Что такое связь в географии. Сообщение-доклад «Связь современной географии с другими науками

Несмотря на то, что эпоха великих географических открытий осталась далеко позади, а дальние путешествия под парусом и восхождения на вершины превратились в спорт, географическая наука все еще активно развивается. Однако сегодня ее развитие тесно связано с другими науками, такими как геофизика, информатика, астрономия и политология.

Связь современной географии с другими науками

В XXI веке география утрачивает концептуальное единство, уступая место новым и все более разнообразным направлениям, уделяющим большое внимание взаимодействию человека и окружающей среды, регионализму и работе с большими массивами данных.

Таким образом, можно смело говорить об очевидной связи географии с социологией, информатикой, культурологией и политологией. Процесс все большей дифференциации является закономерным и наблюдается на протяжении всего становления и развития науки о Земле. Однако современная тенденция включает не только дифференциацию географии, но и интеграцию ее с другими науками.

Современные технические средства, такие как спутники, сейсмологические и метеорологические станции, поставляют ученым огромные массивы данных, которые нуждаются в обработке. И здесь на помощь географам приходит современный раздел информатики, специализирующийся на так называемых big data - больших данных.

и урбанистика

На стыке социологии, экономики и экономической географии возникает новое направление, получившее название урбанистики. Эта система знаний имеет своей целью построение наиболее комфортного для проживания городского пространства.

Для этой цели используется многолетний опыт накопленный исследователями в Европе и Америке. И такое городское строительство невозможно без адекватного понимания местных географических условий, что в очередной раз указывает на большое значение связи современной географии с другими науками. Например, делать велодорожки в городах, находящихся за полярным кругом, некоторые исследователи полагают нецелесообразным.

Также урбанистика была бы невозможна без точных данных об уровне экономического и социального развития города, региона и страны в целом. Связь современной географии с другими науками приобретает все большее значение из-за с усилившейся конкуренцией на международном рынке.

Но кроме местных жителей, качественная городская среда имеет значение и для туристов, так как все большее значение в мировой экономике приобретает туризм, на службе которого находится, кроме прочего, и рекреационная география, которая занимается изучением географических, климатических и культурологических особенностей региона, который нуждается в привлечении туристов.

География и экология

Наиболее очевидную связь современной географии с другими науками для 5 класса можно проиллюстрировать примером экологии и географии. Эти две науки постоянно соседствуют на современных научных конференциях.

Учитывая интенсивные изменения климата и все большее внимание, уделяемое мировой общественностью проблеме глобального потепления, не стоит удивляться, что география все чаще соприкасается с экологией, климатологией и социальными науками. Ведь связь современной географии в динамично изменяющемся мире имеет гуманитарное измерение.

  • Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  • Адаптационные изменения в сердечно-сосудистой системе.
  • Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда
  • Администрация предприятий, учреждений в системе административного права.
  • Азиатский способ производства имел место в регионах Земли
  • Акцизы,их роль и функции в налоговой системе. Понятие налогоплательщиков для целей исчесления акцизов.Понятие подакцихных товаров.
  • Первоначально как и любая из научных дисциплин, на первичном этапе своего развития, география была слита воедино с другими отраслями общественного бытия (синкретичность)– с философией, с мифологией и т.д. Постепенно происходит ее обособление как научного знания. Однако на ранних этапах своего развития, География была тесно связана и с другими научными знаниями: путешественники описывали новые земли с точки зрения природы, сельского хозяйства, этнографии и т.д. Т.е. география развивалась совместно с биологией, зоологией, этнографией и т.д., а ученые того времени были «учеными-энциклопедистами». Возникли переходные дисциплины как геоботаника, биогеография, историческая география и т.д. Таким образом свое развитие получили процессы дифференциации науки (обратные интеграционным в настоящее время).

    В наше время, в связи с прогрессирующим усложнением системы научного знания, и география в целом, и каждая географическая дисциплина в частности, взаимодействуют с огромным количеством различных наук.

    Все взгляды географов всегда были подвержены воздействию методологических установок других наук. В целом, можно выделить три источника наиболее сильных воздействий:

    1. Естественные науки, где физика выдвинулась на первое место в плане разработки наиболее убедительной парадигмы научного объяснения (наиболее высокий уровень теоретизации знаний).

    2. Социология и близкие к ней науки.

    3. История – оказавшее существенное воздействие на мышление географов (введение на ряду с пространственным мышлением и временного или исторического).

    Природа Земли организована как минимум на трех уровнях одновременно: комплексном, компонентном и элементарном.

    Последний – уровень материальных тел и процессов изучается и другими естественными науками. Географ изучает определенный компонент как бы сам по себе, во взаимосвязи с другими компонентами географической оболочки, в то время как другие естественные науки изучают их закономерности функционирования и развития. Однако в дальнейшем возникла необходимость иметь информацию о характере и темпах действий процессов, установить взаимосвязь между ними и факторами, которые на них влияют. Произошла смена описательного характера географии сущностным, в котором возникла необходимость углубленных знаний именно про процессы (пример: не просто описывать поверхность выравнивания как результата абразии, а знать характер и темп развития процессов разрушения берегов).



    География обогащает социальные науки новыми материалами и идеями. Изучение конкретных проявлений взаимодействий общества и природы как на региональном так и в глобальном масштабе имеют общеметодологическое значение, хотя географам здесь будет принадлежать главная роль в исследовании. Геометод при этом рассматривается философом Б.М. Кедровым как методологическая роль географии.

    Особенность взаимодействия географии с другими науками заключалась в следующем. Почти до середины 20-го века наблюдалась тесная связь географии с историей. Эта связь отображалась на многих уровнях преподавания географических дисциплин. В последнее время заметно выросли связи географии с экологическими знаниями, все в большей мере внимание концентрируется на взаимодействии общества с окружающей средой.

    В последнее время также происходит активная математизация географических дисциплин. Важными стимулами здесь являются развитие космического землеведения и необходимость географического мониторинга окружающей среды, развитие международных статистических систем и актуальность интеграции демографической, социально-экономической и политической информации. Необходимость построение сложных математических и картографических моделей развития ПТК и социально-экономических территориальных комплексов так же требует использование математического аппарата.



    Тесна связь географии с информатикой – развитие ГИС тому яркий пример. Именно на стыке этик наук возникла возможность автоматизации картографии, обработки космической информации, создание геопорталов и пространственно-распределенных географических банков данных.

    Наиважнейшим результатом информатизации географического знания становится постепенная консолидация, а в перспективе и интеграция географических дисциплин на базе информационной парадигмы. Современные исследования непременно необходимо проводить на общенаучном базисе, что непосредственно связанно с информатикой, а через нее и с математикой, кибернетикой, системным подходом и синергетикой.

    Базового значения для такой интеграции географических знаний приобретает создание банков данных и ГИС. Именно общность построения последних для любой теории может стать новой общей программой для всех географических дисциплин.

    При этом, информатика в ряде случаев заставляет серьезно корректировать сами методологические принципы географического знания. Географические проблемы классификации, таксономии, районирования при решении их на информационной основе требуют переосмысления и дальнейшего усовершенствования методолого-теоретического охвата географии.

    Новые подходы, тесно связанные с теорией информатизации, системным анализом и синергетикой привели к осознанию взаимосвязанных географических процессов: пространственной организации, пространственного управления и самоуправления или самоорганизации систем. Эти процессы можно найти в любом географическом процессе – миграция населения, землепользование, размещение производств и т.д.

    Необходимо подчеркнуть, что география – наука с высоким мировоззренческим потенциалом, тесно связана с всей системой культуры. География во многом формирует общественное сознание (географическая картина мира).

    До сих пор география воспринимается многими как наука, которая составляет карты земли и полезных ископаемых. Вот сидит в тиши кабинета, географ, который и город свой не покидал и глубокомысленно водит заскорузлым пальцем по глобусу, ища "белые пятна", а другой рукой поправляя разбитые очки-велосипед. Нет, география сейчас наука, которая все больше и больше становится симбиозом комплекса наук, которые изучают Землю, его недра, народонаселение, распределение производительных сил, ресурсов, оптимальное распределение экономик на поверхности Земли, климатические условия и их зависимость от расположения гор, океанов, ледников и так далее. Скажу больше, сейчас география замахнулась на космические просторы - географы уже изучают Луну и ближайшие планеты. И связь с другими науками у географии двусторонняя.
    География и физика с техникой. Географам для изучения земной толщи необходимы современные сложные приборы. Она их получает от технарей-физиков. Представляя им результаты своей работы дает физикам возможность изучить новые явления и усовершенствовать эти приборы.
    География и геология. Это географы, совместно с другими науками дают геологам наводку где какие полезные ископаемые следует искать. В ответ, получая результаты деятельности геологов уточняют свои технологии и инструменты. Геофизики изучают не только климат и причины изменения климата, но уже дают долгосрочные прогнозы и пытаются найти способы изменения климата. И делают они это в содружестве с физиками, химиками, геологами и представителями многих других наук. Совместно с биологами и палеобиологами они изучают изменение живого мира в динамике, в движении, пути миграции и причины, влияющие на изменение численности представителей живой природы. Вместе с энергетиками они изучают возможности внедрения альтернативных источников энергии, основанных на природных явлениях вроде приливов, ветров, термальных вод. Вместе с экономистами, историками и социологами экономику, ресурсы и способы их оптимального использования. Проводя аналогии с земной географией географы помогают астрономам составлять карты поверхности ближайших планет. Связей так много, что география стала одной из всеобъемлющих наук.
    Ну что, похож современный географ на симпатичного маразматического Паганеля?
    Нет, он на острие современной науки и его инструментом является не глобус, а самые современные приборы и технологии

    Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

    Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

    Не существует ни одной абсолютно изолированной от других знаний науки. Все они тесно переплетены друг с другом. И задача любого учителя или преподавателя - максимально раскрыть эти межпредметные взаимосвязи. В этой статье мы детально рассмотрим связи географии с другими науками.

    Межнаучные связи - что это такое?

    Межнаучные (или межпредметные) связи - это взаимосвязи между отдельными дисциплинами. В ходе учебного процесса они должны устанавливаться учителем (преподавателем) и учащимся. Выявление таких связей обеспечивает более глубокое усвоение знаний и способствует более эффективному их применению на практике. Поэтому учителю необходимо акцентировать особое внимание на этой проблеме при изучении любой науки.

    Выявление межпредметных связей - это важный фактор построения содержательной и качественной системы образования. Ведь их осознание учеником позволяет ему более глубже познать объект и задачи конкретной науки.

    Науки, изучающие природу

    Система наук, изучающих природу, включает в себя физику, биологию, астрономию, экологию, географию и химию. Их еще называют естественными научными дисциплинами. Пожалуй, главное место среди них принадлежит физике (ведь даже сам термин переводится как "природа").

    Взаимосвязь географии с другими науками, изучающими природу, очевидна, ведь у всех у них - общий объект исследования. Но почему же тогда его изучают разные дисциплины?

    Все дело в том, что знание о природе очень многогранно, оно включает множество разных сторон и аспектов. И одна наука постигнуть его и описать просто не в состоянии. Именно поэтому исторически сформировалось несколько дисциплин, которые изучают разные процессы, объекты и явления, происходящие в окружающем нас мире.

    География и другие науки

    Интересно, что вплоть до XVII века наука о Земле была единой и целостной. Но со временем, по мере накопления новых знаний, объект её изучения все более усложнялся и дифференцировался. Вскоре от географии откололась биология, а затем и геология. Позже еще несколько наук о Земле стали самостоятельными. В это время на основе изучения различных компонентов географической оболочки формируются и укрепляются связи географии с другими науками.

    Сегодня в структуре географической науки значится не менее пятидесяти различных дисциплин. Каждая из них отличается своими методами исследований. В целом география делится на два больших раздела:

    1. Физическая география.
    2. Социально-экономическая география.

    Первая изучает природные процессы и объекты, вторая - явления, которые происходят в обществе и экономике. Зачастую связь между двумя узкими дисциплинами из разных разделов учения может и вовсе не прослеживаться.

    С другой стороны, связи географии с другими науками очень тесные. Так, наиболее близкими и "родными" для нее являются:

    • физика;
    • биология;
    • экология;
    • математика (в частности, геометрия);
    • история;
    • экономика;
    • химия;
    • картография;
    • медицина;
    • социология;
    • демография и другие.

    Причем на стыке географии с другими науками часто могут формироваться совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

    Физика и география: связь между науками

    Физика - это, по сути, и есть чистая Данный термин встречается в работах древнегреческого мыслителя Аристотеля, который жил еще в IV-III ст. до нашей эры. Именно поэтому связь географии с физикой очень тесная.

    Сущность атмосферного давления, зарождение ветра или особенности формирования ледниковых форм рельефа - раскрыть все эти темы очень сложно, не прибегнув к знаниям, полученным на уроках физики. В некоторых школах даже практикуют проведение в которых органично сплетены физика и география.

    Связь этих двух наук в рамках школьного образования помогает ученикам глубже познать учебный материал и конкретизировать свои знания. Кроме того, она может стать инструментом у школьников к "смежной" науке. Например, ученик, который ранее не очень ладил с физикой, может вдруг полюбить её на одном из уроков географии. В этом заключается еще один важнейший аспект и польза межпредметных связей.

    Биология и география

    Связь географии с биологией, пожалуй, наиболее очевидна. Обе науки изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы), а география - на абиотических её компонентах (горные породы, реки, озера, климат и т. п.). Но поскольку связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки априори связаны.

    На стыке биологии и географии сформировалась абсолютно новая дисциплина - биогеография. Главный объект её изучения - биогеоценозы, в которых и взаимодействуют биотические и абиотические компоненты природной среды.

    Эти две науки также объединяет вопрос В поисках правильного ответа на него географы и биологи консолидируют все свои усилия.

    Экология и география

    Эти две науки взаимосвязаны настолько тесно, что иногда предмет их исследования даже отождествляют. Решение любой экологической проблемы просто невозможно без обращения к аспектам географической науки.

    Особенно прочной является связь экологии с физической географией. Она вылилась в формирование совершенно новой науки - геоэкологии. Впервые этот термин ввел Карл Тролль в 1930 годах. Это комплексная прикладная дисциплина, изучающая структуру, свойства и процессы, которые проходят в среде обитания человека, а также других живых организмов.

    Одной из ключевых задач геоэкологии является поиск и разработка методов рационального природопользования, а также оценка перспектив устойчивого развития конкретных регионов или территорий.

    Химия и география

    Еще одна дисциплина из класса естественных наук, которая имеет довольно тесные связи с географией, - это химия. В особенности она взаимодействует с географией почв и почвоведением.

    На основе этих связей возникли и развиваются новые научные отрасли. Это, в первую очередь, геохимия, гидрохимия, химия атмосферы и геохимия ландшафтов. Изучение некоторых тем географии просто невозможно без соответствующих знаний химии. Прежде всего речь идет о следующих вопросах:

    • распространение химических элементов в земной коре;
    • химическая структура почвы;
    • кислотность грунтов;
    • химический состав вод;
    • соленость океанической воды;
    • аэрозоли в атмосфере и их происхождение;
    • миграция веществ в литосфере и гидросфере.

    Усвоение данного материала учащимися будет проходить более эффективно в условиях интегрированных уроков, на базе лабораторий или кабинетов химии.

    Математика и география

    Отношения между математикой и географией можно назвать очень близкими. Так, научить человека пользоваться географической картой или планом местности без элементарных математических знаний и навыков невозможно.

    Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач. Это задания:

    • на определение расстояний по карте;
    • на определение масштаба;
    • на вычисление высоты горы по температурным градиентам или градиентам давления;
    • на расчеты по демографическим показателям и тому подобное.

    Кроме этого, география в своих исследованиях очень часто использует математические методы: статистический, корреляционный, моделирования (в том числе компьютерного) и другие. Если же говорить о экономической географии, то математику и вовсе можно смело назвать её "сводной сестрой".

    Картография и география

    Связь этих двух научных дисциплин ни у кого не должна вызывать ни малейших сомнений. Ведь карта - это язык географии. Без картографии эта наука просто немыслима.

    Существует даже особый метод исследований - картографический. Он заключается в получении нужной для ученого информации из различных карт. Таким образом, географическая карта из обычного продукта географии превращается в источник важных сведений. Данный метод исследований применяется во многих учениях: в биологии, истории, экономике, демографии и так далее.

    История и география

    "История есть география во времени, а география - это история в пространстве". Эту необычайно точную мысль выразил Жан-Жак Реклю.

    История связана исключительно с общественной географией (социальной и экономической). Так, при изучении населения и экономики конкретной страны нельзя обойти стороной её историю. Таким образом, юный географ априори должен в общих чертах разбираться в исторических процессах, которые протекали на определенной территории.

    В последнее время в среде ученых появляются идеи о полной интеграции этих двух дисциплин. А в некоторых вузах уже давно созданы смежные специальности "История и география".

    Экономика и география

    География и экономика также очень близки. По сути, результатом взаимодействия между этими двумя науками стало появление совершенно новой дисциплины под названием экономическая география.

    Если для экономтеории ключевым является вопрос "что и для кого производить", то экономическую географию интересует прежде всего другое: как и где производятся те или иные блага? А еще данная наука пытается выяснить, почему производство того или иного продукта налажено именно в этой (конкретной) точке страны или региона.

    Экономическая география зародилась еще в середине XVIII века. Её отцом можно считать величайшего ученого М. В. Ломоносова, который ввел в обиход этот термин в 1751 году. Вначале экономическая география носила чисто описательный характер. Потом в сферу её интересов вошли проблемы размещения производственных сил и урбанизации.

    На сегодняшний день экономическая география включает в себя несколько отраслевых дисциплин. Это:

    • география промышленности;
    • сельского хозяйства;
    • транспорта;
    • инфраструктуры;
    • туризма;
    • география сферы услуг.

    В заключение...

    Все науки связаны друг с другом в большей или меньшей степени. Связи географии с другими науками также довольно тесные. Особенно если речь идет о таких дисциплинах, как химия, биология, экономика или экология.

    Одна из задач современного учителя - выявить и показать ученику межпредметные связи на конкретных примерах. Это крайне важное условие для построения качественной системы образования. Ведь от комплексности знания напрямую зависит эффективность его применения для решения практических задач.

    Рекреационная география имеет широкие связи с другими науками, особенно с географической, и в первую очередь с экономической географией, географией населения, физической географией и медицинской географией.

    1. Экономическая география рассматривает рекреационную деятельность, туризм, ТРС как элемент хозяйственной системы, как отрасль хозяйства, изучает влияние рекреации на территориальную структуру страны, района. Занимается районированием туризма, обосновывает емкость рекреацион­ных районов с учетом спроса и экономической эффективно­сти, определяет оптимальную степень экстенсивности, и ин­
    тенсивности использования территории с точки зрения экономической целесообразности, оптимизирует территориальную организацию обслуживания в рекреационных районах,
    разрешает вопросы межотраслевой «конкуренции» в районах
    развития туризма.

    2. География населения рассматривает влияние рекреационной деятельности на систему расселения. Известно, что туризм является значительным градообразующим фактором современности. География населения изучает рекреационные потоки - своеобразные миграции населения.

    3. Физическая география занимается оценкой природных рекреационных ресурсов, определяет устойчивость природных комплексов (ландшафтов) к рекреационным нагрузкам, изу­чает такие важные свойства территориальных ггриродных комплексов, как их рекреационную комфортность и емкость, исходя из социально-экономических нормативов рекреационной деятельности. Кроме того, физическая география разрабатывает вопросы, связанные с охраной природы в связи с развитием рекреации, т. е. вопросы поддержания устойчиво­сти живой природы в условиях массового туризма.

    4. Медицинская география , изучает влияние природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения, а также географическое распростране­ние отдельных болезней. Ей принадлежит большая роль в изучении медико-биологических аспектов рекреационной дея­тельности. Особенно важна ее роль в изучении психо-физиологической комфортности отдыха и туризма, медико-биоло­гической эффективности рекреации в том или ином районе.

    Изучением проблем рекреационной деятельности в раз­личных аспектах занимаются многие не географические нау­ки. Рекреационная география пользуется результатами ис­следований социологии, социальной психологии, общей пси­хологии и физиологии человека. В этом плане особенно важ­ны результаты социологических исследований по таким воп­росам, как структура использования свободного времени, объем и структура рекреационных потребностей для разных социальных и возрастных групп людей.

    Рекреационная география опирается на результаты ис­следований тех разделов конкретных экономик, которые изучают потребительские ви­ды человеческой деятельности как составную часть всего об­щественного воспроизводства. Важность научного сотрудни­чества с последними обусловлена тем, что в конечном счете экономические возможности общества определяют масштабы и структуру организации рекреационной деятельности, раз­витие ее материально-технической базы, регулируют соотно­шение между рекреационными потребностями и совокупно­стью производимых рекреационных товаров и услуг.

    Рекреационная геогра­фия связана с такими научно-прикладными дисципли­нами, как районная планировка, градостроительство, кото­рые в ходе районно-планировочных и градостроительно-проектных работ решают проблемы регионального планирования и организации мест отдыха. Рекреационная география вместе с другими географическими науками вооружает районных планировщиков и проектировщиков комплексом знаний о географической ситуации в конкретном проектируемом рай­оне.

    Задачи современной рекреационной географии можно свести к двум главным направлениям. Первое из них - выявление закономерностей территориальной орга­низации рекреационного обслуживания как формирующейся Специфической отрасли народного хозяйства и составляющих ее различных таксономических уровней территориально-си­стемных образований. Второе направление - дальнейшая разработка рекреационной районологии: исследование усло­вий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической системы рекреационных образований, составление программы характеристики ре­креационных районов, установления существенных призна­ков их типологии.

    Разработка методики перехода от эмпирических территориальных закономерностей к нормативам - одна из наиболее перспективных и основных задач рекреационной географии.

    Важная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о кон­кретных территориально-рекреационных системах России и зарубежных стран, т.е. удовлет­ворить познавательные запросы потенциальных рекреацион­ных мигрантов.