Нежность самый короткий робкий божественный лик любви. Подготовка к егэ по русскому языку - коллекция текстов

(1)Неж­ность — самый крот­кий, роб­кий, бо­же­ствен­ный лик любви.(2)Лю­бовь-страсть — все­гда с огляд­кой на себя. (3)Она хочет по­ко­рить, обо­льстить, она хочет нра­вить­ся, она охо­ра­ши­ва­ет­ся, под­бо­че­ни­ва­ет­ся, мерит, всё время бо­ит­ся упу­стить по­те­рян­ное. (4)Лю­бовь-неж­ность всё отдаёт, и нет ей пре­де­ла. (5)И ни­ко­гда она на себя не огля­нет­ся, по­то­му что «не ищет сво­е­го».
(6)Толь­ко она одна и не ищет. (7)Но не надо ду­мать, что чув­ство неж­но­сти при­ни­жа­ет че­ло­ве­ка. (8)На­о­бо­рот. (9)Неж­ность идёт свер­ху, она за­бо­тит­ся о лю­би­мом, охра­ня­ет, опе­ка­ет его. (10)А ведь опе­кать и охра­нять можно толь­ко су­ще­ство без­за­щит­ное, нуж­да­ю­ще­е­ся в опеке, по­это­му слова неж­но­сти — слова умень­ши­тель­ные, иду­щие от силь­но­го к сла­бо­му.


(11)Неж­ность встре­ча­ет­ся редко и всё реже. (12)Со­вре­мен­ная жизнь труд­на и слож­на. (13)Со­вре­мен­ный че­ло­век и в любви стре­мит­ся пре­жде всего утвер­дить свою лич­ность. (14)Лю­бовь — еди­но­бор­ство.

— (15)Ага! (16)Лю­бить? (17)Ну ладно же. (18)За­су­чи­ли ру­ка­ва, рас­пра­ви­ли плечи — ну-ка, кто кого?

(19)До неж­но­сти ли тут? (20)И кого бе­речь, кого жа­леть — все мо­лод­цы и герои. (21)Кто по­знал неж­ность — тот от­ме­чен.

(22)В пред­став­ле­нии мно­гих неж­ность ри­су­ет­ся не­пре­мен­но в виде крот­кой жен­щи­ны, скло­нив­шей­ся к из­го­ло­вью. (23)Нет, не там нужно ис­кать неж­ность. (24)Я ви­де­ла её иначе: в об­ли­ках со­всем не по­э­ти­че­ских, в про­стых, даже за­бав­ных.

(25)Мы жили в са­на­то­рии под Па­ри­жем. (26)Гу­ля­ли, ели, слу­ша­ли радио, иг­ра­ли в бридж, сплет­ни­ча­ли. (27)На­сто­я­щий боль­ной был толь­ко один — злю­щий ста­рик, по­прав­ляв­ший­ся от тифа.

(28)Ста­рик часто сидел на тер­ра­се в шез­лон­ге, об­ло­жен­ный по­душ­ка­ми, уку­тан­ный пле­да­ми, блед­ный, бо­ро­да­тый, все­гда мол­чал и, если кто про­хо­дил мимо, от­во­ра­чи­вал­ся и за­кры­вал глаза. (29)Во­круг ста­ри­ка, как тре­пет­ная птица, ви­лась его жена. (30)Жен­щи­на не­мо­ло­дая, сухая, лёгкая, с увяд­шим лицом и тре­вож­но-счаст­ли­вы­ми гла­за­ми. (31)И ни­ко­гда она не си­де­ла спо­кой­но. (32)Всё что-то по­прав­ля­ла около сво­е­го боль­но­го. (33)То пе­ре­во­ра­чи­ва­ла га­зе­ту, то взби­ва­ла по­душ­ку, то под­ты­ка­ла плед, то бе­жа­ла греть мо­ло­ко, то ка­па­ла ле­кар­ство. (34)Все эти услу­ги ста­рик при­ни­мал с явным от­вра­ще­ни­ем. (35)Каж­дое утро с га­зе­той в руках она но­си­лась от сто­ли­ка к сто­ли­ку, при­вет­ли­во со всеми бе­се­до­ва­ла и спра­ши­ва­ла:

— Вот, может быть, вы мне по­мо­же­те? (36)Вот здесь кросс­ворд: «Что бы­ва­ет в жилом доме?». (37)Че­ты­ре буквы. (38)Я за­пи­сы­ваю на бу­маж­ке, чтобы по­мочь Сер­гею Сер­ге­е­ви­чу. (39)Он все­гда ре­ша­ет кросс­вор­ды, и, если за­труд­ня­ет­ся, я ему при­хо­жу на по­мощь. (40)Ведь это един­ствен­ное его раз­вле­че­ние. (41)Боль­ные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его за­бав­ля­ет.

(43)Её жа­ле­ли и от­но­си­лись к ней с боль­шой сим­па­ти­ей.

(44)И вот как-то он вы­полз на тер­ра­су рань­ше обыч­но­го. (45)Она долго уса­жи­ва­ла его, укры­ва­ла пле­да­ми, под­кла­ды­ва­ла по­душ­ки. (46)Он мор­щил­ся и сер­ди­то от­тал­ки­вал её руку, если она не сразу уга­ды­ва­ла его же­ла­ния.

(47)Она, ра­дост­но поёжи­ва­ясь, схва­ти­ла га­зе­ту.

— (48)Вот, Серёжень­ка, се­год­ня, ка­жет­ся, очень ин­те­рес­ный кросс­ворд.

(49)Он вдруг при­под­нял го­ло­ву, вы­ка­тил злые жёлтые глаза и весь за­тряс­ся.

— (50)Уби­рай­ся ты на­ко­нец к чёрту со сво­и­ми иди­от­ски­ми кросс­вор­да­ми! — бе­ше­но за­ши­пел он.

(51)Она по­блед­не­ла и вся как-то опу­сти­лась.

— (52)Но ведь ты же... — рас­те­рян­но ле­пе­та­ла она. — (53)Ведь ты же все­гда ин­те­ре­со­вал­ся...

— (54)Ни­ко­гда я не ин­те­ре­со­вал­ся! — всё тряс­ся и шипел он, со зве­ри­ным на­сла­жде­ни­ем глядя на её блед­ное, от­ча­ян­ное лицо. — (55)Ни­ко­гда! (56)Это ты лезла с упор­ством де­ге­не­рат­ки, ка­ко­вая ты и есть!

(57)Она ни­че­го не от­ве­ти­ла. (58)Она толь­ко с тру­дом про­гло­ти­ла воз­дух, креп­ко при­жа­ла руки к груди и огля­де­лась кру­гом с такой болью и с таким от­ча­я­ни­ем, точно ис­ка­ла по­мо­щи. (59)Но кто же может от­не­стись

серьёзно к та­ко­му смеш­но­му и глу­по­му горю? (60)Толь­ко ма­лень­кий маль­чик, си­дев­ший за со­сед­ним сто­ли­ком и ви­дев­ший эту сцену, вдруг за­жму­рил­ся и горь­ко-горь­ко за­пла­кал.

(по Н. А. Тэффи*)

* На­деж­да Алек­сан­дров­на Тэффи (1872—1952) — рус­ская пи­са­тель­ни­ца, по­этес­са, ме­му­а­рист и пе­ре­вод­чик.

Сочинение

В тексте Тэффи о нежности как об одном из редких в ХХ веке ликов любви ставится вопрос о месте любви-нежности в современном мире.

В первой половине текста писательница дает определение любви-нежности, сравнивая ее с любовью-страстью, и приходит к выводу, что в современном ей мире такая всё отдающая и себя забывающая любовь-нежность встречается всё реже и реже: «(21)Кто по­знал неж­ность — тот от­ме­чен», -подытоживает свои размышления Тэффи.

Во второй половине текста Тэффи приводит пример любви-нежности в современном ей мире ХХ века. Писательница рассказывает, что в санатории под Парижем она была свидетельницей трогательной заботы немолодой женщины «с увяд­шим лицом и тре­вож­но-счаст­ли­вы­ми гла­за­ми» о муже, единственном настоящем больном в санатории, который, «если кто про­хо­дил мимо, от­во­ра­чи­вал­ся и за­кры­вал глаза». Женщина, «как тре­пет­ная птица, ви­лась» вокруг мужа, а больной старик с явным отвращением принимал ее заботы.

«Её жа­ле­ли и от­но­си­лись к ней с боль­шой сим­па­ти­ей», - подчёркивает писательница. Особенно трогательным Тэффи кажется, как эта женщина «каж­дое утро с га­зе­той в руках … но­си­лась от сто­ли­ка к сто­ли­ку, при­вет­ли­во со всеми бе­се­до­ва­ла» и записывала ответы на вопросы кроссворда: «Ведь это един­ствен­ное его раз­вле­че­ние», «я так рада, что хоть это его за­бав­ля­ет», - оправдывалась нежная жена.

В финале текста Тэффи описывает, как все отдыхающие стали свидетелями некрасивой сцены: оказалось, что старик вовсе не любил разгадывать кроссворды. «— (54)Ни­ко­гда я не ин­те­ре­со­вал­ся! — всё тряс­ся и шипел он, со зве­ри­ным на­сла­жде­ни­ем глядя на её блед­ное, от­ча­ян­ное лицо. — (55)Ни­ко­гда! (56)Это ты лезла с упор­ством де­ге­не­рат­ки, ка­ко­вая ты и есть!». Женщина ничего не ответила, только «огля­де­лась кру­гом с такой болью и с таким от­ча­я­ни­ем, точно ис­ка­ла по­мо­щи», - заканчивает свой рассказ Тэффи.

«(59)Но кто же может от­не­стись серьёзно к та­ко­му смеш­но­му и глу­по­му горю?» - спрашивает писательница. И сама же отвечает: «Толь­ко ма­лень­кий маль­чик, си­дев­ший за со­сед­ним сто­ли­ком и ви­дев­ший эту сцену». Так звучит последнее предложение предложенного для анализа текста рус­ской пи­са­тель­ни­цы, по­этес­сы, ме­му­а­ристки и пе­ре­вод­чицы, На­деж­ды Алек­сан­дров­ны Тэффи.

Таким образом, можно сказать, что на вопрос, каково место любви-нежности в современном ей мире, Тэффи отвечает, что в современном мире ХХ века такой любви-нежности нет места. Думаю, такой финал означает, что Тэффи считает, что в современном ей мире проявления любви-нежности измельчали, превратились в свою противоположность: нежность женщины к мужу обернулась ежедневной его экзекуцией, как извинения Червякова в чеховской «Смерти чиновника». Однако в то же время Тэффи не может утверждать это наверняка, потому что всё же маленький мальчик «вдруг за­жму­рил­ся и горь­ко-горь­ко за­пла­кал».

Поскольку авторская позиция не высказана прямо, могу согласится с тем, что людям ХХ века, вероятно, было свойственно высокомерно и иронично относится к семейно-бытовым проявлениям человеческих чувств, однако это не означает, что любви совсем нет. Просто в ХХ веке, после Чехова, стал наконец интересен сам человек, просто человек. И, какой бы он ни был, о нём все же стоит хотя бы поплакать.


О чём бы ни говорило искусство, оно всегда говорит о любви. Или о её отсутствии, о тоске по ней, или о её разнообразных проявлениях-ликах.

В тексте Тэффи о нежности как об одном из редких в ХХ веке ликов любви ставится вопрос о месте любви-нежности в современном мире. Есть ли ей место среди мира утверждающих свою личность современных людей? Нужна ли она им? Не устарела ли заповедь «возлюбить ближнего»?

Человеку присуща и нежность, и страсть, и слабость, и сила, а это понятия явно контрастные. Начиная свой рассказ с рассуждения о любви-нежности и любви-страсти, писательница отдаёт предпочтение первой, видя в ней черты истинной любви, говорит словами апостола Павла, что любовь-нежность «не ищет своего». В мире сильных людей, каковым был мир конца 19 – начала 20 века, все традиционные, христианские ценности подвергаются сомнению, нивелируются. Маяковский предлагал «сбросить Пушкина с корабля современности», а Горький искал нового, сильного героя, которому жалость не нужна, ибо она «религия рабов и хозяев». Казалось бы, в мире сильных людей, где «все молодцы и герои», нежности не встретить. У Тэффи иной взгляд на эту проблему. Она снижает заданный в начале рассказа возвышенный пафос ради того, чтобы рассказать, что в поисках этой истинной любви-нежности не надо ходить далеко, обращаться в ушедшее прошлое или возноситься высоко: она здесь, рядом, «в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных». Тэффи повествует о случае в санатории, где ухаживающая за «злющим стариком, поправлявшимся от тифа», женщина вызывает всеобщее участие, сочувствие и симпатию своей неустанной нежной, но суетливой заботой о муже. Казалось бы, женщина выглядит жалкой и глупой, когда вдруг выясняется, что все её старания «развлечь» мужа якобы любимым им разгадыванием кроссвордов были бессмысленны и только раздражали старика, о чём он внезапно, грубо и жестоко при всех сообщил ей, «со звериным наслаждением» глядя на её растерянность и отчаяние. Но «маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг за-жмурился и горько-горько заплакал», и эти слёзы говорят о том, что безобразна и жалка мстительная жестокость больного старика, а нежность его жены прекрасна в своей беззащитности и безответности, потому что это «самый кроткий, робкий, божественный лик любви». Об этой любви плачет мальчик.

Таким образом, своим словом в защиту нежности Тэффи ясно даёт понять: со времён апостола Павла ничего не изменилось. Истинная любовь жертвенна, беззащитна и прекрасна. Как всё истинное, она дана не каждому, но в истинности её нельзя усомниться. И без неё плохо.

Я согласна с автором. Истинная любовь неотделима от нежности. Нежность поддержит слабого, укрепит сильного. Не думаю, что непременно сила человека соседствует со страстью в любви и исключает нежность. Сильный и сам готов делиться нежностью, и нуждается в ней. В пушкинском стихотворении «Я Вас любил…» нежность, с которой лирический герой любил героиню-адресата своего послания, соседствует с силой: только сильный человек не будет проклинать не разделившую его чувство возлюбленную и мстить ей. Но нежность ценна и сама по себе, нет смысла взвешивать её на весах и сравнивать с прочими достоинствами человека. Так, например, поступает Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов»: ей мало нежности Ильи Ильича, ей нужен деятельный, целеустремлённый, сильный герой и молодец Штольц. И дай Бог ей счастья, но зачем же злиться и мстительно бросать в лицо не оправдавшему надежд возлюбленному упрёки, подобно старику из рассказа Тэффи! В том эпизоде романа Ольга, теряя-прогоняя Обломова, теряет многое в глазах читателя. И так же многое приобретает в глазах автора и читателя другая героиня того же романа, Агафья Матвеева Пшеницына, когда раскрывается во всей полноте своей любви-нежности к Обломову, приобретая смысл жизни. Нежность можно обидеть грубостью, но нельзя истребить, «нежным даётся радость, грубым даётся печаль». Нежность – это суть, грубость и сила – видимость.

В конце концов каждый приходит к этому. И Тэффи в 20 веке напоминает о неизбежности нежности. Вспомним об этом и в 21 веке и поищем её вокруг и в себе самих.


Начнём. Перед вами исходный текст.

Сразу примем во внимание, что текстов тьма и они разные:

  • по стилю: художественные, публицистические, научно-популярные и научные, например, по психологии, философии, культурологии и проч.,
  • по трудности изложения и, следственно, по степени трудности понимания содержания,
  • по тематике и, что ещё важнее, по проблематике (диапазон, разброс огромный),
  • по общему объёму и по количеству рассматриваемых в них проблем: моно- и многопроблемные.

Как отбирать тексты для тренировочных сочинений?

Не ошибусь, если предположу, что какие-то сочинения вы уже писали. Наверняка, из всего многообразия, из этой пестроты текстов какие-то вам нравятся или не нравятся. Я убеждена, что при выборе тренировочных текстов нужно постараться работать со всем разнообразием и не избегать текстов какого-то определённого типа, не потакать своим предпочтениям.

Получаю письма:

Мне не нравится писать сочинения по текстам из художественной литературы. Они так сокращены, что иногда в них ничего не поймёшь. И автор почти никогда не говорит прямо то, что думает.

Я не люблю философствования. Я просто не способен понять, что пишет A. Ф. Лосев в этом тексте.
Вот бы мне попался нормальный текст! Много же нормальных лёгких текстов!

Стоп! Да, текст А. Ф. Лосева непростой, я согласна.

(1)Оставляя пока в стороне все материальные выго-ды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формиро-вание в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемле-мую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной едини-цей, то есть иметь своё действительно своим, - идеал об-разованного человека. (5)Но приобрести убеждения, ко-торые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеж-дения, мы формируем определённое отношение к ок-ружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении на-ук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «об-разования» всегда соединяется с получением матери-альных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Раз человек достиг известного по-ложения в обществе, если он обеспечил себе безбедное су-ществование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли ви-не или просто из-за дурных условий существо-вания, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и под-готовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начина-ют «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получа-ют после многих лет труда и лишений ради образования.

(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16) Грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана!

(17)Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удо-вольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год. (А. Ф. Лосев)

Но, кто сказал, что по лёгким текстам написать высокобалльную работу проще?

Текст же лёгкий! Значит, его поймут все. С ним справятся все. А вы уверены, что сумеете на таком, возможно, даже весьма примитивном материале показать свой уровень, обратить на себя внимание, расположить к себе эксперта? При подготовке такие тексты обычно пропускают, не задумываясь, что в них есть своя специфика. Рассуждают так: лёгкий же текст, зачем на него тратить время? Лучше сосредоточить внимание и усилия на текстах потруднее! Инициируют эту тактику обычно учителя и репетиторы.

Но вы, персонально вы, должны быть готовы к любому повороту событий, вы должны не растеряться и продемонстрировать свой собственный личностный потенциал на экзамене при любом стечении обстоятельств.

Совет:

Работайте с самыми разными текстами: и трудными, и лёгкими, и художественными, и научными, и публицистическими, и с теми, в которых одна проблема, и с многопроблемными, и вообще с непроблемными. Нарабатывайте опыт. И не избегайте того, что вам не нравится. Это может показаться смешным, но людям часто не нравится именно то, что вызывает трудности. Я могу сказать, что выпускник в отличной форме, когда для него практически не имеет значения, по какому тексту писать сочинение. «Да по любому!»

Необязательно писать работы по всем текстам, которые вам встречаются. Но очень желательно самые разные тексты читать постоянно и обдумывать то, что бы вы могли в их отношении сказать. Устная подготовка — это тоже подготовка. Очень рекомендую её учителям и репетиторам. Ваши ученики должны постоянно читать и обсуждать самые разные тексты. Но, конечно, перейти исключительно на устную форму подготовки — тоже ошибка. Эффективное соотношение примерно 5:1. Пять текстов читаете, разбираете их по косточкам. А по следующему, шестому, пишете сочинение.


Как читать исходные тексты?

Когда я об этом спрашиваю, то получаю ответы:

  • Очень вдумчиво и внимательно.
  • Несколько раз.

Это правильно. И вдумчиво, и внимательно, и каждый текст по нескольку раз. Но… всякий раз — с новой целью, то есть по-разному.

Первое прочтение приведет вас к пониманию общего содержания текста. Это ознакомительное чтение.

Второе прочтение нужно, чтобы специально выяснить, какие проблемы в нём представлены. Читая, вы стремитесь вникнуть в содержание и понять проблематику текста. Для этого вы текст изучаете. Это изучающее чтение.

Типичный вопрос:

Это ошибочная и недальновидная тактика. Вы спешно хватаетесь за соломинку, вместо того чтобы выявить все проблемы, которые вы способны выявить, и осознанно принять решение, какая из них может быть не только сформулирована, но и прокомментирована наилучшим образом. То есть нужно не только сделать выбор, но и оценить его выгоду. Именно выгоду, потому что это чистая прагматика: лучше остановиться на той проблеме, которую вы можете содержательнее прокомментировать и относительно которой у вас есть собственное мнение: его-то вы, в своё время, когда придет момент писать комментарий К4, сможете доказательно и выразительно проаргументировать.

Итак, после второго прочтения вы кратко, в рабочем порядке обозначаете для себя те проблемы, которые вы смогли выделить.

Третье прочтение . Вы просматриваете текст ещё раз для самопроверки и размышляете при этом о том, какую из поднятых или затронутых автором проблем вы сможете интереснее подать. Это чтение просмотровое .


Каких формулировок проблем лучше избегать?

Невыгодно выбирать самые общие проблемы. При их комментировании трудно избежать общих мест и банальностей.

С другой стороны, опасно концентрироваться на второстепенных или мелких проблемах. Вас могут не понять и не оценить ваших усилий. При этом писать о чём-то второстепенном может оказаться трудно: вы не наскребёте в тексте материала для последующих комментариев и позднее не подберёте хорошие примеры для аргументации.

Пример из сочинений:

(1)Перед вечерним привалом произошла ещё одна встреча, непохожая на все другие. (2)Из двигавшегося по самой чащобе леса бокового дозора пришел сержант, приведя с собой двух вооруженных людей. (3)Один из них был низкорослый красноармеец, в потертой кожаной куртке поверх гимнастерки и с винтовкой на плече. (4)Другой — высокий, красивый человек лет сорока, с орлиным носом и видневшейся из-под пилотки благородной сединой, придававшей значительность его моложавому, чистому, без морщин лицу; на нем были хорошие галифе и хромовые сапоги, на плече висел новенький ППШ, с круглым диском, но пилотка на голове была грязная, засаленная, и такой же грязной и засаленной была нескладно сидевшая на нем красноармейская гимнастерка, не сходившаяся на шее и короткая в рукавах.
(5)— Товарищ комбриг, — подходя к Серпилину вместе с этими двумя людьми, косясь на них и держа наготове винтовку, сказал сержант, — разрешите доложить? (6)Привел задержанных. (7)Задержал и привел под конвоем, потому что не объясняют себя, а также по их виду. (8)Разоружать не стали, потому что отказались, а мы не хотели без необходимости открывать в лесу огонь.
(9)— Заместитель начальника оперативного отдела штаба армии полковник Баранов, — отрывисто, бросив руку к пилотке и вытянувшись перед Серпилиным и стоявшим рядом с ним Шмаковым, сердито, с ноткой обиды сказал человек с автоматом.
(10)— Серпилин! - воскликнул он, разведя руками, и трудно было понять, то ли это жест крайнего изумления, то ли он хочет обнять Серпилина.
(11)— Да, я комбриг Серпилин, - неожиданно сухим, жестяным голосом сказал Серпилин, — командир вверенной мне дивизии, а вот кто вы, пока не вижу. (12)Ваши документы!
(13)— Серпилин, я Баранов, ты что, с ума сошел?
(14)— В третий раз прошу вас предъявить документы, — сказал Серпилин все тем же жестяным голосом.
(15)— У меня нет документов, — после долгой паузы сказал Баранов.
(16)—Как так нет документов?
(17)— Так вышло, я случайно потерял... (18)Оставил в той гимнастерке, когда менял вот на эту... красноармейскую. (19)Баранов задвигал пальцами по своей засаленной, не по росту, тесной гимнастерке.
(20)— Оставили документы в той гимнастерке? (21)А полковничьи знаки различия у вас тоже на той гимнастерке?
(22)— Да, — вздохнул Баранов.
(23)— А почему же я должен вам верить, что вы заместитель начальника оперативного отдела армии полковник Баранов?
(24)— Но ты же меня знаешь, мы же с тобой вместе в академии служили! — уже совсем потерянно пробормотал Баранов.
(25)— Предположим, что так, - нисколько не смягчаясь, все с той же непривычной для Синцова жестяной жесткостью сказал Серпилин, — но если бы вы встретили не меня, кто бы мог подтвердить вашу личность, звание и должность?
(26)— Вот он, — показал Баранов на стоявшего рядом с ним красноармейца в кожаной куртке. (27)— Это мой водитель.
(28)— А у вас есть документы, товарищ боец? — не глядя на Баранова, повернулся Серпилин к красноармейцу.
(29)— Есть... — красноармеец на секунду запнулся, не сразу решив, как обратиться к Серпилину, — есть, товарищ генерал! (30)Он распахнул кожанку, вынул из кармана гимнастерки обернутую в тряпицу красноармейскую книжку и протянул её.
(31)— Так, — вслух прочел Серпилин. (32)— "Красноармеец Золотарев Пётр Ильич, воинская часть 2214". (33)Ясно. (34)И он отдал красноармейцу книжку.
(35)— Скажите, товарищ Золотарев, вы можете подтвердить личность, звание и должность этого человека, вместе с которым вас задержали? — и он, по-прежнему не поворачиваясь к Баранову, показал на него пальцем.
(36)— Так точно, товарищ генерал, это действительно полковник Баранов, я его водитель.
(37)— Значит, вы удостоверяете, что это ваш командир?
(38)— Так точно, товарищ генерал.
(39)— При каких обстоятельствах оказались здесь? — спросил он после паузы.
(40)Красноармеец, сначала запинаясь, а потом все уверенней, стремясь ничего не забыть, начал рассказывать, как они три дня назад, приехав из армии, заночевали в штабе дивизии, как утром полковник ушёл в штаб, а кругом сразу началась бомбежка, как вскоре один приехавший из тыла шофёр сказал, что там высадился немецкий десант, и он, услышав это, на всякий случай вывел машину. (41)А ещё через час прибежал полковник, похвалил его, что машина стоит уже наготове, вскочил в неё и приказал скорей гнать назад, в Чаусы. (42)Когда они выехали на шоссе, впереди была уже сильная стрельба и дым, они свернули на просёлок, поехали по нему, но опять услышали стрельбу и увидели на перекрёстке немецкие танки. (43)Тогда они свернули на глухую лесную дорогу, с неё съехали прямо в лес, и полковник приказал остановить машину.
(44)— Идите! — повелительно сказал Серпилин. (45)— Вы свободны.
(46)Шофёр ушел. (47)Наступила тяжелая тишина.
(48)— Зачем вам понадобилось при мне спрашивать его? (49)Могли бы спросить меня, не компрометируя перед красноармейцем.
(50)— Скомпрометировал я его перед красноармейцем! (51)Ты слышишь, Шмаков? —повернулся Серпилин к Шмакову. (52)— Смеху подобно! (53)Он струсил, снял с себя при красноармейце командирскую гимнастерку, бросил документы, а я его, оказывается, скомпрометировал. (54)Не я вас скомпрометировал перед красноармейцем, а вы своим позорным поведением скомпрометировали перед красноармейцем командный состав армии. (55)Если мне не изменяет память, вы были членом партии. (56)Что, партийный билет тоже сожгли?
(57)— Я проклинаю тот час, когда сжёг документы... — снова начал Баранов, но Серпилин перебил его: — Что сейчас жалеете — верю. (58)Жалеете, что поторопились, потому что к своим попали, а если бы вышло иначе — не знаю, жалели бы. (59)Как, комиссар, обратился он к Шмакову, — дадим этому бывшему полковнику под команду роту?
(60)— Нет, — сказал Шмаков.
(61)— Взвод?
(62)— Нет.
(63)— По-моему, тоже. (64)После всего, что вышло, я скорей доверю вашему водителю командовать вами, чем вам им! — сказал Серпилин и впервые на полтона мягче всего сказанного до этого обратился к Баранову: — Пойдите и станьте в строй с этим вашим новеньким автоматом и попробуйте, как вы говорите, смыть свою вину кровью... (К. М. Симонов)

Эта формулировка сузила возможности автора. Понимаете, трусость — это однозначно плохо, уже в самом слове содержится оценка, выражающающая негативное отношение к явлению трусости в народном сознании.
Если мы предложим другую редакцию, то писать сочинение будет гораздо легче, потому что останется поле для рассуждения.

Сформулируем проблему так:

В чём тогда проблема? В выборе. Выбор — это уже проблемная ситуация. Помните, налево пойдёшь, коня потеряешь, направо... Трусость — это слабость. Но не проявили бы мы с вами слабость сами, оказавшись на краю гибели? Трусость осудить легко. Осуждать всегда легко. А если мы подумаем так: война, смерть, люди гибнут каждый день... И ты перед выбором: остаться честным перед самим собой и своими товарищами (тем же водителем, скажем) или позволить себе слабость, ложь, после чего достойный или просто честный человек перестанет уважать сам себя и потеряет уважение других людей...

Внимание:

Проблема должна быть действительно проблемой, а не темой текста и не вопросом.

Практика проверок показывает, что довольно часто ребята путают проблему и тему , проблему и вопрос . Допустим, текст посвящён проблеме предательства, но действие в предложенном вам художественном фрагменте явно происходит во время войны. Не пишите в таком случае, что в тексте рассматривается проблема войны, поскольку это может подставить вас под удар. И ещё чаще используют слова тема, проблема, вопрос как синонимы.

Примеры из сочинений:

Текст С. А. Алексиевич посвящён теме любви .

Мы много говорим о тех, кто пишет книги, забывая о тех, кто их читает. Читатель, в отличие от писателя, остается в жизни книги на втором плане, но и он играет важную роль. Но на самом ли деле читатель решает судьбу книги? Ответ на этот вопрос заботит многих. Вот и С. Я. Маршака, автора данного текста, волнует тема взаимодействия читателя с произведениями писателя.

Такое явление, как хамство, мы встречаем достаточно часто. К сожалению, оно очень плотно «въелось» в нашу жизнь. Для кого-то хамское поведение даже стало нормой. Я думаю, что именно вопросу о хамстве в нашей жизни посвящён данный текст.

В. Конецкий поднимает вопрос жестокости людей по отношению к живому миру.

Совет:

Ни с самого начала, ни в комментарии К2, ни далее не используйте слова тема и вопрос . На время сочинения забудьте об их существовании. Я знаю случаи, когда использование в экзаменационных работах слов тема—проблема и вопрос—проблема в качестве синонимов дорого обошлось экзаменуемым. Педантичные эксперты помечали, что автор сочинения не различает важные понятийные категории и снижали баллы:

— за К10 (точность формулировки),
— за К1 или за К2 (ту часть работы, где встретились слова тема или вопрос ).

Что требуется в « »? Сформулировать проблему. Вот о проблеме и пишите.

Только теперь, прочитав текст несколько раз с разными целевыми установками, вы чётко формулируете проблему. Во многих пособиях даны образцы формулировок. Обычно их две: 1) в вопросной форме, 2) в форме тезиса.

Идеально, если вы научитесь готовить обе формулировки проблемы: и в форме вопроса, и в форме тезиса. Их хорошо использовать вместе: начинать сочинение с вопроса или вопросов. А потом давать вторую формулировку в виде тезиса. У вас получится полноценное начало работы.

Примеры из сочинений:

Для чего человеку нужны книги? Для познания? Для душевного развития? Почему человек одни книги читает, а другие обходит стороной? Автор текста писатель Владимир Солоухин рассматривает проблему чтения.

Почему в наше время так много одиноких пожилых людей? Какого отношения заслуживают пожилые люди со стороны молодого поколения? Писатель Б. Л. Васильев поднимает проблему отношения молодёжи к пожилым людям.

Что помогало людям преодолевать трудности в тяжелейшее военное время? Журналист Галина Галлер поднимает проблему преодоления суровых испытаний в годы Великой Отечественной войны.

Внимание:

Если на этом этапе работы вам в голову пришло несколько синонимичных формулировок, запишите их. Они ещё вам пригодятся, когда вы будете писать продолжение вашей работы.

Во всех случаях, кроме одного, когда текст посвящен одной-единственной проблеме, я бы рекомендовала прямо выразить мысль о том, что такая-то проблема — это одна из проблем, над которыми размышляет автор. Иначе ваши формулировки могут звучать неточно или категорично. Оценку за это не снизят, но мнение о вашей работе в целом складывается из многих факторов, поэтому даже такими мелочами пренебрегать не будем.

Нужно понимать, что всякий текст допускает различные интерпретации. Это возможно, потому что интерпретации дают люди. У каждого своя картина мира. Личностные картины мира никогда не совпадают полностью. Значит, никогда два разных человека не напишут одинаковые сочинения по одному тексту.

Да, текст один, и это объективная реальность. Но, работая с ним, каждый пропускает его через призму собственного восприятия. Вполне вероятно, что ваше восприятие и восприятие эксперта, проверяющего вашу работу, окажутся очень разными. Если при этом вы подаете выделенную вами проблему как единственную, её формулировка может вызвать протест и не быть принята экспертом. Если же вы, формулируя проблему, сразу показываете, что в тексте есть разные проблемы, а вы пишете лишь об одной, которая вас почему-то заинтересовала в большей мере, вы заведомо можете рассчитывать на большую лояльность: проверяющий не вступает с вами в конфликт, ведь вы оставляете таким образом право и ему самому на его восприятие проблематики текста. Короче, вы не будете выглядеть категорично, а значит, при прочтении вашей работы не должно возникнуть противостояния субъективных факторов восприятия.

Пример из сочинения:

(1)Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть - всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности - слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. (11)Нежность встречается редко и всё реже.

(12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь - единоборство. - (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи - ну-ка, кто кого? (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть - все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность - тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один - злющий старик, поправлявшийся от тифа. (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала: - Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету. - (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся. - (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! - бешено зашипел он. (51)Она побледнела и вся как-то опустилась. - (52)Но ведь ты же... - растерянно лепетала она. - (53)Ведь ты же всегда интересовался... - (54)Никогда я не интересовался! - всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. - (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть! (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал. (Н. А. Тэффи)

К чему может привести человека жертвенная, самоотверженная, рабская любовь? Семейная сцена — кульминация текста Н. А. Тэффи. Именно проблеме рабской любви посвящён этот текст.

Не думаю, что это достаточно корректная трактовка содержания текста. По-видимому, впечатление от его прочтения легло на почву каких-то внутренних переживаний или размышлений автора сочинения. Но, согласитесь, если бы мы прочитали, что это лишь одна из проблем, понять и принять формулировку было бы легче. Тем более, что текст такую трактовку в общем-то допускает. Для сравнения приведу примеры и из работ других авторов, которые увидели в данном тексте иные проблемы:

В данном тексте Надежда Александровна Тэффи поднимает проблему жертвенной любви.

Какой должна быть истинная любовь? Над этой проблемой задумывается русская писательница Н.А. Тэффи.

Любовь. Мы так часто употребляем это слово, но по сути и не знаем, что это такое. Так что же такое любовь? В чём она проявляется? Именно эти вопросы* поднимает русская писательница Надежда Тэффи.

*Я бы предложила другую редакцию: Так что же такое любовь, и в чём она проявляется? Именно эту проблему...

Перед нами размышления Надежды Александровны Тэффи на тему* нежности.

Проблема данного текста: что такое любовь-нежность?

В предложенном для анализа тексте русская писательница Н. А. Тэффи поднимает проблему понимания настоящей любви.

Нежность… Наверное, всем приятно испытывать это чувство. Что же это такое? Есть ли место для нежности в современном мире? Почему люди боятся своих чувств, боятся показаться слишком тёплыми и искренними? По-моему, все эти вопросы — это грани проблемы любви, которая находится в центре внимания автора текста Надежда Александровна Тэффи.

Настоящая любовь. Какая она? Именно эту проблему рассматривает Н. А. Тэффи.

Никогда не упускайте возможность подать сигнал о том, что вы видите в тексте несколько проблем, но выбираете для анализа одну. Это вовсе не трудно и всякий раз пойдёт вам в плюс.

Какие ошибки встречаются в формулировках проблем?

1. Ошибки на управление. Это языковые ошибки. Баллы снижают по критерию К9.

Это в высшей степени частотные ошибки.

Примеры из сочинений:

Каким должен быть воспитанный человек? Каким правилам он должен подчиняться? Именно над этими вопросами (о выборе слова см. рекомендации выше) рассуждает в своем тексте современный писатель Алексей Дорохов.

Что такое счастье? Когда человеку интересно жить на свете? Может ли любимая работа доставлять радость? Над этим рассуждает В.М. Песков в своём тексте.

Насколько велик и могуч русский язык? Может ли произойти "ослабление", "деградация" русского языка? Над этим предлагает сосредоточить внимание автор.

В чём заключаются особенности русского характера? В каких жизненных обстоятельствах они проявляются особенно ярко? Над этим рассуждает автор текста А. Н. Толстой.

Писатель поднимает проблему о памяти .

Запомните:

рассуждать (о чём?) о проблеме
писать (о чём?) о проблеме
говорить (о чём?) о проблеме
повествовать (о чём?) о проблеме

рассматривать (что?) проблему
анализировать (что?) проблему
изучать (что?) проблему
поднимать (что?)
предлагает нашему вниманию (что?) проблему
ставит в центр внимания (что?) проблему

концентрировать внимание (на чём?) на проблеме
сосредоточивать внимание (на чём?) на проблеме

размышлять (над чем?) над проблемой, (о чём?) о проблеме
раздумывать (над чем?) над проблемой, (о чём?) о проблеме

проблема (чего?) памяти

2. Ошибки в именах собственных. За них снимают балл за К12.

Примеры из сочинений:

Н. Тефи вместо: Н. Тэффи

Н. А. Тэфи вместо: Н. Тэффи

Надежды Тэффии вместо: Надежды Тэффи

Надежда Тефия вместо: Надежда Тэффи

Ф. А. Лосев вместо: А. Ф. Лосев

Галина Геллер вместо: Галина Галлер

3. Неточный подбор слов. Может пострадать оценка за К10.

Это удивительно, но почти в каждой второй работе выпускники пишут, что автор текста ту или иную проблему «затрагивает» или «затронул».

Примеры из сочинений:

Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Именно эту проблему затрагивает Е. Кореневская в тексте.

И это о тексте, полностью посвящённом одной-единственной проблеме.

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор — семидесятидвухлетний москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (3)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность... (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье...

(5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?».

(7)Спорить с автором письма не приходится. То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (8)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». (9)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (10)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках.

(11)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (12)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (13)Да что Тургенев! (14)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.

(15)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (16)Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин «шок будущего». (17)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (18)Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие - неуловимое мгновение по меркам истории — мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. (19)Это не просто шок будущего, это супершок. (20)Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.

(21)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? (22)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (23)А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (24)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.

(25)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? (26)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (27)И это, разумеется, трудно, но необходимо.

(По Е. Кореневской)

Понимаете, затрагивать — это по ходу дела, слегка, чуть-чуть . Затронуть и пройти мимо. В словарях дано значение: «коснуться чего-либо в изложении или разговоре » (См., например, «Словарь русского языка в четырёх томах» АН СССР, т. 1, стр. 586). Но вы-то хотите сказать другое: то, что текст посвящён такой-то проблеме.

Это один из примеров качества тех шаблонов, которые тиражирует Интернет. Почему это слово такое привязчивое, чем оно вас так привлекает? Красивое? Да, само по себе это замечательное слово, которое позволяет выразить смысл: кто-то сказал что-то походя, по ходу дела . Но в 99% случаев в сочинениях оно используется выпускниками неуместно и является речевой ошибкой. Помните, вы пишете сочинение в рамках экзамена по русскому языку. Думайте, как лучше передать свою мысль. Будете использовать речевые штампы, ваши мысли будут казаться штампованными. А иногда, не сумев верно оценить, насколько они плохи, вы расплатитесь за тягу к ним баллами.

Кроме того, хочу дать два совета тем, кто хочет быть в русле культурной традиции .

1. Не нужно писать в тексте сочинения: «Антон Павлович Чехов», «Александр Сергеевич Грибоедов», «Борис Михайлович Бим-Бад» и в особенности использовать полное имя, отчество и фамилию автора текста многократно.

Обратитесь к литературоведческим трудам или к литературной критике. Вы увидите, что обычно пишут: А. П. Чехов., Л. Н. Толстой; Лев Толстой, Виктор Астафьев; А. Пушкин, М. Лермонтов или совсем просто: Достоевский, Ахматова. Знайте, когда вы приводите имя, отчество и фамилию полностью, это нарушает традицию. А использовать имя и отчество без фамилии вообще недопустимо! Нельзя писать: «Лев Николаевич поднимает проблему. ..» Это дурной тон и амикошонство.

2. По той же причине не нужно переписывать ту справку об авторе исходного текста, которую вам дают после текста: « Н. И. Полотай (1909-1987) - украинский писатель, автор сказок, рассказов, юморесок», «Лев Ни-ко-ла-е-вич Тол-стой − все-мир-но из-вест-ный рус-ский про-за-ик, дра-ма-тург, пуб-ли-цист», «Виктор Петрович Астафьев (1924-2001 гг.) — российский писатель, видный представитель «деревенской прозы», участник Великой Отечественной войны».

Во-первых, бывает, эти справки самим по себе звучат диковато. Да, бывает, что человек проявил себя в разных сферах, но в историю русской культуры, скажем, В. Солоухин вошёл как писатель, а не как поэт, Л. Н. Толстой — как писатель и философ, В. М. Песков — как журналист и так далее. Выходит, что вы, бездумно повторяя формулировки сотрудников ФИПИ, показываете лишь собственную несамостоятельность мышления.
Любому ясно, что вы хитрите и таким образом хотите увеличить объём вашего сочинения.

Во-вторых, подумайте, что вам даёт подобное цитирование? Вы хотите показать себя конъюнктурщиком? Ни в одном тексте содержание не зависит от статуса и сферы деятельности автора. Переключая внимание на цитирование справки ФИПИ, вы только отвлекаетесь от тех авторских смыслов, с которыми вы на самом деле должны работать.

В-третьих, ФИПИ даёт вам справочную информацию, потому что дети не всегда свободно ориентируются в широком социокультурном контексте. Это своеобразный ликбез. А с какой целью вы повторяете полученную вместе с текстом информацию в сочинении? Вы считаете экспертов непроходимыми тупицами? Думаете, что увидеть исходный текст со справкой ФИПИ для экспертов мало? Что ваша задача эту информацию в сознание эксперта вбить? Помните, эксперты читают много работ подряд. Такого рода вставки — это шум, грязь, которая страшно утомляет, особенно если её повторяют из сочинения в сочинение.

Примеры из сочинений:

В рассказе все-мир-но из-вест-ного рус-ского про-за-ика, дра-ма-турга и пуб-ли-циста Льва Николаевича Толстого «Сила детства» поднимается проблема гуманного отношения к людям в военное время.

Русский поэт, прозаик и публицист Владимир Алексеевич Солоухин размышляет над проблемой рассеянного внимания. Как можно справиться с потоком информации, который мы постоянно получаем из внешнего мира?

Фёдор Михайлович рассматривает проблему влияния детства человека на его дальнейшую жизнь.

Почему к определению проблематики текста и выбору проблемы для написания сочинения нужно отнестись со всей серьёзностью?

Прошлогодний пример:

Молодому человеку достался текст, начинавшийся словами: «В тот день, с которого началась эта необычная военная история, всё было так же, как и в другие дни». Он не занимался у нас на сайте, у меня не консультировался. Уже после экзамена он случайно забрёл на наш сайт. И написал мне.

Письмо 1:

[...] Тут, конечно, явная проблема — это влияние искусства на людей во время войны. Но я не вспомнил аргументов. Все писали про Наташу Ростову в Отрадном, но она же пела там до войны, и на солдат никак не влияла. Я взял проблему: разлучение людей с их прошлой и дорогой им жизнью. То есть раньше они занимались любимым делом, как, например, балетмейстер. Он с теплотой вспоминает о прошлой жизни, а теперь они вовлечены в ужас войны, ничего не знают, кроме как ставить мины, выбегать по приказу на мороз и т. д. Аргумент 1-й я привел такой: «А зори здесь тихие». Девушки-зенитчицы раньше учились, работали, радовались жизни, могли бы много получить от жизни, но теперь они постоянно рискуют своей жизнью и в конце концов погибают. Второй аргумент я тоже привёл. Скажите, правильно ли я определил проблему?

NB!Не хочу комментировать это письмо. Письмо — это не сочинение. Но помните: важно всё: и что

Вконтакте

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.

(15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого?

(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен.

(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

(48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

(50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он.

(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

(52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался...

(54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

(по Н.А. Тэффи*)

* Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Основные проблемы

1. Проблема понимания любви и нежности (Что такое нежность?)

1. Нежность – одно из проявлений лика любви. Но это самый кроткий и робкий лик, в то время как любовь больше похожа на единоборство.

2. Проблема отношения к любящему человеку (Как может относиться один человек к любящему его другому человеку?)

2. Иногда отношение человека к любящему его может выражаться в эгоистичном, грубом и даже потребительском использовании.

3. Проблема разграничения любви-страсти и любви-нежности (В чём отличие любви-нежности от любви-страсти?)

3. В отличие от любви-страсти, которая всегда с оглядкой на себя, любовь-нежность, не ищет своего, отдаёт всё и нет ей предела; она идёт сверху, заботится о любимом, охраняет, опекает его.

4. Проблема исчезновения такого понятия как нежность (Почему в современном мире все реже встречается нежность?)

4. Современный человек стремится во всём утвердить себя как личность. Нежность считается проявлением слабости.

Работа № 1


Критерий

Балл

Комментарий

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Всего

Работа №2



Критерий

Балл

Комментарий

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Всего

Работа № 1

Критерий

Балл

Комментарий

В 1 абзаце сформулирована проблема понимания нежности: Что такое нежность – на этот вопрос рассуждает…

Проблема прокомментирована, приведено 2 примера-иллюстрации: 1) цитата из текста (2 абзац), 2) описание взаимоотношений героев текста и комментарий (4 абзац).

Приведённый литературный аргумент в 5 абзаце не может быть засчитан, поскольку он не по сформулированной проблеме (человек способен ради любви изменить свою жизнь, из нигилиста превратился в романтика).

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью.

Допущена 1 логическая ошибка: вывод последнего абзаца слабо связан с рассуждениями предыдущего абзаца.

Работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. По критерию К10 выставлен 1 балл.

В работе наблюдаются графические ошибки (описки), вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания: выразъить (выразить) в 3 абзаце, белезни (болезни), безотвтной (безответной) и др. , которые не влияют на оценку грамотности.

Допущены 2 грубых орфографических ошибки: 1) однотипная ошибка расуждает (1 абзац) и расмотрим (4 абзац); 2) в помоще (4 абзац), 3) главный Герой (4 абзац).

Пунктуационных ошибок нет.

Допущено более 3 грамматических ошибок: неверное управление существительным с предлогом после глагола в 1, 3 и 4 абзацах – на этот вопрос рассуждает (1 абзац); мы можем выразить любовь своим близким (3 абзац); историю больного старика с его женой (4 абзац); нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в 5 абзаце – Но он влюбляется … и из нигилиста превратился…

Допущено 2 речевых ошибки: нарушение лексической сочетаемости слов ни на шаг не покидает (4 абзац), неоправданное повторение слов помощь, проявляется в 4 абзаце.

Этических ошибок нет.

Допущена фактическая ошибка: в рассказе Тургенева «Отцы и дети» в 5 абзаце.

Итого: 13 баллов.

Работа №2

Критерий

Вот тут, на самой опушке леса, недалеко от деревни осинка брянской это и было. Мы шли по сосновому лесу вдоль оплывших, засыпанных старой хвоей и поросших травами ямок. Это были боевые ячейки. Маршал Василевский, помню, рассказывал: от этих одиночных окопов в первый же год войны пришлось отказаться - бойцы в них чувствовали себя подавленно, неуверенно. Общий окоп, чувство локтя товарища делали людей более стойкими и сплоченными. Но тут давний бой 16 августа 41-го года бойцы-кавалеристы приняли, лежа в ячейках. Эскадрон связи 112-го кавалерийского полка, 21-й дивизии, 13-й армии оказался на пути танков Гудериана, неумолимо катившихся на Восток. И горстка бойцов, не ведая, с какой силой она столкнется, коней привязала в низине, а на опушке окопалась для боя. Мотоциклистов, самоуверенно мчавшихся по шоссе, сильным огнем они смяли, с потерями заставили отойти, а против танков что могли конники сделать? Все полегли. Жители сельца Осинка схоронили их тут же, в лесу, в трех могилах.
После войны об этом неравном бое не позабыли. Установили возле дороги монумент конника, глядящего в сторону, откуда шел неприятель. Людей, помнивших этот маленький эпизод Великой войны, уже не осталось. Но друг мой Николай Старченко вспоминает, как бабушка повела его вдоль опушки, показала ямки в земле и, поплакав, повязала березку возле одной из ямок вышитым полотенцем. Мальчику было тогда семь лет. Взяв палку, он лег в ячейку и целился в воображаемые танки.
В этом году исполнялось шестьдесят лет с того дня, когда случился неравный тот бой. И Николай загодя стал готовиться к этому дню. Написал на Брянщину, что приедет, советовался, какие гостинцы привезти из Москвы еще живым свидетелям той войны - старикам и старушкам в Осинке и в других деревнях. Почин земляка поддержали в Сураже, в лежащих рядом белорусских деревнях. Мне Николай предложил: «Поедем на Брянщину - посмотришь, где я вырастал...»
И мы поехали через Малоярославец, Медынь, Юхнов, Рославль...
Памятный день в августе был солнечным, тихим и теплым. Несколько сотен людей пришли из близлежащих селений - русских и белорусских. Играл оркестр. Говорили речи. Вспомнили давний тот бой. Положили цветы на могилы, к сожалению, безымянных бойцов. Мой друг был в центре волнующего события. Сказал недлинную речь, а потом из двух коробов доставал подарки своим землякам: старушкам - цветные яркие шали на плечи, старикам - по хорошей книжке, повествующей о войне, и по фляжке - вспомнить «боевые сто грамм». В ответ прозвучали слова уваженья и благодарности: «Спасибо, Коленька, что приехал, что надоумил всех нас собраться, что помнишь родные места».
Врзвращалимь домой из брянских боров мы той же дорогой: Рославль, Юхнов, Медынь, Малоярославец. Николай вел машину, и вместе мы вспоминали пережитое за три дня. Вспомнили безымянных конников, дорогу, по которой в 41-м двигались танки. «Я слышал, что сказала старушка, когда ты накинул на плечи ей шаль. Она сказала: «Как бы хотела быть лет на двадцать моложе, чтобы в этой обновке показаться на людях» За разговорами долгий путь пролетел незаметно. После лесов, пажитей, сереньких деревушек, маленьких городков, мостов через речки вдруг появилось море огней - Кольцевая дорога... Как важно время от времени с этой дороги съезжать и видеть что-то еще, помимо златоглавой и дорогой для всех нас столицы.

Описывая обыденные ситуации из жизни, писательница пытается привлечь внимания читателя к дефициту проявления нежности у современных людей. Трогательные истории помогают увидеть значимость мелочей в отношениях, из которых состоит вся наша жизнь.

Талантливая русская писательница Тэффи Н. А. написала сборник рассказов о трепетном чувстве — нежности. Каждая описываемая ситуация подкреплена эмоциональным окрасом, подчеркивающим важность происходящего.

Благодаря непринужденному юмору и лирическим фразам в ее рассказах очень точно передается настроение и характер героев. На примере взаимоотношений между женщиной и мужчиной, между детьми и взрослыми, между людьми и животными, автор показывает, как всего лишь несколько нежных слов или жестов могут сделать абсолютно счастливым каждого из нас. Трогательные и умиленные высказывания производят сильное впечатление и заставляют пересмотреть свое отношение к окружающим.

Любовь и нежность: исчезновение нежности в современном мире

Во многих эпизодах Тэффи противопоставляет взрослому миру детское ощущение реальности. Погруженные в водоворот нескончаемых проблем, взрослые забывают о человечности, проявляя сухость и жестокость. В то время, как дети воспринимают окружающий мир через душевное тепло и сердечные переживания. Нежность к ребенку проявляется прежде всего через тактильный контакт.

Для гармоничного развития каждому малышу необходимо ощущать родительские объятия. Причем количество объятий в день по-разному влияет на ребенка, одного раза вовсе не достаточно. Учеными проведено множество экспериментов, доказывающих, что обнимая больного малыша, мы помогает ему скорее выздороветь.

  • В рассказах «Наш быт», «Мы злые», «Пасхальное дитя» автор показывает насколько обыденные события приземляют человека. И только погружение в мир фантазий, розовых снов и запредельных желаний, наполненными любовью и нежностью, помогают стать нам более счастливыми.
  • Окрыленное высказывание писательницы в полной мере отображает ее женскую позицию: «Нежность – это самый кроткий, робкий, божественный лик любви. Это то чувство, которое идет сверху и заботится о его любимом, охраняет его» .
  • Тэффи говорит о том, что это трепетное переживание является продолжением любви, ее важной составляющей. Проявление тепла и мягкости к другому человеку, искреннее безвозмездное желание помочь и уберечь – все это проявление нежности.
  • В своих рассуждениях писательница сопоставляет сочетание любви со страстью и любви с нежностью , отдавая предпочтение второму варианту. На примере реальных историй, показывает ряд преимуществ проявления нежности перед другими чувствами. Любовь в сочетании с нежностью бескорыстна и милосердна.


  • В порыве нежности люди стремятся отдать свое тепло, внимание, заботу. Любовь в сочетании со страстью более эгоистична. Охваченный страстью человек стремится к собственному насыщению, удовлетворению и благополучию. А ведь в настоящей любви нужно отдаваться другому человеку.

Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви Тэффи

В одном из рассказов Тэффи делится впечатлениями о своих наблюдениях за пожилой парой. Супруга ухаживает за больным мужем и пытается всячески скрасить его нелегкое положение.

  • Создавая образ женщины, автор подчеркивает ее «тревожно-счастливые глаза». Неприязнь к мужчине, подкрепляет его неопрятным хмурым видом. Взамен на трепетное и заботливое отношение, женщина выслушивает грубые высказывания мужа и терпит хамское отношение.
  • Чувство всепрощающей любви и нежности по отношению к мужу, помогает ей устоять перед его невежеством. Можно с уверенностью сказать, что героиня обладает внутренней силой. Далеко не каждый готов открыть свое сердце и душу перед другим человеком.
  • Свою жалость к героине , Тэффи показывает на примере расплакавшегося маленького мальчика, ставшего свидетелем несправедливого отношения мужчины к женщине. На примере этой ситуации, автор показывает силу нежности, возвышающей человека.


  • Это чувство вызывает желание заботиться о своих близких, оберегать их от невзгод. Слабые и больные люди очень остро нуждаются в проявлении нежности, она помогает им стать сильнее и побороть свой недуг: «А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.»
  • Ощущая поддержку со стороны, у людей появляется надежда и вера в светлое будущее.
  • Высказывание Тэффи: «Сестра нежности – жалость и они всегда идут вместе» разделяет архиепископ Иоанн Шаховской. В своем стихотворении он пишет о том, что нежность и жалость не разделяются, и к каждому человеку приходят как единое целое: «…Жалость и нежность, нежность и жалость ходят всегда вдвоем …».

В проявлении своих чувств важно не переборщить. Чрезмерное проявление нежности обесценивается в глазах партнера. Он перестает ценить ваши поступки. Навязчивая забота может вызвать раздражение. Человек начнет вас избегать. Выражая свои чувства, необходимо анализировать реакцию противоположного пола. Переизбыток внимания мы наблюдаем в рассказе Тэффи.

Вместо благодарности, женщина вызвала у супруга злость и раздражение. Ярким примером могут стать дети или животные. Каждый малыш нуждается в нежности. Но когда его постоянно тискают, он перестает испытывать удовлетворение от этого процесса. Животные также с радостью воспринимают человеческую любовь и ласку. Но когда их не выпускают из рук и ограничивают свободу действий, это вызывает у них испуг.

Проявление нежности гораздо реже исходит от мужчин, чем от женщин. Мужчины стремятся к сильному образу. Они стараются избегать переживаний, делающих их уязвимыми. Часто такое поведение обусловлено подражанием своему отцу. С детства мы видим проявление нежности прежде всего от матери и, только в редких случаях, это исходит от отца.

Желая воспитать в своем сыне настоящего мужчину, многие родители считают проявление нежности неуместным. А ведь человек не испытавший нежность в детстве, вряд ли сможет осчастливить другого человека. Его никто этому не научил. Конечно же каждый человек индивидуален и такой опыт можно приобрести и в своей взрослой жизни.

Есть категория мужчин, которые сопоставляют нежность с привязанностью. Возникает боязнь потерять свою внутреннюю свободу. Вместо нежности мужской пол отдает предпочтение сексуальному контакту. Однако это кардинально противоположные понятия. Проявление нежности направлено на заботу о другом человеке, а в порыве страсти мужчина прежде всего заботится об удовлетворении собственных желаний.

Каждый человек хочет быть любимым, ощущать трепетное отношение к себе. В то же время, мы нуждаемся в людях, которым можно подарить свою заботу и нежность. Видеть благодарность в глазах человека, чувствовать свою значимость – все это доставляет особое удовольствие.



Каждая женщина нуждается в спонтанных непредсказуемых проявлениях любви. Ей важно получать знаки внимания, слышать теплые слова, чувствовать поддержку. Когда к женщине относятся не как к партнеру, помощнице, домохозяйке, а как к близкому родному человеку, она начинает чувствовать себя более уверенно. И это вовсе не говорит о женской неполноценности или изначально заниженной самооценке: «Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. Наоборот. Нежность идет сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его.»

Проявить свою нежность можно по-разному. Нежные слова, ласковые прикосновения, добрый взгляд и улыбка, телесный контакт – все это форма выражения ваших чувств. Именно такая нежность является настоящем проявлением сердца, а не физиологических потребностей. С помощью таких проявлений союз партнеров закрепляется на энергетическом уровне.

Мы все чаще сталкиваемся с безразличностью, холодными взглядами, безэмоциональными высказываниями. Люди недовольные собой и окружающими событиями, погруженные в свои проблемы, не замечают исчезновение нежности в современном мире. Для нее не остается места. Многие даже ненавидят это чувство, так как стесняются открыть свою душу или просто не умеют проявлять свои переживания. Сложно сказать, что вообще доставляет им радость.

Нежность исходит только от сильных людей, не боявшихся обнажить свою душу и сердце. Это чувство способно изменить человека, давая почувствовать им новый вкус жизни. Поделившись своими внутренними переживаниями с близкими, мы делаем их счастливее.

Что же такое нежность глазами разных людей?

  • Нежность проявляется в волнении и смущении при встрече с любимым.
  • Когда ты смотришь на фото любимого человека, то от прилива нежности замирает сердце.
  • Нежность – это смущенная улыбка на твоем лице, наполненная светом твоей души.


Нежность — это смущенная улыбка
  • – это трепетные прикосновения, ласковые поцелуи, поглаживание каждой родинки и морщинки на теле.
  • Нежность – это когда ты не можешь насытиться голосом близкого человека, когда ты нашептываешь о любви глазами.
  • Нежность – это поглаживание волос, вдыхание аромата тела, биение сердца любимого человека.
  • Нежность – это воспоминания о прикосновении любимого человека к твоим губам, глазам, рукам.
  • Нежность проявляется в осторожности, доверии, тактичности, заботе. Здесь неуместна дикая страсть.
  • Нежность — это состояние открытого, искреннего, светлого, полного заботы и внутренней наполненности человека.

Видео: Проявление любви и нежности