Бомба мощнее водородной. Царь бомба

"Царь-бомбу" или "Изделие В" создали со свойственным СССР размахом и монументализмом. Когда первый проект был закончен, ученые и политики испугались своего детища, поетому уменьшили первоначальную мощность бомбы вдвое. А современные российские "горячие головы" до сих пор пытаются ею напугать Штаты.

"Царь-бомбу", вопреки распостраненному мифу, создавали 7 лет, а не 112 дней. В разгар Холодной войны, в 1954 году, Хрущев с Курчатовым задумали создать оружие, которое покажет все возможности атомного взрыва. Использовав передовые свои и американские разработки, ученые написали проект бомбы мощностью 101,5 мегатонн. Для сравнения, бомба, сброшенная на Нагасаки, имела мощность 0,018 мегатонн, а самая мощная американская разработка на то время - 15 мегатонн.

Но такая мощность напугала ученых. Они предположили, что может начаться неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере, а уровень радиационного заражения станет катастрофическим. Поэтому, более здравые умы добились уменьшения проектной мощности до 50 мегатонн - более, чем вдвое.

Сравнение мощности "Царь-бомбы" с другими созданными боеголовками
Испытание "изделия В" состоялось 30 октября 1961 года. Самолет-носитель поднял бомбу на высоту 10,5 км и сбросил на парашуте. Успев отлететь на 39,5 км, пилот сильно прочувствовал силу взрыва: самолет потерял 800 м высоты и с трудом смог восстановить управление. Мощность взрыва оказалась больше проектной и достигла 58 мегатонн.

Взрыв был такой силы, что образовавшаяся сейсмическая волна трижды облетела вокруг Земли, удар чувствовали люди в тысячах километров, а звук слышали в 800 км от места взрыва. Помехи в радиосвязи продолжались 40 минут, а радиация могла вызвать ожоги 3 степени в радиусе 100 км. Сам ядерный гриб достиг высоты 67 км.


Официальные источники утверждали, что 97% заряда были "безопасными" и не создали радиоактивных отходов. Уже через 2 часа после взрыва на его место прибыли ученые. Однако, сам факт создания такого оружия и возможность с легкостью увеличить его мощность вдвое, сильно встревожил мировую общественность. Чего, собственно, и добивался СССР. "Царь-бомба" могла легко уничтожить, например, Париж с окрестностями.


На счастье, здравый рассудок и страх в советском руководстве все таки перевесили над желанием показать Америке "кузькину мать". Следующий проект бомбы на 150 мегатонн так и остался на бумаге. Опасность ядерной войны и ее последствий охладила "горячие головы". Хрущев даже поссорился с академиком Андреем Сахаровым (один из создателей водородной бомбы), предлагавшим возле Америки поставить несколько 200-мегатонных зарядов. Советский лидер назвал это "людоедством". По иронии, именно Сахаров скоро станет самым известным советским дисидентом и правозащитником.

Однако, в современном российском обществе идея создания подобного оружия набирает популярность. Мол, скинуть "Царь-бомбу" на Вашингтон - и проблемы у России исчезнут. Кто знает, к чему может привести такая логика в будущем. Надеюсь, что "ума не хватит".

Что соответствует дефекту массы 2,65 кг.

В группу разработчиков входили А. Д. Сахаров , В. Б. Адамский , Ю. Н. Бабаев , Ю. Н. Смирнов , Ю. А. Трутнев и другие.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Стоит заметить, что приведённая выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института (ныне это Российский федеральный ядерный центр - /РФЯЦ-ВНИИТФ). Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля г., а к работе в НИИ-1011 приступили ещё несколькими месяцами позже. Но в любом случае - только финальный этап разработки АН602 (уже в КБ-11 летом-осенью г. (а отнюдь не весь проект в целом!) действительно занял 112 дней. Тем не менее - АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесён ряд конструктивных изменений - в результате чего, например, заметно изменилась ее центровка . АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн .

    Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать - было решено не использовать «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое (до 51,5 мегатонн).

    Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым (состоялись осенью 1954 г.), который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича . Проведённый прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьёзных изменений в силовой схеме исходного самолёта, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертёж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 % взлётной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъёмнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы - электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трёх замков (необходимость этого диктовалась условиями безопасности).

    12 марта 1956 года был принят проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о подготовке и проведении испытания изделия 202 :

    Принять проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о подготовке и проведении испытания изделия 202.

    Включить в проект постановления пункты, обязывающие:

    а) Министерство среднего машиностроения (т. Завенягина) и Министерство обороны СССР (т. Жукова) по окончании подготовительных работ к проведению испытания изделия 202 доложить ЦК КПСС о положении дел;

    б) Министерство среднего машиностроения (т. Завенягина) проработать вопрос о введении в конструкцию изделия 202 специальной ступени предохранения, обеспечивающей несрабатывание изделия при отказе парашютной системы, и свои предложения доложить ЦК КПСС.

    Поручить тт. Ванникову и Курчатову окончательную редакцию текста данного постановления.

    Испытания

    Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в холодной войне наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин , где он использовался как учебный самолёт и уже не числился как боевая машина. Однако в г., с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека - реальная бомба по массе (26,5 т , в том числе вес парашютной системы - 0,8 т ) и габаритам оказалась несколько больше макета (в частности, теперь её вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту). Самолёт был также покрыт специальной светоотражающей краской белого цвета.

    О предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы объявил Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 г. на XXII съезде КПСС .

    Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 г. Подготовленный Ту-95В с реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев , штурман И. Н. Клещ , бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю . В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А.

    Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос» (73°51′ с. ш. 54°30′ в. д. H G Я O ). Бомба опускалась на парашюте площадью 1600 кв. м, общей массой 800 кг. Подрыв бомбы был осуществлён барометрически в 11 часов 33 минуты, через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью) (однако есть и другие данные о высоте взрыва - в частности, назывались числа 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) и 4500 м ). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория - на 53,5 километра. Самолёт-носитель был сброшен ударной волной в пике и потерял 800 м высоты, до восстановления управления. Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн .

    В самолёте-лаборатории действие ударной волны от взрыва ощущалось в виде лёгкого встряхивания, без влияния на режим полета самолёта. .

    Результаты испытания

    Слухи и мистификации, связанные с АН602

    Результаты испытаний АН602 стали предметом и ряда других слухов и мистификаций. Так, порой утверждалось, что мощность взрыва бомбы достигла 120 мегатонн. Вероятно, это было связано с «наложением» информации о превышении реальной мощности взрыва над расчетной примерно на 20 % (на самом деле - на 14-17 %) на первоначальную проектную мощность бомбы (100 мегатонн, точнее - 101,5 мегатонны). Масла в огонь подобных слухов подлила и газета «Правда », на страницах которой было официально заявлено, что «Она <АН602> - вчерашний день атомного оружия. Сейчас созданы ещё более мощные заряды» . На самом деле более мощные термоядерные боеприпасы - например, боевая часть для МБР УР-500 (индекс ГРАУ 8К82; известная ракета-носитель «Протон » является её модификацией) мощностью 150 мегатонн хотя и действительно разрабатывались , но так и остались на чертёжных досках.

    В разное время также циркулировали слухи о том, что мощность бомбы была уменьшена в 2 раза по сравнению с планируемой, так как учёные опасались возникновения самоподдерживающейся термоядерной реакции в атмосфере . Интересно, что похожие опасения (только по поводу возможности возникновения в атмосфере самоподдерживающейся реакции ядерного деления) уже высказывались ранее - при подготовке к испытаниям первой атомной бомбы инициировать термоядерную реакцию в морской воде

    30 октября 1961 года на полигоне Новая Земля прошли успешные испытания советской термоядерной бомбы АН606 мощностью 57 мегатонн. Эта мощность в 10 раз превышала суммарную мощность всех боеприпасов, которые были использованы во время Второй мировой войны. АН606 является самым разрушительным оружием за всю историю человечества.

    Место

    Ядерные испытания в Советском Союзе начались в 1949 году на Семипалатинском полигоне, расположенном в Казахстане. Его площадь равнялась 18500 кв. км. Был он удален от мест постоянного проживания людей. Но не настолько, чтобы на нем можно было бы испытывать самое мощное оружие. Поэтому в казахской степи взрывали ядерные заряды низкой и средней мощности. Они были необходимы для отладки ядерных технологий, изучения влияния поражающих факторов на технику и сооружения. То есть то были, прежде всего, научно-технические испытания.

    Но в условиях военной конкуренции необходимы были и такие испытания, в которых делался акцент на их политическую составляющую, на демонстрацию сокрушительной мощи советской бомбы.

    Был еще и Тоцкий полигон в Оренбургской области. Но он был меньше Семипалатинского. И к тому же располагался в еще более опасной близости от городов и деревень.

    В 1954 году нашли такое место, где можно было испытать ядерное оружие сверхбольшой мощности.

    Этим местом стал архипелаг Новая Земля. Он полностью удовлетворял требованиям к полигону, на котором предстояло испытать супер-бомбу. Был максимально удален от крупных населенных пунктов и коммуникаций, и после его закрытия должен был оказывать минимальное влияние на последующую хозяйственно-экономическую деятельность региона. Также требовалось проводить исследование влияния ядерного взрыва на корабли и подводные лодки.

    Острова Новой Земли наилучшим образом удовлетворяли этим и другим требованиям. Их площадь была более чем в четыре раза больше Семипалатинского полигона и равнялась 85 тыс. кв. км., что примерно равно площади Нидерландов.

    Проблему населения, которое может пострадать от взрывов, решили радикально: 298 коренных ненцев выселили с архипелага, предоставив им жилье в Архангельске, а также в поселке Амдерма и на острове Колгуев. При этом переселенцев трудоустроили, а пожилым назначили пенсию, несмотря на то, что никакого трудового стажа у них не имелось.

    Им на смену пришли строители.

    Ядерный полигон на Новой Земле — это отнюдь не чистое поле, на которое бомбардировщики сбрасывают свой смертоносный груз, а целый комплекс сложных инженерных сооружений и административно-хозяйственных служб. К ним относятся опытно-научная и инженерная служба, службы энерго- и водоснабжения, истребительный авиационный полк, транспортный авиационный отряд, дивизион кораблей и судов специального назначения, отряд аварийно-спасательной службы, узел связи, части тылового обеспечения, жилые помещения.

    На полигоне были созданы три испытательных площадки: Черная Губа, Маточкин Шар и Сухой Нос.

    Летом 1954 года на архипелаг были доставлены 10 строительных батальонов, которые начали возводить первую площадку — Черную Губу. Строители провели арктическую зиму в брезентовых палатках, подготавливая Губу к намеченному на сентябрь 1955 года подводному взрыву — первому в СССР.

    Изделие

    К разработке «Царь-бомбы», получившей индекс АН602, приступили одновременно со строительством полигона на Новой Земле — в 1955 году. И завершилась она созданием готовой к испытаниям бомбы в сентябре 1961 года, то есть за месяц до взрыва.

    Разработка началась в НИИ-1011 Минсредмаша (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики, ВНИИТФ), который находился в Снежинске Челябинской области. Собственно, институт и был основан 5 мая 1955 года, прежде всего, для реализации грандиозного термоядерного проекта. А уже потом его деятельность распространилась на создание 70 процентов всех советских ядерных бомб, ракет и торпед.

    НИИ-1011 возглавил научный руководитель института Кирилл Иванович Щёлкин, член-корреспондент АН СССР. Щёлкин совместно с группой ядерщиков-корифеев принимал участие в создании и испытании первой атомной бомбы РДС-1. Именно он в 1949 году последним вышел из башни с установленным в ней зарядом, опечатал вход и нажал кнопку «Пуск».

    Работы над созданием бомбы АН602, к которым были подключены ведущие физики страны, включая Курчатова и Сахарова, проходили без особых осложнений. Но уникальная мощность бомбы требовала громадных объемов вычислений и конструкторских проработок. А также проведения экспериментов с меньшими зарядами на полигоне — вначале Семипалатинском, а затем и на Новой Земле.

    Первоначальный проект предполагал создание бомбы, которая уж точно повыбивала бы стекла пусть не в Москве, но наверняка в Мурманске и Архангельске, а то и на севере Финляндии. Поскольку была запланирована мощность, превышающая 100 мегатонн.

    Изначально схема действия бомбы была трехзвенной. Вначале срабатывал плутониевый заряд мощностью 1,5 Мт. Он поджигал реакцию термоядерного синтеза, мощность которой равнялась 50 Мт. Выделявшиеся в результате термоядерной реакции быстрые нейтроны запускали реакцию деления ядер в блоках урана-238. Вклад этой реакции в «общее дело» составлял 50 Мт.

    Такая схема приводила к чрезвычайно высокому уровню радиоактивного загрязнения на громадной территории. И о «минимальном влиянии полигона на последующую хозяйственно-экономическую деятельность региона после его закрытия» говорить не приходилось. Поэтому от финальной фазы — деления урана — было решено отказаться. Но при этом реальная мощность полученной бомбы оказалась немного больше, чем исходило из расчетов. Вместо 51,5 Мт 30 октября 1961 года на Новой Земле взорвались 57 Мт.

    Завершали создание бомбы АН602 уже не в Снежинске, а в знаменитом КБ-11, располагавшемся в Арзамасе-16. На финальную доработку ушло 112 дней.

    В результате получился монстр весом 26500 кг, длиной 800 см и максимальным диаметром 210 см.

    Габариты и вес бомбы были определены уже в 1955 году. Для того чтобы поднять ее в воздух, пришлось существенно модернизировать самый крупный на тот момент бомбардировщик Ту-95. И это тоже была работа не из простых, поскольку стандартный Ту-95 не мог поднять в воздух «Царь-бомбу», при весе самолета в 84 тонны он мог брать лишь 11 тонн боевой нагрузки. На долю топлива отводилось 90 тонн. К тому же бомба не помещалась в бомбовом отсеке. Поэтому пришлось убрать фюзеляжные топливные баки. А также заменить балочные держатели бомбы на более мощные.

    Работа по модернизации бомбардировщика, получившего названиеТу-95 В и изготовленного в единственном экземпляре, проходила с 1956 по 1958 год. Еще год продолжались летные испытания, во время которых отрабатывалась техника сбрасывания макета бомбы того же веса и тех же габаритов. В 1959 году самолет был признан полностью удовлетворяющим предъявляемым к нему требованиям.

    Результат

    Главный результат, как и было задумано, — политический — превзошел все ожидания. Прогремевший взрыв неведомой прежде силы произвел очень сильное впечатление на лидеров западных стран. Он заставил более серьезно взглянуть на возможности советского военно-промышленного комплекса и несколько снизить свои милитаристские амбиции.

    События 30 октября 1961 года развивались следующим образом. Рано утром с отдаленного аэродрома поднялись два бомбардировщика — Ту-95 В с изделием АН602 на борту и Ту-16 с исследовательским оборудованием и кино-фотоаппаратурой.

    В 11 часов 32 минуты с высоты 10500 метров командир Ту-95 В майор Андрей Егорович Дурновцев сбросил бомбу. На аэродром майор вернулся подполковником и Героем Советского Союза.

    Бомба, опустившись на парашюте до уровня 3700 метров, взорвалась. К этому моменту самолеты успели уйти от эпицентра на 39 километров.

    Руководители испытаний — министр среднего машиностроения Е.П.Славский и Главнокомандующий ракетными войсками маршал К.С.Москаленко — в момент взрыва находились на борту Ил-14 на расстоянии более 500 километров. Несмотря на пасмурную погоду, они увидели яркую вспышку. При этом ударной волной самолет отчетливо встряхнуло. Министр и маршал немедленно отправили телеграмму Хрущеву.

    Одна из групп исследователей с расстояния в 270 километров от точки взрыва увидела не только яркую вспышку через защитные затемнённые очки, но даже почувствовала воздействие светового импульса. В заброшенном посёлке — 400 километров от эпицентра — были порушены деревянные дома, а каменные лишились крыш, окон и дверей.

    Гриб от взрыва достиг высоты 68 километров. При этом ударная волна, отразившись от земли, воспрепятствовала опусканию на землю шара плазмы, которая испепелила бы все на громадном пространстве.

    Разнообразные эффекты были чудовищными. Сейсмическая волна трижды обогнула земной шар. Световое излучение было способно вызвать ожоги третьей степени на расстоянии 100 км. Грохот от взрыва был слышен в радиусе 800 км. Из-за ионизирующего воздействия в Европе наблюдались помехи при радиосвязи более часа. По этой же причине связь с двумя бомбардировщиками пропала на 30 минут.

    При этом испытание оказалось на удивление чистым. Радиоактивное излучение в радиусе трех километров от эпицентра через два часа после взрыва составляло всего лишь 1 миллирентген в час.

    Ту-95 В, несмотря на то, что он находился в 39 километрах от эпицентра, ударной волной сбросило в пике. И пилот смог восстановить управление самолетом, лишь потеряв 800 метров высоты. Бомбардировщик полностью, включая винты, был покрашен белой светоотражающей краской. Но при его осмотре было обнаружено, что фрагментарно краска выгорела. А некоторые элементы конструкции даже оплавились и деформировались.

    В заключение необходимо отметить, что в корпус АН602 могла поместиться и 100-мегатонная начинка.