Партийная система США: характеристика, особенности. Особенности партийной системы сша Партийное собрание у американцев

Данной страны.

Исторический экскурс

На еврейский Новый год 1787 Конституция США была принята в Филадельфии. В это время в стране не было никаких политических партий. Гамильтон и Мэдисон, которые являлись основателями данного государства, выступали изначально против создания таковых. Первый американский президент Дж. Вашингтон не состоял и не пытался образовывать никакой партийно-политической системы США. Но необходимость заручиться поддержкой электората привела уже через 2,5 года после принятия Конституции к появлению первых политических партий, начало которым дали отцы-основатели республики.

Политические партии и особенности партийной системы США с конца XVIII до начала XX вв.

В своем развитии партийная система прошла 5 стадий.

В состав первой системы входили:

  • Федералистская партия, просуществовавшая с 1792 по 1816 гг., ее представитель Дж. Адамс стал первым партийным президентом страны.
  • Демократическо-республиканская партия. Как ни удивительно, но существовала такая объединенная партия, раскол в которой в 1828 году послужил началом второй партийной системы.

Последняя характеризовалась наличием:

  • Национальной республиканской партии.
  • Демократической партии.

В 1832 году представители первой вошли в коалицию с Антимасонской партией и некоторыми другими образовав Партию вигов. Доминировали во время данной системы демократы. На рубеже 40-50-х гг. XIX в. с новой силой поднялся вопрос рабства на новых территориях, в результате Партия вигов распалась на две фракции: «Хлопок» и «Совесть». Хлопковые виги позднее присоединились к демократам, а северные виги в 1854 году вступили в новую Республиканскую партию. Оставшиеся не у дел виги в 1856 году перешли в Американскую партию.

Третья партийная система сформировалась в 1854 году после формирования Республиканской партии. Она стала выражать интересы Севера в противоположность Демократической, выражавшей интересы Юга. В 1860 году последняя партия раскололась на 2 фракции, часть демократов сформировала партию Конституционного союза. После гражданской войны доминировала Республиканская партия.

Четвертая партийная система продолжалась с 1856 по 1932 гг. Основные партии были те же, преобладание было у республиканцев. Отмечалось возрастание роли «третьих партий», хотя она и оставалась небольшой. С 1890 по 1920 гг. отмечалась роль прогрессивного движения, что позволило реформировать местное управление, осуществить необходимые реформы в медицине, образовании и многих других сферах жизнедеятельности. В начале XX века демократы были консервативной силой, а республиканцы — прогрессистами, а с 1910 года ситуация начала изменяться.

Пятая партийная система была сформирована после Великой депрессии в 1933 г. С 1930-х годов термином «либеральный» стали обозначать сторонников рузвельтовского курса, а «консерватором» - его противников. Рузвельт образовал «Коалицию нового курса», которая развалилась в 1968 г. из-за войны во Вьетнаме.

Современная партийная система США

В настоящее время в данной стране доминирующее положение занимают две партии: демократическая и республиканская. Под их контролем находятся Конгресс США, а также Законодательные собрания всех территориальных единиц рассматриваемого государства. Представители этих двух партий занимают должность президента с некоторой очередностью, а также становятся губернаторами штатов и мэрами соответствующих городов. Иные партии не имеют реальных рычагов влияния на политику не только на федеральном, но и на местном уровнях. Таким образом, вопрос о том, какая партийная система в США, предполагает однозначный ответ: «Двухпартийная».

Характеристика Демократической партии

Начнем рассмотрение партийной системы и политических партий США с Демократической партии.

Она является одной из старейших в мире. При этом позиционирует себя как придерживающуюся более либеральных точек зрения в социально-экономических вопросах по сравнению с Республиканской партией. Таким образом, демократы располагаются чуть левее центра в партийной системе США.

Президент от этой партии Джонсон предложил идею создания «Великого общества», в котором бедность должна была быть искоренена. Была создана государственная медицинская страховка, программы «образцовых городов», «учительских корпусов», жилищных субсидий для нуждающихся, строительства современных автомагистралей, предложены меры по борьбе с загрязнением атмо- и гидросфер. Были увеличены размеры выплат по социальному страхованию, улучшена профессиональная и медицинская реабилитация.

С начала XX столетия партийно-политическая система США претерпевала ряд изменений. Это было связано с тем, что демократы выступали за расовое разделение, что вызывало симпатии белого населения южной части страны. Однако в 40-х годах Трумэн начал осуществлять политику десегрегации на данной территории. Джонсон в 60-е годы поставил ее вне закона. Республиканцы, возглавляемые Р. Рейганом, Р. Никсоном, Б. Голдуотером, стали проводить «новую южную стратегию», что привело к формированию «демократов голубого пса», которые стали голосовать так, как голосуют республиканцы.

В настоящее время из-за особенностей партийной системы в США в данную партию входит 30-40% от числа зарегистрированного электората, которое определяется результатами выборов. Демократы пользуются поддержкой у жителей мегаполисов, приморских штатов, людей с высшим образованием, имеющих уровень дохода выше среднего. Их поддерживают профсоюзы работников крупных организаций, правозащитные организации, феминистки, сексуальные и расовые меньшинства. Они заявляют о том, что необходимо повышать налоги для богатых, оказывать помощь развивающимся высокотехнологичным отраслям, увеличивать социальные расходы бюджета государства, отказаться от экономического протекционизма, осуществлять борьбу с загрязнением природы, защищают различные меньшинства, выступают против борьбы с эмигрантами. В то же время они против использования смертной казни, за лимитированное пользование и применение огнестрельного оружия, и такое же вмешательство государства в экономику.

Республиканская партия

Партийная система США состоит из Республикансой партии, помимо рассмотренной выше. Она была основана еще в середине XIX века противниками продвижения рабовладельческого строя на новые пространства и в защиту Севера, в отличие от демократов, которые в основном защищали интересы Юга.

Она занимала основное положение в партийной системе и политических партиях США с тех пор, как Линкольн стал Президентом Америки. Вплоть до 1932 года республиканцы лишь четырежды отдавали пост Президента представителям из противоположного политического лагеря.

Монополия на власть не довела партию до хорошего. Начали происходить бесконечные скандалы, связанные с непотизмом и коррупцией, а также осуществлялась борьба внутри нее. До этих моментов партия считалась более либеральной и прогрессисткой по сравнению с Демократической, однако с 20-х годов XX столетия она стала уходить вправо и становиться более консервативной.

Сегодня идеи этой партии базируются на американском, социальном консерватизме, а также экономическом либерализме.

Основу членов этой партии составляют белые мужчины небольших населенных пунктов, бизнесмены, менеджеры и специалисты с высшим образованием, фундаменталисты, входящие в группу протестантов. Они считают, что налоги должны быть снижены, должна быть запрещена нелегальная миграция, а также значительно лимитирована легальная, из страны должны быть выдворены все нелегалы. Они поддерживают семейные ценности и нравственность, выступают против абортов, однополых браков. Хотят ограничить деятельность профсоюзов, поддерживают экономический протекционизм, смертную казнь, ношение огнестрельного оружия. Также они считают, что военные расходы США должны быть увеличены, чтобы укрепить безопасность страны. При этом государство не должно вмешиваться в личную жизнь граждан и экономику.

Конституционная партия

Она была образована в 1992 году под названием «Партия американских налогоплательщиков», однако уже через 7 лет стала называться именно так, какое наименование имеет и сегодня — Конституционная.

Для приверженцев ее характерны базирующиеся на идеологии «палеоконсерватизма», в котором перемешаны религиозные ценности с консервативными политическими принципами. В социальных вопросах близки к позиции религиозных консерваторов Республиканской партии. По кругу вопросов политики и экономики ближе находятся к либертарианцам.

Число ее избирателей незначительно по сравнению с первыми рассмотренными представителями политической системы США и составляет порядка 0,4% от числа электората. Однако даже такой скромный результат делает данную партию третьей политической силой в данной стране.

В 2008 году их кандидат Ч. Болдуин участвовал в выборах президента, однако не смог набрать даже голосов однопартийцев.

Партия зеленых

С таким названием партия была создана в США еще в 1980 году. В 2000 году ее представитель Р. Нейдер набрал 2,7% голосов на выборах Президента. После этого произошло слияние его сторонников из различных «зеленых» движений с формированием партии зеленых.

Свое название они взяли из-за основных идей по защите природы. Основные взгляды — левоцентристские. Выступают за социальную справедливость, равенство прав для различных полов и сексуальных групп, придерживаются принципов пацифизма во внешней политике, считают, что огнестрельное оружие гражданам необходимо, но над ним должен осуществляться государственный контроль. Органы власти, по их мнению, должны быть децентрализованы, а экономика должна получать общественное развитие.

В ее членах зарегистрировано около четверти процента электората. Они занимают выборные должности в местных органах власти, но в основном участвуя в голосовании как беспартийные. Такова особенность партийной системы США.

Либертарианская партия

Она представляет собой одну из старейших партий США, поскольку была основана в 1971 году. Ее идеи сводятся к свободе личности, что подразумевает такую же рыночную экономику и международную торговлю. Представители данной партии считают, что США не должны вмешиваться в дела других государств. Они считают, что граждане должны быть независимыми, власть правительства должна иметь ограничения. При этом члены данной партии выступают против запрета абортов, наркотиков, делая при этом некоторые оговорки относительно однополых браков, и считают, что миграция должна быть минимально регулируемой. С их точки зрения налоги и государственные издержки должны быть сокращены.

Диссиденты из нередко переходили в это образование политической системы США.

Количество членов данной партии примерно совпадает с таковым в партии зеленых. Она пользуется достаточно большой поддержкой избирателей, что позволило ей провести своих людей на различные выборные местные должности в количестве, превышающем таковое по отношению к суммарному от всех малых партий.

Другие партии США

Партией, имеющей темп роста, считается партия естественного права, которая была основана в 1992 году бизнесменами, юристами и учеными, которые полагают, что основные проблемы страны обусловлены действием лоббистов на власть. Их идеология - направление на донесение до власти научных идей. Она предлагает проведение образовательной и медицинской реформ, преобразование избирательной системы в стране, против ГМО-продуктов и за такую реформу законодательных органов власти, при которой образование коалиций станет невозможным. пользуется поддержкой левых, интеллектуально настроенных граждан.

Реформистская партия образована сторонниками Р. Перро, который, баллотируясь на пост Президента в качестве независимого кандидата, в 1992 году набрал 12% голосов избирателей. Они выступают против свободной торговли, 2-х партийной системы в США, за обновление демократии, сокращение государственных издержек, медицинские и образовательные реформы, стимулирование американцев к участию в политике.

Партия социалистов — одна из наиболее старых политических сил Америки. Была создана в 1898 году членами профсоюзов, организовавшими массовые забастовки и стачки. Они считают, что изменения должны быть радикальными, но постепенными, эволюционными. Во главе угла должен стоять человек, а не прибыль. Члены партии в основном придерживаются пацифистских воззрений, поддерживают проведение реформы образования. При этом правила игры по отношению к крупным бизнесменам должны быть ужесточены, влияние профсоюзов и общественных организаций должно быть увеличено.

Роль партий в политической жизни

Они не имеют закрепления в Конституции страны. Тем не менее полномочия партий и партийных систем в США достаточно большие. Они участвуют в выборах, предлагают избирателям различные программы, выполняя роль посредников между властью и гражданами.

Как правило, в партиях присутствует несколько конфедераций партийных организаций, которые объединяются для достижения цели по выбору своих представителей в Конгресс или на должность Президента либо иные выборные должности. Ввиду развитой системы федерализма в США усиление небольших партий наблюдается на местах.

Размежевание интересов двух основных партий наблюдалось только в период Гражданской войны. Внутри и той и другой партии отмечаются разные точки зрения, которые могут быть прямо противоположными по отношению к декларируемым партией. В связи с этим при формировании программы члены партий идут на компромиссы. Итог выборов во многом определяется отношением к кандидату, нежели к его программе.

Членами партий в Америке признаются лица, которые проголосовали на выборах за кандидатов от данной партии, они не имеют партийных билетов. Каждое подобное политическое образование имеет аппарат, который обеспечивает его активность и стабильность существования.

В заключение

Таким образом, при ответе на вопрос о том, какой тип партийной системы реализуется в США, можно смело отвечать: «Двухпартийный». Поскольку остальные партии, находящиеся в данной стране, реального влияния на политическую обстановку в стране не имеют.

На партийных форумах официально оформ ится выдвижение кандидатов в президенты и вице-президенты, а также будут одобрены политические платформы. У республиканцев конвент открылся 18 июля в Кливленде (шт. Огайо) и продлится четыре дня, у демократов съезд пройдет 25–28 июля в Филадельфии (шт. Пенсильвания).

Большая часть американской партийно-политической истории представляет собой чередование периодов доминирования одной из ведущих партий, которой удавалось наилучшим образом встраиваться в политическую повестку того или иного периода, найти подходы к решению социально-экономических, внешнеполитических проблем и привлечь на свою сторону большинство избирателей. На этой основе складывались не только устойчивые электоральные блоки на массовом уровне, но и специфический консенсус на уровне элит, которые в совокупности образовывали правящие коалиции большинства.

Политическая гегемония республиканцев как главной партии курса на индустриальное развитие страны сохранялась до «Великой депрессии», поставившей в повестку дня ограничение свободно-предпринимательской рыночной стихии и создание системы социальной защиты для трудящейся Америки. С этой задачей смогли справиться демократы под руководством Ф.Рузвельта. Исторические реформы «нового курса» создали основу «социального государства» и, вытащив страну из кризиса, надолго обеспечили демократам статус партии большинства. Этот курс получил дальнейшее развитие в 1960-х годах в реформах «новых рубежей» Дж.Кеннеди и «великого общества» Л.Джонсона. На этой основе между двумя главными партиями в тот период сложилось своеобразное разделение труда. Демократы, как представители партии с левоцентристской и более широкой массовой базой, более чувствительной к демократическому протесту, выступают в качестве главных носителей либерального реформизма и сторонников расширения регулирующей роли и социальных функций государства. Республиканцы, в большей мере непосредственно отражающие интересы бизнеса и состоятельных слоев, в основном играют роль консервативного противовеса демократам, не давая их реформистским усилиям заходить слишком далеко. Тем самым гибкое приспособление американского капитализма к меняющимся реалиям сочетается с сохранением его традиционалистских устоев. В условиях американской демократии этот механизм «партийных перегруппировок» работает во многом стихийно, через конкуренцию двух ведущих партий в борьбе за голоса избирателей и политическую власть. Однако в последние годы в работе этого механизма наметились серьезные сбои.

Анализ электоральной статистики и голосований в Конгрессе показывает, что в стране уже с 1990-х годов сложились две примерно равновеликие партийно-электоральные коалиции, которые существенно отличаются как по социально-демографическому составу (расово-этнической, половозрастной, конфессиональной принадлежности, степени религиозности, урбанизации, сексуальной ориентации и др.), так и по идейно-политическим взглядам. Современным демократам присущи социально-культурный и экономический либерализм, ориентация на помощь государства в решении социальных проблем, а республиканцам – моральный консерватизм и стремление ограничить роль федерального центра в сфере регулирования экономики. Эти различия в последние годы все больше стали распространяться на сферу внешней политики и национальной безопасности. Если сравнить нынешнее правление демократа Б. Обамы (2009 – 2016 гг.) и его предшественника республиканца Дж. Буша мл. (2001- 2008 гг.), то демократы отдают предпочтение «мягкой силе» и коллективным международным усилиям, в рамках, так называемых гуманитарных интервенций, подчеркивают приоритетность глобальных проблем (вроде изменения климата), тогда как республиканцы придерживаются гораздо более националистических позиций и больше ориентируются на военно-силовые односторонние действия.

По данным исследовательской службы «American National Election Studies», корреляция между партийной идентификацией и идеологическими предпочтениями американцев за последние тридцать лет заметно выросла. Иными словами, происходит все большая идеологизация партий: Демократическая становится все более либеральной, а Республиканская – все более консервативной. Если говорить об идеологических предпочтениях в целом населения США (см. рис. 1), то в 2015 г., по данным опросов социологической службы Gallup, к консерваторам (conservative) относили себя 37 % опрошенных, умеренным (moderate) – 35 %, либералам (liberals) – 24 %. В 1992 г. это соотношение было соответственно в следующей пропорции 43, 36 и 17 %. , что свидетельствует об увеличении доли либералов и снижении доли консерваторов в структуре населения этой страны.

Обе партии в своих стратегических расчетах в президентской кампании 2016 г. исходили из того, что, как и в предыдущие годы, начиная с 2000 г., разрыв между сторонниками демократов и республиканцев может быть небольшим, и в этой связи особенно важным становилось убедить прийти на выборы свой базовый электорат и побороться за голоса так называемых независимых или колеблющихся избирателей, на долю которых приходиться порядка 25-30 %. Демократы в последние годы также делали упор на увеличение регистрации избирателей из представителей малоимущих слоев и цветного населения, республиканцы особенно в южных штатах старались им в этом помешать, принимая на законодательном уровне штатов ограничительные меры.

Рис 1. Изменения в идейно-политической самоидентификации населения США за период с 1992 по 2015 гг., по данным опросов службы Gallup

По оценкам американских демографов, к ноябрю 2016 г., число граждан США, имеющих право голоса, составит 225,8 млн. (+ 5% по сравнению с 2012 г.). На долю представителей белого населения придется 156,1 млн. человек (+2%), черных – 27,4 млн. (+6%), испаноязычных – 27,3 млн. (+17%), выходцев из Азии – 9,3 млн. (+16%).

Уровень явки американских избирателей в предыдущих президентских кампаниях составлял: 2000 г. – 50,3%, 2004 г. – 55,7%, 2008 г. – 57,1%. , т.е. имел тенденцию к повышению. С ослаблением эффекта новизны «фактора Обамы» в 2012 г. он сократился до 54,9%. Но при этом явка чернокожих избирателей составила порядка 66% и впервые в американской истории превысила указанный показатель для белого населения.

В США в электоральной базе каждой партии есть традиционные географические различия. На электоральной карте страны можно выделить так называемые «красные штаты», которые отдают предпочтения республиканцам и «синие штаты», голосующие на президентских выборах за демократов. В определенной степени данное деление уходит своими корнями в историю США и достаточно сильно коррелируется со структурой деления страны более 150 лет назад на «рабовладельческие» и «свободные» штаты.

В современных условиях «синие штаты» сосредоточены на северо-востоке страны (Мэриленд, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк) и Западном побережье США (Вашингтон, Калифорния). Такие штаты Среднего Запада как Мичиган, Огайо, Пенсильвания в 2008 и 2012 гг. также голосовали за кандидата демократов Б.Обаму.

«Красные» (республиканские) штаты расположены на юге и в сельскохозяйственных регионах США (Алабама, Луизиана, Оклахома, Южная Каролина, Западная Виргиния, Техас) отчасти на Среднем Западе. (См. рис. 2)

В то же время исход выборов 2016 года, также как и предыдущих четырех президентских кампаний во многом будет определяться в так называемых колеблющихся штатах, где традиционно идет наиболее напряженная политическая борьба с относительно равными шансами для кандидатов обеих партий. В 2016 г. как и 2012 г. американские политтехнологи к такой категории (sving or battleground states) относили от 9 до16 штатов. (на рисунке 2 они выделены бежевым цветом).

Выборы президента и вице-президента в США являются косвенными: в день выборов (8 ноября 2016 года) американские избиратели формально будут голосовать не за претендентов на пост президента и вице-президента, а за членов коллегии выборщиков. Кандидаты в члены коллегии выдвигаются единым списком комитетами политических партий каждого из 50 штатов и округа Колумбия до даты проведения президентских выборов.

Поскольку в 48 из 50 штатов США действует правило, согласно которому кандидат от партии, победивший в том или ином штате, автоматически получает голоса выборщиков всего штата, очень важным становится тот факт, как ведется избирательная кампания того или иного кандидата не только на национальном уровне, но и в отдельных штатах, прежде всего крупных, «делегирующих» значительное число выборщиков. Общее число выборщиков составляет 538 человек (сенаторы – 100, члены Палаты представителей – 435, и 3 выборщика от федерального округа Колумбия). С учетом динамики демографической ситуации после каждой переписи населения, которая проводится раз в 10 лет, число конгрессменов от каждого штата в Палате представителей Конгресса США может пересматриваться, соответственно несколько меняется и число выборщиков от каждого штата. Например, если штат Флорида в период с 1991 по 2000 г. имел 25 выборщика, то в период с 2001 по 2010 г. их количество увеличилось до 27. После очередной переписи (в 2010 г.) у этого региона число выборщиков возросло до 29. С другой стороны, представительство штата Мичиган уменьшилось за тот же период с 20 до 14 выборщиков.

По данным опросов общественного мнения в июне 2016 года, кандидат демократов Х.Клинтон могла рассчитывать на успех в штатах, дающих в сумме голоса 337 выборщиков, в том числе 190 голосов в гарантированных штатах (Safe) и 37 голосов в штатах, с большей степенью вероятности годовых поддержать демократов (Likely) и 120 голосов в штатах, склоняющихся ее подержать с минимальным перевесом на момент опроса (Leans). За республиканца Д.Трампа готовы были голосовать штаты, делегирующие в сумме 191 выборщика (136+ 27+ 28). (См. рис. 3).

Шаткая ситуация оставалась в девяти «колеблющихся» штатах, дающих в сумме 115 голосов. В их числе Аризона (11 голосов), Айова (6), Огайо (18), Виргиния (13), Северная Каролина (15), Флорида (29), Нью-Гэмпшир (4), Миссури (10), Колорадо (9). Напряженная обстановка сохранялась также в Джорджии (16) Пенсильвании (20), Южной Каролине (9), Неваде (6). Собственно именно в этих штатах и будет решаться исход президентских выборов 8 ноября 2016 года Д.Трампу придется приложить неимоверные усилия по преодолению отставания в популярности от Х.Клинтон в 15 «колеблющихся» штатах. В приложении 1 дан перечень штатов США с указанием численности членов коллегии выборщиков и показан характер электоральных предпочтений по итогам выборов 2012 года в сравнении по данным опросов на середину 2016 года.

Как отмечалось выше, в США существенные различия в социальной базе каждой партии можно найти по таким показателям как этническое происхождение, цвет кожи, отношение к религии, уровень доходов, семейное положение, профессия и социальный статус. Среди «цветного» населения США больше всего поддерживают демократов афроамериканцы. Как правило, они голосуют за демократов в соотношении 9 к 1. В 2012 году Обаму подержали 93% чернокожих избирателей. Тяготеют к демократам и выходцы из Латинской Америки (соотношение 2к1). В 2008 году Обаму поддержали 67% испаноязычных граждан США, а Маккейна – 31%. В 2012 году по этой группе соотношение составило 71 и 27% в пользу демократов. Большинство членов ведущих профсоюзов США также голосуют за демократов.

Традиционно до 80 % представителей влиятельной еврейской общины США также симпатизируют демократам. В то же время следует подчеркнуть, что под влиянием произраильского консервативного лобби в кампании 2012 года наметилась тенденция к снижению поддержки Обамы со стороны еврейской общины (62% на май 2012 года), что вызывало беспокойство его предвыборного штаба. В Тель-Авиве в тот период, как и в 2016 году, выражали нескрываемое недовольство по поводу ближневосточной политики Белого дома, подходов к решению палестинской проблемы, развитии ситуации вокруг ядерной программы Ирана. На наш взгляд, поддержка Х.Клинтон со стороны еврейской общины, составит порядка 75 %. Представители ирландской и итальянской общин, а также большинство католиков больше симпатизируют демократам. Среди других социальных слоев, которые в большей степени ориентируются на демократов, выделяются образованные эмансипированные женщины и светские, не верующие в бога американцы, а также семьи с одним родителем (фактор социальных пособий). Жители космополитических штатов (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Калифорния) на президентских выборах также отдают предпочтение демократам. В целом по стране демократы в последние годы набирают силу в регионах, развивающихся на базе высокотехнологичных отраслей промышленности, где трудится много молодежи с высшим образованием. Сторонниками демократов являются сексуальные меньшинства, социальные либералы, жители больших городов с низкими доходами.

Республиканскую партию можно рассматривать как партию религиозных и социально-культурных консерваторов, белых мужчин из числа среднего класса и богатых бизнесменов, сделавших состояние в традиционных (старых) отраслях экономики, жителей глубокого Юга, горных штатов и отчасти Среднего Запада, отдаленных пригородов и сельских районов.

Современные тенденции в расширении социальной базы демократов наиболее ярко проявились в ноябре 2013 года на выборах мэра Нью-Йорка, в ходе которых после 20 лет правления республиканцев убедительно (получил более 60% голосов избирателей) победил демократ Билл де Блазио (Bill de Blasio).

Этот американский политический деятель, который представляет современное новое либеральное поколение лидеров Демократической партии США, родился 8 мая 1961 года, до избрания мэром занимал пост общественного адвоката города Нью-Йорка. В 1995 году работал в региональном штабе избирательной кампании Б.Клинтона, который баллотировался на второй срок в качестве президента США. В награду за усилия получил пост политического назначенца в ранге главы регионального управления Министерства жилищного строительства и городского развития США. Затем избирался депутатом горсовета Нью-Йорка. В 2000 году был менеджером успешной избирательной кампании Х.Клинтон на выборах в Сенат США от штата Нью-Йорк. Поэтому неслучайно, что его кандидатуру на пост мэра поддержали Б.Обама и чета Клинтонов. Свой немалый вклад в его популярность внесла семья: жена Чирлейн Маккрэй, чернокожая поэтесса, в прошлом лесбиянка, и их двое детей. Это образец современной семьи с точки зрения многих жителей этого мегаполиса, прислушавшихся к основному призыву кандидата Демократической партии: «Я думаю, жители этого города знают, что многие нью-йоркцы с трудом сводят концы с концами. И мы должны быстро провести серьезные изменения, отказавшись от политики, проводившейся в эпоху республиканца Блумберга. Я готов сделать это, но мне нужна поддержка жителей Нью-Йорка».

За 12 лет правления Блумберга в Нью-Йорке произошли положительные изменения и в экономике, и в жизни города, снизилась преступность, развивался туризм, но также усилилось расслоение среди его жителей. В современном Нью-Йорке проживают 8,3 миллиона человек, в том числе 400 тысяч миллионеров и 1,7 миллиона тех, кто живет за чертой бедности. В этом многонациональном городе белые американцы составляют всего 33% населения, а остальные 67% – преимущественно латиноамериканцы, чернокожие и выходцы из Азии. Де Блазио в своей предвыборной программе обещал финансирование всеобщего начального школьного образования для детей с 4 лет и увеличение налогов на лиц с доходами, превышающими 500 тыс.дол. в год. Также он высказался в пользу развития программ специального вечернего обучения, обещал помочь районным больницам, построить 200 тысяч дешевых квартир для наименее обеспеченных и назначить нового шефа нью-йоркской полиции, из-за практикуемых ей обысков на улицах города преимущественно лиц из числа афроамериканцев и латиноамериканцев.

Уже после выборов дочь избранного мэра Нью-Йорка Билла де Блазио призналась в том, что она употребляла наркотики. Соответствующее заявление 19-летняя Кьяра де Блазио (Chiara de Blasio) сделала в видео обращении, выложенном в YouTube. По словам дочери политика, в подростковом возрасте она долгое время лечилась от клинической депрессии. Страдая от плохого настроения, Кьяра де Блазио курила марихуану и регулярно напивалась. Справиться с депрессией ей помогло профессиональное лечение. Окончательно почувствовать себя счастливой, по ее словам, она смогла в ходе избирательной кампании отца. Рассказать о своих подростковых трудностях девушка решила, чтобы помочь другим молодым людям.

Билл де Блазио одно время носил фамилию своего отца Уорена Вильхема, который страдал алкоголизмом, но затем после развода родителей сменил ее на итальянскую фамилию матери, которая вырастила его одна. Благодаря этническим корням матери он получил поддержку и представителей итальянской общины города. Он является выпускником Нью-йоркского университета и получил и степень магистра по международным отношениям в Колумбийском университете. Де Блазио владеет испанским и итальянскими языками и на дату выборов 22 года проживал в Бруклине.

Литература

  1. Травкина Н. М. Президентская кампания 2016 года как отражение эволюционных особенностей политической системы США // Электронный журнал «Россия и Америка в XXI веке» .- №1.- 2016 г.
  2. Krogstad J. M. 2016 electorate will be the most diverse in U.S. history . February 3, 2016.
  3. Pew Research Center, Partisanship and Political Animosity in 2016 . – June, 2016 . – 105 р.
  4. Updated Electoral Map Based on Polls , July 15, 2016.
  5. Battleground bloodbath: Clinton leads Trump in 7 swing states , By Louis Nelson.
  6. James E. Campbell The Political Science Election Forecasts of the 2016 Presidential and Congressional Elections , June 30th, 2016

Приложение

Распределение членов коллегии выборщиков по штатам США (всего выборщиков: 538; количество голосов, необходимых для победы на президентских выборах: 270)

Штат Электоральные циклы

Численность выборщиков

Электоральные предпочтения по отдельным штатам
(по данным опросов общественного мнения):
(+) твердая поддержка, (/) небольшое преимущество, (=) примерное равенство
Р- республиканцы, Д – демократы
1981-1990 1991-2000 2001-2010 2011-2020 Партия – победитель в избирательной кампании 2012 г. Предпочтения избирателей на середину 2016 г.
Алабама 9 9 9 9 Р Р+
Аляска 3 3 3 3 Р Р+
Аризона 7 8 10 11 Р =
Арканзас 6 6 6 6 Р Р+
Калифорния 47 54 55 55 Д Д+
Колорадо 8 8 9 9 Д =
Коннектикут 8 8 7 7 Д Д+
Дэлавер 3 3 3 3 Д Д+
Округ Колумбия 3 3 3 3 Д Д+
Флорида 21 25 27 29 Д =
Джорджия 12 13 15 16 Р Р/
Гавайи 4 4 4 4 Д Д+
Айдахо 4 4 4 4 Р Р+
Иллинойс 24 22 21 20 Д Д+
Индиана 12 12 11 11 Р Р/
Айова 8 7 7 6 Д =
Канзас 7 6 6 6 Р Р+
Kентуки 9 8 8 8 Р Р+
Луизиана 10 9 9 8 Р Р+
Mэн 4 4 4 4 Д Р/
Mериленд 10 10 10 10 Д Д+
Maссачуссетс 13 12 12 11 Д Д+
Mичиган 20 18 17 16 Д Д/
Mиннесота 10 10 10 10 Д Д/
Mиссисипи 7 7 6 6 Р Р+
Mиссури 11 11 11 10 Р =
Монтана 4 3 3 3 Р Р/
Небраска 5 5 5 5 Р Р+
Невада 4 4 5 6 Д Д/
Нью-Гемпшир 4 4 4 4 Д =
Нью-Джерси 16 15 15 14 Д Д/
Нью-Mexико 5 5 5 5 Д Д/
Нью-Йорк 36 33 31 29 Д Д+
Северная Каролина 13 14 15 15 Р =
Северная Дакота 3 3 3 3 Р Р+
Огайо 23 21 20 18 Д =
Оклахома 8 8 7 7 Р Р+
Oрегон 7 7 7 7 Д Д/
Пенсильвания 25 23 21 20 Д Д/
Род-Айленд 4 4 4 4 Д Д+
Южная Каролина 8 8 8 9 Р Р/
Южная Дакота 3 3 3 3 Р Р+
Teннесси 11 11 11 11 Р Р+
Texaс 29 32 34 38 Р Р+
Юта 5 5 5 6 Р Р+
Вермонт 3 3 3 3 Д Д+
Виргиния 12 13 13 13 Д =
Вашингтон 10 11 11 12 Д Д+
Западная Виргиния 6 5 5 5 Р Р+
Висконсин 11 11 10 10 Д =
Вайоминг 3 3 3 3 Р Р+

Институт политических партий в Соединенных Штатах Америки не предусмотрен письменными документами, однако при этом он является одним из главных элементов американской политической структуры.

Как и в большинстве стран мира, политические партии в США представляют собой группы граждан, организованные по признакам конкретных воззрений на то, как нужно управлять страной. Усилия партийных структур направлены на то, чтобы добиться избрания своих кандидатов на руководящие государственные посты.

В настоящее время в Соединенных Штатах Америки существуют две основные политические партии. Демократическая партия ведет свою родословную от партийной организации, основанной в 1828 году Томасом Джефферсоном и его единомышленниками. Республиканская партия появилась в 1854 году, главным образом, в западных и северных штатах, жители которых выступали с активными призывами к правительству об ограничении проникновения рабовладения во все новые штаты, вступающие в союз.

Современные американцы считают позиции Демократической партии США более либеральными. Демократы активно требуют от федерального правительства и органов власти в каждом отдельном штате большей нацеленности на социальную политику, помощь студентам, безработным и беднякам. Это не означает, что члены Республиканской партии выступают противниками проведения подобных программ. Однако при этом среди республиканцев распространены мнения о том, что многие социальные программы являются слишком затратными для налогоплательщиков, а повышение налогов для их реализации негативно сказывается на интересах всех граждан страны. Члены Республиканской партии США делают ставку на частное предпринимательство и часто обвиняют своих оппонентов-демократов в слишком больших расходах на содержание госаппарата и принятии чрезмерного количества законов, налагающих ограничения на частную инициативу. По этим причинам американцы считают Республиканскую партию имеющей более консервативные взгляды.

У двух основных политических партий США есть своя узнаваемая, хотя и неофициальная, символика. У Демократической партии неофициальным символом является ослик, который показывает упрямство в преодолении препятствий. Неофициальным цветом демократов является синий цвет. Члены Республиканской партии в качестве своего неофициального символа признали слона, показывающего мощь. В качестве неофициального цвета используется красный цвет.

Избираться на руководящий пост гражданин Соединенных Штатов может без принадлежности к какой-либо политической партии. Однако вести избирательную кампанию без ресурсов партийных организаций практически невозможно, поэтому беспартийных среди представителей властных органов в США почти нет.

Помимо двух основных, существуют и другие политические партии США , хотя ни одна из них не пользуется достаточно широкой поддержкой для того, чтобы смочь одержать победу на выборах президента. При этом на уровне городов и даже отдельных штатов своих кандидатов на выборные должности эти партии провести могут. Также они могут манипулировать своим ресурсом для оказания помощи одной из двух основных партий, определяя таким образом победителя или проигравшего в их борьбе.

В США существует двухпартийная система. Она сложилась вскоре после провозглашения независимости. На формирование партийной системы повлияло два основных фактора:

  • 1) в Конституции непосредственно о политических партиях речи не идет, но ее институциональная структура обусловливает наличие именно двухпартийной системы. Более всего этому способствует существование в США президентской республики (должность Президента одна, поэтому нет смысла в коалиции);
  • 2) в Конституции предусмотрено, что Конгресс состоит из двух палат, которые являются относительно независимыми институтами. Пропорциональная система при их выборах не используется, что также способствует возникновению двухпартийной системы.

Формированию двухпартийной системы также способствовал федерализм, а именно тот факт, что в США фактически нет общенациональных выборов. Регламентация процесса выборов относится к компетенции штатов – ведь Конституция США лишь предусматривает дату их проведения и очерчивает круг лиц, наделяющихся пассивным избирательным правом, а также содержит основные положения об активном избирательном праве. Остальные вопросы, такие как дизайн избирательного бюллетеня, проведение праймериз, использование машин для голосования и т. д., закрепляются на уровне штатов.

Таким образом, пересмотр партийной системы фактически требует внесения изменений в Конституцию США.

Основными политическими партиями, которые постоянно сменяют друг друга как правящие, являются республиканская и демократическая.

С избранием Президентом США Б. Обамы большее влияние имеет демократическая партия, а республиканцы находятся в оппозиции.

Демократическая партия США основана в 1828 г. и является одной из старейших политических партий в мире. Ее партийная программа неоднократно подвергалась пересмотру и существенным изменениям. Это позволяет некоторым исследователям утверждать, что к концу XX в. демократы и республиканцы практически поменялись электоратом. В настоящее время демократическая партия относится к центристским партиям левого толка. Приоритетными направлениями деятельности демократов являются: регулирование государственного вмешательства в экономику, увеличение ставок налогообложения с целью повышения социальных стандартов, государственная поддержка высокотехнологичных отраслей промышленности и борьба с экологическими проблемами. Особое внимание демократы уделяют развитию и поддержке "третьего сектора", создавая специальные программы для членов территориальных общин (например, социальное "включение" в общество представителей различных меньшинств, мигрантов и т. д.). Интересно, что по ряду актуальных и обсуждаемых вопросов демократическая партия не имеет общей политики, позволяя своим членам принимать ту или иную сторону по своему усмотрению. Президентами США – представителями демократической партии были Ф. Рузвельт, Г. Трумэн, Дж. Кеннеди, Б. Клинтон и др.

Республиканская партия США была основана в 1854 г. как альтернатива демократической партии, сначала поддерживающей рабовладельческий строй в южных штатах страны. Республиканская партия отдавала преимущества защите интересов промышленников индустриального севера страны.

Республиканская партия США относится к центристским партиям правого толка. В настоящее время ее представители выступают за снижение ставок и уменьшение количества налогов, либерализацию экономики, снижение социальных выплат, расходов на экологические программы и, наоборот, увеличение расходов на содержание армии и специальных служб, осуществляющих борьбу с терроризмом.

Президентами США – представителями республиканской партии были А. Линкольн, Т. Рузвельт, Р. Никсон, Р. Рейган, Дж. Буш и др. Несмотря на то, что Президентом США сейчас является представитель демократической партии Б. Обама, на последних выборах в Конгресс республиканцы получили большинство в Палате представителей, а соотношение сил между партиями в Сенате практически равное (53 члена демократической партии, 45 представителей республиканской партии, 2 независимых сенатора).

Наиболее важными вопросами, по которым республиканцы и демократы расходятся в своих позициях, являются:

  • – проблемы налогообложения: демократы настаивают на "справедливом налогообложении", в то время как республиканцы возражают против установления новых налогов и повышения ставок существующих налогов;
  • – аборты: республиканцы выступают за их запрет, а демократы имеют более лояльную точку зрения;
  • – смертная казнь: демократы предлагают запретить ее, а республиканцы отмечают нецелесообразность принятия такого решения;
  • – эвтаназия: демократы не возражают против эвтаназии, а республиканцы – наоборот;
  • – иммиграционная политика: демократы выступают за более лояльные условия иммиграции и за смягчение санкций за нарушение законодательства в этой сфере, в то время как республиканцы лоббируют ограничения иммиграции и настаивают на ужесточении ответственности нелегальных иммигрантов;
  • – огнестрельное оружие: демократы выступают против относительно легкого получения разрешения на его приобретение в собственность и соответственно – против его широкого распространения, а республиканцы – нет;
  • – однополые браки поддерживаются демократами и отрицаются республиканцами.

Как видим, консерваторам-республиканцам присущи уважение к традиционным взаимоотношениям, религии, семье, а демократы имеют более широкие взгляды на проблемные вопросы общественной жизни. Как правило, консерваторами являются либо их поддерживают бизнесмены и состоятельные слои населения. Соответственно и вопросы, которые их интересуют, – это уменьшение налогообложения, дерегуляция бизнеса, приватизация (парки, полиция на местном уровне, школы и т. д.).

Для того чтобы привлечь в качестве сторонников представителей других слоев населения, консерваторы (не только они, но чаще именно они) используют так называемые "кодовые слова". Например, в редких случаях консервативные лидеры прямо заявляют о том, что не поддерживают однополые браки. Однако они говорят о приверженности к "традиционным семьям". Представители этой партии также являются консервативными в части религии, которая занимает важное место в партийной программе современных консерваторов. Религия обуславливает их позицию в таких вопросах, как аборты и гомосексуальность, исследования стволовых клеток.

Однако отдельные представители каждой из партий могут высказывать и иное мнение по приведенным выше вопросам. Ведь консерваторы, как и демократы, неоднородны в своей среде. Например, они могут тяготеть как к центристским взглядам, так и быть так называемыми "агрессивными консерваторами", или "либеральными демократами".

Американцы стали замечать, что двухпартийная система весьма сильно ограничивает их в выборе политической партии, которая отражала бы их точку зрения и защищала интересы. Так, республиканцы консервативны экономически и консервативны социально, а демократы либеральны экономически и либеральны социально. Но на национальном уровне нет партий, которые были бы, например, либеральны экономически и консервативны социально. Так называемые "третьи" партии существуют, но они не имеют большого влияния на президентских и парламентских выборах.

В настоящее время приобретает популярность Движение чаепития (Tea Party ), название которого происходит от известного исторического события – Бостонского чаепития. Оно как раз и является либерально-консервативным. Кроме того, в США существуют политические партии зеленых, конституционная, центристская, коммунистическая, социалистическая рабочая, свободная социалистическая, независимая, лейбористская партии, партия популистов, реформистская партия "радикальные женщины" и др.

Характерной чертой политических партий США является отсутствие их организационной оформленности: не существует официально легализованных местных партийных органов, формального членства, постоянных партийных программ – их заменяют программы, которые создаются в начале предвыборных кампаний.

Республиканская и демократическая партии для проведения предвыборных кампаний образуют Национальный партийный комитет (выборы Президента), с которым координируют свои действия Партийный комитет для избрания членов Палаты представителей и Партийный комитет для избрания сенаторов.

Система органов государственной власти США строится на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. США стало первым государством, применившим на практике идеи Дж. Локка о необходимости организационного разделения государственной власти на ветви для предотвращения ее узурпации.

Авторы текста Конституции США "отцы-основатели" (А. Гамильтон, Дж. Джей, Дж. Мэдисон) последовательно закрепили в ее тексте "классический" вариант теории разделения властей. Тремя высшими федеральными органами государственной власти в США являются Конгресс (законодательный орган), Президент (возглавляет исполнительную ветвь власти) и Верховный суд (возглавляет судебную ветвь власти).

Эффективность применения теории разделения властей в США повышается благодаря тому, что "отцы-основатели" скомбинировали ее с:

  • – системой сдержек и противовесов (наличие у законодательной, исполнительной и судебной власти контрольных полномочий по отношению друг к другу);
  • – разделением властей "по вертикали" – т. е. между федерацией и ее субъектами-штатами.

США на общенациональном, региональном, местном уровнях власти господствует две партии:

    Демократы

    Республиканцы

Эти партии относятся к децентрализованным организациям, так как отсутствует большой партийный аппарат и нет прямой привязки их членов к работе в конкретной партийной организации. их целью и смыслом существования явл борьба за завоевание власти в конгрессе

В США нет специальных законов о партиях, хотя и урегулированы некоторые внешние аспекты деятельности полит организаций, участвующих в выборах. Поэтому они не имеют четких партийных программ. Их роль частично выполняют предвыборные манифесты и лозунги

Несмотря на то что партии пользуются доверием избирателей и широкой общественной поддержкой, можно провести и некоторые различия между ними.

1. По отношению к пределам государственного вмешательства в регулирование социально-экономических процессов. Традиционно демократы выступают за более активную роль гос в этой сфере, нежели их конкуренты.

2. Отличаются они и по представительству социально-экономических интересов. В глазах общественности партией "большого бизнеса" выступают республиканцы, хотя и Демократическая партия пользуется поддержкой богатых людей, в том числе и крупных предпринимателей. У демократов давние и обширные связи с профсоюзами, экологическими организациями, католической церковью.

В соответствии с Конституцией США все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства - конгрессу США, состоящему из двух палат:

  1. палаты представителей.

Считается, что палата представителей предст интересы всего американского народа, а верхняя палата конгресса - сенат - интересы штатов.

Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. Срок полномочий сенаторов шесть лет, членов палаты представителей - два года. Конгресс работает сессионно - одна сессия ежегодно с перерывами на каникулы.

Палата представителей состоит из 435 депутатов, избираемых на основе мажоритарной системы относительного большинства без требования кворума.В качестве основных избирательных цензов следует назвать возрастной (кандидаты, достигшие 25 лет), ценз гражданства (состояние в американском гражданстве не менее семи лет), ценз оседлости (проживание в штате, на территории которого находится избирательный округ).

Палату возглавляет спикер, избираемый самой палатой (се партийным большинством). Он ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, имеет право голоса и т.д.

В состав сената входят 100 членов, избираемых независимо от численности населения по два от каждого штага на основе той же избирательной системы. Каждые два года проходят выборы 1/3 сенаторов. Сенатором может быть избран любой гражданин США, проживающий в пределах соответствующего штата, при условии состояния его в гражданстве не менее девяти лет и достижения 30-летнего возраста. В сенат входит вице-президент США, который явл его председателем, обладающим правом подписания принятых палатой законопроектов. Однако права голоса в ординарной ситуации он не имеет.

Члены каждой партии в палатах образуют фракцию, избирающую лидеров, которые практически руководят своими палатами, в то время как партийное меньшинство организует оппозицию.

Компетенция подразделяется на общую, осуществляемую обеими палатами по принятию законов и резолюций в соответствии с установленными Основным Законом предметами ведения, и специальную, принадлежащую каждой палате в отдельности.

К его общим полномочиям относятся: принятие законов и резолюций в финансово-бюджетной сфере (право введения и взимания налогов, пошлин, акцизов, чеканка монеты, займы, регулирование банкротств, принятие федерального бюджета); в сфере обороны и внешних сношений - исключительное право объявлять войну, решать вопросы формирования вооруженных сил, объявлять призыв милиции для отражения вторжения в страну; в сфере организации внутренней политики - учреждение федеральных судов, регулирование порядка приобретения гражданства, патентное и авторское право, регламентация торговли с иностранными госми, установление единых мер и весов и т.д.

К специальным полномочиям относятся полномочия каждой из палат по организации процедуры импичмента, избрание президента и вице-президента, если выборщики не смогут их выбрать.