История миграции осетин в грузию. Переселение с гор на равнину

Переселение осетин с гор на равнину

12.10.2004 07:40 Переселение осетин на равнину началось вскоре после заложения русским правительством крепостей Моздок (1763 г.) и Владикавказ (1784 г.). Но до начала XIX века это переселение носило эпизодический характер. Массовый переход осетин на плоскость начался только с 1803 г., когда вторично, и на этот раз окончательно, были восстановлены на территории Осетии Владикавказская крепость и военные укрепления: Потемкинское, Григориополисское, Камбилеевское и Елизаветинское. Эти мероприятия царской администрации непосредственно вытекали из условий соглашения, подписанного представителями осетинского народа с царскими властями, а главное - из самой сущности колониальной политики царизма на Кавказе.

Первый массовый этап выселения осетин с гор продолжался до 1816 г. Выселение происходило, в основном, из Тагаурского ущелья. Началом второго этапа массового переселения послужил план генерала Ермолова о перенесении Военно-Грузинской дороги с правого берега реки на левый. Для осуществления этого плана нужно было обезопасить левобережную часть Владикавказской равнины. Наместником Кавказа было принято решение - очистить эту территорию от остатков антирусски настроенных горских (кабардинских) феодалов и заселить ее относительно «спокойными» осетинскими аулами. Поэтому в 1822 г. по приказу Ермолова комендант Владикавказской крепости полковник Скворцов разделил всю левобережную часть Терека на участки и указал представителям Дигорского, Алагирского, Куртатинского и Тагаурского ущелий земли, где можно селиться.

Тагаурскому обществу отводились земли между Тереком и Майрамадагом, Куртатинскому - между Майрамадагом и р. Ардон, Алагирскому - Арданско-Курпское междуречье. Земли, предоставленные Дигорскому обществу, были разделены между феодальными фамилиями: Тугановым отводилась территория от гор до р. Разбун при ее впадении в р. Дур-Дур и по ее левому берегу до хребта Татартупа (на этом участке должны были разместиться 80 дворов); Кубатиевым - от р. Дур-Дур до устья р. Белой; проживавшим на р. Урух Пахте Кубатиеву, Кабановым и Каражаевым - по правому берегу р. Белой до р. Курп. Правобережье Терека несколько раньше было отдано во владения тагаурским феодалам Дударовым. К перераспределению этой значительной площади Ермолов намеревался приступить после переноса Военно - Грузинской дороги с правого берега Терека на левый. Накануне переселения осетин на указанные земли Ермолов объявил, что «выселившиеся из гор осетины равномерно должны быть как подданные российские ограждены от всяких утеснений со стороны прочих народов под защитою нашею»; кроме того, осетины были освобождены от платы кабардинским князьям за пользование землей на равнине.

Осетинское население, испытывавшее острую нужду в земле, устремилось на равнину. Вскоре у массового переселения появились свои «организаторы». Ими оказывались, как правило, представители «верхов», а также отдельные состоятельные лица. Они же становились и «первопереселенцами», «основателями» новых аулов и поселений, которые назывались по их имени. На этом основании осетинские феодалы впоследствии считали землю своей собственностью, а жителей поселения - зависимым населением.

В поисках земель осетины-горцы нередко уезжали большими группами за пределы своей родины. Так в 1870-х на берегу р. Лабы осело 149 семейств, или 964 человека, вышедших преимущественно из Нарской котловины и селений Алагирского ущелья. Кстати, это переселенческое движение возглавлял отец К. Хетагурова - подпоручик Леван Хетагуров из с. Нар. Ныне эти переселенцы образовали на Лабе одно крупное село им. Коста Хетагурова и несколько отселков (Г.А. Кокиев, Изв. ЮОНИИ, Ц1, 1936). В конце Х1Х в. в районе Нальчика возникло более 30 селений осетин-дигорцев, обосновавшихся на арендованных и купленных у кабардинских князей участках; по данным М.В. Рклицкого, в Кабарде в этот период в пользовании осетинских поселенцев находилось до 38 тыс. десятин (41,8 тыс. га).

В дальнейшем процесс переселения претерпел ряд трансформаций, связанных с изменением колонизаторской политики самодержавного правительства на Кавказе и его аграрной политикой в Осетии.

Переселение осетин на равнину в дореволюционный период совершенно не коснулось жителей Центральной и Южной Осетии.

Заселение осетинами предгорьев Северного Кавказа

Раздел: Осетия в XVIII веке

После присоединения Осетии к России, т. е. с середины XVIII в., началось формирование осетинских поселений на равнине Северного Кавказа и в предгорной полосе Грузии. Этот процесс, продолжавшийся длительный период, завершился лишь в советское время, после массового переселения горцев на равнину.

Наиболее ранними равнинными поселенцами являются моздокские осетины цайта, вышедшие из разных мест Северной Осетии. Они поселились в Моздоке сразу после его основания в 1763 г. Кроме того, часть.их разместилась на хуторах недалеко от города в моздокских степях. В 1792 г. здесь числилось 200 осетинских поселенцев. В начале XIX в. в 25 км от Моздока, на правом берегу Терека, возникло два больших.поселения осетин-дигорцев - Черноярское (1805 г.) и Ново-Осетиновское (1810 г.). Эти осетины, вошедшие позже в терские казачьи войска, переселились сюда из предгорий и горной Дигории.

Моздок до конца XVIII в. и до возникновения крепости Владикавказ играл весьма значительную роль в экономической и культурной жизни осетин.

В XVIII в. возникло несколько предгорных селений у северных осетин- Карца, Бирагзанг, Дур-Дур, Урсдон, Караджаево и др. - и у южных осетин - Рустав, Корине, Цнелис. К первым равнинным по­селениям осетин относится и современная Орджоникидзовская осетинская слободка, созданная, по данным акад. П. Г. Буткова, в 1782 г. главным образом выходцами из Тагурского общества.

Вырваться из горных ущелий и обосноваться на плодородной равнине было вековой мечтой осетинского народа. Однако массовое переселение осетин в предгорья - на Владикавказскую (Осетинскую) равнину началось лишь в первой половине XIX в., после ликвидации в этих местах кабардинских феодальных владений. Во второй половине XVIII в. осетинские общества через своих старшин неоднократно обращались к царскому правительству и его администрации на Кавказе с просьбой предоставить им для поселения предгорные равнины. Однако эта исконная мечта осетинского народа осуществилась лишь в первой трети XIX в.

В 1822 г. по распоряжению генерала Ермолова Владикавказская равнина была разделена на четыре района, соответственно четырем обществам Северной Осетии. Тагаурскому обществу были отведены земли расположенные между реками Тереком и Майрамадагом, Куртатинскому - между Майрамадагом и Ардоном; Алагирскому - между Ардоном и Крупсом, Дигорскому - была выделена предгорная Дигория.

До сих пор в памяти народа сохраняются рассказы очевидцев о распределении земли на равнине между обществами северных осетин. По распоряжению Ермолова в 20-30-х годах XIX в. происходило массовое переселение северных осетин в предгорья. Недалеко от сел. Ардон, в степи, находится огромный курган, носящий имя этого генерала. Стоя на его вершине, Ермолов объявил представителям осетинских обществ, что равнина отныне отдается в пользование осетинам.

Так, по р. Гизельдон образовалось пять небольших тагаурских феодальных селений, называвшихся по имени своих основателей: аул Зароевых (Алдатовы), аул Мамсуровых, Теговаул (Мамсуровых и Кануковых), аул Кануковых и аул Асланджери. По левому берегу Терека на Военно-Грузинской дороге возникли фамильные хутора Дударовых и Есеновых, а также хутор Кардиу, населенный фарсаглагами - Козыревыми.

К первым поселениям куртатинцев в предгорьях относятся однофамильные аулы Тезиевых (Верхний Суадаг), Борсиевых (Средний Суадаг) и Есиевых (Нижний Суадаг), а также Верхний и Нижний Фиаг, которые были населены разными фамилиями куртатинцев. Во второй половине XIX в. из названных аулов образовалось два селения - Ногкау (1867 г.), или Пысылмонкау (мусульманское село), и Кадгарок (1879 г.), или Ног-Куртат (Новый Куртат), занятое одним христианским населением.

Алагирцы образовали селения Салугардон (1824 г.) и Ардон. В 1850 г. рядом с Салугардоном было основано сел. Алагир, названное горной станицей. Оно возникло в связи с постройкой здесь Алагирского серебро-свинцового завода и поселением рабочих, переведенных с уральских и алтайских заводов.

Царское правительство, заинтересованное в укреплении своих позиций на Кавказе, переселяя осетин на равнину, лучшие, наиболее плодородные земли в этих районах предоставило не горцам, а казачьим поселенцам. В 1825 г. по распоряжению Ермолова Кавказская дорога была перенесена на левый берег Терека и здесь был воздвигнут ряд укреплений, из которых позже образовались казачьи станицы: в 1837 г. Ардонская, в 1838 г. Урухская, Николаевская и Архонская, в 1849 г. Змейская. Они заняли большую часть края и его наиболее плодородные земли. Поэтому большинство осетин по-прежнему осталось жить в горах.

Переселение на равнину совершенно не коснулось жителей Центральной и Южной Осетии. Оно охватило только названные четыре больших общества Северной Осетии, но из-за недостатка свободных земель на равнине большинство населения и этих обществ осталось на прежних местах.

Из 213 тыс. десятин земли на Владикавказской равнине, подвергавшейся переделу между новыми поселенцами, 106 тыс. десятин получили 17 осетинских селений, в которых насчитывалось 3500 хозяйств и 21 тыс. жителей. 52 тыс. десятин было отведено четырем казачьим станицам. 34 тыс. десятин получили осетинские феодалы, в том числе 13 тыс. десятин составили собственность Тугановых. 21 тыс. десятин отошла к казне.

Неравномерно распределялись земли на равнине между осетинскими обществами. Наибольшее количество земли было выделено крестьянам Тагаурского общества - 65 тыс. десятин, Куртатинское общество получило 15 тыс., Алагирское - 13 тыс. и Дигорское - 12 тыс. десятин. Тагаурское общество заняло весь правый берег Терека, свободный от казачьих поселений.

Многие равнинные осетинские селения строились наподобие казачьих станиц, с правильной уличной планировкой, но вместе с тем для них характерно наличие родовых кварталов, что свидетельствовало о живучести у осетин родовых и общинных пережитков.

Как говорилось выше, передвижение населения из горной Юго-Осетии в предгорные районы области и в разные места восточной и западной Грузии происходило непрерывно в течение многих веков начиная со времен монгольского нашествия. Живя столь продолжительное время среди грузин, осетины постепенно растворялись в их среде. Однако там, где осетины селились компактными группами, они сохраняли свой язык и национальную самобытность. К таким районам Грузии следует отнести Душетский, Горийский, Боржомский, Карельский и Ахметокий, где возникновение ряда осетинских селений относится к XVII-XVIII вв.

Однако массовая миграция южных осетин в Грузию происходила главным образом в XIX в. Нередко ей покровительствовала и царская администрация и местные феодалы, стремившиеся таким образом избавиться от постоянных восстаний осетинских крестьян, требовавших земли для поселения и отказывавшихся выполнять разные феодальные повинности и вносить налагавшиеся на них платежи.

Южные осетины поселялись на землях грузинских феодалов на самых кабальных условиях. Их селения располагались обычно в высокогорных или лесистых местах, малопригодных для ведения основных от­раслей хозяйства - земледелия и скотоводства - и отличавшихся суровыми климатическими условиями. Такими были, например, поселения гуджаретских и карельских осетин, возникшие около середины XIX в. на пустовавших тогда высокогорных местах, покрытых непроходимыми лесами. Опустошенные турецкими захватчиками в XVIII в., Гуджаретское и Карельское ущелья заново осваивались осетинскими поселенцами, выходцами преимущественно из Джавского ущелья Юго-Осетии, Здесь приходилось освобождать из-под леса каждый участок земли. Ни бездорожье, ни суровая зима, продолжавшаяся до семи месяцев, не останавливали постоянного притока осетинских переселенцев, число которых увеличивалось с каждым годом.

В течение XIX в. большое число осетин обосновалось в Душетском и Горийском районах Грузии. В начале XX в. на территории верхней и нижней Кахетии возникло более 30 осетинских населенных пунктов, образованных в основном выходцами из бассейна р. Большой Лиахвы. Эти осетины обосновались на княжеских землях, покрытых лесами, которые приходилось раскорчевывать. Главная обязанность осетинских поселенцев заключалась в охране княжеских имений от налетов горцев Дагестана.

Общая численность осетин, живших на южном склоне Главного Кавказского хребта в пределах Грузии, по данным 1888 г., составляла: в. Тифлисском уезде - 680 человек, в Горийском - 3760 и в Душетском -3409 человек.

Несмотря на значительное оседание осетин на территории собственно Грузин, все же их основная масса, особенно из Центральной и Северной Осетии, стремилась выйти на плодородную равнину Северного Кавказа, обосноваться на арендованных или купленных у помещиков, участках. Таким образом, почти во всех равнинных осетинских селениях образовалось значительное число безземельных крестьян - «временно проживающих», не пользовавшихся, по словам Коста Хетагурова, даже «правом голоса на сходах». В поисках земель осетины-горцы нередко уезжали большими группами за пределы своей родины. Так, в 70-х годах XIX в. на берегу Лабы осело 149 семейств, или 964 человека, вышедших преимущественно из Нарской котловины и селений Алагирского ущелья. В конце XIX в. в районе Нальчика возникло более 30 селений: осетин-дигорцев, обосновавшихся на арендованных и купленных у кабардинских князей участках.

По данным М. В. Рклицкого, в Кабарде в этот период в пользовании осетинских поселенцев находилось до 38 тыс. десятин.

Безземелье, отсутствие средств к существованию вынуждали осетин уходить на отхожие промыслы в Тбилиси, Баку и другие города Кавказа: и России, где многие из них оседали, вливаясь в ряды промышленного пролетариата. В поисках заработка осетины выезжали и за границу в Канаду, Северную и Южную Америку, Австралию, Китай и другие страны.

Географические условия расселения осетин определили специфику их национального развития. Деление осетин Главным Кавказским хребтом на южных и северных обусловило тяготение южных осетин к грузинам, а северных - к народам Северного Кавказа. Естественными преградами были разобщены между собой и осетинские общества, населявшие горные ущелья, так как связью между ними были лишь узкие перевальные тропы, которые в течение семи месяцев в году из-за сильных снегопадов оказывались непроходимыми. Это способствовало сохранению в; каждом обществе своих локальных особенностей в быту и культуре.

Разобщенность осетин была закреплена и административным делением. Южные осетины входили в Тифлисский, Душетский и Горийский уезды Тифлисской губернии. До середины XIX в. сюда же входили; и жители Центральной Осетии. После проведения Военно-Осетинской дороги они наряду с северными осетинами вошли в состав Терской области.

Включение северных осетин, состоявших из двух больших подразделений - иронцев и дигорцев, в одну административную область несомненно имело важное значение для их сближения, но национальная политика царского правительства не обеспечивала возможностей для их, экономического и культурного развития - осетины страдали от безземелья и жили в крайней нищете.

Национальное развитие осетин началось с победой Великого Октября. Одним из важнейших мероприятий Советской власти было переселение осетин-горцев на равнину Северного Кавказа и в южную предгорную полосу. Переселенцы получали в свое пользование землю, конфискованную у казачьей верхушки, осетинских и грузинских феодалов. С 1921 по 1928 г. на равнину Северного Кавказа переселилось более 21 тыс. человек. Среди них значительную часть составляли туальцы выходцы из Мамисонского, Нарского, Закинского и других ущелий, находящихся в верховьях Ардона.

Туальских переселенцев было 583 двора, в которых насчитывалось 4306 человек. Они образовали два новых больших селения - им. Кирова, (311 дворов) и Коста (272 двора).

Особенно выделялось тогда своими размерами новое селение Ногир, образованное южными осетинами. В нем было 538 дворов и 2970 жителей.

Переселенцы из Даргавского, Куртатинского, Дигорского и других ущелий компактно разместились также в селениях Фарн, Нартикау,. Сурх-Дигор и др.

Переселение на равнину производилось под руководством переселенческих комитетов, созданных из представителей горцев по отдельным обществам. Право на переселение получали в первую очередь безземельные и малоземельные.

В связи с тем что переселенцы испытывали материальные затруднения при обзаведении на новом месте жильем, скотом, сельскохозяйственным инвентарем, Советское правительство в 1925 г. ассигновало им кредит в размере 200 тыс. руб. и выдало пособия на сумму 50 тыс. руб. В это время еще многие осетины, особенно южные, оставались в, горах. В последующие годы, особенно в период Великой Отечественной войны, поток переселенцев увеличился, в результате чего в горах Северной Осетии хозяйства целых районов пришли в упадок. Большую часть новых переселенцев составляли южные осетины. Они разместились, почти во всех равнинных селениях, часто образуя целые кварталы.

Исключительно важным этапом в жизни осетинского народа было получение своей государственности. В 1922 г. в составе Грузии была образована Юго-Осетинская автономная область. В июне 1924 г. северные осетины, находившиеся в составе Горской республики, были выделены в самостоятельную Северо-Осетинскую автономную область, которая в 1936 г. была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. По переписи 1959 г. в пределах этих автономий живет 86% осетин, насчитывающихся в СССР: 215 463 человека в Северной Осетии и 141 178 человек в Юго-Осетии и на территории Грузии. За пределами автономий отдельные осетинские селения имеются в соседних республиках Кавказа и даже в Средней Азии. Довольно большое число осетин живет в крупных горо­дах Советского Союза. В то же время развитие промышленных предприятий, имеющих всесоюзное значение, обусловило оседание в Северной Осетии представителей различных других национальностей, главным образом русских, ингушей, грузин, армян. Вследствие притока инонацио­нального населения и продолжающегося перемещения осетин из горных ущелий плотность населения в Северной Осетии является самой высокой в РСФСР.

Социалистические преобразования экономики, рост культурного уровня привели к ликвидации былой разобщенности осетинских обществ и к стиранию локальных различий в языке и быте. Северные и южные осетины имеют единую национальную культуру, единый литературный язык.

Вместе с тем на национальном развитии осетин сказывается их близкий контакт с русскими и грузинами. Достаточно отметить, что при переписи населения в 1959 г. 20309 осетин назвали своим родным языком русский и 16938 осетин - грузинский. Характерно, что по переписи 1926 г. считавших своим родным языком русский было 1528 осетин, а грузинский - 1650 осетин. Усилившийся процесс языкового сближения порожден развитием трудового содружества.

§ 37. НАЧАЛО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ОСЕТИН НА ПРЕДГОРНУЮ РАВНИНУ. ПРИСОЕДИНЕНИЕ ДИГОРИИ К РОССИИ

Подготовка правительственного решения о переселении осетин. Достигнутая в Моздоке договоренность о переселении осетин на предгорную равнину рассматривалась в Осетии как наиболее важное достижение в русско-осетинских отношениях. От реализации этой договоренности зависела дальнейшая судьба политического союза между Осетией и Россией. В российском правительстве осознавалась серьезность вопроса переселения осетин в места, фактически не защищенные от вооруженных нападений. Понималось и другое - без решения этого вопроса неосуществимыми становились российские политические и экономические планы относительно Осетии.

Коллегия иностранных дел являлась главным ведомством, занимавшимся «осетинским вопросом». Как наиболее компетентному органу, владевшему проблемами Кавказа, ему была поручена разработка плана конкретных политических и административных действий, связанных с переселением осетин на равнину.

В царствование Екатерины II установилось непреложное правило, по которому любое сколько-нибудь серьезное правительственное решение, касавшееся нерусского народа, могло быть принято лишь после того, как об этом народе была получена всесторонняя информация. Не стала исключением и Осетия.

Сбор разнообразных сведений об осетинском народе Коллегия иностранных дел потребовала от Иоанна Болгарского - протопопа Астраханской духовной консистории. Образованному протопопу, хорошо знавшему Осетию, понадобилось более года, чтобы «благопристойным образом разведать о прежнем и нынешнем того народа положении». Иоанн Болгарский подготовил обстоятельный доклад об осетинском народе. Особое внимание в нем уделялось общественной и хозяйственной жизни осетин. Иоанну Болгарскому удалось определить историческую территорию, которую в свое время занимали осетины. Отдельно он отметил те ее границы, где намеревались осесть переселенцы. Вместе с представителями осетинских обществ Иоанн Болгарский ездил на эти земли, осматривал их, изучал исторические памятники, сохранившиеся на предгорной равнине. По его свидетельству, осетины показывали ему церкви и разрушенные строения, принадлежавшие их предкам. Доклад Иоанна Болгарского, предназначенный для слушания в Коллегии иностранных дел, включал в себя также сведения о традициях и религиозных верованиях осетин.

Необходимость переселения осетин на предгорные равнины являлась главным выводом ученого протопопа. Он подчеркивал выгодность этого шага для самой России. По его мнению, получив земли на равнине, Осетия станет более «покорной страной».

В Коллегии иностранных дел доклад Иоанна Болгарского был внимательно изучен. На его основе граф Н.И.Панин составил «Сообщение» князю Г.А.Потемкину о важности более активных политических действий в Осетии. Два вопроса - распространение христианства и переселение на равнину - он выделил в качестве первоочередных. Н.И.Панин убеждал князя, главного фаворита Екатерины II, в неотложности разрешения осетинского вопроса. Он предлагал правительству подвергнуть его «ближайшему рассмотрению».

Правительственное решение о переселении осетин на предгорные равнины было принято в начале 1781 г. Первым за претворение в жизнь этого решения взялся русский офицер Л.Л.Штедер. Приехав в Осетию, он убеждал осетин «спуститься для обработки земли на равнину под горами». По его совету по берегу реки Црау осетины- выходцы из Алагирского ущелья - основали поселение Црау. Переселение на равнину, однако, было сопряжено с немалыми опасностями. Этим объяснялось стремление осетин селиться в русских крепостях, укреплениях и форпостах. Так, в 1782 г. жители Тагаурского, Алагирского, Туальского и Дигорского обществ просили российское правительство поселить их у Потемкинского редута, расположенного на левом берегу Терека (близ современного Эльхотово),

Между русскими и осетинами в смешанных поселениях зарождалось хозяйственное и военное сотрудничество. Именно этот факт общей истории имел в виду астраханский губернатор П.Н.Кречетников, когда писал своему правительству: «Из всех прочих народов горских наиболее оказывают привязанность к России и даже склонность к закону христианскому осетины».

Восстание 1781 года. Присоединение Дигорского общества к России. В 1774 г. Дигорское общество участия в моздокских переговорах не принимало. Ранее оно неоднократно обращалось к российскому правительству по этому вопросу. Позже, однако, дигорская феодальная знать стала опасаться, что с присоединением к России и переселением на равнину она потеряет свою власть над зависимыми крестьянами. Опасения эти не были беспочвенными. В Дигории зависимые от феодалов сословия не скрывали надежды на освобождение от господства знати. Они также рассчитывали с помощью России приобрести земли на равнине и хотя бы немного улучшить свою жизнь.

Существовала и другая причина, по которой Дигорское общество все еще оставалось вне российского политического влияния. Она была связана с позицией кабардинских князей, пытавшихся играть роль сюзеренов в отношении дигорских баделиат. Любые политические шаги в сторону сближения Осетии с Россией, кто бы их ни предпринимал - сама Осетия или Россия, встречали упорное сопротивление кабардинской знати.

Периодически дигорская знать вступала в политический союз с кабардинскими феодалами. Чаще это происходило, когда зависимые от баделиат сословия пытались вступить в контакты с российскими властями. В Дигории рядовые общинники и зависимые сословия находились в состоянии конфронтации и с баделиатами, и с их покровителями - представителями верхов кабардинского общества.

В 1781 г. все нараставший конфликт принял форму всеобщего протеста. Население демонстративно стало отходить от мусульманской религии, которую исповедовала дигорская знать, и переходило в христианскую веру. Продолжением этой акции явилось всеобщее решение - «по первому требованию России принять присягу» и «не допускать никакого насилия баделиатов над отдельными людьми».

В ответ на это 20 наиболее влиятельных баделиат сформировали свой вооруженный отряд из 600 человек. Силой оружия они подавили движение крестьян и свободных общинников. На Совете баделиата приняли решение: никогда не сдаваться России, противиться всем русским приказаниям, нападать на русских, убивать их посланников, грабить несговорчивый народ и продавать самых знатных предводителей в рабство.

Действия баделиат вызвали новую волну возмущения. Несколько сот вооруженных человек сформировали отряды. На помощь им пришли также отряды из Дурдура, Кабаново, Каражаево и других сел. Общая численность повстанцев превысила 1000 человек. Сопротивление этой силе было бесполезным. Баделиата предложили переговоры. Они состоялись, но велись в атмосфере взаимной неприязни. Баделиата всячески затягивали переговоры, лавировали, пытались обмануть повстанцев. Хорошо понимая тактику баделиат, крестьяне готовились к решительной схватке. Русский офицер Штедер, очевидец этих событий, писал: «Положение было настолько серьезным, что они (баделиата. - Ред.) отдали себя и все свое благосостояние на безграничную милость России».

Баделиата уступили народу. Они вынуждены были пойти на заключение невыгодного для себя договора. Баделиата принесли клятву верности России, обязались освободить крестьян от феодальной зависимости и вернуть им их земли; размеры податей были точно установлены и стали меньшими по сравнению с прежними (согласно «старому обычаю»).

Клятву верности России принесли также и крестьяне 47 дигорских сел. По словам Штедера, в результате крестьянского восстания в Диго-рии «более чем три тысячи осетин сделалось подданными России».

Посольство Карадзау Мамиева. Начало военного сотрудничества. Накануне войны России с Турцией в 1787 г. Екатерина II предприняла путешествие на юг. Императрица демонстрировала странам Западной Европы внешнеполитические завоевания России на Кавказе. В перечне этих завоеваний числились присоединение Осетии (1774 г.), Чечни (1781 г.), Крымского ханства (1783 г.), протекторат над Картли-Кахетией (1784 г.) и другие важные достижения в политике России на юге. Путешествие на юг Екатерина II совершала помпезно. За внешней помпезностью, однако, просматривалась озабоченность императрицы по поводу прочности позиций России на Кавказе, если ей придется вступить в войну с Турцией. Пытаясь удостовериться в верности России присоединенных к ней народов, Екатерина II посылала горцам Кавказа письма-приглашения, вела переговоры и одаривала их.

Письмо Екатерины II поступило также и в Осетию. Его доставили в Куртатинское общество. В письме содержалось приглашение в Крым якобы для вручения императрицей полагавшихся Осетии подарков.

В Крым на встречу с Екатериной II отправились Мамиев Карадзау, Тотров Гузы, Цаликов Ладе, Кудзиев Дзагло - всего 40 человек. Встреча с императрицей носила торжественно-церемониальный характер. В знак верности России члены депутации в присутствии императрицы приняли христианство. Особой чести удостоился Курман Кубатиев. Во время его крещения восприемницей, то есть крестной, выступила сама Екатерина II. Князь Г.А.Потемкин (Таврический) и генерал П.С.Потемкин стали крестными тагаурских и куртатинских старшин.

Политическая цель крымской встречи состояла в том, чтобы Осетия еще раз подтвердила свою приверженность договоренностям, достигнутым еще в 1774 г. в Моздоке. Именно это и было важно для России, в 1787 г. ожидавшей войны с Турцией.

Из Крыма осетинская депутация возвращалась на 40 подводах, груженных царскими подарками. Южнее современного селения Эльхотово караван попал в засаду. В бою с отрядом кабардинского феодала погибли все, кроме подростка Ахмета Гуриева. Его, а также «Грамоту», выданную Екатериной II осетинской депутации, в Осетию доставил кабардинец. Грамота хранилась в Нарской церкви. О ней писал Коста Хетагуров, видевший ее в церкви.

Еще в 1786 г. генерал П.С.Потемкин взялся за формирование военной команды из молодых осетин для участия в войнах на стороне России. Ему удалось создать отряд из 500 человек. Через год, в 1787 г., отряд принял участие в русско-турецкой войне. Такой же отряд в 1788 году был отправлен на русско-шведскую войну. В 1790-91 гг. осетины - участники русско-турецкой и русско-шведской войн - вернулись в Осетию. Наиболее отличившиеся в военных действиях получили награды и офицерские звания. Звания майора был удостоен Курман Кубатиев, капитана - Кайтук Батриев, поручика - Соломон Гуриев, Созрук Арис-ханов, Петр Цаликов и другие. С ними и другими участниками русско-турецкой и русско-шведской войн связано начало формирования осетинской военной интеллигенции и боевого содружества с Россией.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

Введение

Осетины - потомки древних алан, сарматов и скифов. Однако, по мнению ряда известных историков, присутствие так называемого местного кавказского субстрата в осетинах также очевидно. В настоящее время, осетины, большей частью населяют северные и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально они образуют Республику Северная Осетия - Алания (площадь - около 8 тыс. кв. км., столица - г. Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь - 3.4 тыс. кв. км., столица - г. Цхинвал).

На протяжении своей истории, осетинский народ прошёл периоды, от бурного расцвета, усиления мощи и огромного влияния в первом тысячелетии нашей эры, до почти полного катастрофического истребления во времена нашествий татаро - монгол и хромого Тимура в XIII-XIV веках. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности. Жалкие остатки некогда могущественного народа (по некоторым данным - не более 10 -12 тысяч человек) почти на пять столетий были заперты в высокогорных ущельях Кавказских гор. На протяжении этого времени все «внешние связи» осетин сводились только к контактам с ближайшими соседями. Однако, нет худа без добра. По мнению ученых, во многом благодаря этой изолированности, осетины почти в первозданном виде сохранили свои уникальные культуру, язык, традиции и религию.

осетин культура традиция образование

Переселение с гор на равнину. Территория и население

.Переселение осетин на равнину

Переселение горцев-осетин осуществлялось по заранее составленному плану. План был утвержден А.П.Ермоловым -- главнокомандующим российской армией на Кавказе. Согласно принятому плану, на предгорные равнины переселялись осетины, жившие на северных склонах Кавказского хребта. Тагаурско-му обществу отводились земли между Тереком и Майрамадагом, Куртатинскому -- между Майрамадагом и Ардоном, Алагирскому -- Ардонско-Курпское междуречье. Земли, предоставляемые Дигорскому обществу, были разделены между феодальными фамилиями и располагались в западных районах Осетии по бассейнам рек Дурдур, Урух и Урсдон. Еще до массового переселения северных осетин правобережье Терека было отдано во владение Дударовым -- влиятельным тагаурским феодалам, контролировавшим проходы по Военно-Грузинской дороге.

С переселением осетин на равнину А.П.Ермолов связывал, прежде всего, решение проблем, касавшихся безопасности Военно-Грузинской дороги. По его замыслу, перенос этой дороги с правого берега Терека на левый и расселение осетин по обе стороны реки должны были обезопасить дорогу от набегов горцев.

Новый этап переселения осетин начался на рубеже XVIII-XIX вв. Однако массовый характер оно приняло лишь в 20-е гг. XIX в. Наряду с российской администрацией у процесса переселения появились свои «организаторы», выдвигаемые из собственной среды. Часто ими становились лица из состоятельных слоев общества. Местные «организаторы» переселения заботились, прежде всего, о соблюдении собственных сословных интересов: они стремились стать «первопереселенцами», «основателями» новых поселений, рассчитывая, что новые села будут названы их именами. На этом основании осетинские социальные верхи впоследствии могли бы считать освоенные земли своей собственностью, а жителей поселений -- зависимыми. Такие села, как правило, носили фамильные названия: например, села Козыревых, Есеновых, Мамсуровых, Кундуховых, Джантиевых и др.

Новые поселения по-прежнему основывались близ русских военных укреплений, таких, как Владикавказское, Ардонское, Архонское, Верхне-Джулатское и др. Такое тесное соседство было характерно лишь для осетинских переселенцев, они создавали даже смешанные с русскими укреплениями поселения. Объяснялось это не только тем, что предкавказская равнина оставалась неспокойным местом, но и открытостью самого народа, его склонностью к хозяйственному и культурному сотрудничеству.

Волна массового переселения осетин, начавшаяся в 20-е гг., несколько спала к исходу первой четверти XIX в. Приостановили этот процесс участившиеся набеги на осетинские поселения со стороны кабардинских феодалов и ингушей. На темпы миграции горцев на равнину влияла также начавшаяся в 1823 г. Кавказская война, осложнившая военно-политическое положение на Северном Кавказе. К 1830 г. из-за военных событий на Кавказе, а также действий российского правительства, направленных на ужесточение колониального режима, переселение осетин на равнину было полностью приостановлено. Для его прекращения была и своя внутренняя причина. Переселение с гор на равнину не могло не иметь своих естественных пределов, за которыми начиналось разрушение веками складывавшейся организации осетинского общества. Народ чувствовал, что переселение в новую географическую среду обитания и отказ от привычных горных условий, наряду с благом, таит в себе опасность потери внутренней общественно-традиционной цельности, что, в свою очередь, может ввергнуть осетинское общество в состояние глубокой депрессии.

Российская администрация, разумеется, замечала, что набеги представляют для осетин значительную внешнюю опасность, которая могла вызвать их отказ от переселения с гор на равнину. Но она не стремилась вникать в более сложные стороны этой проблемы. Преследуя собственные военно-политические цели, с 1830 г. российская администрация приступила к насильственным методам выселения осетин с гор. Выселяли в первую очередь из тех мест, где проходили военные коммуникации, надеясь таким образом обезопасить действия своих войск в наиболее сложных для них районах. В результате подобной политики российского правительства переселение жителей горных районов приняло характер депортации. Депортировались не только осетинские села, но, порой, и целые районы, как, например, горный бассейн реки Терек, где пролегала Военно-Грузинская дорога и где компактно располагались осетинские села.

Вскоре, однако, российская администрация, встретив сопротивление со стороны Осетии, отказалась от насильственных методов, и переселение вновь стало проходить по принципу добровольности.

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины - потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон - по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для , подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866-67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин . В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав .

Осетины — народ в России, основное население Северной и Южной Осетии, живут также в Кабардино-Балкарии (10 тысяч человек), в Карачаево-Черкесии (4 тысячи человек). Общая численность в России 402 тысячи человек. До покорения кабардинцев русскими, осетины жили исключительно в горах. Оттеснив кабардинцев от гор, русское правительство позволило селиться на плоскости.

Осетины - жизнеспособное племя, быстро увеличивающееся в своей численности с тех пор, как оно поставлено в более благоприятные экономические условия. По данным 1833 г., всех осетин числилось только 35750 человек; по сведениям 60-х годов, северных осетин числилось 46802, южных - 19324 человек. В1880 г., в северной Осетии было уже 58926 чел., в южной - 51988.

По наблюдениям доктора Гильченка, северные осетины в большинстве (почти 64 %) темноволосы и темноглазы; цвет кожи у них смугловатый, лоб прямой, широкий, с хорошо развитыми лобными буграми и слабо развитыми надбровными дугами; нос довольно большой, выдающийся, прямой; рот небольшой, с прямыми, тонкими губами. Рост в большинстве высокий; плечи и таз значительной ширины.

На плоскости осетины живут в мазанках или побеленных хатах; в горах, где нет леса, или он трудно доступен, осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Иногда часть боковых стен также образуется горой.

Главная часть национального осетинского дома - большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия - самый священный предмет дома: приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к цепи становится близким семье. Оскорбление цепи (например, унесение ее из дому) считалось для семьи величайшей обидой, за которой прежде следовало кровная месть.

По мере разрастания семьи (разделы между женатыми братьями при жизни родителей - явление редкое) к дому пристраиваются новые сакли и хозяйственные постройки. Все постройки покрываются плоскими крышами, на которых нередко производится молотьба хлеба, сушка зерна.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин - длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые или нанковые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины - синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная - из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей. Основные занятия осетин в горах, где есть тучные пастбища - скотоводство и земледелие, ремесла слабо развиты.

Главные этические начала, руководящие жизнью осетин - уважение к старшим по возрасту, кровомщение и гостеприимство. Каждый осетин считает обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был низшего происхождения; взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца, хозяин не может сесть перед гостем без его разрешения и т. п. Вообще семейные и общественные отношения определяются строгим этикетом и своеобразными понятиями о благопристойности, часто до крайности стеснительными.

Обычай кровомщения, свято соблюдавшийся прежде, но теперь почти искорененный, вел к постоянным войнам между отдельными фамилиями и значительно уменьшил численность осетинского племени. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту. С большей искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Брак у основан был до последнего времени исключительно на уплате за невесту калыма (ирэда), который жених должен был приобрести самолично. Размер калыма определялся достоинством невесты и вступающих в родство семей. В некоторых местах часть калыма, а иногда и весь калым идет в приданое девушке. Свадьба у осетин обставлена многими обрядами, сохраняющими интересные следы старины.

Между похоронными обрядами заслуживают внимания так называемое посвящение коня покойнику, совершаемое на могиле, и поминки. Цель первого обряда - чтобы покойник имел коня в загробном мире и мог доехать благополучно до места ему назначенного. Поминки состоят в обильном угощении не только родственников, но всех одноаульцев и пришельцев, в честь покойного, причем так называемые великие поминки сопровождаются иногда скачкой и стрельбой в цель на призы, выдаваемые семьей умершего. На поминки осетины смотрят, как на кормление умерших предков, полагая, что пища, съедаемая на поминках, достигает их. Принимая христианство, осетины исполняют некоторые обряды, соблюдают посты и праздники, посещают церковь, упоминают имя Христа и некоторых святых, но вместе с тем справляют и прежние языческие обряды, произносят моления своим аульным и семейным святыням, в известные дни приносят жертвы - баранов, козлов, быков. В обрядах осетин также видны следы заглохшего христианства, смешавшегося с древнейшим язычеством.

Значительный интерес представляет народная словесность О., особенно их сказания о богатырях, называемых нартами. Некоторые типы и сюжеты осетинского нартовского эпоса встречаются в сказаниях кабардинцев и . Последние, по-видимому, заимствовали некоторые рассказы у осетин, которые сами кое-что получили от кабардинцев. В осетинский нартовский эпос проникли также из Закавказья, через посредство грузин, некоторые сюжеты, связанные с персидским богатырем Рустемом, героем почти общеизвестным на Кавказе. Кроме эпических сказаний, осетины имеют немало песен, особенно сатирических и юмористических, которые так же легко складываются, как забываются и сменяются новыми. Широко распространены в народе пение и игра на музыкальных инструментах.

ЧЕЛОВЕК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА

К вопросу переселения осетин в Турцию (1859-1863-годах)

П.В. Сичкарь

Аспирант СОИГСИ A.B. Сичкарь

После окончания Кавказской войны и пленения в 1859 году Шамиля осетины-мусульмане вместе с другими мусульманскими народами Кавказа стали переселяться в Турцию. Этот процесс в исторической литературе связан с именем царского генерала Муссы Кундухова. Однако документы свидетельствуют, что переселенческое движение осетин началось задолго до 1865 года. Хотелось бы пролить свет на эту малоизвестную страницу истории.

Переселение, а по существу выселение горцев в Турцию, являлось общекавказской трагедией. Тревожной мыслью о переселении в Турцию, в связи с приближением трагического финала Кавказской войны и установлением тяжелого военно-колониального режима после падения Шамиля, было охвачено все мусульманское население края .

О тогдашнем состоянии умов осетинский поэт Инал Кануков писал: «Недовольные нововведениями после покорения Восточного Кавказа горцы хотели избавиться от них. С наивным доверием они слушали рассказы о том, как их детей скоро будут забирать в солдаты и как их будут крестить силою. Солдатчина, измена религии - самые большие вопросы у горцев мусульман» .

Особенно усердно стала переселяться Кабарда; усердие это проникло и в Осетию. Явились «фанатики», которые подняли за собой тысячи семейств и потянули их в страну, которую они также знали, как и Китай .

Отметим, что понятие о султанской Турции у осетин, как и у других горцев Кавказа, складывалось на основании ложных представлений. Они устремлялись в страну, которую ни один из них не знал, не представляя, какие ужасы постигнут их в этой неизвестной и чужой стране. Единственной исторической нитью, связывающей горцев Северного Кавказа с Турцией, являлась общность религии - магометанской веры, главой которой считался турецкий султан.

В основе стремления осетин к уходу в Турцию лежали, в основном, те же мотивы что и у других народов: с одной стороны, выселение с прежних мест, притеснения в земельном отношении, ненависть к новым порядкам колониального режима, угроза рекрутчины и тяжелых податей, и с другой - мнимая

надежда на лучшее счастье на «священной» земле.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что казаки Терской области получали значительно больше земли, чем горцы, а именно по 24 десятины на душу, а местные жители -12-18 десятин на дым. Если семья горца в среднем составляла 10 человек, то получается, что казаки получали земли в 12-15 раз больше .

Говоря о причинах переселения, профессор Г. А. Дзагуров писал: «Причиною переселения горцев в Турцию нужно признавать глубокое хозяйственное потрясение их жизни под ударом тяжелого молота царской России» . При этом ученый указывает на роль отдельных личностей.

Баделята, опасаясь расправы со стороны осетинского крестьянства, а также стремясь сохранить свои феодальные права и даровую рабочую силу, решили перебраться в Турцию. Скрывая свои истинные цели, они стремились увлечь за собой поддающуюся часть мусульманского крестьянства Дигории, играя на его религиозных чувствах путем распространения слухов о скором всеобщем и насильственном крещении мусульман, о рекрутчине, о громадных, непомерных податях и т. д.

Первое переселение осетин в Турцию произошло в 1859 году. Переселились, главным образом, некоторые привилегированные фамилии со своими подвластными крестьянами, в частности Тугановы и Аби-саловы - из дигорских баделят, Кусовы и Козыревы из кардиусар .

Главой первой партии переселенцев осетин в 1859 году был Али-Мурза Абисалов. Ни точными, ни приблизительными данными о числе переселившихся в это время осетин мы не располагаем. Надо полагать, что с упомянутыми переселенцами в 1859 году ушла и незначительная часть осетинских крестьян-мусульман, в связи с сильно проявившимся стремлением части осетин к уходу в Турцию. Наиболее сильно оно проявилось в селении Магометановском (ныне Чи-кола). В декабре 1859 года жители Магометановско-го села подали прошение на имя генерала-фельдмаршала князя А.И. Барятинского (главнокомандующего Кавказской армией) об увольнении всего аульного общества в Турцию .

Начальником военно-осетинского округа в 1859 году

ВЕСТНИК иа

ВПАППКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО UEHTPA ^QQQ^I

A.B. СИЧКАРЬ. К ВОПРОСУ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ОСЕТИН В ТУРЦИЮ (1859-1863 ГОДАХ) 2 7

был полковник Мусса Кундухов. Получив прошение жителей селения Магометановское, М. Кундухов нашел невозможным это переселение, так как опасался общего переселения жителей всего Военно-Осетинского округа, а также считал жителей этого аула полезными для Кавказского края и правительства Российской империи .

На основании изложенного Кундуховым генерал А. И. Евдокимов решил просьбу жителей оставить без последствий. Таким образом, если Мусса Кундухов в 1859-1860 годах в целом был против массового переселения коренного населения региона в Турцию, то по части освобождения края от неспокойного, опасного царскому правительству населения вполне разделял взгляды кавказского командования.

Несмотря на запрет, из Магометановского аула выселились Тавказаховы, Хасановы и другие .

Второе переселение осетин в пределы Османской империи произошло в 1860 году, и свершилось оно в несколько больших размерах, чем в 1859 году. Оно большей частью охватило тагаурцев, но были и ди-горцы-мусульмане.

В течении 1859-1860 годов в Турцию переселилось осетин не менее 300-350 дворов, или до 3 000 душ обоего пола. Одних Кануковых переселилось до 10 дворов .

Переселение осетин в 1860 году возглавили тага-урские алдары. Разумеется, не все горели желанием переселения в Турцию. Достаточно было одному влиятельному феодалу той или иной фамилии решить вопрос об уходе в Турцию, как своим давлением, при тогдашних родовых отношениях и родовых пережитках, принуждало к уходу многих близких родственников. Так было и с семейством поэта И. Кану-кова (давление со стороны брата отца).

Эмиграция части осетин в Турцию совпадает с периодом переселения туда же кабардинцев. Осетины (переселенцы 1859 -1860-го года) поселились исключительно в Малой Азии и преимущественно в Карской области и прилежащих близко к Кагызману местностях . Для поселения турецкие власти дробили семьи по 2-3 двора, что особо не нравилось переселенцам.

Вот как высказался о предложенных турецким правительством местах для поселения отец Инала Канукова, который был назначен поверенным от всех переселенцев осмотреть место, где приходилось им селиться, и узнать о доброкачественности и пригодности этих мест.

Места скверные - народ собачий. Мы стремились сюда из родины, где нам было хорошо, сломя головы, - и вот мы в Стамбуле, у цели нашего многотрудного и несчастного пути, и что же мы видим в нем? Нам не приходится брататься с турецким населением. Подумайте об этом серьезно, ради ваших детей. Если вернемся обратно на родину, то это не признак нашего малодушия, как это думают многие из нас, а это значит, мы желаем блага своему семейству, которое погибнет здесь среди такого народа;

лучше вспомните про своепривольное и счастливое житие на родине, которая нас опять радостно примет в свои объятия, как блудных сыновей и мы опять заживем по-старому. Потеряли многое - что делать? Это все следствие нашей глупости и доверчивости; теперь же опомнились, и ошибку еще не трудно исправить. Но помните, что если нас здесь будут селить отдельно по два-три семейства, то мы забудем друг друга и не будем знать, кто умирает из нас и кто живет, и уже из здешнего окружения ни одна душа не прольет печальную слезу и не проводит ваш прах до вашего последнего жилища - могилы.

Я первый из тех, кто хочет ехать обратно - и к этому присоединилось еще 90 дворов .

«При первом известии о желании горцев Кавказа возвратиться назад правительство Российской империи признало необходимым принять всевозможные меры для воспрепятствования их намерению. По сношению об этом с Императорской миссией в Константинополе, князь Лобанов-Ростовский циркулярно предложил консульствам нашим на Востоке отказывать в прометке паспортов уроженцам Кавказского края, перешедшим в турецкое подданство и желающим возвратиться в отечество, чтобы стать снова российскими подданными.

Относительно же лиц, которые, несмотря на это воспрещение, найдут возможность вернуться на родину, правительству было угодно установить следующие правила: по прибытии таковых лиц в наши пределы арестовывать их и если окажется: а) что они принадлежат к покорным горным обществам Кавказа, немедленно ссылать их во внутрь России на поселение и б) если эти лица будут принадлежать к тем из горских обществ, которые находятся с нами во враждебных отношениях, то таковых задерживать в течении 3-х месяцев, для размена на наших пленных, находящихся в горах; по истечении 3-х месячного срока, если обмена не состоится, отсылать в Сибирь на поселение и в обоих случаях установленным административным порядком. Что же касается тех лиц, которые принадлежат к жителям Кавказа, и которые будучи уволенными в Турцию по различным причинам, и просрочив там свои паспорта, явятся на родину, то ежели они не представят свидетельства от консулов в продлении им отпуска, или уважительной причины просрочки паспортов, то таковых ссылать на поселение во внутрь России.

Лиц, возвращающихся на родину с паспортами еще не просроченными, следует пропускать беспрепятственно» .

«Что касается офицеров, обманувшихся в своих надеждах при переходе в подданство Турции и вернувшихся на родину, искренне раскаявшись в содеянном, и предоставивших себя милосердию правительства Российской империи, было решено не подвергать их той ответственности, которую влечет за собой всякое оставление отечества. Но в то же время не счел справедливым и допустить, чтобы люди уже одингзщ раз вознамерившиеся перейти в поддан-

ВПАППКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО UEHTPA

ЧЕЛОВЕК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА

ство другого государства и не исполнившие своего намерения, по каким-либо причинам, по возвращении в наши пределы пользовались теми же самыми преимуществами, какие ими были заслужены до отправления. Поэтому было решено всех офицеров из туземцев Кавказского края, возвратившихся обратно и просрочивших за границей отпуск, не прибегая к дальнейшему выяснению причин этого, считать уволенными со службы. А если они вновь пожелают вступить в российскую армию, то не иначе как низшими чинами, и вместе с тем лишенными прав на заслуженное ими прежде от казны содержание, пока вновь его не заслужат своей верою и усердной службой на благо отечества.

Между тем оказывается, что многие из туземных офицеров, отправляясь в Мекку, не имели в виду поселиться в Турции, и не только не просрочили своих паспортов, но и прибыли раньше. Но по этому приказу они исключались из списков военнослужащих и лишались заслуженного ими содержания. Многие из таких офицеров обратились с просьбами о возвращении офицерского звания и ходатайствовали о том, чтобы для тех, кто не просрочил свои паспорта и не продавал своё имущество на родине, не подвергались тому взысканию, которое определено для туземцев, отправлявшихся в Турцию на переселение» .

В 1861-1863 году многие переселенцы вернулись в Осетию разочарованные милостью турецкого султана. Так, например, в ноябре 1861 года получили разрешение (а таковое получали не все): штабс-капитан Токаев с семейством из 14 душ, поручик Дударов, с семейством из 25 душ и не имеющий чина Исса Сурхаев с семейством из 5 душ. Конечно, не всегда возвращающийся мог быть водворен на прежнее место жительства, так как главный штаб разрешил командующему войсками Терской области поселять на прежних местах только тех из них, водворение которых будет признано возможным командованием .

Интересно, например, прошение, поданное 1-го июня 1862 года прибывшими в Тифлис поверенными от переселенцев в Турцию Магометом Хаблие-вым, Цопаном Цаликовым, Хабушом Дударовым, о бедственном положении в котором находятся переселенцы 55 дворов осетин Владикавказского окру-

га, прибывшие ныне на границу близ Александропо-ля, с просьбой о дозволении им вновь поселиться в Терской области.

7 июня 1862 года командующий армией разрешил переселившимся разновременно в Турцию и изъявившим ныне желание возвратиться на родину 79 семействам, а именно 55 семействам осетин, 4 -чеченцев и 20 - кумыков, пропустить через пограничную линию и направить их отдельными партиями, по 10-12 семейств каждая, в город Владикавказ для поселения их на прежнем месте жительства.

В первой партии этих переселенцев были 15 семейств осетин:

Имена и фамилии Число душ

1. Гусо Тогузов 19

2. Бизирко Тартиев 10

3. Гибиз Бигоев 4

4. Темирко Габанов 11

5. Касполат Кабали 7

6. Аслан Бигоев 4

7. Темир Бигоев 4

8. Мустафа Емариков 2

9. Мансур Хабилов 11

10. Бадур Гастуев 6

11. Узи Бигоев 16

12. Дзисо Сидаков 1

13. Сафари Минзиков 8

15. Магомед Минзиков 7

Всего 127 человек .

(Из них 12 семей были поселены в ауле Заманкул и 3 семьи были поселены в селении Эльхотово) . Обращаю внимание на то, что имена и фамилии переселенцев записаны как в архивном документе.

Кавказские горцы - переселенцы, введенные в заблуждение различными туркофилами, главным образом состоятельными людьми и муллами, на практике убедились, как они жестоко были обмануты. Суровая действительность султанской Турции окончательно убедила горцев в том, что хотя в России и изменилась традиционная система их жизни, хотя и жилось им плохо под гнетом царизма и местных угнетателей, но от всего этого они не избавились и на чужбине, в Турции. Таким образом, султанская Турция перестала быть для горцев «меньшим злом».

Литература

1. Тотоев М. С. Переселение осетин в Турцию. ОРФ СОИГСИ, Ф. 17. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.

2. Кануков И. Д. В осетинском ауле. - Орджоникидзе, 1985. С. 61.

3. Путевые записки от Александрополя до Эрзеру-ма // Кавказ. № 265. С. 2.

4. Абрамов Я.К. Кавказские горцы. - Краснодар, 1927. Вып. № 3. С. 5.

5. Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию. - Ростов на Дону, 1925. С. 3-7.

6. Тотоев М. С. Переселение горцев Северного Кавказа в Турцию. ОРФ СОИГСИ Ф.17. Оп.1. Д. 6. Л. 158.

7. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Научно популярный сборник (Сост. Чибиров. Л. А.). - Цхинвал, 1989. С. 220.

8. ЦГА РСО-А Ф.12. Оп.5.

ВЕСТНИК на

ВПАППКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

Besides being memorable, .com domains are unique: This is the one and only .com name of its kind. Other extensions usually just drive traffic to their .com counterparts. To learn more about premium .com domain valuations, watch the video below:

Turbocharge your Web site. Watch our video to learn how.

Improves Your Web Presence

Get noticed online with a great domain name

73% of all domains registered on the Web are .coms. The reason is simple: .com is the where most of Web traffic happens. Owning a premium .com gives you great benefits including better SEO, name recognition, and providing your site with a sense of authority.

Here"s What Others Are Saying

Since 2005, we"ve helped thousands of people get the perfect domain name
  • Purchasing domain name from hugedomains.com is convenient and secure. Highly recommended to premium domain name purchasers. - Lily, 11/7/2019
  • I was interested in this domain for a little while before deciding to purchase it. I looked it up several time and was always directed to one of Huge Domains competitors. I found Huge Domains kind of by accident while doing a little research. I found their price to be a small fraction of the other guys and that prompted me to do a lot more research. What I found with Huge Domains was a company I felt comfortable doing business with. I didn’t find any fine print, additional fees or a reason to believe the price was to good to be true. I’m recommending Huge Domains to anyone who could benefit from their services. - Brian Mcintosh, 11/5/2019
  • I called HugeDomains and negotiated a price over the phone. Easy process and no pressure at all. - John Ball, 11/5/2019
  • More