Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью. Проект концепции развития поликультурного образования в российской федерации

Джуринский А.Н. Образование в России и за рубежом. М., 2012.

Жукова О. Г. Поликультурное образование. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008.

Кадырова Ф. М., Агафонова Н. А. Поликультурное образование: инновационно-ориентированный курс. Казань: Новое знание, 2006.

Тема 5. Поликультурное образование в России

    Современное состояние поликультурного образования в России

    Концепция поликультурного образования в России

К настоящему времени проблема стала актуальной практически для всех регионов и территорий России, в большей степени для мегаполисов и крупных городов, но во все возрастающей мере и для малых городов, а также сельских поселений. Для поиска адекватных путей ее разрешения важно знать, в силу каких обстоятельств сложилась полиэтничность населения той или иной территории: была ли она исторически сформирована в процессе ее заселения и освоения или оказалась таковой в результате усилившихся в последние десятилетия миграционных процессов? В каждом отдельном случае необходим детальный анализ, чтобы выявить специфику ситуации и выбрать меры, позволяющие комплексно разрешать эту сложную социальную проблему средствами образования с учетом общероссийских подходов и норм. Сегодня излишне доказывать, что необходима сбалансированная политика в сфере образования, учитывающая как общегосударственные российские интересы, так и национально-культурные особенности народов России. К сожалению, данная позиция не находит прямого от-ражения в основополагающих документах по модернизации образования, а значит, и не получает непосредственного выхода на новые модели и механизмы управления образовательными системами. Вместе с тем без разрешения этой проблемы невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности, веротерпимости, готовности к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений. В научно-педагогическом сообществе России идет дискуссия, связанная с поиском путей гуманитаризации и гуманизации образования, с определением нового социально-культурного типа личности, которая должна формироваться в образовательном процессе при сочетании общекультурного развития и всемерного сохранения национальных и региональных культурных традиций. Аспекты, в которых исследуются проблемы поликультурного образования, чрезвычайно разнообразны и отражены в работах Е. В. Бондаревской, В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, Ю. С. Давыдова, А. Н. Джуринского, М. Н. Кузьмина, З. А. Мальковой, Л. Л. Супруновой и др. Поликультурное пространство рассматривается в разных аспектах: как феномен культуры, и механизм передачи социального опыта, и сфера педагогических ценностей, и звено педагогической культуры преподавателя, и новая информационная среда. Не отрицая важности отдельных аспектов, их теоретической и практической значимости для создания научного потенциала и полноценной поликультурной среды российского образования, заметим, что комплексное решение сложнейших задач возможно лишь при условии создания инновационных моделей управления, вобравших в себя не только наиболее ценный опыт поликультурного образования, но и современные средства эффективного менеджмента. Однако управленческий аспект наименее разработан. Полагаем, что угроза социальной нестабильности, возникающая в любом государстве из-за неподготовленности молодежи к жизни в условиях возрастающей полиэтничности общества и поликультурности среды, диктует необходимость возведения поликультурного образования в ранг государственной политики. К сожалению, в России пока не существует государственной программы формирования и развития поликультурного образования на концептуальном уровне. Период социально-экономических реформ и модернизации государственной системы образования продемонстрировал отдельные эпизодические, слабо регулируемые (и затухающие в настоящее время) всплески интереса к преодолению многочисленных трудностей и барьеров в области содержания, форм организации и методов образования с учетом многонациональности населения.

Самые яркие эпизоды - это стимулирование развития национального образования, которое резко активизировалось в начале 90-х гг. XX в. в связи с происходившей суверенизацией республик в составе России; закрепление национально-регионального компонента в структуре и содержании общего образования, а также провозглашение в качестве одной из целей образования толерантного сознания как базовой характеристики личности в современном обществе и появление соответствующей федеральной целевой программы. Процесс реорганизации национальной школы первоначально был встречен с энтузиазмом в национальных республиках, поскольку связывался с социокультурным возрождением народов и этносов. Национальная школа стала рассматриваться как средство возрождения, роста и укрепления этнического самосознания, национальной культуры. В этот период сложилась новая образовательная Однако Концепции национальных школ формировались и обсуждались, как правило, филологами и педагогами начальной школы, что привело к возникновению противоречивой ситуации. Цели, которые ставились перед национальным образованием, сводились практически повсеместно к двум позициям: 1) развитие культуры этноса невозможно без расширения сферы функционирования его языка и круга его носителей; 2) необходимо формирование индивидуальной этнической идентичности, вне которой происходит деградация личности. Социальные же последствия такого образования, в частности, те, что обусловлены последующей социализацией выпускников в многонациональной России и в открытом мировом сообществе, оказались вне поля зрения идеологов национальной школы. Кроме того, произошел всплеск в развитии национальных школ, отвечавших запросам этнической идентификации молодежи, росту национального самосознания. Однако отход от поликультурности имел своими последствиями этноцентризм, этническую интолерантность, рост агрессивных проявлений, ослабление традиционных культурных связей. Нарастающие противоречия привели к появлению точки зрения, согласно которой "строительство национальной школы не имеет фундаментальной теоретической базы" . Проблема до сих пор не может считаться решенной, и педагогическая наука и практика пытаются определить меру в соотношении национального и наднационального в российском образовании.

В настоящее время, когда смешение языков и культур достигло невиданного размаха, остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур. Именно этим вызвано всеобщее внимание к вопросам межкультурной, международной коммуникации. Пристальное внимание к проблемам межкультурного общения, с одной стороны, связано с созидательными мотивами интереса к другим культурам, стремлением обогатить свою культуру опытом и оригинальностью других культур, с другой стороны, с тревожными тенденциями “конфликта культур” , связанными с политическими и экономическими потрясениями мирового масштаба, которые приводят к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению. Родная культура, по словам С.Г. Терминасовой, воспринимается как щит, охраняющий национальное своеобразие народа, и глухой забор, отгораживающий от других народов и культур. Усилиями разумной и миролюбивой части человечества открываются все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является попытка взаимопонимания, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации. Естественно, что педагогическое сообщество не может стоять в стороне от этих процессов и принимает в них активное участие.

Формирование языковой и поликультурной личности школьника и вносит вклад в создание новой образовательной среды как важного фактора современного гражданского общества.

Первая – обучение толерантности, терпимости культурных различий, формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов. Вторая – понимание и принятие другой культуры, изучение и оказание поддержки культурных различий, с которыми дети приходят в школу. Третья – уважение культурных различий. И, наконец, четвертая – утверждение культурных различий.

Цель воспитательной системы в школе:

​ Повысить мотивацию к познавательной деятельности через интерес к личности педагога, через активизацию гражданской общественной роли, через участие в программе, направленной на изучение, сохранение национального и мирового культурного наследия, развитие межнациональных отношений среди представителей этнических групп.

​ Научить учащихся быть и жить свободными людьми, умеющими нести ответственность за себя и свои поступки, сохранять человеческое достоинство.

нельзя понять и принять конкретного человека, не зная его образа жизни, семейных обстоятельств, особенностей характера и поступков, то есть не общаясь с ним. Так же невозможно понять и целый народ, если не знакомиться с его историей и культурой. Как же это сделать наиболее эффективно? Очень просто: надо просто общаться с его представителями.

«Воспитание у школьников толерантного отношения, уважения к национальным и универсальным ценностям, развитие способности понимать и принимать свою и чужую культуру».

В России поликультурное воспитание - демократический ответ на потребности многонационального населения. Резко обострилась проблема поликультурного воспитания в связи с возросшим в 1990-е гг. потоком иммигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Если в других странах этнический фактор зачастую способствовал культурному обособлению одной национальной группы от другой, то российская этнофедеративная система складывалась по-иному. Российские этнические республики считаются родиной определенных этнических групп. К моменту развала СССР в большинстве автономных республик националистические идеи отчетливо не выражались. Русские составляют абсолютное или относительное большинство населения в 12 из 20 изначально существовавших этнических республиках Российской Федерации, а в шести из них к представителям титульного этноса относится абсолютное меньшинство жителей (например, в Республике Саха (Якутия) лишь 33% населения - якуты).

Русский народ, русская культура остаются для остальных наций и этнических групп основным посредником с мировой культурой. Одновременно надо учитывать, что народы России относятся к разным цивилизационным типам и, следовательно, нуждаются в неодинаковых моделях воспитания. Так что поликультурное воспитание в российских условиях означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим.

В России ситуация культурного многообразия обусловливает усиление этнокультурной направленности обучения и воспитания при возрастании роли родных языков как хранителей этнических ценностей и русского языка как инструмента межнационального общения и транслятора русской и мировой культуры.

Поликультурное воспитание в российских условиях может быть определено как приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде. Подобное понимание поликультурного воспитания в принципе совпадает с общемировыми трактовками, которые предполагают, что содержание воспитания и обучения черпается одновременно из культуры малого этноса, доминирующей нации и мировой культуры.

Как и в остальных многонациональных сообществах, магистральную цель поликультурного воспитания в России можно определить как формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Из этой цели вытекают задачи поликультурного воспитания: освоение культуры собственного народа; воспитание представлений о культурном плюрализме в современном мире, положительного отношения к культурным различиям; создание педагогических условий интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; воспитание в духе мира и сотрудничества.

Идеи поликультурного воспитания разрабатываются параллельно с идеями народной педагогики (этнопедагогики) и педагогики формирования культуры межнационального общения. Разработчики этнопедагогики сосредоточены прежде всего на воспитательно-образовательных проблемах одной (обычно малой) этнической группы и анализируют перспективу воспитания с акцентом на национальные традиции.

Педагогика формирования культуры межнационального общения занимается вопросами воспитания российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости и видит фундамент подобного воспитания во взаимосвязи местного, национального, общенационального (федеративного) и всечеловеческого компонентов образования. Подобная концепция исходит из понимания воспитания в виде суммы автономных компонентов, включающих этнокультурные знания о том или ином народе, которые рассматриваются как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания.

Ряд отечественных теоретиков поликультурного воспитания (М. Н. Кузьмин и др.) считают «компонентный подход» малоплодотворным и видят в нем источник самоизоляции и роста националистических тенденции в воспитании нерусских этнических групп. В противовес предлагается педагогическая организация движения нерусского школьника от родной культуры к культуре российской и мировой. Речь идет о воспитании на диалогической межкультурной основе, что обеспечит гармонизацию национальных отношений и модернизацию различных этносов. Назначение подобного диалога - включение личности в культурный опыт, осознание специфики и близости разных цивилизационных типов, культурного многообразия как условия развития общества и индивида в поликультурном социальном контексте.

Поликультурное воспитание учитывает объективное несовпадение культурных потребностей отдельных этносов и общероссийских государственных целей воспитания и образования и предполагает обучение по единым федеральным стандартам при введении в образовательный стандарт регионального компонента. Если федеральный стандарт направлен на обеспечение единого образовательного пространства России, то национально-региональный - на придание образованию национально-значимых черт, отражение в содержании и учебном процессе историко-социокультурных, природных, хозяйственных, экологических и иных специфических особенностей и проблем конкретного региона.

Совокупность особенностей и проблем региона позволяет определить национально-региональный компонент как комплекс норм и требований к структуре и Обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в регионе, имеющий национально значимые традиции народа, проживающего на территории данного региона.

Соответственно такому подходу Министерство образования Российской Федерации в начале 90-х гг. XX в. подчеркивало необходимость создания множества национальных школ, которые, с одной стороны, обеспечивают Единый государственный стандарт воспитания и образования, а с другой - приобщают к национальной (этнической) культурной традиции, т. е. воспитывают личность, способную жить в поликультурном окружении. Такие условия предполагают обеспечить образование, начальная ступень которого погружает в стихию родных культуры и языка, а средняя и высшая ступени выводит на общероссийское и мировое культурное пространство. В итоге поликультурное воспитание оказывается следствием взаимодействия культуры малого этноса, русской культуры, многонациональной культуры России и мировой культуры.

Развитие воспитания в современном мире - многосторонний процесс, масштабы и результаты которого весьма значительны. Произошли решительные изменения, вызванные меняющимися потребностями человеческой цивилизации, необходимостью перевести на педагогический язык эти новые потребности.

Принципы, функции, содержание, способы. Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:

воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

Основной функцией поликультурного воспитания является прежде всего устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств - с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.

К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:

формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Поликультурное воспитание преследует 3 группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство» и «объединение»: 1) об уважении и сохранении культурного многообразия; 2) о поддержке равных прав на образование и воспитание; 3) о формировании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей.

Ключевые цели поликультурного воспитания многоступенчаты. Так, при воспитании уважения к иным культурам толерантность (терпимость) лишь начало приобщения к иным культурам. За этим должны следовать понимание, уважение и, наконец, активная солидарность. Далее получают признание основанные на понимании особенностей различных культур такие понятия, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен.

Многоступенчаты цели поликультурного воспитания и при решении проблем равных прав на образование. Речь может идти о преодолении отставания в интеллектуальном и социальном развитии этнических групп посредством компенсирующего обучения. Соответствующая политика обычно касается национальных меньшинств (афроамериканцев, например), но может адресоваться и национальному большинству, как, например, в Южно-Африканской Республике, посредством создания учебных заведений - мостов для подготовки к школьному обучению африканских детей.

Проблема гарантии прав на образование актуальна и для национальных меньшинств, которые не уступают ведущему этносу по уровню развития культуры и образованности, но нуждаются в защите своих культурных ценностей (русскоязычные в Балтии, европейские меньшинства в Канаде, например).

Поликультурное воспитание - это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание, «передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений учащихся из меньшинств, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма».

Поликультурное воспитание надо рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям.

Суммируя сказанное о функциях, целях, содержании поликультурного воспитания, можно утверждать, что оно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса. В ходе поликультурного воспитания идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданского общества.

Существенной является проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Идеологи поликультурализма полагают, что наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.

Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, например, что изучение иностранных языков не только служит общению, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения, иным человеческим ценностям.

Поликультурное воспитание многодисциплинарно. Помимо языков, при его реализации изучается широкий спектр дисциплин гуманитарного, эстетического, естественно-научного циклов. Соня Нието (США), Ле Тхан Тхои (Франция) утверждают в связи с этим, что поликультурализм должен пронизывать все предметы учебной программы.

Так, предлагается преподавать литературу, историю и обществоведение, давая непредвзятые оценки, избегая как евроцентристского, так и восточно-центристского подхода. К примеру, при изучении обществоведения следует помочь понять, почему исламский фундаментализм не приемлет западной светской государственности. В курс литературы надо включать изучение шедевров разных мировых цивилизаций.

Преподавание литературы, построенное на началах компаративизма с упором на лучшие образцы мировой литературы, позволит осветить универсальную сущность и богатство оттенков природы человека. Изучение истории должно показывать связь народов и культур, значение культурных контактов с окружающим миром при создании и обогащении величайших цивилизаций (например, роль пришедшего из Индии буддизма в духовной жизни Китая и Японии).

Поликультурное воспитание осуществляется в пределах институционного и непрерывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заведений, но и культурно-просветительных центров семьи, Церкви, общественных объединений, средств массовой информации.

Вряд ли можно утверждать, что поликультурным воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы и пр. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение местных обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности - лекции, эвристические беседы, работа с источниками; при развитии навыков межкультурного Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть:

понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способности общения; осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества; готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

общения - диалог и пр.

Концепция развития поликультурного образования

в Российской Федерации

Общие положения

Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на современном этапе российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Эффективность политических и гражданских институтов, целостность территории, социальная мотивированность населения, успех экономических реформ, а в конечном счете - будущее нашего государства в значительной степени определяется необратимостью и темпами становления российской политической нации. Поэтому модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности.

Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) разработана с учетом национальных (общегосударственных), национально-региональных и этнокультурных потребностей многонационального народа России.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики государства.

Концепция формулирует цели, принципы и основные направления развития поликультурного образования в России.

Концепция разработана на основании:

Конституции Российской Федерации;

Законов Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О языках народов РФ";

Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; Национальной доктрины образования в Российской Федерации (на период до 2025 года).

Социокультурные ориентиры

Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к отказу от идей этнокультурной унификации и утверждению идеала культурного многообразия человечества. Сегодня общепризнанно: подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее, а укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур.

Россия исторически объединила в своем составе множество стран и народов, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. В то же время Российская Федерация не составляет исключения по полиэтничности и мультикультурности - это условия, в которых живет большая часть человечества. Действительное отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнем социального и культурного развития.

Полиэтнический состав населения, свободное сосуществование и активное взаимовлияние разных этнических традиций и языков придают общему культурно-цивилизационному потенциалу России особую устойчивость и открытость.

В основу российского образования должны быть положены такие системные принципы, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации.

Многомерная этнополитическая и этносоциальная структура Российской Федерации послужит надежным фундаментом становления полиэтнической по составу, но единой по гражданской идентичности нации россиян, если образовательная система сможет воспроизводить формы социальной и культурной жизни многонационального народа России, а содержательная структура образования позволит возводить носителей каждой этнокультурной традиции к культуре общероссийской и мировой. Надежную основу для этого способно обеспечить поликультурное образование, адекватное условиям России.

Проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов и территорий России. Идейно-содержательные, технологические и языковые составляющие поликультурного образования согласуются с общими тенденциями развития российской цивилизации, которая исторически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культурные традиции народов России. Российская цивилизация полиэтнична, поликультурна, полилингвальна, однако русская культура является ее центральным компонентом и играет главную роль в выработке путей цивилизационного развития страны.

Выделим основные этапы развития понятия «Поликультурное образование» в постсоветской России. В качестве исследовательского метода используем анализ последовательно принимаемых нормативных актов. На наш взгляд, эти механизмы можно выделить, если проследить изменение официального подхода системы образования к термину «культура».

Первый этап (1990-е гг.) опирался на представление о культуре как о совокупности материальных и духовных достижений каждого народа-этноса. В советское время, несмотря на разделение культур на «разные уровни развития», официально признавались культуры наиболее многочисленных народов и были созданы следующие государственно-территориальные образования: советские социалистические республики, внутри них автономные советские социалистические республики и автономные национальные округа. В соответствии с этим строилась система этнокультурного образования - обучение на определенных ступенях образования на родном языке или изучение родного языка и литературы. Поэтому в документах 1990-х гг. субъектами культуры признавались этносы, а поликультурным стали называть (этно) национальнорусское образование.

В Законе РФ «Об образовании» 1992 г. термин «поликультурное образование» еще не употреблялся, хотя смысл образования как поликультурного - этнокультурного был закреплен в тексте Закона: «Государственная политика в области образования обосновывается на следующих принципах: ...защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» (ст. 2).

В появившихся позже «Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России» и «Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации», разработанных в Южном отделении Российской академии образования в Пятигорском лингвистическом и Ростовском педагогическом университетах, поликультурное образование определялось как «приобщение подрастающих поколений к этнической, общенациональной (российской) и мировой культуре в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической cpeдe».

В этих документах задачами поликультурного образования были определены: глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа (что является непременным условием интеграции в другие культуры); формирование у учащихся представления о многообразии культур в России и мире; воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. Критерии, которым должно отвечать поликультурное образование: 1) отражение в учебном материале гуманистических идей; 2) характеристика уникальных самобытных черт в культурных народов России и мира; 3) раскрытие в культурах российских народов общих элементов и традиций, позволяющих жить в мире согласии; 4) приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов современных условиях.

Основные направления поликультурного образования того времени очень четко сформулированы Д. В. Сажиным:

«1) изучение учащимися национальных культур, своих и чужих, с обсуждением проблем национального возрождения и национальной самобытности; организация работы этно-национальных учебных заведений, в первую очередь национальных школ и национальных культурных центров для изучения родных языков и приобщения к родной культуре - традициям, обычаям, бытовым особенностям, праздникам и др., так называемому «этнофольклорному миру»;

2) организация межкультурного диалога, принципиальная возможность которого обусловлена тем, что в целом каждый человек любой культуры стремится к одному и тому же - любви, рождению и воспитанию детей и др., а различия заключаются в самобытных этнокультурных традициях. Поэтому необходимо вначале выработать уважение к своей этнической культуре, чтобы иметь возможность легко и свободно входить в какой угодно культурный мир и отождествлять себя с ним. И затем - проводить совместные акции, встречи, фестивали с представителями других культур, знакомясь с их миром, традициями и ценностями;

3) приобщение учащихся к демократическим, гуманистическим ценностям, обеспечение освоения учащимися и педагогами таких понятий как "культура мира", "культурная конвергенция", "национальный характер", "регионально-этническая культура", "воспитание в духе мира", "сравнительная педагогика", "педагогическая культура народа", "региональный подход к образованию", "этнопедагогика" и др.

Первый этап поликультурного образования в постсоветской России можно условно назвать полиэтнокультурным образованием - субъектом культуры признавался этнос, главным признаком которого был свой самобытный (родной) язык. Поликультурное образование в то время связывали с приобщением учащихся к родным языкам и культурам, а также с одновременным формированием культуры межнационального (межэтнического) общения. Полиэтнокультурное образование - это, с одной стороны признание продуктивности существования разнообразия национальных школ, классов и групп, формирование многообразияю этнических идентичностей у представителей разных народов а с другой - утверждение межнационального, межэтнического характера взаимодействия различных этнических культур в образовании в ситуации плюралистической культурной среды, адаптация к культурным ценностям других народов. Поликультурное образование снимает противоречия между системами и нормами образования доминирующих наций и этнических меньшинств обеспечивает безболезненное вхождение мигрантов в инородчесскую культурную среду, позволяет усваивать новые культурны ценности при сохранении прежних национальных, закладывает в ребенке гражданские начала, формирует у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями.

Второй этап (конец 1990-х - начало 2000-х гг.) - в России преодолевается одномерное восприятие народа как единого организма. На самом деле любой народ состоит из множества социальных групп: территориальных, возрастных, половых и др. И каждая из этих групп имеет свои устойчивые традиции поведения и мировоззрения. Данный механизм опирается на представление о культуре как о совокупности материальных и духовных традиций каждой социальной группы, составляющей данное общество, в том числе этнических, религиозных, профессиональных и др.

В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)» имеется постулат: «...толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». Данная программа создавала условия для реализации такого образования, в котором субъектами самобытной культуры признавались религиозные общины и некоторые региональные культуры (казаки, поморы, кряшены и др.).

В это время поликультурное образование начинает связываться с формированием региональной идентичности и одновременно толерантности. Федеральная целевая программа стимулировала разработку и широкое внедрение поликультурных программ, признающих культурные традиции отдельных социальных групп - для всех ступеней и форм образования для обучения межкультурному диалогу, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, формирования веротерпимости и толерантного сознания.

Второй этап развития поликультурного образования в России можно условно назвать «полисоциокультурным образованием», в котором традиционное российское поликультурное образование расширялось до признания любых конструктивных социальных групп, составляющих общество, и в этом смысле поликультурное образование решало проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в ее границах - к различным социокультурным группам, имеющим инаковую культурную идентичность (политическую, половую, религиозную, родовую и др.). Эту позицию разделяют ряд авторов.

Третий этап (с начала 2000-х гг.) - в России постулируется представление о культуре как об индивидуальном опыте человека. Душа каждого человека - это отдельный космос. Каждый человек создает собственную культуру, по-своему интегрируя разные культурные влияния и участвуя в культуротворчестве. Поликультурное образование - это образование, признающее способность каждого человека выступить отдельным миром культуры, способным к интеграции разных культур. Такое представление отразилось в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) и Концепции развития поликультурного образования в России (2010).

Описывая процесс духовно-нравственного развития и воспитания личности, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет следующую логику: в детстве ребенок усваивает ценности семьи, в школе осознанно принимает традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики; более высокая ступень - принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, «укореняясь» в этнокультурные традиции, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации; высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина - формирование гражданской идентичности россиянина, освоение культурных богатств своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознание их значимости, особенностей, единства и солидарности в судьбе России. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.

Проект Концепции развития поликультурного образования в России вводит следующие принципы поликультурного образования:

Полилингвальность (обеспечение овладения несколькими языками);

Преемственность (транслирование национальной культуры от поколения к поколению с постоянным обновлением, интенсивной модификацией этнокультурного комплекса в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития);

Дифференциация и разнообразие (закладывание комплиментарности культур и языков в содержание поликультурного образования, в противовес унификации и ассимиляции);

Креативность (подготовка человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры через формирование способности к саморазвитию и творческому преобразованию информации);

Культурная целостность (понимание общечеловеческой культуры как сущностной основы образования - освоение обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения);

Объемная (стереоскопическая) картина мира (включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт - изучение окружающего мира от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому, от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта Федерации - к России и земному шару);

Вариативность (эффективная содержательная структура Федерального государственного образовательного стандарта обеспечивается хотя и единым способом, но различными средствами различных субъектах Федерации - содержательная вариативность поликультурного обучения задается присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта);

Этическая актуальность (воспитание и культивирование личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации).

В основе обеих концепций находятся понимание взаимодействия культур как одной из закономерностей развития мировой культуры, состоящей в необходимости выходить за рамки ограниченного культурного опыта, обмениваться ценностями, достижениями и смыслами культуры в ходе межкультурной коммуникации, а также признание диалогового взаимодействия культур одного из важнейших факторов модернизации во всех сферах жизни общества.

Разработка этих концепций призвана, с одной стороны, преодолеть противоречие между центробежными силами, возникающими с развитием этнонационального образования в разных субъектах России и интеграционными силами, обеспечиваемыми поликультурным образованием, с другой - обеспечить личностное развитие каждого учащегося, принимающего и гордящегося своей этнокультурной, региональной, религиозной, общегражданской и другим идентичностями, независимо от принадлежности к большинству или меньшинствам, несмотря на «маргинальную экстерриториальность так называемых "нетитульных" этнических групп в российских регионах».

Третий этап мы условно называем «Полиличностнокультурным» образованием - за каждой отдельной личностью стал видеть отдельную уникальную культуру. Поликультурное образование начали связывать с (само) формированием многослойной общегражданской идентичности «россияне», включающей этническую, региональную и др.

Таким образом, выявлены следующие тенденции развития понятия «Поликультурное образование» в постсоветской России от этнокультурного к полиэтно-культурному; от толерантностного к полисоциокультурному; от личностно-ориентированного к полиличностно- культурному.

Принятая в 2010 г. Комплексная программа развития поликультурного образования, предполагающая экспериментальное внедрение в 2010-2020 гг. разных моделей поликультурного образования в трех субъектах РФ: Республике Татарстан, Северной Осетии - Алании, Чеченской Республике сделала поликультурное образование синонимом полилингвального и, учитывая Концепцию развития поликультурного образования в России, на новом уровне постулирует «Полиэтно-культурное образование».

Таковы основные этапы развития поликультурного образования в России. Приведем примеры наиболее известных типологий поликультурного образования, которые во многом пересекаются, но имеют и ряд собственных отличий.

3.Мультикультурное образование .

В основу мультикультурного образования заложена необходимость опоры при организации образования на этнопедагогические факторы, т.е. на ценности народной педагогики.

По мнению Г. В. Палаткиной, поликультурное образование должно иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе.

Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования:

Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

Создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

формирование и развитие умения критически мыслить;

Развитие этнотолерантности;

Формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;

Формирование осознанных, позитивных ценностных ориентaций личности учащегося по отношению к собственной российcкoй культуре, поликультурной по своей природе;

Воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;

Использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;

Формирование способности учащегося к личностному, культурному самоопределению.

Основу мультикультурального мировоззрения составляет постоянно развивающаяся система ценностных ориентаций. Проявляется же мультикультуральное мировоззрение в форме установок на организацию образовательно-воспитательной деятельности с позиций мультикультурализма. При этом в качестве ценностей средств выступают ценности народной культуры (материальные предметы труда, быта, прикладного искусства; духовные - религия, нравы, фольклор; соционормативные - обряды, нормы, этикет).

При организации мультикультурного образования могут функционировать две модели школ: этнокультурная (с углубленным изучением культуры одного из этносов) и мультикультурная (с полиэтничным составом учащихся), содержание образования которых будет составлять национально-региональный (родная культура), федеральный и мировой компоненты.

Как отмечает Г. В. Палаткина, культурнообразовательное пространство должно строиться как часть мирового, на диалоге культур, их взаимодействии и взаимообогащении. Должен быть обеспечен баланс между опасностью превращения в разновидность учебных заведений различных конфессий, с одной стороны и, с другой - выхолащиванием духовно-религиозного начала. Тогда мультикультурное образование действительно будет способствовать формированию мультикультурной личности.

Возможности общего образовательного пространства в СНГ.

В странах СНГ существуют давние исторические традиции межнационального сотрудничества. Они являются мощной предпосылкой формирования качественно нового поликультурного и полиэтнического образовательного пространства. Население СНГ издревле многонационально. В социальных, политических, экономических и демографических процессах стран СНГ наряду с основными этносами участвуют представители более чем 100 этнокультурных групп. Так, в Казахстане существует три группы народов, определяющих этнический облик страны: казахи, европейское население, этносы азиатского и кавказского происхождения. Этнокультурное многообразие СНГ не исключает установления между его участниками реальных культурных связей, которые имеют благоприятные перспективы развития.

Исторические, экономические, политические, культурные, этнические связи многокультурных и многоэтнических постсоветских республик вызывают объективную возможность адекватной педагогической политики, дают надежду на возрождение и развитие новой межгосударственной общности. Важным инструментом формирования такой общности должно быть взаимодействие систем образования.

В СНГ официально декларируется педагогический курс с учетом поликультурного и полиэтнического фактора и необходимость интеграции культурно-образовательного пространства. За время существования Содружества приняты десятки документов, касающихся интеграции в сфере образования и культуры.

Предпосылками интеграционных педагогических процессов, создания общего культурно-образовательного пространства служит общность культуры и истории, совпадение экономических интересов, сохранение связующей роли русского языка и культуры, сходство систем образования, близкие уровни педагогической науки, научно-методического обеспечения учебных заведений, стремления к демократической смене педагогических парадигм. Впрочем, подобные предпосылки могут быть реализованы при определенных условиях осуществления школьной политики: равноправии, добровольности, учете взаимных интересов, согласованности и синхронизации действий, унификации стандартов и пр.

К настоящему времени возникли приметы складывания в СНГ общих подходов к образованию. Речь идет о ряде соглашений о сотрудничестве в области образования, к примеру, о взаимном признании свидетельств об образовании, введении сходной многоуровневой системы подготовки педагогических кадров, организации профильного обучения в общеобразовательной школе и т.д. Создание нового образовательного пространства, однако, затруднено, поскольку наряду с интеграцией в экономике, образовании, культуре развиваются и дезинтеграционные процессы, которые, в частности, проявляются в минимизации обмена научно-педагогической информацией, углублении разрыва культурно-образовательных связей. Возникает немало проблем в отдельных государствах Содружества при реализации поликультурной педагогической политики. Вследствие всего этого перспективы общего культурно- образовательного пространства СНГ выглядят неопределенно.

Российская Федерация – одно из наиболее многонациональных государств мира. В России проживает свыше 160 этнических групп, по преимуществу говорящих на собственных языках; 23 наиболее многочисленные (свыше 400 тыс. человек) национальности. По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2014 г. составила 146 млн, в том числе 1 млн – это татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне и 116 млн – русские .

Часть меньшинств, в том числе жители национальных образований, обладают правами государственной автономии. Русские составляют абсолютное или относительное большинство населения в 12 из 21 этнической республики; в шести абсолютное меньшинство жителей относится к титульному этносу. Например, в Республике Саха (Якутия) лишь 33% населения якуты.

Российская демографическая ситуация характеризуется резкой "реактивизацией субъектности этносов". Показательны в этом смысле почти 40-процентное увеличение числа народов за период 1989-1994 гг., а также получение при переписи 2002 г. более 800 вариантов ответов на вопрос о национальной принадлежности. Эти факты – отнюдь не следствие бурного этногенеза. Они наглядно свидетельствуют о росте и изменениях национального сознания, происшедших вследствие распада общности "советский народ", переменах в самоидентификации представителей субкультурных этпогрупп.

В России новая парадигма образования предусматривает право людей приобщаться к тем культурным ценностям, которые они находят верными и привлекательными. Очевидно, что нарастающая этнокультурная диверсификация требует проведения последовательной государственной политики поликультурного образования.

Педагогическая политика в Российской Федерации невозможна без учета объективной данности – многонациональности социума. Эта политика отражает сосуществование множества национальных культур, каждая из которых – компонент российской цивилизации. Сердцевиной государственного курса является идея о том, что базой обучения и воспитания служат культурная общность и многообразие, где связующим стержнем выступает русская культура. В школьно-педагогической политике идет поиск оптимального сочетания интересов центра и регионов на принципах сближения содержания воспитания и обучения с учетом ценностей и диалога культур. Такая политика подвергается давлению двух негативных разнонаправленных тенденций: к предельной суверенизации и игнорированию императивов поликультурности.

Россия как объект образовательной политики остается в значительной степени целостной структурой, поддерживаемой системой государственных институтов федерального и регионального уровней. В то же время подобная структура, будучи полиэтничной и поликультурной, чрезвычайно неоднородна. В ней экстраполируются социально-политические и культурно-этнические особенности российского сообщества. Педагогическая политика предусматривает, с одной стороны, самореализацию граждан независимо от национальной принадлежности, с другой стороны, решает комплекс проблем, возникающих вследствие многонациональное™ социума. Поликультурный и полиэтнический характер объекта и субъектов образования, как видно, создает существенные сложности реализации педагогической политики. Необходимо решать педагогические проблемы, вызванные культурной и национальной разнородностью социума, добиваться воспитания учащихся как участников единого социально-политического, культурного, экономического пространства.

Российская политика в сфере образования формируется на фоне изменений процесса этнокультурной интеграции н дезинтеграции, эволюции государственной системы, социально-экономического расслоения, дифференциации по национальному признаку.

Круг политических проблем, относящихся к поликультурному образованию, входит составной частью в стратегию модернизации российского образования. Эти проблемы соприкасаются с вопросами гражданского (патриотического) воспитания, формирования плюралистической идентичности, общенационального единства. Педагогическая политика понимается как совокупность социальных и педагогических усилий по сохранению национальных языков и культур, созданию "российского суперэтноса", состоящего из различных этнокультур в федералистском, регионализированном обществе. Такая политика увязывается с необходимостью обеспечить социальную справедливость, равный доступ к образованию в пределах общероссийского образовательного пространства.

К настоящему времени создана нормативно-правовая основа поликультурной образовательной политики. Принципы такой политики закреплены в Конституции РФ, где дано понятие "многонациональный народ".

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ΦЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральном законе от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; Указе Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"; Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р; Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р, других документах декларированы и раскрыты основные принципы образовательной политики, которые предусматривают в том числе демократическое решение проблем воспитания и обучения в многонациональной среде.

Законодательством РФ провозглашен политический курс, направленный на создание и укрепление единого российского социокультурного и образовательного пространства, становление духовной общности россиян, формирование российского самосознания и идентичности, развитие национальных культур, языков народов и региональных культурных традиций, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание готовности к межкультурному взаимодействию, использование потенциала образования для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур.

Школьная политика является важным инструментом складывания российской государственности. Она предусматривает гармонизацию этнического и надэтнического и ориентирована в конечном счете на создание многонационального гражданского общества и адекватных ему учебных заведений.

Государственная поддержка культурно-образовательных прав этнокультурных групп происходит не только в системе формального образования. Федеральным законом "О национально-культурной автономии" предусмотрено создание национально-культурных автономий, определены их правовые основы, созданы правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных, более 350 региональных и более 200 местных национально-культурных автономий , а также более тысячи различных общественных организаций, созданных по национальному признаку ("Ассамблея народов Российской Федерации", "Союз диаспор России", "Конгресс национальных организаций России", "Всероссийский азербайджанский конгресс", "Общероссийское объединение корейцев" и др.). Правом на создание национально-культурных объединений воспользовались 60 национальностей. На первом месте – этнические немцы (68 объединений), далее – татары (63 объединения), евреи (29 объединений). К примеру, только в одном Нижнем Тагиле с 1990-х гг. культурно-просветительскую работу ведут "Культурно-просветительский центр российских немцев", культурный еврейский центр "Алеф", польское объединение "Пяст", армянский творческий центр "Эребуни", общины татар, башкир .

При государственной поддержке создается система общественных центров по воспитанию культуры межнационального общения. Действует около 10 домов народов России, более 150 центров национальной культуры, около 10 домов дружбы народов: Московский дом национальностей, Дом национальных культур в Санкт-Петербурге, Дворец национальных культур в Тюменской области, Дом фольклора народов в Свердловском областном центре и др. Довольно широкое распространение получили центры национальной культуры. Вокруг центров консолидируются прежде всего этнические меньшинства .

Процесс создания нормативно-правовой базы педагогической политики поликультурного образования, однако, далек от завершения. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" оставил открытым принципиально важный вопрос – об учете реалий поликультурности при создании общего образовательного пространства. Подобный подход был скорректирован в последующих законодательно-нормативных документах, где из практики школьного образования был исключен национально-региональный компонент.

Имеющиеся законодательные акты нуждаются в конкретизации. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" в значительной степени декларативен и должен быть подкреплен соответствующими подзаконными актами, обязывающими федеральные и региональные власти оказывать практическое содействие национально-культурным объединениям в вопросах образовательной и культурной политики. Лишь Москва и несколько регионов России проявили готовность дать материальные гарантии учебно-воспитательной работы таких объединений.

Предпринятые законодательные и организационные меры по инициации политики поликультурного образования наталкиваются на серьезные препятствия: неравные условия финансирования образования в регионах и республиках, блокирование специальных защитных мер в области образования, в частности в отношении ряда малочисленных коренных народов, отсутствие достаточно эффективного инструментария сочетания особых интересов национальных меньшинств и государства как субъекта русского большинства, этноцентристские стереотипы мышления и установки в культурно-образовательной политике.

В сфере культуры и образования значительную угрозу представляют националистические тенденции. Власти ряда автономий порой защищают привилегии титульных этносов за счет культурнообразовательных интересов иных этнокультурных групп. Так, в Башкортостане, где треть населения говорит по-татарски, с каждым годом становится все меньше татарских школ. Статус наиболее престижных образовательных заведений – гимназий – могут получить прежде всего школы, где преподавание ведется на башкирском языке.

В субъектах РФ проявляются намерения дезинтеграции образовательного и культурного единства России. Предпринимаются отдельные попытки региональной изоляции культуры и образования, отмежевания от общенациональной и русской культуры и образования. Возникают планы выстраивать содержание образования с приоритетом национально-регионального над федеральным, переориентировать па зарубежное культурно-языковое пространство (Татарстан, Республика Саха (Якутия)). Подобный "периферийный национализм" свидетельствует, что в сфере образования и культуры существует угроза столкновений интересов отдельного этноса и многонационального российского государства, дистанцирования от доминирующей культуры и ее центра. Между тем, как подчеркивают отечественные ученые Μ. Н. Кузьмин, В. А. Тишков, Е. В. Ткаченко и др., для полиэтничной, поликультурной, полисоциальной, поликонфессиональной России сохранение в условиях демократизации образования и роста национального самосознания единого образовательного, языкового и культурного пространства жизненно необходимо и является универсальной политической стратегией.

Россия является инициатором интеграции образования в пределах СНГ. В 1996 г. в России были разработаны проекты "Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ" и "Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства".

Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 902 в редакции от 26.10.2004 "О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств", другие упомянутые документы предусматривают создание нормативной базы интеграции, согласование государственных образовательных стандартов, взаимное признание документов об образовании, ученых степеней и званий, согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений, научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства. Ими также намечен и комплекс конкретных мер: подготовка учебников для русскоязычных школ в странах СНГ, совместные олимпиады, конкурсы, соревнования учащихся и учителей из всех государств Содружества, создание единого для СНГ банка данных по образованию и т.д.

Для России перспективный путь построения общего культурно-образовательного пространства в рамках СНГ – укрепление сотрудничества со своими партнерами в сфере высшего образования. Российская Федерация оказывает поддержку открытым в республиках Содружества университетам, где целенаправленно изучаются русские язык и культура (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).

Россия, стремясь к интеграции высшего образования в СНГ, ставит одновременно экономические, политические и собственно педагогические задачи. Российские приоритеты охватывают все основные виды деятельности по ИБО: мобильность студентов и преподавателей, согласование учебных программ, сотрудничество отдельных учебных заведений, согласование дипломов, популяризацию русского языка и культуры и др. Предпочтение отдается двусторонним соглашениям и контрактам отдельных учебных заведений. Акцент делается на действиях учреждений, структур и организаций: учебные заведения, объединение ректоров, Министерство образования и т.д.

В российской политике ИБО ослабли политико-идеологические предпочтения. Вместе с тем представлен достаточно сильно культурный аспект. Речь идет о стремлении через образование способствовать распространению русского языка и культуры за пределами России. Неизменным остается базовый принцип российской политики – интеграция образования на пространстве СНГ при поддержке национальных духовных и культурных ценностей.

Важное значение придается приему студентов из стран СНГ. Россия декларирует приоритеты по ИВО для партнеров по Содружеству Независимых Государств. Российские высшие учебные заведения создают преференции для студентов из республик СНГ. Однако реализуются такие приоритеты недостаточно.

  • URL: ria.ru/society/20140620/1012881636.html (дата обращения: 05.08.2014).
  • URL: daydov2013-2.blogspot.fr/2013/01/11.html (дата обращения: 05.08.2014).
  • Джуринский А. И.
  • Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания.

Образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

В условиях современных глобализационных процессов мировой цивилизации остро стоит проблема определения путей эффективного формирования нового типа сознания, характера жизненной позиции личности как субъекта поликультурного общества. Успешная интеграция личности в национальную и мировую культуру рассматривается с позиции её включения в поликультурное образовательное пространство.Поликультурность образовательного пространства обусловлена достигнутым пониманием того, что способы жизнидеятельности людей оцениваются с точки зрения сформированности опыта позитивного межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иных культур, готовностик поиску культурных смыслов, активной культуротворческой позиции.

В России система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция поликультурного образования разработана на основании:

Конституции Российской Федерации;

Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:

Процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад

В условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития, общения и взаимоотношения. В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, что-то нет, одни события, факты его волнуют, другие оставляют равнодушными.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности. Отношения - это позиция личности ко всему, что ее окружает как к самой себе.

Взаимоотношения - это личностные отношения индивидов между собой. Взаимоотношения возникают в совместной деятельности. Проблема детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов, и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом.

Отношения и общения неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Общение- это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую, самостоятельную потребность человека не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями .В.М.Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга Б.Д. Барыгин рассматривает общение, как взаимодействие в единстве двух его противоположных тенденций - сотрудничество, интеграции с одной стороны, и борьбы с дифференциации с другой. М.И.Лисина под общением понимает взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов.

« Общение - есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.… Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Многонациональный характер системы образования России имеет давние исторические корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения. Межнациональные отношения имеют свою структуру, состоящие рационального (этнического) сознания, межнационального общения и взаимодействия.

Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности.

Одно из определений поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям». Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов.

Поликультурное воспитание – концепция и практика воспитания и образования в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности, представляет равные образовательные возможности представителям всех культурных групп.

Поликультурная среда – различающееся в культурном отношении общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой.

Система методов и форм такого воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигается взаимосвязь и взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

Межнациональное (поликультурное) воспитание первостепенная потребность любого многонационального сообщества. Концептуальное оформление поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970-1980 годов. Ведущие роли в разработке проблем поликультурного воспитания играют американские и канадские ученные. Эти проблемы решают исследовательские центры при университетах, педагогических колледжах. Среди них выделяются Центр мультикультурного воспитания при университете штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Дж. Бенкс, Исследовательский центр поликультурного воспитания при Университете шт. Колорадо – руководитель Л. Бака, Стэндвордский центр программ по международному и кросскультурному воспитанию, Национальный исследовательский центр культурного разнообразия в Санта-Кри. Популяризацией идей поликультурного воспитания занимается имевшая к 2001 году отделение в 22 штатах Национальная ассоциация поликультурного воспитания – президенты К. Грант и Д. Голдник.


Свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности полиэтнической и поликультурной среде вносят российские ученые: О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.С. Собкин, Л.Л. Супрунова, В. А. Тишков и другие.

Отечественные ученые также дали свое определение понятию поликультурное воспитание. Так О.В. Гукаленко делает акцент на социализации как основе поликультурного воспитания. Другой исследователь Ю.А. Корягинцев выдвигает на первый план интеллектуальную, эмоциональную и духовную идентификацию индивида, развитие личной культуры по мере вхождения в другую культуру. В.А. Тишков размышляя над феноменом «культурное многообразие» применительно к России, понимает его не как сумму культур, а как социум одной культуры, располагающей множеством форм. По мысли М.Н. Кузьмина, поликультурное воспитание означает «реализацию свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций в общероссийском пространстве». Таким образом что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды – это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам. Индивид в многоэтническом, многоязычном, культурно-многообразном педагогическом пространстве определяет свое «Я», непрестанно пребывая в ситуации выбора.

Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность (не успешность) его социализации и др.

Вопросы совершенствования межнациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах.Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательным.

Педагогический процесс в многонациональном ДОУ, несомненно, сохраняет все свои структурные компоненты. Его содержание находится в зависимости от социально-этнической среды детской группы. При этом необходимо сконцентрировать внимание педагога на отборе методов и форм организации педагогического процесса.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.

В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей – необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога ДОУ. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников и свое.

При организации педагогического процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга.

Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность, и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.

Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Продуманность подбора методического материала, развевающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.