В недрах земли. Диктанты для контроля Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

3) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

4) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

1) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.(простое с однородными)

2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо, и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое. (ССП)

3) Со своими увалами и ухабами, с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.(попарные однородные)

4) Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.(поставлены 2 запятые по схеме А, и Б, и В, где АБВ однородные сказуемые)

5) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

Ответ: 2, 3.

Ответ: 23|32

Источник: ЕГЭ - 2015. До­сроч­ная волна

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Продолжаем вас знакомить с уроками развития речи, публикация которых начнется с августа 2003 года.

Тема. "А.И. Куприн. "В недрах Земли" (отрывок). Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Цели. Продолжать формирование у учащихся навыков работы с текстом; развивать умение изменять глагол по временам с учетом вопроса, на который он отвечает (с учетом вида); совершенствовать знания о глаголе, умение употреблять глаголы в тексте; развивать творческое мышление учащихся; обогащать словарный запас.

Оборудование. Портреты А.И. Куприна, А.М. Горького; иллюстрации с изображением различных способов добычи полезных ископаемых, полевых цветов: дрок, повилика, ромашка, колокольчик, полынь, дикая гвоздика; звукозапись стрекота кузнечиков.

Статья опубликована при поддержке компании JCB SERVICE, занимающейся ремонтом экскаваторов-погрузчиков различных марок, таких как как NEW HOLLAND, CASE, JCB. В этом сервисном центре работают опытные специалисты, способные выявить причину неполадок в работе Вашей техники, а также быстро и качественно произвести ремонт: ходовой части машины, гидравлики, электрики, двигателя, КПП, навесного оборудования. Кроме того, хорошо оборудованные автомобили-"технички" JCB SERVICE при необходимости или невозможности доставить технику в сервисный центр, готовы выехать на место ее поломки или на объект заказчика. На складе JCB SERVICE Вы всегда найдете огромный выбор запчастей для строительной техники по самым низким ценам. В частности, на странице http://www.jcb-service.ru/zapchast_jcb.aspx представлен каталог запчастей JCB, среди которых есть как оригинальные запчасти, так и качественный "не оригинал". С подробной информацией об услугах, оказываемых JCB SERVICE, можно ознакомиться на сайте jcb-service.ru .

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством Александра Ивановича Куприна, прочитаем отрывок из рассказа "В недрах Земли".

III. Постановка учебной задачи

У. На занятии мы поработаем над изменением глаголов совершенного и несовершенного видов, обобщим все, что знаем о глаголе как части речи.

IV. Вступительная беседа

У. Ребята, как вы думаете, о чем может быть рассказ Александра Ивановича Куприна "В недрах Земли"? Что такое "недра"?

Дети. Недры Земли – это то, что находится под земной поверхностью. Скорее всего, этот рассказ о том, какими полезными ископаемыми богата наша Земля.

У. Вы на правильном пути. Скажите, что означает выражение "разработка недр"?

Д. Добыча полезных ископаемых.

У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?

Д. Разными способами: при помощи специальных установок, экскаваторов, людей (спускаются в шахту).

Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Д. Когда человек спускается в шахту.

У. Как вы думаете, почему?

Д. В шахте может произойти обвал.

У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию ) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие.
Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Сейчас работа шахтеров немного облегчена за счет современных механизмов, которые помогают добывать полезные ископаемые. А вот раньше, во времена, когда жил Куприн, рабочие все делали вручную, с помощью молотков и кувалд (большой молот). Их труд поистине можно было назвать каторжным.
Рассказ Александра Ивановича Куприна (учитель показывает книгу, в которой есть это произведение ) – о каторжном труде шахтеров. Вы знаете, что в царской России был распространен труд малолетних детей, которые зарабатывали себе на пропитание. Вспомните "Ваньку Жукова" Чехова, "Вертел" Мамина-Сибиряка и др.
Герои рассказа Куприна "В недрах Земли" – двенадцатилетний мальчик Василий Ломакин и мужик лет сорока, Ванька Грек, которые работали в шахте.
И вот однажды весной случилась на шахте трагедия: рухнули перекрытия. Вася, рискуя жизнью, спасает Ваньку Грека, который во время трагедии вдруг стал биться в припадке (он был болен). Ваcя мог убежать и бросить его, но он не сделал этого! Мальчик понимал, что в любую минуту могут рухнуть висящие над его головой миллионы пудов земли, рухнуть – и раздавить, как мошку, как пылинку. И даже этот страх перед смертью не остановил мальчика, он по-прежнему боролся за жизнь Грека. В итоге оба остались живы. "Эти два человека стали навеки родными", – пишет Куприн.
Поступком мальчика можно восхищаться. Как вы думаете, почему?

Дети высказываются.

– Рассказ начинается с описания степи. Ребята, догадайтесь, почему?

Д. Шахта скорее всего располагалась под огромным пространством степи.

У. Куприн не случайно начинает рассказ с описания весеннего утра в степи, для того чтобы показать сначала жизнь на Земле со всеми ее яркими и нежными красками, миром и покоем, затем – другую сторону Земли с грязью, опасностью и каторжным трудом людей под землей. Такое противопоставление подчеркивает еще больше трудности жизни шахтеров.
Степь весной прекрасна. И это очарование степи смог передать великий мастер слова Александр Иванович Куприн.

V. Словарная работа

У. Перед чтением описания степи разберем слова, которые встретятся в тексте.

На доске открывается запись слов, выбранных для словарной работы.

На доске:

VI. Первичное восприятие текста

У. Приготовьтесь внимательно послушать отрывок из рассказа "В недрах Земли". Постарайтесь представить ту картину, которую описывает Куприн.

Учитель зачитывает отрывок :

"Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
Высоко в воздухе, невидные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню.
Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами."

– Какую картину вы представили себе?

Д. Раннее весеннее утро.
– Степь. Солнце всходит.
– Степь пестреет цветами. Стрекочут кузнечики. Звенят жаворонки. Степь проснулась.

У. Понравилось вам описание степи? Почему?

Дети высказываются.

VII. Работа с текстом

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "В недрах Земли".

У. Прочитайте текст самостоятельно и определите тему и тип текста.

Дети читают текст.

– Какова же тема?

Д. Пробуждение степи.

У. К какому типу текста относится этот отрывок?

Д. К описанию.

У. Что является объектом описания?

Д. Степь.

У. Зачитайте начало описания.

Д. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое.

У. Какие эпитеты использует Куприн, чтобы сказать о том, какое наступило утро?

Д. Раннее, весеннее, прохладное и росистое.

У. Что вы можете сказать про утро по этим прилагательным?

Д. Это было рано утром, когда только всходило солнце. Была весна.

– Еще не было много тепла, по утрам прохладно, после ночи везде роса.

У. Представили себе такое утро?

Д. Да.

У. Вот такое же раннее утро мог лично наблюдать и Куприн. Вообще наблюдать пробуждение природы после ночного сна очень интересно. Каким увидел то утро Куприн? Каким было небо?

Д. Небо было чистое.

У. По каким словам из текста вы догадались об этом?

Д. В небе ни облачка.

У. Но что необычного заметил Куприн на небе?

Д. На востоке еще толпились предрассветные тучи.

У. Прочитайте это предложение.

Д. "Только на востоке, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучи".

У. Нравится вам это предложение?

Дети высказываются.

– Предложение очень красивое. Посмотрите, сколько эпитетов и олицетворений использовал Куприн в этом предложении.

Что означает выражение "огненное зарево"?

Д. Когда светит солнце, оно похоже на огонь.

У. Какой глагол передает движение в природе, начало дня?

Д. Выплывало (солнце).

У. Что сказано про тучи?

Д. Они толпятся (олицетворение), бледнеют и тают с каждой минутой.

У. В этом предложении показано, как ночь сменяется днем: тучи уходят, солнце выплывает.
Как вы думаете, а почему Куприн использует именно слово "тая"? Ведь тают обычно снег, сосульки, снежинки?

Д. Здесь образное выражение: то есть пропадают на глазах, исчезают.

У. Солнце вступает в свои права. На что стал похож от лучей солнца весь безбрежный степной простор?

Д. Степь кажется осыпанной тонкой золотой пылью.

У. Куприн вновь использует образное выражение. Мы знаем, что в реальности есть мастера, которые покрывают изделия позолотой. Но здесь такое впечатление создается благодаря солнцу, лучам, которые освещают все вокруг.
Итак, небо чистое, солнце – как огненное зарево. Что еще привлекло внимание писателя?

Д. Цветы.

У. Прочитайте про себя описание цветов и выпишите в тетрадь эпитеты, сравнения, олицетворения.

Дети читают со слов "В густой буйной траве..." до конца абзаца. В тетрадь выписывают :

Бриллианты росы дрожат и вспыхивают разноцветными огнями, степь весело пестреет, скромно синеют колокольчики, гвоздика горит пунцовыми пятнами, запах полыни разлит , запах полыни похож на миндаль, все нежится .

Учащиеся могут выписать и другие эпитеты из текста (например, густая буйная трава и т.д.).

У. Посмотрите, как удалось писателю сказать про цветы. Какие краски сразу встают перед вашими глазами?

Д. Желтый (дрок), синий (колокольчики), белый (ромашка), красный (гвоздика), разные оттенки от цвета росы (бриллианты).

У. Только цветы показал нам в этом отрывке Куприн?

Д. Нет, также и запахи. Пахучая ромашка, горький запах полыни, аромат повилики.

У. Посмотрите, как имена прилагательные (пахучая, горький ) и имена существительные (запах, аромат ) помогают писателю передать атмосферу степи. Мы, читая эти предложения, невольно тоже представляем себе ее терпкие запахи.
Какое настроение создается у вас, когда вы представляете такую картину?

Д. Радостное.

У. В каких словах в тексте выражено отношение к началу нового дня? Прочитайте.

Д. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.

У. С чем или с кем можно сравнить природу?

Д. С живым существом, с человеком.

У. Обычно человек, когда только просыпается утром, нежится, потягивается и волей-неволей поднимает руки вверх, тоже тянется к солнцу, к жизни.
Что еще замечает Куприн в степи?

Д. Звуки.

У. Первые весенние звуки в степи – это птицы и насекомые. Что услышал Куприн?

Д. Жаворонки, которые трепетали и звенели.
– Неугомонных кузнечиков.

У. Ребята, а вы когда-нибудь слышали стрекот кузнечиков?

Д. Да.

У. Хотите послушать?

Д. Да.

VIII. Физкультминутка

У. Немного отдохнем. Закройте глазки и представьте себе ту степь, о которой пишет Куприн.

Учитель включает звукозапись со стрекотом кузнечиков.

IХ. Работа с текстом (продолжение)

У. Ребята, кто догадался, какие еще звуки услышал Куприн в степи?

Д. Вздохи степи.

У. Докажите словами из текста.

Д. "Кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами".

У. Куприн сравнил степь с человеком. Но почему используется выражение "могучие вздохи"?

Д. Степь огромна, как человек-великан.

У. Итак, степь проснулась и ожила. Как вы думаете, какова главная идея этого отрывка?

Д. Степь весной прекрасна.

У. Молодцы, ребята!

Х. Работа с глаголом как частью речи

У. Благодаря какой части речи Куприну удалось рассказать обо всем, что он увидел и услышал в степи?

Д. Благодаря имени существительному – небо, утро, степь, цветы.

У. С помощью какой части речи он уточняет все тончайшие характеристики этих предметов?

Д. С помощью прилагательных.

У. Какая часть речи помогает оживить картину?

Д. Глагол.

У. Что такое глагол?

Д. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать ? Изменяется по временам, лицам, числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

У. В тексте много глаголов. Все они делятся на две группы – совершенного и несовершенного вида.
Выпишите себе в тетрадь в один столбик глаголы несовершенного вида, в другой – совершенного вида, определите их время.

Дети работают в тетради.

Глаголы несовершенного вида :

выплывало (прош.), толпятся (наст.), кажется (наст.), дрожат (наст.), пестреет (наст.), желтеет (наст.), синеют (наст.), белеет (наст.), горит (наст.), разлит (наст.), блещет (наст.), нежится (наст.), тянется (наст.), лежат (наст.), трепещут (наст.), звенят (наст.), дышит (наст.).

Глаголы совершенного вила :

подняли (прош.), проснулась (прош.), ожила (прош.).

У. Посмотрите на свои записи. Подумайте, случайно ли только три глагола в тексте – совершенного вида?

Д. Большая часть глаголов несовершенного вида, то есть говорится о событиях, происходящих в данной момент (за исключением глагола "выплывало"). Эти глаголы позволяют показать движение, действие, происходящее сейчас.
Глаголы совершенного вида помогают сказать об уже свершившихся действиях.

У. Обратите внимание на время глаголов. Какое время в тексте отсутствует?

Д. Будущее.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Куприну важно было показать степь в данный момент, то есть то, что представилось его глазам сейчас.

На доске:

У. Заполните таблицу.

Один ученик – у доски, остальные работают с сигнальными карточками (проверка работы).
На доске запись (результат выполненной работы).

– Мы еще раз убедились в том, что глаголы несовершенного вида изменяются по временам (настоящее, прошедшее и будущее), а глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени.

ХI. Лингвистический эксперимент

У. Но в тексте нужно очень точно использовать глагол определенного вида. Что получится, если не соблюдать этого, мы убедимся с вами, если сейчас прочитаем текст, изменив вид глагола или его время.

Дети выполняют работу.

– Мы убедились в том, что текст стал невыразительным. Видите, как важен правильный выбор каждого глагола, чтобы передать мысль в соответствии с вашим замыслом!

ХII. Словесное рисование

У. Попробуем устно нарисовать словесную картинку к этой части рассказа.

Учитель обсуждает с детьми воображаемую картинку по плану :

1. Что будет нарисовано? (Содержание)
2. Как будут расположены объекты на картинке? (Композиция)
3. Какие краски используем для картины? (Цветовое решение)

Выполнение работы и проверка.

ХIII. Работа с учебником

Выполнение упражнения № 517, с. 221 (по учебнику Т.Г. Рамзаевой. "Русский язык", 4-й класс).
На доске – портрет А.М. Горького.

У. Прочитайте текст и скажите, где встретил утро Алексей Максимович Горький.

Дети читают текст :

Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней. А вершины гор улыбаются ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу.
Доброе солнце смеется.
Шаловливо покачиваются цветы. Они гордо улыбаются, потягиваясь к солнцу. Его лучи горят в каплях росы. А над ними уже кружатся золотые пчелы и осы.
День пришел."

– Где же встретил Горький утро?

Д. У моря, в горах.

У. Что вы заметили общего в описаниях Куприна и Горького?

Д. Солнце взошло, ночная тьма тихонько прячется, цветы покачиваются и потягиваются к солнцу, лучи горят в каплях росы.

У. Вам понравилось описание Горького?

Дети высказываются.

– Каждый писатель, поэт видит по-своему окружающий мир, своими словами передает ощущения. Но все эти описания замечательны. Нам нужно еще многому учиться у великих классиков.

Ребята, попробуйте когда-нибудь наблюдать приход нового дня в этот мир. Я уверена, вы откроете для себя немало нового, интересного и таинственного.

ХIV. Итог урока

У. Ребята, понравилось вам занятие? Что нового вы узнали?

Высказывания детей.

ХV. Домашнее задание

У. Нарисуйте иллюстрацию к отрывку из произведения Куприна.

Примечание . Рассказ (отрывок) взят из книги: Куприн А.И. Изумруд: Рассказы, повесть. – Л.: Дет. лит., 1981. – 169.

Диктант № 1

Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – повсюду вода. Над пропитанным водою, еще не растаявшим снегом в овражке порхает первая бабочка, будто лимонно-желтый листочек. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в пенящиеся бешеные потоки.

Птицы, возвратившиеся из дальних мест, уже приглядывают места для будущих гнезд. Некоторые из них смастерили гнездышки и внутри выстлали их пухом и мхом. А у воронихи вылупилось шесть прожорливых птенцов, и из гнезда слышится их не смолкающий ни на минуту их требовательный писк.

На проталинке под кустом копошится серенький пушистый комочек – это зайчонок. Он совсем недавно родился, очень забавен, но уже умеет прятаться от врагов в прошлогодней траве.

В конце апреля осинник и орешник сплошь увешаны длинными сережками, в лужицах и канавах огромные комья студенистой лягушиной икры.

У самой дороги – муравьиная куча, близ которой взад и вперед бегают тысячи маленьких тружеников. Кажется, будто вся куча движется и кипит.

А сколько нового в полях и садах! Как только слегка подсохнет земля, пойдут трактора, потащат за собой бороны. В саду у груш, вишен, яблонь и крыжовника подрезают вручную поломанные и засохшие сучочки, выставляют на пасеку ульи с пчелами.

Около домов сажают деревья и кустарники. Делать это необходимо большим искусством: нужно вырыть яму с таким расчетом, чтобы корни не загибались кверху – такое положение неестественно, - а затем засыпать землей, не утопив слишком глубоко в земле прикорневую шейку растения, и лишь потом разровнять землю вокруг ствола.

Посаженное деревце и в дальнейшем потребует неустанных забот: поливки, подкормки. Плодовым деревьям необходима особая забота – охрана от личинок плодожорки и других вредителей. Как ни тяжела бывает весенняя страда, все окупает урожай на столе и радость от итогов проделанной работы.

Диктант № 2

Солнце греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В темно-зеленых косах берез кое-где виднеются светло-желтые пряди.

Вверху над нами бледно-голубое небо, слева лес, а справа еще не скошенное овсяное поле, за ним вдали небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, к лесу.

Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем напрямик в чащобу.

Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую легким ветерком.

Здесь должна быть брусника, и ее во что бы то ни стало нужно разыскать.

Наконец и я замечаю под блестящими кожаными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы разбрелись поодиночке и только изредка перекликаемся друг с дружкой. Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта.

Однако обед все-таки нужен. Девчонки расстелили на траве сложенную вдвое газету, положили на нее хлеб, соль, яйца, варенные вкрутую, – все наши скромные яства. Мы с аппетитом съели все и растянулись на траве.

Мы берем корзины, наполненные ягодами, и выходим к дороге. Несмотря на усталость, все шагают по шоссе быстро, озабоченно поглядывая на солнце, еще не скрывшееся за лесом. Ветви деревьев еле-еле колышутся, как бы прощаясь с нами.

Диктант № 3

Базар шумел. Чего только не увидели мы в съестных рядах! За прилавками с белокочанной капустой, за россыпями золотого лука, шафранной моркови, за бочонками с мочеными яблоками и солеными огурцами стояли продавцы.

В рядах за ними летали на ветру домотканые льняные полотенца, с которых кричали петухи, полыхала гроздьями калина; тут же расстилались полотняные скатерти, вышитые аллегорическими сценами.

Издали бросалась в глаза особая шерстяная ткань – рязанка, сработанная в четкую цветную по черному полю клетку, что лучше всякой шотландки. Привлекали внимание ярко-пестрые варежки, вязанные в елочку. Но не яствами и не рукоделием славятся окрестности этого городка.

Всем крестьянкам хорошо известны с давних пор скопинские «синюхи». «Синюхи» – это не что иное, как двухлитровый широкогорлый, вовсе не облитый горшок.

Кто не пробовал розового, румяного, томленного в деревенской печке молока? Такое душистое молоко не удастся получить ни в стеклянной, ни в покрытой глазурью крынке. Хорошая хозяйка ни за что не возьмет никакой другой посуды, если стоит на прилавке горшок простого обжига: во всякой другой посуде молоко «не дышит» и скоро скисает.

Издавна закрепилась за Скопином слава благодаря его керамическому искусству, такому, какого никто и нигде никогда не видал.

Даже в Москве на весенних базарах нарасхват брали диковинные изделия, и не по дешевке. Чаще всего это были сосуды, поражавшие изящными и целесообразными пропорциями частей и разнообразием силуэта.

Удивляло умение тек искусно лепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их врасплох в естественном движении. В изделиях смутно чувствовался какой-то почерк старинной чеканной осеребренной посуды, не сохранившейся уже нигде, кроме музеев.

Московские коллекционеры и другие антиквары-керамисты часто наведывались в Скопин за этими шедеврами.

Диктант № 4

Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду – такая охватила свежесть.

Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошел вдоль реки навстречу ее течению. Ничем не примечательна была эта речонка, разве что удобными для отдыха песчаными отмелями да кое-где заросшими камышом участками реки, где часто зоревали рыболовы. Вот и сейчас на бережке расположилась небольшая компания рыболовов-любителей.

Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.

Неподвижный воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса я оказался вблизи соснового леса. Дорога через этот лес кажется чересчур ухоженной. Временами по бокам присыпанной песком тропы попадаются аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов.

По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то птичка. Вскоре тропа совсем сузилась и превратилась в тропинку. Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через нее, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студеной, несмотря на жаркие дни водой.

Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась не чем иным, как бревенчатой избой, обнесенной пряслом. С одной стороны к строжке близко-близко примыкал лес, с другой – расстилалась обширная луговина, усеянная иван-да-марьей.

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажет­ся осыпанным тонкой золотой пылью.

В густой буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая раз­ноцветными огнями, бриллианты крупной росы . Степь весело пе­стрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучи­ми ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами . В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешан­ный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.

Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.

Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени . Высоко в воздухе трепе­щут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.

(По А. Куприну) (131 слово)

Задание

  1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложе­ний (по вариантам).
  2. Начертите схему предложения, выделенного курсивом.
  3. Выполните морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из текста.

А.И. Куприн

В недрах земли

Раннее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

Резко нарушая прелесть этого степного утра, гудит на Гололобовской шахте обычный шестичасовой свисток, гудит бесконечно долго, хрипло, с надсадою, точно жалуясь и сердясь. Звук этот слышится то громче, то слабее; иногда он почти замирает, как будто обрываясь, захлебываясь, уходя под землю, и вдруг опять вырывается с новой, неожиданной силой.

На огромном зеленеющем горизонте степи только одна эта шахта со своими черными заборами и торчащей над ними безобразной вышкой напоминает о человеке и человеческом труде. Длинные красные закопченные сверху трубы изрыгают, не останавливаясь ни на секунду, клубы черного, грязного дыма. Еще издали слышен частый звон молотов, бьющих по железу, и протяжный грохот цепей, и эти тревожные металлические звуки принимают какой-то суровый, неумолимый характер среди тишины ясного, улыбающегося утра.

Сейчас должна спуститься под землю вторая смена. Сотни две человек толпятся на шахтенном дворе между штабелей, сложенных из крупных кусков блестящего каменного угля. Совершенно черные, пропитанные углем, не мытые по целым неделям лица, лохмотья всевозможных цветов и видов, опорки, лапти, сапоги, старые резиновые калоши и просто босые ноги, - все это перемешалось в пестрой, суетливой, галдящей массе. В воздухе так и висит изысканно-безобразная бесцельная ругань вперемежку с хриплым смехом и удушливым, судорожным, запойным кашлем.

Но понемногу толпа уменьшается, вливаясь в узкую деревянную дверь, над которой прибита белая дощечка с надписью: "Ламповая". Ламповая битком набита рабочими. Десять человек, сидя за длинным столом, беспрерывно наполняют маслом стеклянные лампочки, одетые сверху в предохранительные проволочные футляры. Когда лампочки совсем готовы, ламповщик вдевает в ушки, соединяющие верх футляра с дном, кусочек свинца и расплющивает его одним нажимом массивных щипцов. Таким образом достигается то, что шахтер до самого выхода обратно из-под земли никак не может открыть лампочки, а если даже случайно и разобьется стекло, то проволочная сетка делает огонь совершенно безопасным. Эти предосторожности необходимы, потому что в глубине каменноугольных шахт скопляется особый горючий газ, который от огня мгновенно взрывается, бывали случаи, что от неосторожного обращения с огнем на шахтах погибали сотни человек.

Получив лампочку, шахтер проходит в другую комнату, где старший табельщик отмечает его фамилию в дневной ведомости, а двое подручных тщательно осматривают его карманы, одежду и обувь, чтобы узнать, не несет ли он с собою папирос, спичек или огнива.

Убедившись, что запрещенных вещей нет, или просто не найдя их, табельщик коротко кивает головой и бросает отрывисто: "Проходи".

Тогда через следующую дверь шахтер выходит на широкую, длинную крытую галерею, расположенную над "главным стволом".

В галерее идет кипучая суета смены. В квадратном отверстии, ведущем в глубь шахты, ходят на цепи, перекинутой высоко над крышей через блок, две железных платформы. В то время когда одна из них подымается, - другая опускается на сотню сажен. Платформа точно чудом выскакивает из-под земли, нагруженная вагонетками с влажным, только что вырванным из недр земли углем. В один миг рабочие стаскивают вагонетки с платформы, ставят их на рельсы и бегом влекут их на шахтенный двор. Пустая платформа тотчас же наполняется людьми. В машинное отделение дается условный знак электрическим звонком, платформа содрогается и внезапно с страшным грохотом исчезает из глаз, проваливается под землю. Проходит минута, другая, в продолжение которых ничего не слышно, кроме пыхтенья машины и лязганья бегущей цепи, и другая платформа, - но уже не с углем, а битком набитая мокрыми, черными и дрожащими от холода людьми, вылетает из-под земли, точно выброшенная наверх какой-то таинственной, невидимой и страшной силой. И эта смена людей и угля продолжается быстро, точно, однообразно, как ход огромной машины.

Васька Ломакин, или, как его прозвали шахтеры, вообще любящие хлесткие прозвища, Васька Кирпатый1, стоит над отверстием главного ствола, поминутно извергающего из своих недр людей и уголь, и, слегка полуоткрыв рот, пристально смотрит вниз. Васька - двенадцатилетний мальчик с совершенно черным от угольной пыли лицом, на котором наивно и доверчиво смотрят голубые глаза, и со смешно вздернутым носом. Он тоже должен сейчас спуститься в шахту, но люди его партии еще не собрались, и он дожидается их.

Васька всего полгода как пришел из далекой деревни. Безобразный разгул и разнузданность шахтерской жизни еще не коснулись его чистой души. Он не курит, не пьет и не сквернословит, как его однолетки-рабочие, которые все поголовно напиваются по воскресеньям до бесчувствия, играют на деньги в карты и не выпускают папиросы изо рта. Кроме "Кирпатого", у него есть еще кличка "Мамкин", данная ему за то, что, поступая на службу, на вопрос штейгера: "Ты, поросенок, чей будешь?", он наивно ответил: "А мамкин!", что вызвало взрыв громового хохота и бешеный поток восхищенной ругани всей смены.

Васька до сих пор не может привыкнуть к угольной работе и к шахтерским нравам и обычаям. Величина и сложность шахтенного дела подавляет его бедный впечатлениями ум, и, хотя он в этом не дает себе отчета, шахта представляется ему каким-то сверхъестественным миром, обиталищем мрачных, чудовищных сил. Самое таинственное существо в этом мире - бесспорно машинист.

Вот он сидит в своей кожаной засаленной куртке, с сигарой в зубах и с золотыми очками на носу, бородатый и насупленный. Ваське он отлично виден сквозь стеклянную перегородку, отделяющую машинную часть. Что это за человек? Да полно: и человек ли он еще? Вот он, не сходя с места и не выпуская изо рта сигары, тронул какую-то пуговку, и вмиг заходила огромная машина, до сих пор неподвижная и спокойная, загремели цепи, с грохотом полетела вниз платформа, затряслось все деревянное строение шахты. Удивительно!.. А он сидит себе как ни в чем не бывало и покуривает. Потом он надавил еще какую-то шишечку, потянул за какую-то стальную палку, и в секунду все остановилось, присмирело, затихло... "Может быть, он слово такое знает?" - не без страха думает, глядя на него, Васька.

Другой - загадочный и притом облеченный необыкновенной властью человек старший штейгер Павел Никифорович. Он полный хозяин в темном, сыром и страшном подземном царстве, где среди глубокого мрака я тишины мелькают красные точки отдаленных фонарей. По его приказаниям ведутся новые галереи и делаются забои.

Павел Никифорович очень красив, но неразговорчив и мрачен, как будто общение с подземными силами наложило на него особую, загадочную печать. Его физическая сила стала легендой среди шахтеров, и даже такие "фартовые" хлопцы, как Бухало и Ванька Грек, дающие тон буйному направлению умов, отзываются о старшем штейгере с оттенком почтения.