовой акт, применяемый органом законодательной власти или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений.

Подзаконные нормативные акты – это нормативно правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции.

Ненормативно? правовые акты – правоприменительные акты, или акты применения права, а также акты официального толкования.

Правоприменительные акты – это правовые акты, применяемые полномочными органами государственной власти или должностными лицами, содержащие обязательные для определенного круга лиц предписания по конкретным вопросам (положения, инструкции, решения и т.д.).

Акты официального толкования – это официальные юридические акты, разъясняющие действительный смысл и значение нормы права и действующие в единстве с самой этой нормой.

К законным нормативно правовым актам, регулирующим судебно-экспертную деятельность, относятся: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и ряд Федеральных законов. В частности, Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон № 128-ФЗ от 25.07.98 . «О государственной дактилоскопической регистрации»; Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», а также законодательства Российской Федерации о здравоохранении.

В настоящее время, согласно действующему законодательству, в нашем государстве, существует семь видов публичного правоприменительного процесса (категорий дел), участником которых может стать судебный эксперт: конституционный процесс, процесс по делам об административных правонарушениях, уголовный, таможенный, налоговый, арбитражный и гражданский процессы.

Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Данный закон статьей 1 определяет, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно - экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно - экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Государственная судебно - экспертная деятельность основывается на следующих принципах:

Принцип законности,

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица,

Принцип независимости эксперта,

Принцип объективности,

Принцип всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно - экспертные исследования, требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно - экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип объективности применяется в процессе экспертной деятельности специалиста (эксперта) на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы Глава 2. Возможности, проблемы и тенденции новых видов судебных экспертиз

§1. Изучение биометрических данных человека

Биометрия – идентификация человека по уникальным, присущим только ему биологическим признакам. Биометрическая идентификация – новый метод опознания подлинности по индивидуальным биологическим признакам человека – отпечаткам пальцев, ДНК, глазному дну, радужной оболочке, почерку, голосу, форме уха, геометрии лица и т.п.

Необходимо отметить, что биометрические технологии уже давно применяются в судебной экспертизе, в частности, отпечатки пальцев, а также определение личности человека по почерку (графология). Кроме того, в в рамках криминалистическ

Как определить актуальность темы?

Именно актуальность выбранной темы и становится, как правило, камнем преткновение для многих студентов и поэтому мы решили попробовать помочь студентам разобраться в этом вопросе. Не секрет, что, если работа не является актуальной, то её написание не имеет никакого смысла и, как результат, не будет зачтено, или, в лучшем случае, будет оценена не самой высокой оценкой. Говоря научным языком, актуальность любой выбранной темы при написании студентом курсовой работы определяет, с одной стороны, более конкретизированное и детальное изучение того или иного раздела данной учебной дисциплины, а с другой, и это само по себе не менее важно, необходимость активизации процесса обучения и увеличение эффективности и результативности работы студента самостоятельно.

Так как же правильно сформулировать и, главное, аргументировать актуальность выбранной вами темы научной курсовой работы? Ну, во-первых, не следует начинать издалека, с общих размытых фраз, которые ничего общего не имеют с необходимостью изучать данный вопрос вообще и закончить словами «…именно этим и объясняется актуальность». Более логичным будет начать словами «Актуальность выбранной темы исследования обусловлена….» и далее кратко и лаконично пояснить, почему именно изучение выбранного вопроса или проблемы важно на современном этапе развития данной научной дисциплины. Во-вторых, и это очень важно, актуальность должна быть чётко и научно обоснована, а это, в свою очередь, означает, что студенту, как автору работы нужно в одном небольшом абзаце изложить, в чём именно, по его мнению, заключается актуальность, а именно важность и своевременность избранной им темы.

Актуальность легко обосновать непосредственным анализом существующей на данный момент ситуации в развитии изучаемой отрасли науки и очевидной необходимостью дальнейшего более глубокого и подробного изучения того или иного её направления. Следует так же обратить особое внимание на видимое отсутствие или недостаток необходимой научной информации или приёмов и способов, которые требуются для решения или анализа конкретного аспекта. Кроме того, мы рекомендуем рассматривать избранную тему в контексте социально-политической либо экономической ситуации в стране, исходя из того, по теме какой дисциплины вы пишите курсовую работу. Не лишним, по нашему мнению, будет так же указать, каким именно образом дальнейшее и более углублённое изучение конкретной темы или вопроса сможет повлиять изменение ситуации в лучшую сторону не только в рамках определённой научной дисциплины, но и в жизни общества или определённой общественной группы в целом.

Но, если, не смотря на всё написанное выше, у студента все же возникают вопросы по поводу того, как сформулировать и обосновать актуальность курсовой работы, то рекомендуем ему обратить особое внимание на следующие советы.

Сначала следует определить и обосновать важность изучаемой проблемы в сравнении с другими тематическими направлениями. Затем сформулировать и оценить необходимость ее дальнейшего исследования для данной отрасли науки и, возможно, общества в целом.

Формулировку актуальности работы можно начать, как уже было упомянуто выше, такими словами: «актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на данный момент...». Или, как вариант, вначале упомянуть все, на ваш взгляд, важные аргументы и факты, и подытожить, указав, что: «вышеупомянутым и обоснована актуальность выбранной темы».

Следует отметить, что при аргументации актуальности выбранной темы курсовой работы, как и при написании всей курсовой работы в целом, особенно высоко ценится собственное мнение автора, его взгляды и умозаключения, и, его личное видение важности исследуемых проблем. Поскольку очевиден тот факт, что если автор хорошо и досконально изучил и проанализировал все особенности рассматриваемого им материала, то с лёгкостью сможет высветить и ответить на все теоретические и практические вопросы по теме своего научного исследования.

Не следует делать объяснение важности темы обширным по своему размеру, оно должно составлять не больше 6-7 предложений, чего будет вполне достаточно, что бы раскрыть значимость исследуемого вопроса и упомянуть все главные факты, которые позволят рассматривать избранную тему как актуальную. Но помните, что обоснование актуальности не должно быть и слишком коротким. Изучив его, читающий или проверяющий курсовую работу, должен удостовериться в том, что тема действительно является актуальной и что ее дальнейшее исследование может принести практическую пользу. Важно так же отметить, что значимость, то есть актуальность, исследуемой темы необходимо объяснять и аргументируется, как правило, до того, как определяются цели и задачи.

Ну и в завершении хотелось бы напомнить, что любой элемент курсовой работы должен быть в итоге законченным в смысловом и грамматическом отношении фрагментом, все предложения и идеи должны быть логически построены и взаимосвязаны.

Актуальность темы обусловлена тем, что…

Необходимость разработки темы обусловлена тем, что…

Выбор темы (объясняется, вызван) продиктован тем, что…

…Все эти обстоятельства обусловливают (всё это обусловливает) актуальность исследования.

…Вот почему особую актуальность приобретает…

…Вот почему остается актуальным вопрос…

Цель реферата – проанализировать явление, понятие (чего?), проблему (чего?).

Основные задачи реферата:

· рассмотреть (затронуть, раскрыть)…;

· сопоставить (сравнить) …;

· изучить (исследовать) …;

· выявить (выделить)… и т.д.

Примеры формулировок для предмета и объекта исследования

Предмет исследования – описание речевого портрета персонажа в очерке как одном из жанров СМИ.

Объект исследования – очерковые тексты СМИ, содержащие речевой портрет персонажа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги анализа, можно сделать вывод о том, что…

Завершая рассмотрение вопроса, хочется подчеркнуть, что…

Сопоставив различные точки зрения, можно еще раз отметить, что…

Анализ литературы по теме исследования показал, что…

Проведенное исследование показало, что…

Рассмотрев проблему (чего?), можно сделать следующие выводы….

Задание 6. Разделите текст на абзацы.

СМИ образуют одну из влиятельнейших и авторитетных сфер в стилистической системе современного языка. Язык СМИ играет важную роль как в информировании населения, так и в повышении уровня его грамотности. Отражая сложные формы речевого взаимодействия, язык СМИ оказывает сильное влияние на формирование стилистических вкусов, языковых норм. И хотя налицо положительные результаты работы СМИ в популяризации знаний о русском языке, формировании уважительного отношения к нему, всё же в газетах мы по-прежнему сталкиваемся с огромным количеством ошибок, а с экранов телевизоров часто звучит отнюдь не образцовый русский язык. Отсюда следует высокая ответственность журналистов за качество языка СМИ. Но было бы заблуждением ограничивать роль СМИ лишь трансляцией знаний, просветительством. Создаваемая ими картина мира оказывает огромное воздействие на общественное сознание. Эта картина мира предназначена для убеждения, воздействия, поэтому во многом она зависит от политических, идеологических и моральных установок адресанта. Автор невольно, а порой и вполне осознанно выражает свою оценку какого-либо факта. При этом желательной считается объективная подача информации. Отбор и функционирование языковых средств определяются особенностями бытования в СМИ текстов публицистического стиля. Они многотемны и обращены к широкой аудитории. В языке СМИ встречается общеупотребительная и специальная лексика, с помощью которой можно информировать аудиторию обо всем, что затрагивает ее интересы. Тексты СМИ избегают развернутых, на несколько сотен слов конструкций официально-делового стиля или предложений, осложненных вставными конструкциями, перечислениями, характерных для научного стиля. Синтаксис текстов СМИ отличается балансированием между разговорной непринужденностью и умеренной книжностью, так как автор стремится установить почти дружеский контакт с адресатом и в то же время сохранить позицию информатора и аналитика.



Задание 7. Найдите ошибки, связанные с формулировкой заголовков глав и параграфов.

«Культура речи в СМИ. Роль и значение речевой культуры в СМИ»

«Языковая мода и современная языковая ситуация. Понятие языковой моды»

Глава 1. Особенности языка современного делового человека

§1. Понятие делового общения

§2. Типичные ошибки в профессиональном общении

§3. Роль языка в профессиональной культуре делового человека

Дипломная работа представляет собой итоговую научную работу студента-выпускника, в которой он самостоятельно анализирует ту или иную тему, где обязательным условием является присутствие научной новизны, особенно так важной для проверяющего.

Так вот, одним из ключевых моментов оценивания работы аттестационной комиссией является определение актуальности выбранной темы исследования. Как показывает опыт, студенты достаточно часто не могут правильным образом сформулировать актуальность, однако ничего сложного в этом-то и нет. Сейчас более подробно разберём, как же написать актуальность.

Почему возникла востребованность изучать этот вопрос именно сейчас, какие предпосылки этому послужили, какую пользу она сможет принести современному миру (если уж мыслить совсем глобально)?

Чтобы получить заветное "отлично" за свой дипломный проект, Вам просто необходимо уметь аргументированно отвечать на вопрос следующего содержания: "Почему же именно эта тема была выбрана для Вашего исследования? ". В противном случае проверяющая комиссия просто не примет Вашу работу и отправит её на доработку. Согласитесь, не самое приятное, что может произойти.

И чтобы избежать такой ситуации, нужно всего лишь знать два вида актуальности:

  1. Малоизученная тема;
  2. Практическое применение уже известного результата эксперимента (события, доказательства, теоремы и т.д.).

Неизученная тема предполагает то, что студент путём применения теоретических и практических методов в своих собственных исследованиях сумеет отыскать ответы на какие-либо насущные вопросы, найдёт пути выхода из "тупиковых" ситуаций.

К примеру, сейчас в мире, к сожалению, есть множество малоисследованных болезней, лекарства для борьбы с которыми до сих пор не найдены. А выпускник в ходе написания свей исследовательской работы сумел изучить какую-то определённую болезнь, понять, как можно её вылечить.

Второй вид подразумевает, что по окончанию своего исследования, применив уже доказанные теоретические и практические знания, Вы разрабатываете что-то своё, решаете какую-либо злободневную задачу или же проблему.

Например, обладая знаниями в сфере физики (законы, теоремы, формулы, свойства предметов и явлений), Вы смогли усовершенствовать механизм работы электрочайника, скажем, теперь он кипятит воду в 3 раза быстрее. Возможно, в связи с этим Вами даже будет разработан новый дизайн, более практичный и удобный. То есть на основании уже известного, Вы изобрели нечто своё, уникальное, ранее нигде не встречающееся.

Как определить актуальность дипломной работы?

На сегодняшний день наиболее актуальными областями жизнедеятельности человека является политика, экономика, медицина и экология. Именно эти темы всегда будут актуальны и востребованы во всем мире.

  • найти наиболее уязвимое место в исследуемой Вами области и выявить проблему;
  • связать данную проблему с реальной жизнью, подкрепив доказательствами из собственного опыта или же из других достоверных источников, к примеру, исторические события;
  • показать взаимосвязь выбранной темы с мировой обстановкой (экономический кризис, военные конфликты, демографический кризис и т.д.).

Соблюдая данные пункты, Вы можете быть уверены, что аттестационная комиссия обязательно высоко оценит Вашу работу на защите , а возможно даже в дальнейшем Вы продолжите изучать данную тему и добьётесь успеха в этой области.

Напоследок приводим образец формулировки актуальности из реальной дипломной работы по бухгалтерскому учету, защищённой на "отлично".

Пример: Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что компании постоянно осуществляют хозяйственные операции с физическими и юридическими лицами в процессе осуществления своей деятельности. Тем самым происходит непрерывный кругооборот денежных средств, вызванный постоянным возобновлением различных расчетов. Эффективное использование денежных средств способствует устойчивой оборачиваемости средств компании, развитию договорной и расчетной дисциплины, а также оздоровлению финансового состояния компании.

Примеры актуальности по другим дисциплинам

По юриспруденции: Актуальность работы обусловлена ролью медицинского страхования в современном обществе, которое является составной частью сложнейшей инфраструктуры страхования, являющегося, в свою очередь, частью макроэкономической системы государства.

По психологии: Актуальность выбранной нами темы состоит в том, что преодоление коммуникативных трудностей является тем самым ключиком, который открывает возможности для получения необходимого эффекта на любом уровне человеческого взаимодействия.

По экономике: Актуальность темы исследования определяется следующими соображениями: банковская система России является одной из самых важных для развития экономики страны систем и при этом динамично развивается.

По менеджменту: Актуальность исследования заключается в том, что в условиях жесткой конкуренции, для успешного функционирования и удовлетворения спроса потребителей, организациям, действующим в разных отраслях, необходимо постоянно совершенствовать свою маркетинговую деятельность.

Хорошие новости! Если Вы затрудняетесь сформулировать актуальность в свой дипломной работе, пришлите к нам на почту тему работы и ее план. Наши авторы сформулируют актуальность абсолютно бесплатно. Почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.