Мы помним о всех совершенных. «Мы, молодое поколение, чтим память о ветеранах

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков писал: «Я призвал бы нашу молодёжь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной. Очень нужно изучать военный опыт, создавать музеи и сооружать монументы, не забывать памятные и славные имена. Но особенно важно помнить: среди вас живут бывшие солдаты, относитесь к ним бережно».

В Аромашевской средней школе разработана и успешно реализуется на протяжении многих лет программа «Патриотическое воспитание школьников», в рамках которой педагоги и ученики проводят месячники военно-патриотической направленности, посвящённые Дню Защитника Отечества, тематические классные часы, встречи с ветеранами и тружениками тыла. На уроках русского языка и литературы учащиеся пишут сочинения о героях-земляках и участниках Великой Отечественной войны. Сегодня мы публикуем выдержки из некоторых сочинений восьмиклассников под общим названием, вынесенным в заголовок.

Светлана Гайченя

«С момента окончания Великой Отечественной войны прошло 65 лет, но по-прежнему жив в сознании народа великий подвиг миллионов солдат. Мы, молодое поколение России, вглядываемся в лица фронтовиков и стараемся представить, какими они были тогда, в те «сороковые, роковые...» Мы благодарим их за этот подвиг, который они совершили не ради славы – ради жизни на земле. Фронтовики, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне и ветераны, дожившие до сегодняшних дней, напоминают нам о том, каким должен быть человек, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах. В честь героев Великой Отечественной войны устанавливаются мемориалы, их именами называют улицы, детские образовательные учреждения. Сегодняшние Аромашевские школьники, объединяясь в тимуровские отряды, помогают ветеранам в домашних делах, приглашают на встречи, пишут сочинения, увековечивая память о них».

Надежда Севостьянова

«…В истории, как и в жизни любого человека, есть события, даты, имена, потрясения. В этих исторических потрясениях делает неимоверные усилия, испытывает страдания и лишения ни один человек – целый народ.

Великая Отечественная. Четыре страшных долгих года, унесшие миллионы жизней. Поднимались в атаку парни, чьим сердцам хотелось любить и радоваться. Они защищали свою землю, родителей, братьев и сестер, друзей и подруг. Им было очень страшно, когда надо было подниматься из окопа, идти на смерть, подставляя себя под пули. Но они шли и погибали, чтобы жили мы. А на их родине люди зажигали и зажигают Вечный огонь, воздвигают памятники, чтобы память о погибших была жива…

В центре села Аромашево установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне. В дни праздников люди приходят, чтобы помянуть и возложить цветы в память и благодарность о погибших…»

Елена Кочнева

«Сегодняшнее молодое поколение помнит и чтит погибших и ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны. Мы не должны забывать о далёких 1941-1945 годах. Ветеранам нужно сказать слова благодарности за то, что выжили, что остались добрыми, что история их юности помогает нам разобраться во многих вопросах. Более полувека отделяет нынешнее поколение от страшной даты в истории нашего народа. Стереть из памяти то, что выстрадал народ, невозможно. Задача молодого поколения не только свято чтить память о защитниках Родины, но и воспитать молодёжь в духе уважения к своей истории. Наша святая обязанность сегодня – не забывать о солдатах и тружениках тыла, ковавших эту победу, бережно хранить добрые, славные традиции нашего народа…»

Подготовила Н. Дубинина



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Посмотрим памяти в глаза».
Светлана Дмитриевна Колесник, учитель начальных классов МОУ «РСОШ№9»

Вот пролетают за вехой вехи.

И мир уже в двадцать первом веке,

Но будут помнить потомки свято

Подвиг солдат века двадцатого!

Пусть память хранить помогут эти

70 ШАГОВ К ПОБЕДЕ.
Год 1945... Год 2015.
Между ними 70 лет мира и памяти.

Память - это благодарность.

Память – это долг.

Память – это жизнь.

Я помню, значит, я живу

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно – не мертвым!

Это надо живым!

Роберт Рождественский.
Посвящаем всем генералам,
Всем полковникам,
Всем подполковникам,
Всем майорам и капитанам,
Всем старшинам и сержантам,
Всем рядовым,
Всем труженикам тыла,
Которым их дети,
Их внуки, их правнуки
Обязаны вечно
Зеленой травой, голубой речкой
Синим небом, серебряным воздухом
Всем, что называется жизнь.



Цели проекта:


  • Образовательные:

  • Пробуждать интерес у детей к изучению истории своей семьи.

  • Изучать историческое прошлое нашей страны.

  • Расширить знания младших школьников о событиях 1941-1945 годов.

  • Познакомить с земляками, кто ковал победу на фронте, кто шел к ней и пал
в борьбе за Отечество во время Великой Отечественной войны.

Воспитательные:


  • Воспитывать чувство гордости за членов своей семьи

  • Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле.

  • Формировать чёткое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.

  • Учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле.

  • Формировать чувство патриотизма.
Развивающие: Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.;

Развивать интерес к изучению истории.

Гипотеза: для того, чтобы жить в мире сегодня, мы не вправе забывать ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945года.
Описание проблемы

Наше время- время бурных социальных и экономических перемен, преобразования общества - требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Сила нашего государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героика- патриотических традиций нашей Родины, формирования у младших школьников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению.

В 2015 году вся страна отмечает 70-летие Великой Победы, что позволяет по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Актуальность

Младший школьный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Мероприятие призвано способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир.

Организовывая воспитательную работу, я, как классный руководитель должна учесть, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию в школе важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из биографий родственников обучающихся.

Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
Проект «Посмотрим памяти в глаза» предполагает сформировать гражданские качества у учащихся, воспитать патриота своей страны, развить познавательную активность, углубить знания детей об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945года. Знакомит с земляками, ктоковал победу на фронте, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество во время Великой Отечественной войны.

ФормированиеУУД:
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА


Этапы проекта

Темы занятий

Практическая деятельность

I .Подготовительный

1.Конкурс рисунков «Память эту мы храним »

2. Мозговой штурм

« Что я знаю о войне»

3.Мастер-класс на тему «Изготовление открытки

для ветерана»


Рисование на тему
Ответы на вопросы викторины.

Распределение по группам, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.


I I . Поисково-исполнительный

(проектировочный)


3. Библиотечный урок.

4. Внеклассное чтение

5. «Наши земляки-герои».
6. Мини-проекты

«История войны в моей семье»
7. «Страничка Книги Памяти».

8.Экскурсия в Зал Боевой Славы, школьный музей.


Экскурсия в библиотеку.
Декламация стихов о Великой Отечественной войне, чтение произведений о войне.

Экскурсия в школьный музей.

Практическое занятие, работа в группах, написание сочинений.

Защита мини-проектов

(рассказ о защитнике Родины своей семьи)

Оформление странички совместно с родителями.

Работа в группах.


III .Обобщающий (проверка качества проекта)

9.Репетиционные занятия.

Во время исследования происходит обмен информацией, ее анализ, редактирование текстов, проводится консультация по сбору и обработке материала. Ведется работа по оформлению работ.

IV. Защита проекта

Заседание музыкально-литературной гостиной «И в памяти,и в сердце.»

Организация и проведение внеклассного мероприятия.

V . Итоговый

(рефлексивный)


Подведение итогов проекта.

Викторина, выводы.

Источники информации:

  1. Авторская разработка
Материалы, фотографии из архивов школьного музея, школьной библиотеки, рассказы родственников.

Ход Урока Мужества «Посмотрим памяти в глаза».

Вступительное слово классного руководителя:

Дорогие ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.
Лето 1941 года началось замечательно. Лето обещало свои радости.
«Слушайте все – начинается лето!» –
Первые горны пропели про это!
Первые тапочки, кеды, ботинки
Снова топочут по каждой травинке…

Было мирное время, дети играли, росли и ни каких забот!

Папа был рядом. Мама была рядом. Они играли на улицах своего города. У них было веселое детство. И они не знали, что их ждёт… Война …

НАЧАЛО ВОЙНЫ
Ученик 1. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Люди мирно спали, когда на их головы посыпались бомбы и снаряды. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим городам нашей страны.
Звучит запись Левитан «О начале войны».
ЗАДАЧИ ФАШИСТКОЙ ГЕРМАНИИ

Ученик 2. Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.
НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Ученик 3. Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций.
Звучит запись песни «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Учитель: Ребята, почему война называется Великой Отечественной?(ответы учащихся)
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА- самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

ПЕРВЫЕ СРАЖЕНИЯ

Ученик 4: Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли.

ВЕТЕР ВОЙНЫ

Как было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край, неведомый, война.

Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

Учитель:

С началом обстрела Бреста на рассвете 22 июня находившиеся в городе подразделения были подняты по тревоге. В 7 часов противник ворвался в город. Началась героическая оборона Бреста, которая продолжалась свыше месяца и явилась примером легендарной доблести и отваги советских патриотов. Ее защитники больше месяца вели непрерывные бои. Немцы рассчитывали на эффект внезапности, они попытались одним броском захватить Брестскую крепость с ходу. В первые минуты артиллерийским обстрелом были разрушены мосты, многие сооружения и склады, военные городки. Советские бойцы стали оказывать сопротивление. План молниеносного захвата Брестской крепости провалился.

Начиная с 23 июня, гитлеровцы стали прибегать к тактике изнурения. Окружив крепость со всех сторон, немцы держали под обстрелом все подходы к воде. Для защитников крепости тяжелым испытанием стала жажда, голод, не хватало бинтов и лекарств. Было много убитых и раненых бойцов.

Разрозненные небольшие группы защитников крепости оказывали врагу сопротивление в течение месяца, оттягивая силы противника на себя. В ночь, на 5 июля, солдаты, оставшиеся в живых, попытались вырваться из крепости. В бою часть бойцов погибли, из крепости удалось выйти четверым.

На 32-ой день войны еще то тут, то там раздавались отдельные выстрелы, уже по одиночке защитники Брестской крепость боролись с фашистами.

Казематы Брестской крепости сохранили свидетельства мужества и стойкости ее защитников. На стене казармы была найдена надпись: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20 июля 1941 год»

ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ

Ученик 1:

В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Много погибло наших солдат.
БИТВА ПОД МОСКВОЙ

Учитель:

Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. « Я сотру этот чёртов город с лица земли, а на его мете построю искусственное озеро». Свой план захвата гитлеровцы назвали “Тайфун”. Но этим планам не суждено было осуществиться.

К концу сентября 1941 года немцы сосредоточили на центральном фронте половину своих солдат. Большое количество артиллерии, танков и самолётов. Советские солдаты вели тяжёлые оборонительные бои. Вся страна поднялась на защиту столицы нашей родины. За три месяца боёв враг был отброшен на десятки километров от Москвы. Были освобождены города Тверь, Клин, Калуга, тысячи сёл и деревень. Это была первая с начала войны победа Красной Армии. Битва под Москвой показала, что фашистов можно разгромить.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Учитель

8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она. Фашисты сбрасывали на город бомбы, обстреливали из дальнобойных орудий. Жителям города нечего было есть, было мало воды. Только зимой по льду Ладожского озера проходила дорога жизни, по которой в Ленинград везли продукты. Но этих продуктов было очень мало. В декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а дети и старики и того меньше по 125 граммов хлеба. Осенью 1941 г. люди начали умирать каждый день от голода. Запасы продовольствия быстро заканчивались. Всё, что можно было найти, - варили опилки, разрезали и ели кожаные ботинки…

Многие от слабости падали и умирали прямо на улице. Все выше и выше становились братские могилы на Пискаревском кладбище. В ноябре 1941 от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 53 тыс. За январь и февраль 1942 г.- 200 тыс. ленинградцев.

Осень зима 41 и 42 годов самое страшное время блокады. Зима принесла не только голод, но и холод. Отопления и горячей воды не было, не было и электричества в домах. Люди стали жечь мебель, книги. Перестал ходить транспорт. От голода и дистрофии люди умирали тысячами. Но жизнь в непокоренном городе продолжалась. На заводах работали женщины, старики, 13-14-летние подростки, они заменили ушедших на фронт отцов и братьев. Ленинград помогал Армии, выпускал военную продукцию, старики, женщины и дети рыли окопы, ленинградцы принимали участие в отрядах противовоздушной обороны города - сбрасывали фугасные бомбы с крыш домов, оповещали людей о налетах вражеской авиации. Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо Блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года.

От голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей осажденного Ленинграда (по другим источникам, не менее миллиона человек).

Но ленинградцы выстояли и не пустили врагов в свой город. Дети блокадного Ленинграда сейчас старенькие бабушки и дедушки. Они никогда не забудут тех страшных дней и тот кусочек хлеба размером со спичечный коробок и кружку кипятка – это было их питание на целый

http://www.urfo.org/pmr/376718.html
Текст песни «День Победы» -

Накануне Дня Победы мы спросили у самых молодых (до 25 лет) сотрудников нашей группы компаний, что для них значит день 9 Мая.

Специалисты, работающие в разных компаниях холдинга «Социум», поделились своими мыслями о грядущем празднике.

Владислав Глездов, 22 года, электромеханик линейных сооружений связи в линейно-техническом отделе, СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ

Ч то для Вас, как для представителя молодого поколения, сегодня значит Победа?

Ушли в прошлое дни 50-х годов, когда Победа 1945 года ознаменовалась безудержной радостью мирной жизни. Жизни без страха бомбёжек, голода, разрухи. Сегодня великая победа наших прадедов и дедов чувствуется и сопереживается нами, последующими поколения, как праздник свободы и добра.

Для молодого поколения 9 мая - великий праздник. Праздник, который подарили нам сильные люди. И мы им обязаны тем, что живём сейчас благополучной, спокойной жизнью, не зная тех чудовищных унижений и лишений, которые выпали на долю наших предков на полях сражений и в концлагерях, в голодном тылу и на передовой. Мы можем наслаждаться мирным небом над головой. Мы, то есть всё наше молодое поколение, бесконечно долго будем помнить и чтить память великих воинов и с благодарностью желать всем участникам, ветеранам, труженикам тыла здоровья и долгих лет жизни.

Отмечают ли в Вашей семье День Победы, вспоминают ли воевавших родных? Как Вы считаете, не прерывается ли с уходом из жизни фронтовиков традиция праздновать 9 Мая? И надо ли, на Ваш взгляд, ежегодно отмечать его так широко?

Праздновать или нет этот праздник - это дело каждого человека, каждой семьи. Но вспоминать о нём нужно обязательно!

День Победы - один из любимых, трогательных, великих праздников. В нашей семье этот праздник обязательно отмечают. Мы смотрим парад Победы; ходим на концертные площадки в парки. А ещё поздравляем ветеранов и участников Великой Отечественной войны: дарим гвоздики, говорим тёплые слова благодарности за мир, который они нам подарили. И, конечно, возлагаем цветы у мемориала «Вечный огонь» и у памятников героев - участников войны. За праздничным столом вспоминаем наших дедов и прадедов, живших в то время. Одни воевали на передовой, а другие «ковали» победу в тылу. Кто-то погиб на полях сражений, кто-то вернулся домой победителем. Наши героические бабушки и прабабушки работали в тылу, в голоде и холоде, перенесли вражескую оккупацию, болезни, потерю близких. И все вместе они выстояли и победили врага!

Традиция празднования 9 мая ни в коем случае не должна прерываться с уходом из жизни этого стойкого поколения. Этот праздник - благодарность тем людям, которые отдали жизни, выстояли и подарили нам светлое будущее. Считаю, что этот день просто необходимо вспоминать ежегодно. Он показывает солидарность поколений. Когда старшее поколение окружено особым вниманием, когда вся страна отдаёт честь воинам, которые сражались за нашу свободу не только на полях этой войны.

9 мая в России - это большой и смысловой праздник. Мы будем обязательно его праздновать всей семьёй; как всегда смотреть парад Победы, фильмы о Великой Отечественной войне.

В этом году тоже постараемся отметить его. За праздничным столом послушаем рассказы наших дедушек и бабушек о послевоенном времени. Если их не будет рядом с нами, позвоним и поздравим. Будем смотреть документальные и художественные фильмы об этой войне; пойдём гулять в парки, а уж если по дороге встретим ветеранов и участников войны, то непременно поздравим и поблагодарим.

Всё, чему нас учили в школе, что мы узнали из фильмов и книг, мы расскажем следующему поколению - нашим детям и внукам. Вспомним некоторые свидетельства, которые рассказали нам родители, дедушки и бабушки. Ведь это их ближайшие родственники - отцы, матери, деды и бабушки - были участниками тех великих побед на фронте, в тылу, в послевоенные годы, в тяжкий период преодоления разрухи и голода.

Мы хотим сказать сердечное спасибо и пожелать здоровья тем, кто подарил нам жизнь без войны, - ветеранам и труженикам тыла. Обязательно это нужно делать всем, независимо от того, воевали их предки на этой войне или нет. Воины-освободители, вы всегда останетесь примером для подражания.

Празднуя эту победу, мы отдаём дань признательности своему народу, перед всеми героями склоняем головы за все предшествующие победы на протяжении существования нашего великого народа.

Виктор Титов, 21 год, студент 3-го курса колледжа связи №54 имени П. М. Вострухина. В настоящее время проходит практику в отделе корпоративных сетей, СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ

Разгром гитлеровской Германии и её союзников в Европе достигнут в резуль-тате со-вместных действий Советского Союза и его западных союзников. Отдавая дань уважения всем борцам против фашизма, следует признать, что главная заслуга в разгроме гитлеровской Германии принадле-жит СССР.

Несомненно, для каждого благоразумного жителя нашей страны 9 Мая - это великий день, Праздник с большой буквы. Победа, доставшаяся такой высокой ценой, ценой в 25 миллионов жизней, для меня значит многое. Историческое и миро-вое значение Победы СССР в Великой Отечествен-ной войне заключается не только в освобож-дении своей территории и сохранении це-лостности своей Родины, но и в освобождении наро-дов Европы от фашистского пора-бощения. В результате победы неизмеримо вырос международный авторитет СССР, ставшего ми-ровой державой, без которой теперь не мог решиться ни один важный вопрос. Это поводы для гордости за Родину.

В нашей семье, к сожалению, не так широко отмечается День Победы, возможно, потому, что воевавшие родственники не достигли значимых успехов в плане медалей. Знаю только про прадеда: был танкистом и погиб в 1941 году, точное место не припомню. Пока идеи нашего руководства относительно Дня Победы совпадают с мыслями народа, и пока живы ветераны, то традиция празднования Дня Победы не прервётся, и 9 Мая ежегодно будет так широко отмечаться. На мой взгляд, ежегодно и столь широко в тяжёлых экономических условиях, наверное, не стоит.

Последние пару лет 9 Мая и майские праздники у меня были связаны с написанием курсовых работ. Эти майские праздники, видимо, уйдут под написание ВКР.

Но о Победе, естественно, расскажу в первую очередь, если не будет новых побед. Сделать это, конечно же, стоит.

Александр Тюменев, 20 лет, студент 3-го курса колледжа связи №54 имени П. М. Вострухина. В настоящее время проходит практику в отделе корпоративных сетей, СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ

9 мая - Великий день. Это неисчерпаемая гордость за многие народы, которые объединились против угрозы и смогли одержать победу. Благодаря их подвигу мы живём свободной жизнью и наслаждаемся мирным небом над головой. У нас есть будущее! И я благодарен за это.

В моей семье мы всегда празднуем День Победы, вспоминая нашего прадедушку, который воевал на границе Украины и России. И есть небольшая история про его подвиги. Он начал служить, когда ему было около 25 лет; война же началась, когда ему было 27. Во время боевых действий его с сослуживцами взяли в плен и посадили в сарай, поставили охрану и ушли. Все мы знаем наши ветхие сараи, в которых обычно хранится много всякого хлама, к счастью, этот был как раз таким. Ему удалось с товарищами выбраться через крышу, обезвредить всех врагов и идти дальше в наступление. Об этом моей прабабушке написал один из его товарищей. К сожалению, больше писем не поступало.

Почти у каждого есть родственник, воевавший на войне, и для каждого он является примером, героем, который дал нам то, что мы имеем.

Отмечать широко, конечно, нужно! Очень важно напоминать людям историю войны и победы, а такой большой праздник - это как дань уважения ко всем людям, которые рисковали своей жизнью ради нас.

Утром 9 мая я пойду на Красную площадь, чтобы посмотреть на парад техники и авиации. Там будет показана новейшая техника, которая в ближайшем времени сможет защитить нашу страну от возможных атак. Также посмотрю на красочный салют. Уверен, что будет интересно и нескучно.

Главное - никогда не забывать о подвигах наших героев, и обязательно будем воспитывать это же чувство уважения к ним у наших детей и внуков!

Сергей Филимонов, 21 год, студент 4-го курса НИУ МАИ, дежурный инженер службы технической поддержки, СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ

Для меня 9 мая всегда был, есть и будет Великим Днём. По рассказам бабушек и дедушек я знаю, через что им пришлось пройти, что они пережили. Для меня 9 мая не просто день Победы, это день, в который завершилась самая крупная война, и в которой погибли миллионы людей, благодаря им мы сейчас живём.

В моей семье День Победы отмечается сбором всей семьи за столом, рассказами и обсуждением каких-либо моментов, связанных с семьёй, а после обеда дедушка рассказывает про войну… Я считаю, что традиция не проходит и не пройдёт, и этот праздник надо отмечать так широко!

Утро и день 9 мая провожу в кругу семьи, вечером еду гулять в центр с девушкой, а в 21.00 обычно бываю на смотровой площадке Воробьёвых Гор.

Своим детям я буду рассказывать о том, какой ценой была добыта эта победа. Безусловно, это стоит делать, я не могу выразить словами почему, просто знаю для себя, что надо.

Иван Чапкин, 24 года, системный администратор отдела корпоративных сетей, СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ

Что для Вас, как для представителя молодого поколения, сегодня значит Победа?

Праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Я благодарен всей той России, которая мужественно отстаивала свои границы, несмотря на численное превосходство противника, одержав столь значимую для нас победу.

Отмечают ли в Вашей семье День Победы, вспоминают ли воевавших родных?

Конечно, это единый праздник для всех нас; мой прадедушка воевал, и к счастью, вернулся домой.

Как Вы считаете, не прерывается ли с уходом из жизни фронтовиков традиция праздновать 9 Мая?

9 Мая будет актуальным до тех пор, пока мы будем оставаться людьми. Нужно помнить о тех, кто завоевал нам мирное небо над головой.

И надо ли, на Ваш взгляд, ежегодно отмечать его так широко?

Кроме нас их помнить некому. Более того, их сознательно вычеркнут из истории. Так что, если не хотите, чтоб от вашего дедушки остался в кадре только край рукава, празднуйте что есть мочи. Кто кроме нас?

Навещу бабушку с дедушкой; планирую посетить любые праздничные мероприятия, организованные в Москве.

Что Вы будете рассказывать своим детям о войне, о Победе? И стоит ли, по Вашему мнению, это делать?

Постараюсь ненавязчиво и правдиво рассказать, как всё было на самом деле, не искажая историю.

В памяти наших людей Великая Отечественная война навсегда останется как величайшее испытание на мужество, величайшая трагедия. Для всех многочисленных народов бывшего СССР та суровая война стала справедливой, священной и общенародной. И не зря ее назвали Великой Отечественной. Навязанная нам извне, она явилась настоящим экзаменом на крепость многонационального государства, на силу патриотического, духа нашего народа. И это нелегкое испытание он выдержал с честью.

Буквально с первых часов войны миллионы советских людей взялись за оружие. Рабочие, колхозники, интеллигенция, население многих городов и сел в том числе и жители Любанщины, встали на защиту своей Отчизны. В тылу врага создавались партизанские отряды и подпольные организации. На фронтах и на морях достойный отпор фашистам оказывали Красная Армия и Военно-Морской флот. Наравне с мужчинами в той суровой битве участвовали женщины, старики и даже дети. Неся огромные потери, советские люди мужественно противостояли врагу. Их девизом стали слова «Наше дело правое, враг будет разбит, Победа будет за нами!». А потому свершались подвиги, равных которым еще не знала история. С беспримерным мужеством и стойкостью, плечом к плечу с представителями разных народов нашей страны защищали Минск, Москву, Ленинград, Сталинград и другие города Советского Союза наши любанчане. Они же освобождали наш райцентр, изгоняли захватчиков с белорусской земли, прошли освободительным походом многие страны Западной Европы, штурмовали Берлин.

Три года на нашей Любанской земле полыхало пламя всенародной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. На территории района действовали Минский подпольный обком КП(б)Б и ОК ЛКСМБ, Любанский подпольный райком КБ(б)Б и РК ЛКСМБ, Любанский райисполком. Для организации борьбы с врагом на подпольной работе были оставлены председатель районного исполнительного комитета Андрей Степанович Луферов, начальник межрайонного отделения НКГБ Евстрат Денисович Горбачев, начальник районного отделения милиции Николай Ермакович, директор совхоза «Жалы» Александр Калганов, председатели сельских Советов Степан Карнеев и Афанасий Прушак, многие другие коммунисты.

На острове «Зыслов», где располагались штабы партизанского соединения Минской области, был оборудован аэродром, который принимал самолеты с Большой земли, снабжал лесных солдат оружием, боеприпасами и медикаментами, доставлял в тыл детей и раненых. В партизанской зоне печатались республиканские газеты «Звязда» и «Чырвоная змена», выходила районная «Кліч Радзімы".

Героической страницей в историю района вписаны подвиги коммунистов, комсомольцев и несоюзной молодежи Любанщины, в числе которых славные боевые дела Героев Советского Союза старшины Захара Григорьевича Лыщени, полковника Дионисия Сильвестровича Наруцкого, рядового Павла Романовича Алейникова, кавалеров всех трех степеней ордена Славы младшего сержанта Михаила Константиновича Роговского и сержанта Карла Станиславовича Куркевича.

Мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной, защищали свой край в партизанских отрядах, примерно работали в советском тылу, приближая День Победы, бывшие фронтовики и партизаны, в настоящее время проживающие на Любанщине - гвардии старшина А.А. Безбародько, старший лейтенант Н.И. Брагинец, рядовой А.П.Воробьев, сержант Н.П.Дорожко, подполковник С.И. Исайко, старший лейтенант Л.А.Иокша, младший сержант М.Т.Касько, полковник М.И.Моргалов, сержант В.Г.Мохарт, капитан И.А.Муравейко, старший сержант Н.Ф.Свинковский, рядовой П.Т.Трамбицкий, младший сержант И.А.Трухан, рядовой Н.М.Федорчук, майор В.Н.Шаплыко, рядовой А.М.Хралович, труженица тыла В.В.Савина. Все они за свои ратные дела были отмечены многочисленными орденами и медалями, заслужили уважение и признательность своих земляков за ударный самоотверженный труд в послевоенное время.

Нынче в районе проживают 203 ветерана Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым годом их становится все меньше и меньше. Всего лишь 14 лет назад на Любанщине насчитывалось почти полторы тысячи ветеранов. Но годы, полученные ранения, болезни и возраст дают о себе знать. Вот и уходят навсегда из нашей жизни те, кто отстоял Отчизну, оставляя после себя потомкам плоды своего самотверженного труда и ратную славу, добытую на полях сражений. Среди этих героических людей наши уважаемые земляки, Герои Социалистического Труда, почетные граждане, участник парада на Красной площади в Москве, руководители предприятий, колхозов, совхозов, учителя, профессиональные военные и люди разных других профессий.

С гордостью вспоминаем мы сегодня и тех, кто уже никогда не вернется: участника партизанского движения на Любанщине и фронтавика А.А.Клюбко, награжденного орденом Славы третьей степени, медалями «За Отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», а в мирное время удостоенного звания Героя Социалистического Труда; участника обороны городов Бобруйска, Могилева, Харькова, Варонежа и Москвы, старшего сержанта С.Р.Пожарицкого, который освобождал в последствии Киев и многие другие города Украины и Западной Европы, отмеченного орденами Отечественной войны второй степени, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими, ставшего затем участником парада Победы на Красной площади в Москве; участника боев на Ленинградском, Сталинградском, степном, первом, втором, третьем и четвертом Украинских фронтах майора С.С.Ращеню, награжденного орденами Отечественной войны первой и второй степени, Красной звезды, «Знак Почета» и другими; участника обороны Москвы, освободителя таких белорусских городов, как Кричев и Могилев Ф.Н.Статкевича, награжденного медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», а в 1950 году удостоенного высшей трудовой награды - звания Героя Социалистического Труда; кавалера золотой медали «Серп и Молот», трех орденов Ленина и трех орденов Трудового Красного Знамени, орденов Октябрьской Революции, «Знак Почета», Красной Звезды, Великой Отечественной войны второй степени и медали «За отвагу», председателя знаменитого колхоза «Чырвоная змена» Кузьму Ивановича Шаплыку и многих других.

С годами все отдаленнее эхо грозных военных лет. Но в том, что мы вновь и вновь возвращаемся к тем 1418 самым трагичным и самым великим дням и ночам, которые выпало пережить советским людям, неизменная радость завоеванной ими победы. И та скорбь, та безмерная горечь утраты, которая за нее заплачена. Ибо более 27 миллионов советских людей отдали свои жизни за счастье жить под мирным небом.

Но нигде не было столько разрушений и бед, как на белорусской земле. В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками погиб каждый третий житель довоенной Беларуси. Наша Любанщина потеряла погибшими и пропавшими без вести около девяти тысяч защитников Отечества. Кроме того, было сожжено 27 деревень. Множество детей осталось сиротами, а женщин - вдовами. Сегодня трудно представить себе, что было бы, если бы не удалось тогда защитить нашу землю от коричневой чумы фашизма.

Каждый год 9 Мая в районе, в городе Любани и на знаменитом острове Зыслов проводятся торжественные мероприятия, посвященные дню Великой Победы. В этот день распорядительные и исполнительные органы власти, совместно с общественностью, чествуют ветеранов войны и труда, отдают им дань почета и уважения. Десятки гирлянд, венков и живых цветов кладутся в этот день и на постаменты памятников и обелисков тех, кто положил свои жизни на алтарь Отечества.

Слава Вам, храбрые, слава, бесстрашные,

Вечную славу поет Вам народ,

Доблестно жившим, смерть сокрушившим,

Память о Вас никогда не умрет.

Да, справедливо поется в песне, что день Победы - это праздник со слезами на глазах. До боли в сердце понятны нам слезы на глазах солдатских матерей, вдов, узников фашистских концлагерей, бывших солдат, подпольщиков и партизан. А поэтому увековечивание памяти защитников Отечества и жертв войны, благоустройство воинских захоронений - святой долг и дело совести нынешней власти и каждого из нас. В районе уже проведена паспортизация всех известных воинских захоронений, продолжается работа по их благоустройству. В 2008 году реконструировано воинское захоронение на острове Зыслов, в ходе которого установлены новые надгробные плиты и обустроена прилегающая территория.

И в текущем 2009 году руководством районного исполнительного комитета были выделены финансовые средства для дальнейшего благоустройства данного захоронения. Проводятся субботники по упорядочению мест воинских захоронений на территории сельских Советов с активным привлечением трудовых коллективов и учащихся школ. Всего же за последнее время на Любанщине учтены 133 воинские захоронения, в которых покоятся 2350 защитников Отечества. Самое большое из них, где упокоен прах 296 воинов и партизан, находится на острове Зыслов.

Наша задача - и дальше продолжить поисковую работу, оберегать места вечного упокоения героев, не допускать фактов вандализма, чтить светлую память о тех, кто погиб, защищая нашу Родину. А участникам войн и семьям погибших военнослужащих необходимо оказывать постоянную моральную и финансовую помощь.

За годы мирного созидательного труда обновилась и похорошела наша земля, из руин и пепла встали новые города и поселки. Неузнаваемо изменился и наш Любань. Из года в год он становится все краше и привлекательнее. Установлены памятники секретарю и члену Минского подпольного обкома КП(б)Б А.Ф. Брагину, воинам-интернационалистам, погибшим в республике Афганистан, ветерану войны, Герою Социалистического Труда К.И. Шаплыко.

Под мирным небом нынче выросло новое поколение молодежи. Оно не знало тягот и лишений военного лихолетья, не слышало свиста пуль и грохота артиллерийской канонады, хотя тоже живет не в простое время, время перемен, экономических кризисов. К сожалению, многие молодые люди все меньше интересуются и помнят о подвигах, совершенных их дедами и прадедами во имя живущих. На Западе, да и кое-где в странах бывшего СССР, уже вошло в моду открыто фальсифицировать факты и события, касающиеся второй мировой войны, обливать грязью советский период развития общества. Фальсификаторы свой информационный удар направляют в первую очередь на молодежь. Не удивительно, что появились призывники, которые становятся на путь уклонения от явки на призывной участок для прохождения медицинской комиссии и призыва в ряды Вооруженных Сил, чего раньше никогда не было.

Патриотизм является основой мужества, доблести и славы. Сегодня одна из главных задач - воспитание молодежи в духе верности боевым и трудовым традициям старших поколений. Население нашего района всегда было сильно патриотическим духом. Это показала Великая Отечественная война, а также послевоенный период экономического развития общества. Только на Любанщине звания Героя Социалистического Труда были удостоены 18 человек. И один стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. Примером служат и воины-интернационалисты, которые достойно исполнили свой воинский долг. Большую работу в патриотическим воспитании населения и молодежи проводят коллективы работников Любанского государственного музея народной славы, редакции газеты «Голас Любанщины», районного военного комиссариата, государственных учреждениях образования и т.д.

Беларусь - страна мирная. Она не бряцает оружием и нападать ни на кого не собирается. Это видно из постоянных заявлений Президента. Наша страна - независимое государство, основная цель которого - обеспечение поступательного развития, стабильности, безопасности, построения сильной и процветающей Беларуси.

Наши отцы и деды отдали свои жизни за свободу и счастье будущих поколений. В год 64-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистких захватчиков мы должны помнить об этом, чтить память своих героев и делать все для того, чтобы война на родной земле больше никогда не повторилась.

Ф. РАЩЕНЯ, бывший главный специалист по социальной защите Любанского райвоенкомата.Голас Любаншчыны. 2009 № 70

Чтобы ребенок сумел по-настоящему прочувствовать весь трагизм и героизм истории Великой Отечественной войны, необходима плодородная почва, в которую будут посеяны эти семена, - развитый культурный слой. Культура не дается ребенку по факту рождения, она прививается путем правильного воспитания. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы воспитать в ребенке настоящего человека - мыслящего, сопереживающего, доброго...

Рассказ, оставшийся в сердце

Эту историю-быль о событиях времен Великой Отечественной войны рассказала мне моя бабушка - единственный раз в жизни и только мне.

На территории оккупированного Донбасса обосновались нацистские военные формирования, состоявшие в том числе из итальянцев и румын. Обустраиваясь на захваченной территории, они выгнали мирных жителей из их домов. Никто с местными не церемонился - жилища захватывались, а скромные пожитки хозяев просто вышвыривались в окна. В результате люди вынуждены были ютиться по несколько семей в одной комнате, разделенной занавесками, - такое жилье называлось «угол».

Дедушка ушел на фронт в начале войны, бабушка осталась единственной кормилицей семьи. Семья была бедная, и вскоре все мало-мальски приличные вещи в доме были обменяны на продукты, потому что начался голод. Ели лебеду и картофельные очистки… Моей маме было три года, когда началась война, а ее младшая сестренка недавно родилась. Дожив до середины войны, она так и не научилась ходить из-за систематического недоедания… Однажды, уйдя на поиски хоть какой-нибудь еды, бабушка не смогла вернуться: во время облавы ее поймали полицаи и отправили в концлагерь. Дети остались на попечении старушки свекрови.

Через три месяца работы в концлагере в нечеловеческих условиях была назначена отправка в Германию. Бабушка умоляла оставить ее, жестами объясняя, что у нее двое детей. И над ней сжалились (а ее младший брат, который был вместе с ней в концлагере, был отправлен в Германию, где сгинул без следа). Вот только когда она вернулась домой, оказалось, что детей уже не двое - младшая дочка умерла от голода, не дождавшись всего трех дней до возвращения мамы…

Раздавленная горем мать отправилась на кладбище и стала рыть мерзлую землю могилы. Она достала гроб, открыла его и стала оплакивать своего погибшего ребенка. Пережить боль от потери ребенка почти невозможно. Еще горше было оттого, что, уходя, бабушка обещала скоро вернуться и малышка ждала маму долгие дни, вздрагивая от каждого хлопка входной двери. Но так и не дождалась…

История не для слабонервных, не правда ли? А теперь представьте, что историю эту я услышала маленькой девочкой. Я родилась под мирным небом, посмотрела немалое количество героических фильмов о войне, и эта, рассказанная бабушкой история моей семьи казалась мне такой странной и страшной… Но, став взрослой, я обнаружила, что бабушкин рассказ навсегда остался в моей памяти в виде шрама на сердце, который начинает болеть всякий раз, когда речь заходит о той страшной войне.

Сегодня, когда я смотрю, как едят мои дети, я думаю о том, какой это ужас для матери, когда твой голодный ребенок просит кушать, а дать ему нечего. И мне внутри очень больно, хотя я родилась после войны и голода не знала. А еще порой всплывают в памяти фото замученных во время войны детей - и я содрогаюсь от ужаса.

Кто-то может сказать: «Ну и зачем все эти отрицательные эмоции в нашей, сегодня мирной жизни?»

Восприятие боли войны как своей собственной - это прививка против искажений истории. Пусть на сердце будут шрамы от пережитой боли, зато это не позволит никому сбить ваш внутренний нравственный компас, никогда не заставит сомневаться в героизме бабушек и дедушек! Пропустив боль войны через себя, начинаешь единственно верно воспринимать историю своего народа и идентифицируешь себя с ним. И исчезает желание уехать за тридевять земель в поисках счастья, а наоборот, появляется желание отдать все свои таланты и умения на благо родной страны и русского народа.


Успеть не опоздать

Пока ребенок мал, мы оберегаем его от слишком жестокой информации о мире и людях. Но надо помнить, что база воспитания человека - возраст до пубертата. Вступив в сложный переходный возраст, ребенок перестает быть ребенком - он постепенно превращается во взрослого и отрывается от родителей. У подростков формируется своя «стая», в которой мнение сверстников, а тем более вожака, становится на порядки значимее, чем мнение взрослых - родителей дома, учителей в школе.

Кажется, что вот наконец-то с подросшим ребенком можно говорить на равных. Но может оказаться, что он откажется вас слушать, более того, выскажет свое мнение, которое может оказаться диаметрально противоположным вашему. Подростки могут быть упрямы и трудны в общении, поэтому фундамент воспитания необходимо создавать до вступления в сложный возрастной период. Конечно, сам воспитатель должен обладать всеми теми прекрасными качествами, которые стремится привить своему воспитаннику.

Преемственность поколений

В последние годы предпринимаются многочисленные попытки переписать историю Второй мировой войны и пересмотреть ее итоги. Можно говорить о том, что баланс в мире, возникший после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, пошатнулся… Поэтому именно сегодня особенно важно передать детям и внукам настоящие знания и память о Победе в самой страшной войне в истории человечества, о героизме наших предков, которым мы обязаны нашим настоящим и будущим, самой жизнью.

Однако в современном мире психологический, интеллектуальный, духовный разрыв между поколениями оказывается настолько велик, что общество, пожалуй, впервые в истории сталкивается с ситуацией, когда опыт предшественников и историческую память народа передать молодому поколению оказывается очень непросто. Давайте рассмотрим более подробно, как лучше передавать память о Великой Отечественной войне нашим детям.

Наша героическая история

Очень важный вопрос: как преподавать историю детям? Фактическая история всегда содержит и предательство, и вероломство, и море крови... Однако, чтобы дети захотели быть частью народа, идентифицировали себя с ним, надо показывать самые героические страницы истории, которые вызывают настоящую гордость за своих предков. Именно так и делают в разных странах мира, и даже если гордиться нечем, то придумывают легенды. В одном герое концентрируют все самое лучшее.

История русского народа и государства - по-настоящему героическая. Однако сегодня, когда отсутствует государственная идеология, а против нашей страны ведется непрекращающаяся информационная война, нам пытаются преподнести совсем … Такое положение дел продолжается уже третье десятилетие и в результате привело к тому, что даже в школе детям рассказывают не о героизме наших предков, а о самых слабых и трудных моментах истории: о тяжелейших потерях и бездарном военном руководстве в первые дни и месяцы войны, о заградотрядах, гнавших солдат в атаку под страхом смерти и т. п.

Такая неправильная подача информации, когда факты истории порой искажаются до неузнаваемости - об одних важных вещах и событиях умалчивается, а другие, напротив, преподносятся в излишне утрированной форме, - в итоге приводит к тому, что у детей возникает не гордость за Победу народа, а желание оправдаться. В худшем случае школьники вообще не идентифицируют себя с народом-победителем и готовы отречься от Родины и покинуть страну.

Поэтому воспитание наших детей в духе любви к Родине, передача им исторической памяти русского народа - это вопрос «Быть или не быть?» для всего русского мира! Сегодня всем нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы не потерять целое поколение, ведь сегодня это дети, а завтра - русский народ. Как помочь им ощутить всем своим существом гордость за подвиги героических предков? Знанием настоящей неискаженной истории, формированием исторической памяти о подвигах нашего народа.

Праздник со слезами на глазах

Конечно, начинать надо с праздника - великого Дня Победы. Активно вовлекать в это важное событие можно даже маленьких детей, начиная с дошкольного возраста. В преддверие праздника познакомьте малыша с историей георгиевской ленточки, приобретите флажки и значки с символикой 9 мая. Покажите фото из семейного архива и расскажите о родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне, адаптируя эти семейные истории для восприятия их маленьким ребенком.


В настоящее время в школах и детских садах организуются праздничные концерты, парады военной техники, встречи с ветеранами, куда могут прийти все желающие, - обязательно принимайте в них участие. Вместе смотрите Парад Победы на Красной площади и праздничный салют, которые транслируются на всю страну.

Последние несколько лет в День Победы по улицам российских городов и всего мира шествует - примите участие в шествии вместе с ребенком, желательно всей семьей. Память об этом знаменательном событии сохранится надолго, возможно, на всю жизнь. В этом вам помогут фото и видео вашего участия в шествии. Но еще важнее то особое ощущение единения, когда, следуя в многочисленной колонне людей, несущих портреты героических предков, вы можете почувствовать себя частью большого целого - русского народа.

Расскажите ребенку о смысле Вечного огня, вместе возложите цветы к Вечному огню и памятнику Неизвестному солдату, что можно сделать неподалеку от дома. Когда ребенок подрастет, можно организовать экскурсию в Парк Победы на Поклонной горе в Москве, к мемориальному комплексу «Героям-панфиловцам» в Московской области, посетить Мамаев курган и увидеть величественную скульптуру «Родина-мать зовет!» в Волгограде и другие памятники, посвященные героизму нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне.

Вот только если остановиться на этом, то День Победы останется для детей, родившихся спустя десятилетия, только праздником. И мы не увидим у них те самые слезы на глазах, о которых поется в песне «День Победы»… Чтобы пропустить Великую историю русского народа и его Победы через сердце, необходимо получить чувственные впечатления - вовлечься эмоционально, почувствовать боль тяжелых утрат, гордость за героизм и радость долгожданной Победы как свою собственную.

Священная боль

Сколько бы мы ни давали детям информации о Великой Отечественной войне и как бы ни вовлекали их в различные мероприятия, посвященные Дню Победы, часто эти сведения остаются формальными. Без подлинной вовлеченности, без чувственного проживания не получается привить детям историческую память народа. Флажки, георгиевские ленточки, гимнастерки и пилотки с красными звездочками, воздушные шары триколор - это красиво, радостно и приятно. А должно «пробрать до костей», ранить в самое сердце, стать прививкой на всю жизнь - от зверства, от фашизма, от ужасов войны. Это значит, что необходимо пройти через душевные испытания, увидеть и услышать то, что смотреть и слышать невыносимо больно, но совершенно необходимо.

Младшему школьнику предложите для чтения серию книг «Пионеры-герои», рассказывающую о подвигах детей во время Великой Отечественной войны. Подберите другие книги о войне, рассказывающие о ней правдиво, без искажения истории. Вместе послушайте военные песни, которые мало кого оставляют равнодушными. Посмотрите с ребенком фильмы о войне - как старые, так и новые, обсудите увиденное. О том, как массово уходили добровольцами на фронт, как ловили шпионов и диверсантов, как подростки стояли у станков, делая детали для танков и самолетов… Как всей огромной страной жили одной надеждой, одной целью - Победой! Как каждый отдавал от себя максимально, чтобы победу приблизить.

Познакомьте ребенка постарше с документами времен Второй мировой войны - фото, видео, текстами. В последние годы были открыты и стали публично доступными архивы времен Великой Отечественной войны. Загляните с ребенком на эти сайты - почитайте описания проявленного в ходе боев героизма в представлениях к наградам. Загляните с ним в лица детей войны на документальных фотографиях - голодных, испуганных, лишенных родителей и крова, замученных до смерти. Вместе прочитайте блокадный дневник Тани Савичевой или дневник еврейской девочки Анны Франк. Прочитайте письма фронтовиков.

Со старшими детьми, кто уже психически созрел и готов к восприятию взрослой информации, можно посмотреть документальные кадры военной хроники, свидетельствующие как о кровопролитных боях по освобождению наших городов от фашистов, так и о жестоких издевательствах фашистов и тех, кто их поддерживал, над мирным населением…

Фильм-потрясение, который смотреть очень больно, но необходимо. Для любого, кто увидит этот фильм и пропустит его через себя, жизнь разделится на до и после. Фильм - вакцина от жестокости, нацизма и ужасов войны.

Сегодня мы живем под мирным небом, наши дети не знают голода и лишений - они едят сладкие пирожные и смотрят американские мультфильмы. Однако подлинные знания о самой жестокой и кровопролитной войне в истории человечества, в которой наш народ сумел победить, совершенно необходимы: как минимум - чтобы сохранить себя, как максимум - чтобы уважать свои корни, любить свою Родину и вместе создавать будущее.


Чтобы семена воспитания взошли

Занявшись патриотическим воспитанием ребенка, современные родители могут столкнуться с проблемами… Ребенок может не захотеть слушать о войне - такая информация ощущается для них трудной, болезненной, требующей выхода из зоны комфорта. Или даже если ребенок слушает и смотрит, то остается безучастным, не вовлеченным в происходящее на страницах книги или на экране. Он не идентифицирует себя с героями этой войны и русским народом. Но не стоит отчаиваться.

Чтобы ребенок сумел по-настоящему прочувствовать весь трагизм и героизм истории Великой Отечественной войны, необходима плодородная почва, в которую будут посеяны эти семена, - развитый культурный слой. Культура не дается ребенку по факту рождения, она прививается путем правильного воспитания. У маленького ребенка культурный слой пока не развит - приобщение к культуре продолжается вплоть до подросткового возраста. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы воспитать в ребенке настоящего человека - мыслящего, сопереживающего, доброго.

Происходит это в основном за счет , которая создает психологически очень здоровые и правильные ассоциативные ряды, дает верные ориентиры в жизни, наращивает и укрепляет внутренний нравственный стержень. Ведь культура - это безусловная ценность человеческой жизни, это внутренний запрет на проявления жестокости по отношению к другим людям. «Девочка со спичками» Ганса Христиана Андерсена, «Дети подземелья» Владимира Короленко или «Без семьи» Гектора Мало - такие произведения подбираются в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его эмоционального развития, и таким образом работает и развивается душа ребенка.

Если культурный слой у человека развит, то со временем семена воспитания взойдут. И тогда вы обнаружите, что «никто не забыт и ничто не забыто». И наши дети и внуки будут тоже плакать в День Победы.

Если мы будем по-настоящему заниматься нашими детьми, только в этом случае у нас будет будущее: мы сможем со спокойной душой передать нашим подросшим детям страну и государство с уверенностью, что Россия для них - настоящая Родина, что они сохранят нашу великую страну и уверенно поведут ее в будущее.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »