Атмосфера, как способ создания живого спектакля. Средства художественной выразительности Смерь - необъяснимый провал человеческого бытия

В своей книге «О технике актера» Михаил Александрович Чехов обозначил понятие «АТМОСФЕРА», как «способ репетирования». Другими словами, атмосфера - есть камертон будущего спектакля. Дабы избежать разночтений, мы намеренно рассмотрим все значения слова «атмосфера». Итак, это:
газообразная оболочка какой-либо планеты;
в переносном смысле - душевная обстановка;
в физике - внесистемная единица измерения давления, численно равная одной килограмм-силе на квадратный сантиметр, что примерно соответствует нормальному атмосферному давлению.
Как ни странно, ТЕАТРАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА складывается из всех трех компонентов!
Судите сами: воздух театра пропитан особыми запахами - кулис, театрального грима, реквизита, материалов, из которых сделаны декорации… Запахами тел актеров и актрис, гормоны которых витают над зрительным залом!
А запах эмоций публики, сопереживающей персонажам? Даже если обоняние человека не на столько остро, чтобы сознательно различать эти запахи, то подсознание чутко реагирует на них, объединяя актеров и зрителей в некую ЕДИНУЮ интеллектуально-душевную СУЩНОСТЬ: так создается общая душевная обстановка.
И вот внутри этой ЕДИНОЙ СУЩНОСТИ, так же, как в каждом ЖИВОМ ОРГАНИЗМЕ, начинают протекать ЕДИНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ. Называйте их как угодно: флюидами, энергетикой, магнетизмом - сути это не изменит. Некая ВНЕСИСТЕМНАЯ ЕДИНИЦА ДАВЛЕНИЯ многократно возрастает в своем КОЛИЧЕСТВЕННОМ выражении. И сердце зрителя, сидящего в зале, начинает стучать в унисон с сердцем Гамлета… И внезапно, человека, в обычной жизни не ведающего ни чувства сострадания, ни религиозного экстаза, вдруг пронзает жгучая боль Клавдия, ощущающего собственную обреченность: «Слова парят, а чувства - к низу гнут. А слов без чувств - ВВЕРХУ не признают!»
Но это - итог работы всего театрального коллектива, квинтэссенцией которого является актерское мастерство.
КАК ВОЗНИКАЕТ АТМОСФЕРА?
Вчитаемся внимательно в ответ самого Михаила Чехова: «Дух в произведении искусства — это его идея. Душа — атмосфера. Все же, что видимо и слышимо, — его тело».
Что же такое - Дух? Оставим бесконечные лингвистические и богословские споры! Остановимся на том, что "Дух" есть «нечто» существующее одновременно как в нашей видимой, так и в «иной», не видимой реальности, не постижимой для материалистов. Проще говоря, это - некая Сила, вынуждающая человека исполнять ВОЛЮ этой Силы. Именно от силы Духа зависит ПЛОТНОСТЬ атмосферы. Тому есть масса трагических свидетельств истории. Например, сила Духа Гитлера - Идея, владеющая им - уплотнила АТМОСФЕРУ в Германии до такой степени, что разредить её смогла только Вторая мировая война!
КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА?
Духовный лидер театра - назовем его РЕЖИССЕРОМ - является безусловным носителем неких, возможно не вполне осознаваемых им самим, ИДЕЙ, владеющих его Душой. Идея, как будущий младенец, зарождается в нем под влиянием личных обстоятельств, растет, зреет и, наконец, непреклонно ТРЕБУЕТ СОБСТВЕННОГО ПОЯВЛЕНИЯ НА СВЕТ!

Обычно, к этому моменту Идея уже обретает вполне определенную мыслеформу, которую режиссер излагает ближайшим соратникам и доверенным лицам: драматургу, художнику, заведующему постановочной частью, композитору…

Так складывается маленькая «семья», лелеющая «новорожденного младенца» - замысел будущего спектакля. Конечно, каждый в этой «семье» имеет свой собственный взгляд на «младенца»: как должно его растить, каким ему быть, какую судьбу определить. Происходит именно то, что Михаил Чехов назвал «борьбой атмосфер».

Но вот создатели приходят к некому «консенсусу» и предъявляют «дитя» ближайшим «родственникам» - труппе театра. И вновь начинается пресловутая «борьба атмосфер» - борьба амбиций, интеллектов, вкусов. И это понятно - КАЖДЫЙ творческий человек стремится к САМО-выражению. Как же быть? Как совместными усилиями создать ПОЛНОЦЕННУЮ ДУХОВНУЮ СУЩНОСТЬ, в просторечии именуемую «спектаклем»?

Хвала создателю: для этого существует РЕЖИССЕР! Властный, мудрый, понимающий, умеющий найти подход к КАЖДОМУ сотруднику театра: будь то Примадонна, швея, Герой-любовник или рабочий сцены… Ведь режиссер, по мудрому ЗАВЕЩАНИЮ К.С.Станиславского, «должен умереть в актере». Нет, он не обязательно должен умереть от инфаркта! Просто он должен создать спектакль таким образом, ЧТОБЫ РАБОТЫ РЕЖИССЕРА НЕ БЫЛО ВИДНО! Чтобы зритель сопереживал персонажам, жил одними чувствами с актерами, смеялся и плакал по замыслу режиссера, но не подозревал об этом замысле! В этом - высочайшая театральная школа!
Именно ЭТО и есть ПОДЛИННАЯ АТМОСФЕРА.
Как её достичь? Читайте книгу Михаила Чехова «О технике актера».

Сочинения по литературе: Рецензия на рассказ А. П. Чехова "Тоска"

Ознакомившись с рассказом А. П. Чехова "Тоска", я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении "Тоска".

Чехов повествует нам о трудовом дне бедного труженика Потапова. Работая кучером, он встречается с разными людьми и проводит с ними большую часть времени. Нам может показаться, что это человек, которого не преследует проблема одиночества. Но

Заглянув в глубину строк, читатель может увидеть плачевное состояние души Иона. Не

Имея жены, потеряв сына, Потапов остался наедине со своей искалеченной душой, ноющей от тоски, и с лошадью. Тоска его поедает. Наплевательское отношение пассажиров друг к другу и к самому Иону является горстью соли, насыпанной на его душевную рану. Столкнувшись с проблемой одиночества в рассказе А. П. Чехова "Тоска", хочется призвать человечество к доброте, милосердию, взаимопониманию.

Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в

Своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней

Развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

Достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой "малой"

Формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

Может считаться его рассказ "Тоска". Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. Главным героем рассказа является Иона Потапов - бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. Конечно, его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не

Немела душа. С какой доверчивой беззащитностью открывает старик Иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.

Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа "Тоска" проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.

С творчеством А. П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по

Школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества

Является краткость. Сам Чехов говорил: "Умею коротко писать о длинных вещах". Об одной из таких "длинных вещей" писатель повествует в рассказе "Тоска". В нем А. П.

Чехов поднимает вечную проблему человечества - проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение

Тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия

Рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов

Окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение

Вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына,

И боль этой потери он не в силах держать в себе, ему надо выговориться, рассказать

Кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и

Непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не

Обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах

Людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей,

Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают

Об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя.

Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то

Другому - равнодушие и непонимание.

Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: "Писать талантливо, то есть коротко", "Умею коротко говорить о длинных вещах". Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. За его

Пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали,

За короткими диалогами и монологами, маленькими подробностями, за которыми

Вот и сейчас в его рассказе "Тоска" достаточно нескольких предложений, чтобы понять

Атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром ложатся

Сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который "пластом ложится на крыши, плечи,

Спины, шапки". Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности,

Пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном

Пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом

Перемолвиться, В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с

Бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе - о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с

Бабами лучше разговаривать на эту тему, "те хоть и дуры, но ревут от двух слов". Однако

Его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому

Горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, "тоска громадная, не знающая

Границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила..."

Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив "Тоски". Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и родным существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу, как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем "увлекается и рассказывает ей все". Потому, что в этой пустоте и безмолвии, в этом "бездушном" городе - это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло. Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.

Атмосфера - это воздух спектакля, «силовое поле», которое создается в спектакле усилиями- всего коллектива. Актер, мир, окружающий его в спектакле: тишина, пауза, звуки, борьбы между персонажами, мизансцены, декорация и музыка - все, что излучает пространство сцены, создает атмосферу спектакля. Которая о многом рассказывает зрителям и является важным стимулом творчества актера. Атмосфера, одно из главных выразительных средств спектакля. Музыка чаще всего становится активным эмоциональным началом, она практически связана с действием, атмосферой спектакля и призвана раскрывать и дополнять сущность драмы. Таким образом, способность актера и режиссера чувствовать эмоциональный и ритмический строй музыкального произведения, способность и умение строить мизансцену, действовать и двигаться в музыке и с музыкой приобретают очень важное значение.

Можно найти разные способы вживания в атмосферу пьесы, общую или какого-то отдельного события. Истинная атмосфера пьесы зависит от первых эмоциональных чувств, от неистребимого желания делать спектакль. Эту первичную атмосферу надо всеми силами сохранять в душе актёра, тренировать её, а уже потом постепенно, не рискуя спугнуть её, идти по пути действенного анализа.

Сценическая атмосфера создается:

Во-первых. Правильным внутренним настроем исполнителей.

Во-вторых. Внешней сценической обстановкой.

Внутренний настрой исполнителя рождается:

  • 1) В результате целеустремленного, целенаправленного его действия в предлагаемых обстоятельствах.
  • 2) Его увлеченностью исполняемым номером.
  • 3) Доверительным, верным общением со зрительным залом.
  • 4) Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители, и исполнители - одни - чувством радости творчества, другие - сопричастности к творчеству.

Внешняя сценическая атмосфера создается и выражается:

1) Оформлением (сценография)

Одно из самых действенных выразительных средств, создающее верную и прежде всего броскую, яркую праздничную сценическую атмосферу эстрадного концерта, представления, так как именно вещественная обстановка (детали этой обстановки), соответствующая определенному времени, создает среду, в которой присутствуют точные приметы времени.

Функции оформления:

  • 1) «Обстановочная»
  • 2) Активно действующая.

В спектакле «Дорогой победы» оформление сцены представлено довольно сдержанно, а именно: заданий фон украшают фотографии, на которых изображена дорога, уходящая вдаль, сначала полевая затем переходящая в мостовую далее в железнодорожное полотно. По бокам этой дороги растет различная растительность (деревья, трава, цветы и т.п.)

2) Музыкой

Музыка в концерте, представлении используется:

  • 1) Как действенный фон номера, эпизода. Вызывает у зрителей соответствующее настроение, усиливает эмоциональное восприятие номера, эпизода.
  • 2) Для создания на сцене точной атмосферы того или другого исторического времени. Вызывает у зрителей ассоциации, связанные с определенной эпохой, определенным временем, определенным событием. (Например, звуки фокстрота «Рио-рита» обращают нас к предвоенным временам).

Приемы использования музыки:

  • 1) Как лейтмотив всего концерта, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду.
  • 2) Как характеристика действующего лица. Когда определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его «визитной карточкой», музыкальной характеристикой, раскрывающей какие-либо его внутренние качества.
  • 3) Как раскрытие внутреннего состояния действующих лиц в происходящем на сцене событии. Или как контраст, разоблачающий истинную цель героя.
  • 4) Как заставка, как связка между номерами и эпизодами.

В спектакле «Дорогой победы», посвященному 70-летию Великой Победы в каждом эпизоде обязательно звучит 2 - 3 песни на военную тематику. Спектакль открывается военной песнью «Эх, дороги…», и в финале представления исполняется песня «ШЕЛ СОЛДАТ…». Здесь музыка используется в качестве двух основных приемов:

  • 1. Как лейтмотив всего представления, праздничного концерта, помогающий развивать сюжет, погружая зрителей в соответствующую среду
  • 2. В качестве заставки и связки между эпизодами
  • 3) Сценическим светом

При работе над светом режиссеру необходимо помнить, что каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект:

  • 1) должен нести в себе определенный смысл, понятный зрителю;
  • 2) служить выявлению содержания номера, эпизода в эстрадном концерте, представлении.

Праздничная атмосфера концерта создается, прежде всего, яркой, радостной, заливающей всю сцену гаммой света, а не бессмысленным калейдоскопом спецэффектов и темнотой.

Играть светом нужно осторожно и только там и тогда, когда эта игра необходима.

В спектакле «Дорогой победы» свет служит дополняющим элементом, помогает выявить определенное содержание эпизода, его нюансы.

4) Звуки и шумы

Верно к месту прозвучавший на сцене звук (скрип двери, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных колес и др.):

  • 1) несет в себе действенно-эмоциональный заряд;
  • 2) придает физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.

Л. Д. Попов в книге «Художественная целостность спектакля» писал: «...атмосфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей». Хотелось бы добавить: люди, погруженные в свои обстоятельства и события.

Автором понятия сценической атмосферы как выразительного средства спектакля можно считать Московский Художественный театр, который искал атмосферу создаваемых им спектаклей исходя из «лица автора», т.е. из образной выразительности только ему присущей. Это стало особенно ясным уже при постановке первых чеховских пьес, новаторская драматургия которых предъявляла свои требования.

Понятие атмосферы сложно и многослойно, no в нем можно выделить несколько важных аспектов: пространственный, и временнной и психологический.

Среда пьесы: время действия, быт, характеры, ритмы, события - все это и рождает атмосферу спектакля, создаваемую и художником, и композитором, и режиссером и актёрами. У каждого из них свои выразительные средства. Но главным носителем атмосферы, конечно, является ак­тер. Поскольку сценическая атмосфера не­разрывно связана с событиями спектакля, с его конфликтами, именно актер создает и поддерживает атмосферу этих событий и конфликтов через отношение к ним, физи­ческое самочувствие, ритм, взаимоотноше­ния с окружающим бытом и т.д.

Такие необходимые для создания атмо­сферы элементы, как музыка, шумы, осве­щение, бытовые детали превращаются в сценические украшательства, если они не связаны с психологической жизнью персо­нажей, и только если они неразрывно сое­динены с ней, спектакль может эмоцио­нально увлечь и захватить зрителя. А. Бармак в своей книге «Художественная атмосфера» справедливо отмечает, что «без атмосферы спектакля невозможно до­биться сопереживания зрителя».

6 Беспредметные действия или

УПР АЖНЕНИЯ на «ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ»

Одно из упражнений, предложенных К. Станиславским для воспитания актера - это упражнения на «память физических действий». Иногда их называют упражнения на аффективную память». Суть их заключается в том, что актер вы­полняет какое-то внешнее физическое действие или ряд действий, но предмет, с которым он якобы работает, воображаемый.

Эти упражнения в настоящее время делают не на всех курсах. Ибо многие считают, что собрать внимание, выполнить логику поведения при обращении можно и с настоящим объектом, что всё равно с настоящим предметом всё происходит немного по другому, да и сам предмет лучше помогает актёру.

Можно ставить и другие цели в этих упражнениях. Некоторые педагоги обращают большое внимания на внутренний монолог, который необходим для выполнения этих упражнений (см: Внутренний монолог.) И если они делаются в начале обучения, на первом курсе, то это первая встреча с внутренним монологом, и она очень полезна. Если на втором, когда в этюдах студент уже сталкивался с вну­тренним монологом, эти упражнения мо­гут быть хорошей тренировкой его.

Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.

По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.

Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.

Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.

Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова