Истоки и история конфликта в нагорном карабахе. Конфликт нагорный карабах причины – История катастрофы

Кому выгодна новая армяно-азербайджанская война? В Нагорном Карабахе начались масштабные боевые действия. В ночь на 2 апреля 2016 года войска Азербайджана начали наступление по всей линии соприкосновения с вооруженными силами Армении и Нагорно-Карабахской республики.

Идут бои с применением артиллерии, таков и авиации. Обе стороны обвиняют друг друга в эскалации конфликта, однако характер боевых действий азербайджанской стороны свидетельствует о заранее спланированной операции. Застарелый конфликт между двумя народами региона: христианами-армянами и родственными туркам азербайджанцами-мусульманами вспыхнул с новой силой.

Почему конфликт невыгоден Армении

Возобновление Нагорно-Карабахского конфликта наиболее невыгодно Армении, которую ранее вполне устраивал статус-кво. Конфликт конца 80-х начала 90-х кончился в ее пользу. Поддержание конфликта в замороженном состоянии могло тянуться как угодно долго. Фактически территория находилась под армянским контролем. Армении незачем было провоцировать Азербайджан. После поражения в Нагорном Карабахе в 90-х Азербайджан значительно усилил и модернизировал свою армию. Помогли деньги от продажи нефти и газа, таким ресурсом Армения не обладает.

По численности армии, количеству населения, в том числе резервистов, экономическому потенциалу Азербайджан превосходит Армению и Нагорно-Карабахскую республику вместе взятые. Это означает, что война означает для Армении риск поражения. Кроме того, Армения вынуждена будет принять тысячи беженцев, (Азербайджану принимать некого, т.к. азербайджанцев в Нагорном Карабахе не осталось), что ляжет тяжелым грузом на социальную систему страны.

Опасности для Азербайджана

Для Азербайджана текущая геополитическая ситуация – далеко не самая благоприятная для начала войны, что связано с союзническим отношениями России и Армении. Единственное, на что Азербайджан может надеяться, - невмешательство в конфликт России, если боевые действия не выйдут за пределы Нагорного Карабаха. В случае конфликта с Россией, Азербайджан обречён на поражение как Грузия в 2008 году. Но риск превращения размороженного конфликта в полномасштабную региональную войну очень высок.

Почему война невыгодна России?

Из крупных геополитических игроков возобновление конфликта наиболее невыгодно России. Россия – гарант мира на Южном Кавказе и союзник Армении по ОДКБ. В случае войны между Армений и Азербайджаном Россия обязана помочь Армении, если та обратится к ней с такой просьбой. Однако в последние годы Россия, сохраняя хорошие отношения с Арменией, сблизилась и с Азербайджаном до такой степени, что начала туда поставлять оружие. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в прошлом году демонстративно не приехал на саммит Восточного партнерства ЕС, а в парламент Азербайджана был внесен законопроект о расторжении многих прежних договорённостей с США. Война означает крушение всей прежней архитектуры международных отношений, которую Россия кропотливо выстраивала в регионе.

На территории Армении расположены российские военные базы. В случае эскалации войны Россия может быть в нее втянута, что также не в интересах этой страны, занятой войной в Сирии и конфликтом на Украине. Как минимум от активной политики в Сирии придется отказаться.

Опасности для Турции

Турция как региональный игрок могла бы получить некоторые выгоды от конфликта на севере. В первую очередь это заставило бы Россию меньше внимания уделять сирийской проблеме, что усилило бы позиции самой Турции в этом вопросе. Кроме того, Азербайджан началом боевых действий подорвал собственные отношения с Россией, а значит, ему не останется ничего иного, независимо от исхода войны, как сближаться с Турцией. Показательно, что ранее министр иностранных дел Турции Чавушоглу заявил, что его страна поддержит «освобождение оккупированных территорий Азербайджана», т.е. агрессию против Нагорного Карабаха.

В то же время война, если она выйдет за границы Карабаха несет риски и для Турции. Турция будет вынуждена начать оказывать помощь Азербайджану. Учитывая гражданскую войну в курдских районах самой Турции, это отвлечёт внимание Анкары от Сирии.

Почем война выгодна США

Единственная страна, которая заинтересована как в размораживании конфликта в Нагорном Карабахе, так и в превращении его в полномасштабную войну, куда могут быть втянуты и Россия, и Турция – это США. После того как выяснилось, что Россия ухитрилась вывести одни войска из Сирии, но при этом при помощи других взять Пальмиру, США активизировали попытки по выведению России из игры. Кровавый конфликт в непосредственной близости от российских границ лучше всего подходит на эту роль. США также заинтересованы и в ослаблении роли Турции в сирийском вопросе. Тогда они смогут в полной мере использовать курдский фактор.

Если Россия поддержит Армению, то США смогут окончательно получиться контроль над Азербайджаном. Если Россия не поддержит Армению, это будет использовано как аргумент для переориентации страны на США. В отличие от Турции, США взаимодействуют с обеими сторонами конфликта и в любом случае не останутся в проигрыше.

Во время вторжения в Нагорный Карабах президент Азербайджана Ильхам Алиев находился в Вашингтоне. Накануне он встретился в вице-президентом США Джо Байденом. Это было последнее высокопоставленное лицо, с которым говорил Алиев, перед тем как его армия начала наступление. Во время встречи президент Азербайджана подчеркнул, что позиция Барака Обамы как Президента страны-сопредседателя - США о недопустимости существующего статус-кво имеет большое значение

Позже Алиев заявил, что приветствует мирное разрешение конфликта, но на основе урегулирования территориальной целостности Азербайджана. Поведение Алиева свидетельствует о том, что он получил поддержку со стороны внешних сил, в первую очередь США. Ранее 15 марта он совершил визит в Анкару, где этот вопрос тоже, скорее всего, обсуждался.

Показательно, что США не поспешили осудить начало Азербайджаном боевых действий либо как-то повлиять на находящегося в Вашингтоне президента этой страны. Что касается Турции, президент этой страны – Реджеп Эрдоган, выразил свои соболезнования Алиеву в связи с гибелью азербайджанских военнослужащих. Министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявил о «справедливой позиции» Азербайджана и выразил Баку решительную поддержку. Объективно, война может ударить и по интересам этой державы, но нынешнее турецкое руководство многократно доказало, что может идти на поводу у США вопреки собственным реальным интересам.

Карабахский конфликт — длительное межнациональное противостояние Азербайджана и Армении. Каждая из сторон оспаривает своё право на территорию Закавказья – Нагорный Карабах. В конфликтной ситуации принимают участие внешние игроки: Турция, Россия, США.

Предыстория

Версия Армении


Армянский монастырь Дадиванк, расположенный на территории Нагорного Карабаха (IX-XIII вв.)

Нагорный Карабах, издавна относился к древнему армянскому государству и именовался — Арцах. Этот вывод можно сделать из античных сочинений Плутарха, Птолемея. Они указывают, что границы исторической Армении и Карабаха идут по одной линии — по правому берегу реки Куры.

в этом веке вошло в употребление слово «Карабах», произошедшее от наименования армянского княжества Бакх.

В 387 году в результате войны Армения была поделена между Персией и Византией. Как и большинство других земель, Арцах отошёл Персии. С этого момента начинается многовековая история сопротивления армянского народа иноземным захватчикам, сменявшими друг друга: Персией, татаро-монголами, тюркскими кочевниками. Но, несмотря на это, территория хранила свою этническую принадлежность. Вплоть до XIII в. она была населена лишь армянами.

В 1747 году было образовано Карабахское ханство. К этому моменту Армения находилась под Османским господством, тяжёлое положение усугублялось внутренними междоусобицами армянских меликов (князей). В этот период иноземной оккупации, начинается отток из региона армян и его заселение предками азербайджанцев – тюркскими колонистами.

Версия Азербайджана

«Карабах»

термин берёт начало от тюркского «кара» — обильный, в сочетании с персидским «бах» — сад

С IV в. д. н.э оспариваемые земли принадлежали Кавказской Албании, которое располагалось на севере Азербайджана. Управлялся Карабах азербайджанскими династиями и в разное время находилось под гнётом различных иностранных империй.

В 1805 году мусульманское Карабахское ханство было присоединено Российской Империи. Это было стратегически важно для России, которая вела войну с Ираном с 1804 г. по 1813 г. В район началось масштабное переселение армян, исповедующих христианское григорианство.

К 1832 году среди населения Карабаха их было уже около 50%. При этом религиозные и культурные различия между народами накаляли обстановку.


Государства Закавказья II-I вв. до н.э., «Всемирная история», т.2, 1956 г. Автор: FHen, CC BY-SA 3.0
Автор: Abu Zarr — The Ethnic Map of Caucasus V — IV B.C., (fragment of the Ethnic Map of Europe V — IV B.C.), «The World History», Vol.2, 1956 г., Russia, Moscow, Autors: A. Belyavsky, L. Lazarevich, A. Mongait., CC BY-SA 3.0

Возникновение Нагорно-Карабахской автономной области

С 1918 по 1920 год , развернулась армяно-азербайджанская война. Первые серьёзные столкновения произошли в 1905 г., а в 1917 г. разразилась открытая вооруженная стычка в Баку.

В 1918 году были созданы Республика Армения и Азербайджанская демократическая республика (АДР). Карабах остался под контролем АДР. Армянское население не признавало эту власть. Было заявлено о намерении присоединиться к Республике Армения, но она не могла оказать повстанцам серьёзной помощи. Мусульман же, поддерживала Турция, поставляя им оружие.

Конфронтация длилась вплоть до советизации Азербайджана.

В 1923 году в состав Азербайджанской ССР была официально включена Автономная Область Нагорного Карабаха, а в 1936 г. она стала называться Нагорно-Карабахской автономной областью (НКАО), которая просуществовала до 1991 г.

Ход событий

1988: Война между азербайджанцами и армянами

В 1988 году НКАО предприняло попытку выйти из АзССР. С этим вопросом её представители обратились к Верховным Советам СССР и АзССР. Ереван и Степанакерт провели националистические митинги для поддержки обращения.

22 февраля 1988 года в карабахском селении Аскеран вооруженные азербайджанцы пытались напасть на армянские дома, в результате чего, было убито двое нападавших. Через два дня в городе-спутнике Баку — Сумгаите, был организован митинг против выхода НКАО из АзССР.

А уже с 28 февраля, там происходила массовая кровавая расправа азербайджанцев над армянами. Людей семьями зверски убивали, сжигали, иногда ещё живых, на улицах города, насиловали женщин. Виновные в страшных преступлениях фактически не понесли наказания, соразмерного содеянному. Срок по приговорам составил от 2 до 4 лет, и лишь одному человеку, был вынесен смертный приговор.

В ноябре 1988 года в Баку прошли демонстрации с лозунгами «Да здравствуют герои Сумгаита!» под портретами убийц.

Сумгаитская трагедия считается отправной точкой открытого Карабахского конфликта.


1992-1994 Положение на карабахском фронте

В конце 1991 г. было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР), столицей стал город Степанакерт. Но ООН самопровозглашенную республику не признало.

была принята Декларация о государственной независимости НКР. После чего начался отток армян из Азербайджана

Развернулось военное столкновение. Вооруженные силы Азербайджана «выбили» противника из некоторых районов Карабаха, а НКР заняла часть территории, примыкающей к нему.

Только в 1994 году , в Бишкеке, противоборствующие стороны подписали договор, прекращающий боевые действия, но реально проблема не была исчерпана.


2014-2015: Новый конфликт в Карабахе

В течение нескольких лет конфликт находился в тлеющем состоянии. А в 2014 г. разгорелся вновь.

31 июля 2014 года в приграничной зоне возобновились обстрелы. И с той, и с другой стороны гибли военнослужащие.

2016: Новые события в Карабахе

Весной 2016 г. произошли события, названные апрельской четырёхдневной войной. Враждующие стороны взаимно обвинили друг друга в нападении. С 1 по 4 апреля в прифронтовой зоне осуществлялись артобстрелы, в том числе по мирным населённым пунктам и расположениям воинских частей.


Карты боевых действий в апреле 2016 года

Переговоры о мирном урегулировании

Турция высказала поддержку Баку. 2 апреля, в противовес ей, Россия, находясь в составе Минской группы ОБСЕ, негативно отозвалась о применении силы и призвала к мирному урегулированию. При этом стало известно о продаже Россией оружия противоборствующим сторонам.

Короткий период огня завершился 5 апреля в Москве, где прошла встреча руководителей генштабов, после чего было объявлено о прекращении боевых действий.

Впоследствии сопредседателями ОБСЕ было организовано два саммита (в Санкт-Петербурге и Вене), с участием президентов Армении и Азербайджана и достигнуты договорённости об исключительно мирном разрешении проблемы, которые всё же не были подписаны азербайджанской стороной.

Жертвы и потери «апрельской войны»

Официальные сведения о потерях Армении:

  • погибло 77 военнослужащих;
  • свыше 100 человек ранены;
  • уничтожено 14 танков;
  • вышло из зоны контроля 800 га территории.

Официальные сведения о потерях Азербайджана:

  • объявлено о гибели 31 военнослужащего, по неофициальным данным погибло 94 военных;
  • уничтожен 1 танк;
  • сбит 1 вертолёт.

Реальная ситуация в Карабахе сегодня

Несмотря на многочисленные встречи и переговоры, на современном этапе противники не могут прийти к решению проблемы. Обстрелы не утихают по сей день.

8 декабря 2017 года, в Вене, Эдвард Налбандян, выступил с речью. Её содержание сводится к обвинению Азербайджана в нарушениях международного гуманитарного права в 2016 г., в военных провокациях, в отказе от выполнения достигнутых договорённостей и несоблюдении режима прекращения огня. Слова Налбандяна косвенно подтверждает позиция Ильхама Алиева.

В марте 2017г. он высказал мнение, что происходящее — это внутреннее дело и ни одна страна не имеет права вмешиваться. Азербайджан видит причину невозможности разрешения ситуации, в отказе Армении покинуть оккупированные местности, несмотря на то, что международным сообществом Нагорный Карабах признан неотделимой частью Азербайджана.

Видео

Многолетние события не могли не найти отражение в кинолентах и видеохрониках. Вот небольшой перечень фильмов, которые рассказывают о трагедии Закавказья:

  • «Война в Нагорном Карабахе», 1992 г.;
  • «Нестреляные патроны», 2005 г.;
  • «Дом, который стрелял», 2009 г.;
  • «Ходжа», 2012 г.;
  • «Прекращение огня», 2015 г.;
  • «Провальный блицкриг», 2016 г.

Персоналии


Эдвард Налбандян – глава МИД Республики Армения
Ильхам Алиев — действующий президент Азербайджана

2 апреля 2016 года пресс-служба Министерства обороны Армении заявила о том, что вооруженные силы Азербайджана перешли в наступление на всем участке соприкосновения с армией обороны Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона сообщила, что боевые действия начались в ответ на обстрелы ее территории.

Пресс-служба Нагорно-Карабахской республики (НКР) заявила, что азербайджанские войска перешли в наступления на многих участках фронта, задействовав артиллерию большого калибра, танки и вертолеты. В течение нескольких дней официальные представители Азербайджана сообщили о занятии нескольких стратегически важных высот и населенных пунктов. На нескольких участках фронта атаки были отбиты вооруженными силами НКР.

Через несколько дней ожесточенных боев по всей линии фронта военные представители обеих сторон встретились для обсуждения условий прекращения огня. Оно было достигнуто 5 апреля, хотя, после этой даты перемирие неоднократно нарушалось и той, и другой стороной. Однако в целом обстановка на фронте начала успокаиваться. Азербайджанские вооруженные силы приступили к укреплению отвоеванных у противника позиций.

Карабахский конфликт – один из старейших на просторах бывшего СССР, Нагорный Карабах стал горячей точкой еще до распада страны и находится в состоянии замороженного уже более двадцати лет. Почему он вспыхнул с новой силой именно сегодня, каковы силы противоборствующих сторон и что следует ожидать в ближайшем будущем? Может ли этот конфликт перерасти в полномасштабную войну?

Чтобы понять, что происходит в этом регионе сегодня, следует сделать небольшой экскурс в историю. Только так можно понять суть этой войны.

Нагорный Карабах: предыстория конфликта

Карабахский конфликт имеет очень давние исторические и этнокультурные корни, ситуация в этом регионе значительно обострилась в последние годы существования советского режима.

В древности Карабах входил в состав Армянского царства, после его распада эти земли стали частью Персидской империи. В 1813 году Нагорный Карабах был присоединен к России.

Здесь не единожды происходили кровопролитные межэтнические конфликты, наиболее серьезные из которых происходили во время ослабления метрополии: в 1905 и 1917 году. После революции в Закавказье появились три государства: Грузия, Армения и Азербайджан, в состав которого и входил Карабах. Однако данный факт абсолютно не устраивал армян, которые в то время составляли большинство населения: в Карабахе началась первая война. Армяне одержали тактическую победу, но понесли стратегическое поражение: большевики включили Нагорный Карабах в состав Азербайджана.

В советский период в регионе поддерживался мир, вопрос о передаче Карабаха Армении периодически поднимался, но не находил поддержки у руководства страны. Любые проявления недовольства жестко подавлялись. В 1987 году на территории Нагорного Карабаха начинаются первые столкновения между армянами и азербайджанцами, которые приводят к человеческим жертвам. Депутаты Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) обращаются с просьбой присоединить их к Армении.

В 1991 году провозглашается создание Нагорно-Карабахской республики (НКР) и начинается широкомасштабная война с Азербайджаном. Боевые действия проходили до 1994 года, на фронте стороны использовали авиацию, бронетехнику, тяжелую артиллерию. 12 мая 1994 год в силу вступает соглашение о прекращении огня, и карабахский конфликт переходит в стадию замороженного.

Результатом войны стало фактическое получение НКР независимости, а также оккупация нескольких районов Азербайджана, прилегающих к границе с Арменией. По факту, в этой войне Азербайджан потерпел сокрушительное поражение, не добился поставленных целей и потерял часть своих исконных территорий. Подобная ситуация абсолютно не устраивала Баку, который долгие годы строил свою внутреннюю политику на желании реванша и возвращения утраченных земель.

Расстановка сил на настоящий момент

В прошлой войне победила Армения и НКР, Азербайджан потерял территорию и был вынужден признать поражение. Долгие годы карабахский конфликт пребывал в замороженном состоянии, которое сопровождалось периодическими перестрелками на линии фронта.

Однако в этот период сильно изменилось экономическое положение противоборствующих стран, сегодня Азербайджан имеет гораздо более серьезный военный потенциал. За годы высоких цен на нефть Баку сумел модернизировать армию, оснастить ее новейшим вооружением. Основным поставщиком оружия Азербайджану всегда была Россия (это вызывало серьезное раздражение у Еревана), также современное оружие закупалось в Турции, Израиле, Украине и даже ЮАР. Ресурсы Армении не позволяли ей качественно усилить армию новым вооружением. В Армении, да и в России многие думали, что на этот раз конфликт закончится так же, как и в 1994 году — то есть, бегством и разгромом противника.

Если в 2003 году Азербайджан потратил на вооруженные силы 135 млн долларов, то в 2020 году затраты должны превысить 1,7 млрд долларов. Пик военных трат Баку пришелся на 2013 год, когда на военные нужды было направлено 3,7 млрд долларов. Для сравнения: весь государственный бюджет Армении в 2020 году составил 2,6 млрд долларов.

Сегодня общая численность ВС Азербайджана составляет 67 тыс. человек (57 тыс. человек – сухопутные войска), еще 300 тыс. находятся в резерве. Следует отметить, что в последние годы армия Азербайджана реформировалась по западному образцу, переходя на натовские стандарты.

Сухопутные войска Азербайджана собраны в пять корпусов, в состав которых входит 23 бригады. Сегодня азербайджанская армия имеет более 400 танков (Т-55 , Т-72 и Т-90), причем с 2010 по 2014 год Россия поставила 100 новейших Т-90. Количество БТР, БМП и БРМ и бронеавтомобилей – 961 единица. Большинство среди них составляет изделия еще советского ВПК (БМП-1 , БМП-2 , БТР-69, БТР-70 и МТ-ЛБ), но есть и новейшие машины российского и иностранного производства (БМП-3 , БТР-80А , бронеавтомобили производства Турции, Израиля и ЮАР). Часть азербайджанских Т-72 модернизирована израильтянами.

Азербайджан обладает почти 700 единицами артиллерийских орудий, среди которых есть как буксируемая, так и самоходная артиллерия, в это число входит и реактивная артиллерия. Большинство из них получены еще при разделе советского военного имущества, но есть и более новые образцы: 18 САУ «Мста-С» , 18 САУ 2С31 «Вена», 18 РСЗО «Смерч» и 18 ТОС-1А «Солнцепек» . Отдельно следует отметить израильские РСЗО Lynx (калибра 300, 166 и 122 мм), которые по своим характеристикам превосходят (прежде всего по точности) российские аналоги. Кроме того, Израиль поставил ВС Азербайджана 155-мм САУ SOLTAM Atmos. Большая часть буксируемой артиллерии представлено советскими гаубицами Д-30 .

Противотанковая артиллерия в основном представлена советским ПТО МТ-12 «Рапира», также на вооружении стоят ПТРК советского производства («Малютка », «Конкурс », «Фагот », «Метис») и иностранного производства (Израиль – Spike, Украина – «Скиф»). В 2014 году Россия поставила несколько самоходных ПТРК «Хризантема».

Россия поставила Азербайджану серьезное саперное оборудование, которое можно использовать для преодоления укрепленных полос противника.

Также из России были получены системы ПВО: С-300ПМУ-2 «Фаворит» (два дивизиона) и несколько батарей «Тор-М2Э ». Имеются старые «Шилки» и около 150 советских комплексов «Круг», «Оса» и «Стрела-10». Также есть дивизион ЗРК «Бук-МБ» и «Бук-М1-2», переданные Россией и дивизион ЗРК Barak 8 израильского производства.

Есть оперативно-тактические комплексы «Точка-У», которые были закуплены у Украины.

Армения имеет гораздо меньший военный потенциал, что обусловлено ее более скромной долей в советском «наследстве». Да и с финансами у Еревана гораздо хуже — нефтяных месторождений на ее территории нет.

После прекращения войны в 1994 году большие средства выделялись из армянского госбюджета на создание фортификационных сооружений по всей линии фронта. Общая численность сухопутных сил Армении сегодня составляет 48 тыс. человек, еще 210 тыс. находятся в резерве. Вместе с НКР страна может выставить около 70 тыс. бойцов, что сопоставимо с армией Азербайджана, но техническое оснащение армянских ВС явно уступает противнику.

Общее число армянских танков составляет чуть более ста единиц (Т-54, Т-55 и Т-72), бронемашин – 345, большая часть из них была сделана на заводах СССР. У Армении практически нет денег на модернизацию армии. Россия передает ей свое старое вооружение и дает кредиты на покупку оружия (конечно, российского).

ПВО Армении имеет на вооружении пять дивизионов С-300ПС, есть информация, что армяне поддерживают технику в хорошем состоянии. Есть и более старые образцы советской техники: С-200, С-125 и С-75, а также «Шилки». Точное их количество неизвестно.

ВВС Армении состоит из 15 штурмовиков Су-25, вертолетов Ми-24 (11 штук) и Ми-8, а также многоцелевых Ми-2 .

Следует добавить, что в Армении (г. Гюмри) находится российская военная база, на которой дислоцированы МиГ-29 и дивизион ЗРК С-300В. В случае нападения на Армению, согласно договору ОДКБ Россия должна помочь союзнику.

Кавказский узел

Сегодня положение Азербайджана выглядит куда более предпочтительным. Страна сумела создать современные и весьма сильные вооруженные силы , что было доказано в апреле 2020 года. Не совсем понятно, что будет дальше: Армении выгодно сохранение нынешнего положения, по сути, она контролирует около 20% территории Азербайджана. Однако это не слишком выгодно Баку.

Следует обратить внимание и на внутриполитические аспекты апрельских событий. После падения цен на нефть Азербайджан переживает экономический кризис, а самый лучший способ усмирить недовольных в такое время — развязать «маленькую победоносную войну». В Армении дела в экономике традиционно плохи. Так что для армянского руководства война – это также весьма подходящий способ перефокусировать внимание народа.

По количеству вооруженные силы обеих сторон примерно сопоставимы, но по своей организации армия Армении и НКР отстали от современных вооруженных сил на десятилетия. События на фронте четко показали это. Мнение о том, что высокий армянский боевой дух и сложности ведения войны в гористой местности все уравняет, оказалось ошибочным.

Израильские РСЗО Lynx (калибр 300 мм и дальность 150 км) превосходят по своей точности и дальности все, что было сделано в СССР и производится ныне в России. В комплексе с израильскими беспилотниками армия Азербайджана получила возможность наносить мощные и глубокие удары по объектам противника.

Армяне, начав свое контрнаступление, так и не смогли выбить противника со всех занимаемых позиций.

С большой долей вероятности можно сказать, что война не закончится. Азербайджан требует освободить районы окружающие Карабах, но руководство Армении не может пойти на это. Для него это станет политическим самоубийством. Азербайджан чувствует себя победителем и хочет продолжать боевые действия. Баку показал, что имеет грозную и боеспособную армию, которая умеет побеждать.

Армяне злы и растеряны, они требуют отбить у врага потерянные территории любой ценой. Кроме мифа о превосходстве собственной армии, разбился еще один миф: о России как о надежном союзнике. Азербайджан все прошедшие годы получал новейшее российское оружие, а в Армению поставлялось только старое советское. Кроме того, оказалось, что Россия не горит желанием выполнять свои обязательства по ОДКБ.

Для Москвы состояние замороженного конфликта в НКР являлось идеальной ситуацией, позволявшей оказывать свое влияние на обе стороны конфликта. Конечно, Ереван был в большей зависимости от Москвы. Армения практически оказалась зажатой в окружении недружественных стран, а если в нынешнем году к власти в Грузии придут сторонники оппозиции, то она может оказаться в полной изоляции.

Есть еще один фактор – Иран. В прошлую войну он встал на сторону армян. Но этот раз ситуация может и измениться. В Иране проживает большая азербайджанская диаспора, игнорировать мнение которой руководство страны не может.

Недавно в Вене прошли переговоры между президентами стран при посредничестве США. Идеальным решением для Москвы было бы введение в зону конфликта собственных миротворцев, это еще более усилило российское влияние в регионе. Ереван согласится на это, но что нужно предложить Баку для поддержки такого шага?

Худшим развитием событий для Кремля станет начало полномасштабной войны в регионе. Имея в пассиве Донбасс и Сирию, Россия может просто не потянуть еще один вооруженный конфликт на своей периферии.

Видео о Карабахском конфликте

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

К третьей годовщине окончания апрельской войны 2016 года три стороны карабахского конфликта подошли в целом без особых для себя потерь на военно-политическом и дипломатическом фронтах. Самая масштабная с момента заключения трёхстороннего соглашения о прекращении огня в мае 1994 года эскалация три года назад наглядно продемонстрировала лимиты военного пути решения конфликта. Между тем подготовку к новой войне, вероятность которой сегодня остаётся высокой, Армения и Нагорный Карабах, а также Азербайджан ведут с прежней энергичностью.

Напомним, в ночь с 1 на 2 апреля, по версии армянской стороны, Азербайджан, грубо нарушив соглашения о перемирии в зоне карабахского конфликта от 12 мая 1994 года, предпринял крупномасштабное наступление вдоль всей линии соприкосновения вооружённых сил Нагорного Карабаха и Азербайджана с использованием тяжёлой техники и артиллерии. Официальный Баку причиной своего наступления вглубь оборонительных линий армянских войск назвал предшествовавшие ему интенсивные обстрелы приграничных позиций и населённых пунктов Азербайджана с армянской стороны. Так или иначе, но вооружённый конфликт трёхлетней давности стал наиболее масштабным возобновлением боевых действий вокруг Нагорного Карабаха, повлёкшим серьёзные потери с обеих сторон.

Наиболее интенсивные бои велись в южном (Гадрут) и северо-восточном (Мартакерт) направлениях линии соприкосновения войск. В ночь с 4 на 5 апреля на южном участке фронта ВС Азербайджана применили реактивную систему залпового огня «Смерч». Согласно достигнутой сторонами при посредничестве России устной договорённости, утром 5 апреля режим прекращения огня от 1994 года был восстановлен.

В результате боевых действий погибли 110 и получили ранения 121 армянских военнослужащих и добровольцев. О потерях ВС Азербайджана точные данные отсутствуют. 5 апреля 2016 года пресс-служба Министерства обороны Азербайджана сообщила, что за время боевых действий азербайджанская армия потеряла убитыми 31 военнослужащего. По утверждениям армянских источников, Азербайджан в несколько раз занизил число погибших: реальные потери азербайджанской армии могли составить от 500 до 600 военных только убитыми.

Азербайджанским войскам на отдельных направлениях удалось продвинуть свои позиции. По данным армянской стороны, противнику было уступлено 8 квадратных километров территории вдоль линии соприкосновения. Баку говорит о более 20 кв. км «освобождённой территории».

По итогам трёх «полезных бесед» (28 сентября в Душанбе, 6 декабря в Санкт-Петербурге, 22 января в Давосе) и одной официальной встречи по карабахскому урегулированию (29 марта в Вене) между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном заметно снижение напряжённости по всей линии прекращения огня. Но там нет иностранных миротворцев, режим перемирия соблюдается исключительно силами самих сторон конфликта лишь при наличии наблюдательной миссии ОБСЕ. Ни одна из ранее достигнутых между Арменией и Азербайджаном (ещё при президенте Серже Саргсяне ) договорённостей о запуске механизма расследования инцидентов на передовой, увеличении численности международных наблюдателей и другие меры доверия не выполнены. При этом поставки ударных и оборонительных систем в регион конфликта только растут, включая в себя всё более дальнобойные и высокоточные вооружения. Нет ни одного серьёзного повода предположить, что стороны в любом случае предпочтут политический путь преодоления разногласий в процессе урегулирования военному. «Последний аргумент» продолжает довлеть над всей нынешней конструкцией мирного процесса в карабахском конфликте, которая стоит на фундаменте посреднической миссии сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция). С каждым годом данный фундамент методично расшатывается нескрываемой сторонами активной подготовкой к очередному раунду масштабной эскалации.

Приходится вновь признать неутешительную реальность всех предыдущих 25 лет попыток найти вокруг Карабаха точки сближения сторон конфликта: настоящих переговоров нет, происходит имитация их проведения, которой прикрываются военные приготовления. Политическое решение не просматривается, ибо оно подразумевает взаимные уступки, к которым ни Ереван, ни Степанакерт (столица непризнанной Нагорно-Карабахской Республики), ни Баку не готовы. Понятие «компромисс», лежащее краеугольным камнем в политическом решении любого межгосударственного конфликта, отождествляется в Армении, Арцахе (армянское историческое название Нагорного Карабаха) и Азербайджане с поражением и сдачей собственных позиций на военном и дипломатическом фронтах.

По сути, происходила, имеет место и ещё какое-то неопределённое время будет продолжаться имитация готовности добиться разрешения конфликта за столом переговоров. У каждой из сторон ряд своих мотивов, поводов и причин относиться к политическому компромиссу с крайним предубеждением. Вместе с тем их объединяет следующий подход: пусть уж лучше очередная война обозначит новую конфигурацию сил в карабахском конфликте, чем мы будем что-то уступать и с чем-то соглашаться по итогам встреч лидеров и глав МИД Армении и Азербайджана под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Азербайджан отдаёт себе отчёт в том, что за вывод армянских войск из всех или даже меньшей части из семи находящихся под контролем противника районов вокруг Нагорного Карабаха придётся соглашаться на некий промежуточный статус Арцаха и последующий референдум о его окончательном политическом статусе. В свою очередь, цена территориальных уступок азербайджанскому визави для Еревана и Степанакерта остаётся критически высокой во внутриполитическом плане. И там, и там любая власть, даже с её нынешним высоким рейтингом, каким располагает действующий в Армении премьер-министр Никол Пашинян, неизбежно столкнётся с самыми серьёзными вызовами. Найдётся дюжина внутриармянских сил, которые могут выступить единым фронтом против «соглашательской и капитулянской политики» власти, поставь её высшие представители свои подписи под соответствующими документами за столом переговоров.

За всем этим кроется очевидный настрой сторон конфликта минимизировать собственную ответственность за политические решения. Война в данном случае представляется «лучшим способом» расставить всё по своим местам. Другой вопрос, что масштабные боевые действия несут в себе на порядок больше неизвестности, чем предсказуемости, элементы контроля за ситуацией неизменно в какой-то момент уступают место хаотичности. Война - всегда шаг в неизвестность. Однако степень враждебности, взаимного недоверия и подозрительности между армянской и азербайджанской сторонами настолька велика, что они готовы больше рискнуть в войне, чем за столом переговоров. И в этом особая трагичность момента, военно-политическая драматургия неизбежно надвигающегося нового выяснения отношений на поле боя.

Попробуем кратко представить ситуации, с которыми все три стороны конфликта подошли к трёхлетней годовщине апрельской войны.

Армения вызывает Азербайджан на бой: лучше сейчас, чем потом

Лидер «бархатной революции», глава Правительства Армении Никол Пашинян за без малого год у власти не решился ни на один революционный шаг вокруг Карабаха. Независимость Арцаха официальным Ереваном не признана, «большой договор» между двумя армянскими республиками с прописанными в нём гарантиями безопасности и взаимопомощи на случай войны не заключён. Пашинян только на словах отстаивает необходимость подключения представителей Нагорного Карабаха к переговорам Армении и Азербайджана, не предпринимая для этого абсолютно никаких реальных действий. Уже состоялись вышеуказанные «полезные беседы» и одна официальная встреча лидеров Армении и Азербайджана, но карабахских дипломатов на них как не было, так и нет. Баку категорически отвергает любую возможность изменения нынешнего двустороннего переговорного формата, в чём его, по сути, ранее поддержали и международные посредники в лице сопредседателей Минской группы.

На карабахском направлении Пашинян стал фактическим «преемником» бесславно отошедшего от власти в апреле 2018 года бывшего президента и экс-премьера Армении Сержа Саргсяна. Это заметно и в стратегических вопросах (признание независимости Арцаха, заключение «большого договора»), и по некоторым тактическим нюансам. К примеру, Пашинян не решился стать «первым пассажиром» гражданского авиарейса Ереван - Степанакерт, которым в своё время обещал быть, но так и не стал Саргсян.

Очевидно, что новые власти Армении в карабахском вопросе обречены действовать в определённых рамках лишь с некоторыми возможными отклонениями от сложившейся годами «нормы». Так, в последнее время из Еревана всё отчётливее проговаривается мысль о готовности к войне, её неизбежности и отсутствии планов идти на уступки, прежде всего в вопросе возвращения Азербайджану районов из так называемого «пояса безопасности» вокруг Арцаха. Недавно директор Службы национальной безопасности Армении Артур Ванецян сказал то, чего избегали озвучивать все предыдущие высокопоставленные официальные лица в Ереване: «Азербайджану не будет уступлено и пяди земли ». Вслед за этим министр обороны Давид Тоноян выдвинул принцип «новая война - новые (потерянные Азербайджаном) территории », указал на переход ВС Армении от оборонительной к «наступательной стратегии», отказ от «окопного состояния» армянских войск.

Закупается новое ударное вооружение, Армению уже не устраивает ситуация, когда воздушное пространство над будущим театром военных действий в Карабахе по умолчанию отдавалось в распоряжение боевой авиации Азербайджана. Отсюда желание обзавестись эффективными средствами проведения воздушных операций (закупка у России многоцелевых истребителей Су-30СМ), а не только усиление своего противовоздушного щита.

Вместе с тем заметны попытки Еревана вызвать Баку на очередное выяснение отношений на поле боя прямо сейчас. В этом армянскую столицу поддерживает и Степанакерт, по всей видимости, всё больше склоняясь к той оценке, что время сейчас работает уже не на Армению и Нагорный Карабаха, а на Азербайджан, который усиливает свою огневую мощь и прирастает мускулами перед решающей схваткой.

Карабах - 2020: переформатирование под войну

В следующем году Арцах ожидают выборы - одновременно президентские и парламентские. Высока вероятность переформатирования внутриполитического поля непризнанной республики под цели и задачи подготовки к грядущей войне. Свои позиции в Степанакерте должны усилить силы, стоящие не только на позициях «ни пяди земли», но и готовые к той самой «наступательной стратегии», установку на которую ранее дали в Минобороны Армении. В частности, ожидается укрепление в Арцахе положения старейшей армянской партии «Дашнакцутюн», после «бархатной революции» переносящей свой политический «центр тяжести» из Еревана в Степанакерт. Имеются также предпосылки появления в Карабахе на системной внутриполитической основе радикальных националистических сил из Армении. Таковой может стать партия «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»), которая по итогам выборов в Армении 9 декабря осталась за бортом Национального собрания (парламента) республики.

15 лет назад (1994) Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта.

Нагорный Карабах - область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения - 138 тысяч человек, подавляющее большинство - армяне. Столица - город Степанакерт. Население - около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название - Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

По данным азербайджанских источников, Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР. В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года , за несколько дней до официального распада Советского Союза , в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха . Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха - села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне - президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха . Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.