Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников картотека по окружающему миру на тему. Дидактическая игра «Что нас окружает? Дидактическая игра живое неживое для дошкольников

«Каталог дидактических игр по экологии (неживая природа) для детей 5-7 лет Составила воспитатель: Крехтунова И.А. ...»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Нижневартовска центр развития ребенка – детский сад № 25 «Семицветик»

Каталог дидактических игр по экологии

(неживая природа)

для детей 5-7 лет

Составила воспитатель:

Крехтунова И.А.

Нижневартовск

Найди такую же

Дидактическая задача.

Учить детей сравнивать картинки с изображением времен года, явлений

природы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Ход игры.

Для данной игры подбирают разные картинки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать картинки, чтобы усложнить задание.

Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задания; здесь лежат на столе картинки. Я сосчитаю до 3-х, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые картинки. Будьте внимательны! 1-2-3!

Одинаковые, найди! – заканчивает воспитатель.

Дети, увидевшие 2 одинаковые картинки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и показывают их и называют, что на них изображено. Чтобы усилить внимание детей, воспитатель кладет картинки (почти одинаковые) среди других: затем воспитатель дает сигнал. Дети сразу же пытаются отыскать и показать картинки, но воспитатель напоминает, что картинки должны быть одинаковые.



Лото Дидактическая задача.

Разрозненные знания детей о неживой и живой природе систематизировать, активизировать речь детей, упражнять в правильности называния предметов, явлений природы, употреблять обобщающие слова:

неживая и живая природа, лес, водоем, луг, небо, космос.

Ход игры.

Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинаю быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает, получает фишку.

Отвечай быстро Дидактическая задача.

Закреплять умения классифицировать явления природы и приметы времен года, приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры.

Воспитатель, держа мяч в руке, становится в круг вместе с детьми и говорит:

Сейчас, я назову примету любого времени года или любое явление природы и брошу кому-нибудь мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать примету любую другую того же времени года или явление природы. Одно и тоже явление природы или примету можно назвать дважды.

Игру при повторении можно усложнить, называя не одну примету или явление, а два.

Что изменилось?

Дидактическая задача.

Воспитывать у детей наблюдательность, умения замечать незначительные, малозаметные изменения, происшедшие на картинках, объяснять связно, что изменилось.

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям, говорит:

Игра вам знакома, но в этой игре надо быть особенно внимательным, изменения будут очень незаметные, вы все постарайтесь их все заметить и назвать.

Первого ведущего выберем считалкой, а потом ведущим будет тот, кто правильно отгадал, что изменилось. Отгадывает тот, кому бросили мяч.

Поэтому будьте готовы быстро и правильно отвечать.

Выбранный ведущий предлагает внимательно посмотреть на стол с картинками и запомнить их.

Затем, закрыв ширмой стол изменяет что – то, затем убирает ширму и дает возможность детям внимательно посмотреть на картинки и бросает мяч кому-нибудь. Тот ловит и отвечает. Если ответ правильный, он становится водящим.

Собери картинку Дидактическая задача.

Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей;

Ход игры.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением времени года или солнечной системы и др., объясняя правила игры, педагог напоминает, как из отдельных частей сложить целую картинку.

Но сейчас у нас еще одно правило: сложить картинку быстро.

Начнете складывать картинку и закончите по сигналу: удар кубиком по столу, - уточняет правила игры воспитатель. Раздав картинки по числу игроков, воспитатель говорит, «Начали!» и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картинки.

Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру.

Кто скорее соберет.

Дидактическая задача.

Учить детей группировать объекты неживой природы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры.

Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие объекты неживой природы.

А сейчас будем соревноваться – чья команда скорее соберет картинки с объектами неживой природы в эту коробку (дождь) надо собирать объекты неживой природы, а в эту коробку(человек) – предметы, которые сделал человек.

Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так коробку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь.

Картинки воспитатель с детьми раскладывает на полу. Выбираются две команды по 2-3 человека. По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают предметы в соответствующие коробки. Чья команда первой подняла коробку, та и выигрывает.

Домино Дидактическая задача.

Закреплять знания детей о явлениях природы, о приметах времен года, отмечать их особенности, продолжать воспитывать умения вместе играть, подчинять правилам игры.

Ход игры.

Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половинки. На каждой из них изображены разные явления природы или приметы любого времени года.

Игра рассчитана на 4-6 человек. Карточек должно быть24. если играют четверо, раздают по 6карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешиваются. Дети неглядя отсчитывают 4-6 карточек, и игра продолжается.

–  –  –

Дидактическая задача.

Закреплять знания о планетах солнечной системы, описывать планеты по наиболее типичным признакам.

Ход игры.

Дети сидят в кругу. Выбирается ведущий, который начинает описывать планету. Остальные дети начинают отгадывать. Кто первый отгадает, тот следующий ведущий.

Ходят капельки по кругу

Дидактическая задача:

Дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что она – мама Туча, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну большую цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети выстраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Туча им наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Твердые, жидкие, газообразные человечки

Дидактическая задача:

Помочь детям понять отличие газообразных, жидких, твердых веществ.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с изображением состояния веществ в жидком, твердом, газообразном виде (твердые предметы – камень, лед, дерево, глина;

жидкие – вода, сок, молоко, масло; газообразное – пар из носика чайника, нос человека, дышащий воздухом – кислородом). Тому ребенку, которому дается фишка, начинает брать картинку и объясняет изображение. Когда все картинки получили объяснение, их делят на три группы по основным признакам – твердое, жидкое и газообразное вещество.

Догони свою тень

Цель: Познакомить детей с понятиями света и тени.

Ход игры:

Ребята, отгадайте загадку:

Я иду – она идет, Я стою – она стоит, Побегу – она бежит.

(Тень) В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появляется темное пятно. Это ваше отражение, называется тенью.

Откуда это темное пятно? Как образуется тень? (Солнышко посылает на Землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень).

Где еще есть такие темные пятна? На что они похожи? Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это можно сделать? (Дети пытаются догнать свою тень, чужую тень).

Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей.

Тень может двигаться, танцевать, прыгать, стоять – делать все то, что делает тот, кому она принадлежит, но она всегда молчит.

Дети по сигналу или под музыку изображают тень.

Живая и неживая природа

Дидактическая задача:

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель называет объекты живой природы - дети двигаются, называет объекты неживой природы – дети стоят.

Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и называет, если объекты живой природы - ребенок ловит мяч, если называет объекты неживой природы – ребенок мяч бросает воспитателю.

Чудесный мешочек Дидактическая задача.

Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Ход игры.

У каждого ребенка мешочек, в котором лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Дети должны отгадать на ощупь, что относится к живой или неживой природе.

–  –  –

Дидактическая задача.

Развивать умения называть объекты неживой природы по месту положения на игровом поле, которые должен запомнить за определенное время.

Ход игры.

Перед ребенком игровое поле, разделенное на квадраты, на каждый квадрат кладется картинка с изображение предметов неживой природы и явлений природы.

Ребенок смотрит на картинки, запоминает их, а когда воспитатель их закрывает, ребенок должен их назвать.

–  –  –

Цель игры: заложить основы экологического сознания, сформировать у детей элементарные навыки экологически грамотного и безопасного поведения, экономического отношения к природным ресурсам, бережного отношения к живой и неживой природе;

научить обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: зеленые галстуки, эмблемы, планшеты с экологическим экраном для каждой группы, экологические знаки, экологический экран ДОУ.

Этапы работы экологической полиции.

1 этап. Сбор штаба экологической полиции. Выбор капитана.

Обсуждение плана предстоящего рейда по групповым помещениям.

2 этап. Работа экологической полиции в группе 9оценка экологической обстановки, беседа с детьми и педагогами группы, осмотр помещений).

3 этап. Подведение итогов. Обсуждение результатов проверки и выставление оценок на экологическом экране. Сравнение результатов данного рейда с проводившимися ранее.

Ход игры.

На время игры группа превращается в штаб экологической полиции. На картосхеме детского сада намечается маршрут посещения групп, между членами команды распределяются обязанности – каждый из них отмечает каждый тип проверки.

«Контролеры» должны установить следующее:

1. Есть ли в группе мусор?

2. Рационально ли используются вода, свет (например, нет ли неисправных или незакрытых кранов)?

3. Много ли остается пищевых отходов?

4. Правильно ли дети ухаживают за растениями?

5. Хорошо ли заботятся за животными?

6. Чистый ли в помещении воздух?

Участники игры прикрепляют к своей одежде значки с символами, соответствующими типу проверки. После того как обязанности распределены, а маршрут намечен, действие игры переносится в группу, где происходит рейд. Каждый член команды оценивает экологическую обстановку в команде, беседует с детьми и педагогами, осматривает все групповые помещения. Результаты проверки заносятся в рабочий планшет.

После того как все закончено, ребята возвращаются в штаб экологической полиции и обсуждают полученные результаты. Затем с помощью экологического экрана всего детского сада сравнивают результаты разных рейдов. Подведя итоги, экологическая полиция возвращается в группу и знакомит детей с результатами своей работы, выставляет оценки на экологическом экране группы.

Похожие работы:

«ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ СЕМИНАРАХ (КУРСАХ) 12-14 мая 2015 г. прошел курс «ЛОГИСТИКА СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ОПТИМИЗАЦИЯ СКЛАДСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ» уч. центр Финконт В обучении приняли участие представители компании ООО Брозе Тольятти Автомотив, ООО «Кёниг Фуд» (г. Калининград) Все участники высоко оценили уровень проведения мероприятия. 18,19 и 21 ноября 2014 г. прошел курс «ЛОГИСТИКА СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ОПТИМИЗАЦИЯ СКЛАДСКИХ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ» уч. центр Финконт В курсе приняли участие...»

«BIBLIOTECA DI STUDI SLAVISTICI –7– COMITATO SCIENTIFICO Giovanna Brogi Bercoff (Direttore), Michaela Bhmig, Stefano Garzonio (Presidente AIS), Nicoletta Marcialis, Marcello Garzaniti (Direttore esecutivo), Krassimir Stantchev COMITATO DI REDAZIONE Alberto Alberti, Giovanna Brogi Bercoff, Marcello Garzaniti, Stefano Garzonio, Giovanna Moracci, Marcello Piacentini, Donatella Possamai, Giovanna Siedina Titoli pubblicati 1. Nicoletta Marcialis, Introduzione alla lingua paleoslava, 2005 2. Ettore...»

«Школа Florinda Czeija Висцеральной Mayerlehen 63 5201 Seekirchen Austria Терапии +43 699 1829 2676 [email protected] и Комплексных Мануальных Методик Лечения www.visceral-therapy.com Экзамены Висцеральная Терапия Брюшная Полость Грудная Клетка Заключительный Экзамен Инфрмация и Регистрация Школа Висцеральной Терапии и Комплексных Мануальных Методик Лечения Mayerlehen 63 5201 Seekirchen Austria +43 699 1829 2676 [email protected] Школа Florinda Czeija Висцеральной Mayerlehen 63...»

«Утверждаю Министр труда и социальной защиты Республики Крым _ Е.Романовская «» 2015 года ПЛАН РАБОТЫ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на I квартал 2015 года № п/п Наименование вопроса Ответственный Срок Кому за подготовку исполнения предоставляется материал I. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА Обеспечить выполнение мероприятий по реализации: Федеральных законов: 1.1 от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»; Кручек И.В. постоянно 1.1.1 Латышева Е.В. Полященко...»

«-1НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ Митяева А.М. ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», Орел, Россия В статье рассматриваются особенности, формирующейся в российском высшем образовании, многоуровневой системы подготовки с учетом влияния её требований на возможность и необходимость развития учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров, что способствует их личностному...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»

пер. Тимирязевский, 9. Тел. 8-415-31-65-3-65

Елизовского муницыпального района

Конспект занятия

по разделу программы «Волшебное слово»:

«Расширение словарного запаса»

занятие на тему: «Понятия – «живое неживое»

I года обучения для обучающихся 4 лет.

Составила: Ушакова Екатерина Расимовна

Педагог дополнительного образования

г. Елизово, Камчатский край

2016-2017 уч.г.

Форма обучения: занятие

Тип занятия: обучающее

Вид занятия: тематическое, продолжительность 1 учебный час

Методы обучения: беседа, игра.

Тема занятия: «Понятия – «живое не живое»

Цель: дать понятие о словах, называющих предметы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах;

    учить ставить к словам вопросы кто? что?;

Коррекционно-развивающие:

    развивать зрительное восприятие, мелкую и общую моторику; силу голоса, воздушную струю;

Воспитательные:

    воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить их до конца;

    воспитывать навыки сотрудничества.

Оборудование: игрушка кота из мультика «Попугай Кеша», проектор, компьютер, мягкий кубик, мультик «Толик и Болик», игрушки (леопард, бегемот, попугай, кот, собака, мяч, карандаш, юла, гриб), карточки для игры «Четвёртый лишний», карандаши, обруч для имитации озера, удочка, рыбки с картинками, два ведра, раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра с мягким кубиком.

Педагог: - Повтори звук, который я пела долго. (И-ра, О-ля, А-ня, И-горь, И-лья, А-ся).

2. Артикуляционная гимнастика.

Педагог: Сегодня к нам на занятие пришёл кот из мультика «Попугай Кеша» Вот он. Давайте покажеи ему как мы здорово делаем зарядку для язычка.зарядку. (Пока педагог читает стихотворение дети выполняют артикуляционные упражнения)

Пока я читаю стихотворение, вы выполняете упражнение.

«Бегемотик» (Слайд 1)

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот:

Отдыхает бегемот. (О. Перова)

«Блинчик» (Слайд 2)

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму. (О. Перова)

«Вкусное варенье» (Слайд 3)

Блин мы ели с наслажденьем -

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать. (М. Синицына)

«Лошадка» (Слайд 4)

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий. (М. Синицына)

Основная часть

2. Знакомство с новой темой.

а) Выполните, пожалуйста, мою просьбу.

Педагог: - Скажите, что это за предмет? Смогли выполнить просьбу? Почему? Скажите, а что это за предмет, мяч, кукла, пирамидка, лопатка, игрушки . Смогли выполнить просьбу? Почему?

Педагог: Куда бы, мы не пошли, чтобы мы не делали, нас окружают предметы. Сколько предметов, столько же слов. Каждый предмет называют словом.

б) Дифференциация «Живое – неживое»

Педагог: предметы бывают живые и неживые. Как вы думаете, какие предметы называют живыми?

Дети: кот, собака и т.д.

Педагог: правильно. А неживые?

Дети: стол, стул и т.д.

Педагог: Что бы хорошо запомнить и никогда не путать где живой предмет, а где неживой запомните, что у живых предметов есть сердце, а у неживых его нет. (Слайд 5) К живым предметам относятся рыбы, животные, люди, птицы, насекомые. У них у всех есть сердце.

в) Мультик «Толик и Болик»

Педагог: Скажите, ребята, живые предметы можно обижать?

Дети: Нет.

Педагог: А почему?

Дети: Им больно, обидно и т.д.

Педагог: Еще ребята мы должны с вами запомнить, что живые предметы отвечают на вопрос Кто?, а неживые отвечают на вопрос Что?.

3. Физминутка.

Это глазки. Вот. Вот. Показывают сначала левый глаз, потом – правый.

Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое.

Это нос. Это рот. Одной рукой показывают рот, другой – нос.

Там спинка. Там живот. Одну ладошку кладут на спину, другую на живот.

Это ручка. Хлоп, хлоп. Протягивают обе руки, два раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают.

е) «Волшебный мешочек»

Педагог: Кот принёс с собой «Волшебный мешочек». В этот мешочек он положил свои игрушки, которые собирается взять в Париж. Услышав тему нашего занятия, он придумал игру. Сейчас вы по одному будете доставать игрушки из мешочка, и говорить может ли предмет быть живым или нет.

ж) «Четвёртый лишний»

Педагог: Посмотрите на экран. Вы видите четыре предмета. Такие же картинки перед вами на карточках. Какой-то предмет здесь лишний. Найдите зачеркните или обведите его и объясните, почему он лишний.

Стол, диван, кровать, кот (Слайд 6)

Яблоко, собака, груша, апельсин (Слайд 7)

Собака, белка, дерево, заяц (Слайд 8)

Сапоги, кроссовки, гусеница, туфли (Слайд 9)

Полотенце, птица, фартук, салфетки (Слайд 10)

Жук, кружка, чайник, тарелка (Слайд 11)

з) «Кубик»

Педагог: Котику очень нравится наш урок. И он опять задумал с нами поиграть. Сейчас я вам буду по очереди кидать мячик и называть предмет живой или неживой, а вы должны поймать и сказать какой вопрос мы задаем к этому предмету Кто? или Что?.

4. Пароль на выход.

Наш кот, как любой кот очень любит рыбку ловить. Посмотрите, вот у нас озеро в нём плавают рыбы. Давайте наловим коту рыбки на обед, но рыбки не простые у них на чешуе нарисованы картинки с предметами «Живыми и неживыми». Нам с вами нужно поймав рыбу положить её в правильное ведро. В зеленое ведро мы положи рыбок с живыми предметами, а красное с неживыми предметами.

5. Итог.

Педагог: Саша, скажи, пожалуйста, что сегодня на занятии тебе понравилось больше всего?

Катя, что тебе не понравилось на занятии?

Вова, что нового ты сегодня узнал?

Вера, чему ты сегодня научилась?

6. Рефлексия

Педагог: Подойдите к доске и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем занятии. Кот выбрал солнышко, потому что у него хорошее настроение было на сегодняшнем занятии.

Дети: (берут картинки)

Педагог: На следующем занятии мы продолжим изучать живые и неживые предметы.

Мультик «Тралик и Валик»

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе. Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы -заместители и атрибуты для...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе Образовательная область - речевое развитие. Задачи: 1. Продолжать развивать фонематический слух. 2. Учить правильно пользоваться речевым дыханием: учить делать плавный бесшумный выдох через рот. 3 . Развивать голосовой аппарат. 4 ...

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе с целью развития диалогической речи у ребенка. Беседа на тему «Весна» Навыки, формирующиеся в данной беседе: Развивать умение поддерживать беседу; Продолжать совершенствовать диалогическую речь; Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной группы Образовательная область - речевое развитие Задачи: 1. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой. 2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения...

страница 1
Конспект занятия по экологии

для детей старшего дошкольного возраста

«Жалобная книга природы»

Воспитатель: Мандрыкина М.А.

Программное содержание : продолжать формировать у детей экологическую культуру. Познавательные и эмоциональные и практические отношения к природному окружению, накопление знаний об окружающем мире, правилах поведения в природе. Подвести детей к выводу о необходимости защиты нашего общего земного дома. Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова. Закрепить понятие: живая природа, неживая природа, дикие, домашние животные. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Словарная работа : лесник, лесничий, лесовичок, эксперимент, лекарственные травы, лесонасаждения, лесовоз, лесовод,

Материал: карточки, плакаты, «Жалобная книга природы», модели – животное, птица, рыба, растение

Ход занятия:

- Что такое природа?

Какая бывает природа?

Назовите признаки живой природы?
Дидактическая игра «живая – неживая».
- Благодаря воздуху, воде, теплу наша земля стала домом для людей, животных и растений.

Послушайте загадку и скажите, о чем говориться в загадке?

Загадка:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Таню костяникой, Катеньку – малинкой,

Васю хворостинкой.
- Эта загадка о лесе.

Для кого лес является домом?

Лес является домом для животных, птиц, насекомых, если есть река – рыб, лягушек, змей.

Образуйте родственные слова от слова ЛЕС

лесник

лесовичок

лесничий

лесной

лес

лесовод

лесок

лесопарк

лесоруб

лесовоз

лесонасаждения
- Природа нуждается и в нашей помощи. Есть хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе - не делай ничего такого, что неприлично делать в гостях».

Как понять эти слова?

Нужно быть вежливым, бережливым, добрым, аккуратным. Не брать ничего в природе, не губить её.

Релаксация

Закройте глаза. Что мы слышим в лесу?

Пение птиц, шумит листочек, стрекочет кузнечик, жужжит пчела.

Понюхайте воздух: пахнет медом, цветами, хвоёй.


-Сегодня на нашей полке появилась «Жалобная книга природы». Давайте полистаем странички этой книги.

Страницы книги оформлены в виде экологических знаков
Чтение «Жалобной книги природы».

1 страница: «Нельзя рвать цветы».

Цветы, травы в лесу в поле нельзя рвать с корнем. Нельзя рвать их много. Лучше их понюхать, полюбоваться, нарисовать. Лесные и полевые травы и цветы бывают лекарственными. Ими лечатся животные, живущие в лесу. Да и человеку они приносят пользу. Поэтому брать их у природы надо в разумных пределах.

Зря цветы не надо рвать!

И не надо их топтать.

Если ты сорвешь цветок..

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы…

И не будет красоты…
2 страница: «Нельзя рубить деревья».

Деревья – это кислород, это необходимые для человека вещи и предметы (бумага, мебель, посуда). Деревья служат пищей, укрытием и домом для обитателей леса.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нету леса – посади.
Пословицы о лесе:


  • Зеленый наряд радует взгляд

  • Зеленая ограда – живая отрада

Дидактическая игра «С кем дружит ель » (что было бы, если срубили ель)


  • Зимой у зайца не было бы укрытия от врагов

  • Клёст не свил бы гнездо, не вывел бы птенцов

  • Мышь не спряталась в норку под корнями дерева

  • Дятел лечит ель и, уничтожая вредных насекомых, добывает себе пищу

  • Белка устроила в дубле свой домик, ухаживает за маленькими бельчатами

3 страница: «Нельзя жечь костер».

В лесу станет неуютно, грязно, некрасиво. От огня погибает все живое. Несколько десятилетий необходимо, чтобы природа восстановилась, стала прежней.

Кому повредит мусор? Всему живому, населяющему лес.

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирай!

И костер не зажигай.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Работа по схемам – работа в группах

ФИЗМИНУТКА
Наши красные цветы распускают лепестка,

Ветерок чуть дышит, лепестка колышет.

Наши красные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.
4 страница: «Нельзя разорять гнёзда».

Если заметил гнездо: нельзя брать, трогать. Мама птица улетит и может не вернуться к своим птенцам, без матери они погибнут. НЕ ШУМИ, НЕ КРИЧИ – это пугает не только птиц, но и всех животных в лесу.

Знай, в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь.

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда.

Не тревожьте ни птиц, ни гнезда .
Работа с карточками «Помоги синичке найти дорогу домой» (лабиринт)
5 страница: «Осторожно - муравей, осторожно - мухомор».
-Нельзя разорять муравейник. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают гусениц, тлю. Медведи, муравьеды разрывают своим носом муравейники и едят муравьиные яйца. Яйца являются для таких крупных животных дополнением к питанию. Если на тропинке, под кустиком увидели мухомор, не рвите его, не втаптывайте его в грязь. Мухомор – это домик для мелких животных, еда для насекомых. Они украшают лес.

Не обидим мы букашек,

Муравейник сохраним,

Ручеек не замутим.

6 страница: «Осторожно животное».

- Нельзя брать из леса ёжика, белку, зайчат. У нас дома они погибнут. Но мы не послушались взрослых и взяли маленького зверька домой. Мы его украли, похитили из своего из собственного дома. А ведь это дикие животные, они сами о себе позаботятся:


  • Строят жилище

  • Добывают пищу

  • Лечат себя сами

  • Бояться человека
Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин волк и лось.

Их покой побереги-

Ведь они нам не враги.

Чтобы доказать, что животное прекрасно чувствует себя в той среде, где оно живёт, мы проведем ЭКСПЕРИМЕНТ.


Работа с карточками.

Поле карточки и окрас животного одного цвета. Двигаясь по полю животного не видно. Природа защитила его от внешних врагов.


Мы в лес пришли – там видно побывали.

Кругом бутылки, банки и дымят костры…

Мы тушили, убирали,

С ног свалились - так устали.

Очень просим всех зверей:

Не пускать в лес дикарей.
ИТОГ:

Природа – общий дом для растений, животных и человека. И нам надо думать о том, чтобы этот дом процветал и богател.

страница 1

Цель:

  • закреплять знания детей о животных и их детенышах;
  • упражнять в назывании одного и нескольких детенышей;
  • вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с изображением взрослого животного.

Дидактический материал: .

Игровые правила: правильно подобрать карточки и назвать взрослое животное и его детенышей.

Игровые действия: находить и складывать карточки с изображениями взрослого животного и его детенышей.

Ход игры

До начала игры взрослый с детьми рассматривает картинки, уточняет названия животных и их детенышей. Можно предложить детям поупражняться в звукоподражании данным животным. Игра может проводиться по нескольким вариантам.

Вариант 1. «Чья мама?»

Детям раздаются карточки с изображениями одного детеныша. Взрослый демонстрирует карточку с изображением взрослого животного и предлагает назвать его. Он просит детей помочь данному животному найти детеныша. Ребенок, у которого есть данная карточка, показывает ее и называет детеныша. Карточка прикладывается к карточке с изображением взрослого животного.

Вариант 2. «Чей детеныш?»

Детям раздаются карточки с изображениями взрослых животных. Взрослый демонстрирует детям карточку с изображением детеныша (детенышей), предлагает назвать его (их) и просит ответить на вопрос «Чей же это детеныш?». Ребенок, у которого есть данная карточка, показывает ее и называет взрослое животное.

Вариант 3. «Найди пару».

Одной группе детей раздаются карточки с изображениями одного детеныша, другой - карточки с изображениями нескольких детенышей.

Дети из первой группы по очереди называют одного детеныша, а дети из второй группы быстро находят карточку с изображением нескольких детенышей данного животного и называют их. Обе карточки с изображениями детенышей кладутся рядом. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно закончить.

Когда дети хорошо освоят данное игровое задание, можно предложить им выкладывать карточки в определенной последовательности: взрослое животное - один детеныш - несколько детенышей.

Игра «Четвертый лишний»

Игра представлена в виде карт.

Цель: закреплять знания о классификации природных объектов и явлений;

  • учить детей сравнивать и обобщать;
  • развивать у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, расширять словарный запас;
  • развивать умение доказывать правильность своего суждения.

Дидактический материал: карточки с изображением четырех предметов природы.

Игровые правила: называть или закрывать на карточке только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаруживает лишнее изображение объекта природы и правильно обосновывает свой выбор.

Игровые действия: находить и называть (закрывать) лишнее изображение объекта природы.

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку найти на каждой карточке объект природы, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний. Образец ответа: «Собака лишняя, потому что это - домашнее животное, а лиса, волк, заяц - дикие животные ». На некоторых карточках может быть несколько правильных ответов. Например, на карточке изображены щенок, цыпленок, козленок, коза. Может быть лишней коза, потому что это взрослое животное, а может быть цыпленок, потому что он относится к птицам, а все остальные - к зверям. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок в своем обосновании указывал существенные признаки объектов природы.

Ответы:

1. Утка, курица, ворона, индюк. Ворона лишняя, так как это дикая птица, а все остальные - домашние.

2. Слива, томат, груша, яблоко. Томат - это овощ, а остальные - фрукты.

3. Сом, щука, ерш, кит. Кит - это млекопитающее, а все остальные - рыбы.

4. Слива, груша, яблоко, лимон. Лимон - это растение жарких стран, а все остальные растут у нас.

5. Гранат, дыня, тыква, арбуз. Тыква растет у нас, а все остальные - в жарких странах.

6. Подорожник, календула, смолка, малина. Малина - это кустарник, а все остальные - травы. Смолка - это не лекарственное растение, а все остальные - лекарственные.

7. Ель, дуб, каштан, клен. Ель - это хвойное дерево, а все остальные - лиственные деревья.

8. Мухомор, подосиновик, боровик, лисичка. Мухомор - это ядовитый гриб, а остальные - съедобные.

9. Тюльпан, василек, гвоздика, роза. Василек - это луговое растение, а все остальные - садовые.

10. Груша, малина, клубника, черника. Груша - это фрукт, а все остальные - ягоды.

11. Огурец, яблоко, редиска, помидор. Яблоко - это фрукт, а все остальные - овощи.

12. Одуванчик, ромашка, рябина, ландыш. Рябина - это дерево, а все остальные - травы.

13. Капуста, свекла, морковь, картошка. Капуста растет на земле, а все остальные - в земле.

14. Снегирь, аист, синица, воробей. Аист улетает на зиму в теплые края, а все остальные зимуют у нас.

15. Олень, лось, медведь, корова. Корова - это домашнее животное, а все остальные - дикие. У медведя нет рогов, а у всех остальных есть.

16. Заяц, собака, лиса, волк. Заяц - травоядное животное, а все остальные - хищные. Собака - домашнее животное, а все остальные - дикие.

17. Соловей, береза, река, кузнечик. Река относится к неживой природе, а все остальные - к живой.

18. Щенок, коза, цыпленок, козленок. Коза - это взрослое животное, а все остальные - детеныши. Цыпленок относится к птицам, а все остальные - нет.

19. Коза, свинья, бобр, лошадь. Бобр - это дикое животное, а остальные - домашние. Свинья - это всеядное животное, а все остальные - травоядные.

20. Шмель, бабочка, паук, стрекоза. Паук - у него нет крыльев, а у остальных есть.

21. Тигр, слон, лось, лев. Лось живет в наших лесах, а все остальные - нет.

22. Солнце, облако, камень, береза. Береза относится к живой природе, а все остальные - к неживой.

23. Бабочка, пчела, стрекоза, голубь. Голубь - это птица, а все остальные - насекомые.

24. Сорока, ласточка, дятел, попугай. Попугай - это птица жарких стран, а все остальные живут в наших краях.