Институциональные изменения происходят для того чтобы. Стабильность институциональной структуры и институциональные изменения

1.Причины институциональных изменений

2. Основные источники институциональных изменений

3.Модель институциональных изменений Д.Норта

Вопрос 1. Институциональная структура общества в целом достаточно стабильна. Однако, несмотря на стабильность институтов, нет никакой гарантии в том, что институты, на которые мы полагаемся, являются эффективными. Стабильность – это необходимое, но отнюдь не достаточное условие для эффективности институтов. Являясь стабильными, институты подвержены изменениям, но в большинстве случаев процесс изменения происходит путем малых приращений, имеет непрерывный характер, хотя иногда происходят и дискретные, революционные изменения институциональной структуры общества.

Ученые, занимавшиеся этой проблемой, по-разному подходили к объяснению причин и источников институциональных изменений. Торнстейн Веблен видел причину институционального развития в склонности человека к «бессмысленной», непрагматической творческой деятельности и экспериментированию, которое он называл «праздным любопытством» и которое, по его мнению, является основной причиной социальных, научных и технологических изменений. «Праздное любопытство», по его убеждению, создает новые стереотипы мышления и способствует появлению новых институтов. Другой источник изменений он видел в конфликтах («трении») между самими институтами, особенно теми, которые сложились в разные исторические и культурные эпохи.

Йозеф Шумпетер главными факторами институционального развития считал инновационную деятельность предпринимателей и других активных членов общества, а также технологический прогресс. Стимулом предпринимателя к инновациям служит поиск прибыли или квазиренты от инноваций. Его действия творческие и полны риска, и именно они являются причиной создания нового и разрушения старого (Шумпетер говорит о «творческом разрушении»). Рыночная конкуренция у Шумпетера – это не только ценовая конкуренция, но и конкуренция инноваций и имитаций.

Неоинституциональный подход к вопросам институциональной динамики сочетает два основных подхода.

1. Первый восходит к Коммонсу, который считал, что институты возникают как преднамеренный результат коллективной воли общества или в результате законотворческой деятельности. Таким образом, по Коммонсу, институты – это результат планомерного, целенаправленного действия.

2. Второй подход связан с именем Менгера, который считал, что институты возникают в результате взаимодействия огромного числа экономических агентов, преследующих собственные цели. Закон, язык, деньги, рынки и цены, государство, ставка процента и земельная рента и тысячи других явлений – это в значительной степени непреднамеренный результат общественного развития. Процесс возникновения и развития этих институтов осуществляется медленно, мелкими шагами, эволюционно. Люди постепенно учатся на собственном опыте и на опыте других людей, процесс осуществляется методом проб и ошибок.

Эти два подхода не являются взаимоисключающими. Сам Менгер признавал, что существуют и институты, которые были созданы по какому-то замыслу, проекту, плану, и к этим институтам неприменимо объяснение типа «невидимой руки». Хайек, другой крупнейший представитель эволюционного подхода, также проводил различие между «самопроизвольным порядком» (spontaneous order), который покоится на абстрактных правилах справедливого поведения, позволяющих людям использовать знания для достижения своих целей, и организациями, которые основаны на специфических командах.

Неоинституциональный подход пытается соединить эти два подхода, с одной стороны, подчеркивая преднамеренные попытки экономических агентов создать новые формальные правила, а с другой – включая, часто неявно, эволюционный подход, который исходит из того, что в обществе действует эволюционный механизм, который отбирает те институты и контрактные формы, которые оказались наиболее эффективными.

Вопрос 2 . Норт выделил следующие основные источники институциональных изменений. Изменения в относительных ценах приводят к институциональным изменениям, которые восстанавливают экономическую эффективность в экономике или способствуют ее достижению. Изменения в относительных ценах (например, изменения в соотношении цен факторов производства – цен на землю и труд, труд и капитал, капитал и землю) меняют стимулы экономических агентов, которые вступают во взаимодействие друг с другом. Новые относительные цены создают новые возможности получения доходов, которые требуют институциональных изменений. Технологические инновации , которые в свою очередь ведут к изменению относительных цен . Техническая эффективность новой техники зависит от сложившейся институциональной среды.

Институциональное изменение (принятие закона, запрещающее вашему соседу создавать препятствия для пользования солнечной батареей) станет следствием появления новой технологии. Производители солнечных батарей и те, кто намерен пользоваться ими, предпримут определенные действия, которые приведут к институциональным изменениям.

И наконец, еще один источник институциональных изменений – это изменения во вкусах и предпочтениях людей. В обществе меняются представления о том, какие блага входят в состав полного потребительского набора нации.

Исторический опыт показывает, что институциональные изменения в одних случаях приводили к повышению эффективности (в этом случае какая-то общественная группа выигрывала, и никто при этом не проигрывал), а в других – изменения были перераспределительными по своей природе. Выигрыш одной стороны сопровождался потерями для другой. Возможен и еще один крайний случай – когда происходит снижение экономической эффективности (в том случае, когда перераспределение богатства в результате институционального изменения сопровождается поиском ренты).

Вопрос 3. О дним из источников институциональных изменений является изменение относительных цен. Но цены меняются постоянно, и поэтому возникает вопрос о том, когда изменения относительных цен ведут к институциональным изменениям, а когда их следствием является просто пересмотр контрактов в рамках действующих правил. Для дальнейших рассуждений нам потребуется определение институционального равновесия, которое дает Д. Норт: «Институциональное равновесие – это такая ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен в обществе, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию отношений. Заметьте, что такая ситуация не означает, что все игроки довольны существующими правилами и контрактами. Она означает лишь то, что при данных относительных издержках и выигрышах от изменения игры, которую ведут участники контрактных отношений, им невыгодно менять игру».

Агентами институциональных изменений выступают предприниматели (экономические и политические), формирующие организации, которые являются их орудием.В институциональную структуру встроены стимулы, и они играют решающую роль в том, какие организации будут возникать и какие знания и навыки они будут приобретать. Если институциональная структура общества поощряет криминальную деятельность, то будут возникать организации, которые используют эти возможности максимизации прибыли. Если, наоборот наибольшую выгоду в данных институциональных рамках предприниматели могут получить от производственной деятельности, то будут возникать организации, которые будут инвестировать средства в приобретение знаний и навыков в этой сфере. Поведение организаций, максимизирующих богатство, может принимать форму выбора в рамках существующих правил и ограничений, или проявляться в виде попыток изменения самих правил и ограничений. Какое направление выберет организация, зависит от ее восприятия выигрыша. В современной экономике организации затрачивают ресурсы в обоих направлениях.

Рассмотрим теперь простейшую модель институциональных изменений. Относительные цены изменились, и одна из сторон, участвующих в обмене (это может быть обмен как экономический, так и политический), чувствует, что она одна или они обе могут выиграть от изменения контракта. В этом случае будет предпринята попытка его пересмотра. Однако контракты вписаны в иерархию других правил, и изменение условий договора может оказаться невозможным без изменения правил, находящихся на более высоких ступенях иерархии (или без нарушения какого-то неформального правила). В этом случае та сторона, которая хочет улучшить свое положение, может попытаться затратить ресурсы на изменение правил более высокого уровня. Если же речь идет о неформальном правиле, то изменения в относительных ценах могут привести к их эрозии и замене другой нормой. Если люди начинают игнорировать неформальное правило и оно перестает подкрепляться механизмом принуждения, то со временем оно перестает действовать и заменяется другим институтом.

Рассмотренная модель очень простая, здесь не учитывается большое количество других факторов (например проблема «безбилетника», которая препятствует коллективному действию).

Источником дискретных институциональных изменений служат войны, революции, завоевания и стихийные природные бедствия, которые нарушают непрерывность институционального развития. Дискретные изменения – это радикальные изменения в формальных правилах.

Обычно институциональные изменения происходят в рамках, с которыми согласна каждая из сторон. Кризисная ситуация в обществе может разрешаться с помощью перестройки политических институтов, но для этого институциональная структура общества должна предоставлять возможности компромиссов между игроками. Если в обществе нет институциональных рамок для разрешения конфликтов, если отсутствуют институты, которые выполняли бы роль посредника, тогда агенты институциональных изменений могут сформировать коалиции, которые попытаются разрешить кризис с помощью насилия.

В связи с революциями возникает вопрос о том, почему люди участвуют в революции, ведь издержки участия могут быть очень велики (вплоть до гибели), в то время как выигрыши весьма неопределенны. Как в этом случае удается преодолеть проблему «безбилетника»? Стандартная экономическая теория, использующая принцип методологического индивидуализма и считающая, что индивиды действуют только исходя из своей выгоды, сопоставляя выгоды и издержки, ответить на этот вопрос не может. Здесь вступает в действие идеология, которая может быть весьма действенным способом преодоления проблемы коллективных действий. Чем сильнее идеологические убеждения участников, тем большую цену они готовы заплатить.

Лекция 4. Институциональные изменения и зависимость от пути развития

Институциональные изменения – изменения институциональной структуры как набора взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, определяющих систему стимулов для экономических агентов.

Виды институциональных изменений :

1. Дискретные и инкрементные .

Дискретные изменения – радикальные изменения в формальных правилах, которые происходят в результате завоеваний или революции.

Инкрементные изменения – постепенные изменения институциональной среды. Институциональные изменения имеют почти исключительно инкрементный характер.

2. Спонтанные, целенаправленные и смешанные .

Спонтанныминазываются такие институциональные изменения, которые осуществляются, возникают и распространяются, без чьего-либо предварительного замысла и плана.

Целенаправленныеинституциональные изменения возникают и распространяются в большем или меньшем соответствии с некоторым осознанно разработанным планом.

Смешанныйтип предусматривает ситуацию, когда само новое правило появляется незапланированно, а его распространение осуществляется вполне сознательно целенаправленно.

Траектория развития институционального изменения (институционального развития) – последовательность изменений, которые претерпевает некоторый рассматриваемый (базовый) институт.

Траекторий изменения институтов бывают двух типов:

1) траектории, формируемые инкрементными изменениями;

2) траектории, содержащие определенные «разрывы», скачки или «институциональные шоки», означающие, что существование исходного института фактически заканчивается, а его функции в экономике начинает выполнять иной институт (или целая их группа).

Основные режимы функционирования институтов:

1. Бездействие .При функционировании нормы в этом режиме индивиды знают о правиле, им известно, как требуется поступать в некоторой ситуации, однако они действуют иначе; в данном режиме могут существовать преимущественно формальные институты: «бездействующий закон» - вполне типичное явление для отечественной практики, хотя в принципе возможен и «бездействующий обычай» - например, если он представляет собой ритуал, воспроизводимый жителями какой-то местности исключительно для туристов, т.е. как информационный товар;

2. Спорадическое действие. Данный режим соответствует такой практике, когда при возникновении некоторой ситуации рассматриваемое правило может применяться, а может и не применяться; в последнем случае индивиды либо ведут себя, исходя из другого или других правил, либо же поступают по своему усмотрению, не опираясь ни на какое из правил, известных им и в принципе применимых в этой ситуации;

3. Систематическое действие . Правило оказывается применяемым всегда (или почти всегда), когда в деятельности индивидов возникают ситуации, совпадающие с условиями использования соответствующей нормы.


Механизмы институциональных изменений :

1) зависимость от траектории предшествующего развития – в каждый данный момент времени в экономике могут произойти не любые (произвольные)институциональные изменения, а лишь те, которые оказываются осуществимыми в сложившихся ранее условиях, которые, в свою очередь, возникли как следствия более ранних аналогичных ситуаций. На это влияют идеология, особенности институтов как общественных благ, а также распространенность института как препятствие к его изменению.

2) механизм малых случайных событий малые улучшения до тех пор, пока не возникнет новая базовая инновация, т. е. такие события, которые не могли быть заранее предвидены обладающим ограниченным знанием сторонним наблюдателем. Экономические факторы, способные влиять на принятие или отвержение инноваций, имеют «фоновый» характер: это общие требования обеспечения максимальной (или приемлемой) экономической эффективности для любогоинвестиционного решения.

В соответствии с ней технологические изменения включают творческое разрушение и рекомбинацию существующих знаний в новых формах. Смена технологической траектории возможна в данной постановке под воздействием появления нового «ядра» кластера, т.е. принципиально отличных от имевшихся изобретений или открытий новых законов природы.

3) эффект блокировки – это создание препятствий изменению правил организациями, получающими распределительные выгоды от использования действующих правил. К способам блокировки потенциально эффективных институциональных изменений относятся: 1) идеологические обоснования недопустимости этих изменений; 2) традиции, национальный менталитет и т.п.; 3) прямой подкуп законодателей или руководителей исполнительной власти, в чьей компетенции находится осуществление соответствующего институционального изменения и т.д.

4) импорт институтов – перенос формальных институтов, т.е. изменение формальных правил, опираясь на доказавшие свою эффективность образцы с целью отклонения от тупиковой траектории развития. Этот вариант ориентируется на достижение определенного результата, но остается проблемой учет неформальных институтов. Важную роль здесь играет государство, осуществляющее «мягкую революцию», а неформальные правила могут изменяться как реакция на новые формальные институты.

5) трансплантация институтов – процесс заимствования институтов, развившихся в иной институциональной среде. При удачной трансплантации происходит позитивная адаптация института к новой институциональной и культурной среде: институт выполняет ту же роль в стране-реципиенте, что и в экономике-доноре. В случае несовместимости трансплантата с культурными традициями и институциональной структурой реципиента возможно возникновение определенных дисфункций трансплантируемых институтов.

Отбор вариантов институциональных изменений по критерию эффективности , оцениваемой экономическими агентами, может рассматриваться как разновидность рыночного отбора. Конкуренция между институтами может происходить в разных формах и описываться различными теоретическими моделями. Одной из них является концепция рынка институтов.

Рынок институтов – это механизм, который позволяет индивидам выбирать правила игры в их сообществе. Посредством своих добровольных взаимодействий индивиды оценивают уже существующие правила, определяют и проверяют пригодность новых.

Институциональное равновесие – это такая ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений. Иначе говоря, институциональное равновесие представляет собой отправную точку всякого институционального изменения, т. е. то исходное состояние, по отношению к которому рассматриваются институциональные изменения.

В целом, эффективность сложившейся новой институциональной структуры оценивают по интегральному показателю – наличию устойчивого экономического роста в стране. Определять же эффективность отдельного института достаточно сложно. Критерием эффективности института может служить и степень его приспособленности к данным условиям.

  • 7.Правила и их виды. Сущность правил. Классификация правил.
  • 16.Налоги как вид трансакционных издержек. Трансакционные издержки в белорусской экономике.
  • 17.Понятие прав собственности. Континентальный и англосаксонский подходы к правам собственности.
  • 26.Экономические теории контрактов. Отношенческие контракты, теория принципал-агента, самовыполняющиеся контракты.
  • 28.Управление контрактными отношениями по Уильямсону. Трудности в управлении контрактными отношениями.
  • 27.Управление контрактными отношениями: сущность и типы.
  • 29.Постконтрактный оппортунизм. Причины появления постконтрактных проблем: неполнота контракта, асимметричность информации, ограниченность возможностей мониторинга.
  • 30.Оппортунистическое поведение и его виды. Моральный риск: виды и методы предотвращения. Проблемы оппортунизма в организациях. Отлынивание и поведение менеджера.
  • 31.Теория организации. Типы институциональных соглашений.
  • 32.Уровни организации. Виды и типы организаций.
  • 33.Теория фирмы. Понятие фирмы и подходы к ее возникновению. Отличительные черты фирмы.
  • 34.Теории фирмы: неоклассическая, контрактная, принципал-агента.
  • 35.Эффективность фирмы и ее виды. Аллокативная эффективность, X –эффективность
  • 36.Организационно - правовая типология фирм: у - фирма, х-фирма, м-фирма: преимущества и недостатки.
  • 38.Фирма и рынок.
  • 37.Единоличная фирма, товарищества, закрытая корпорация, открытая корпорация, финансовая компания, некоммерческие организации, публичная фирма.
  • 39.Институциональная сущность государства, его цели и функции.
  • 41.Эксплуататорское государство. Синтетическая модель государства.
  • 40.Теоретические модели государства. Контрактное государство: сущность, подходы.
  • 42.Сравнительные преимущества государства. Провалы государства и их исправление.
  • 44.Институциональная политика: сущность и особенности.
  • 43.Институциональный подход к государственному вмешательству в экономику. Вашингтонский и
  • 46.Виды и формы теневой экономики. Последствия теневой экономики.
  • 47.Институционализация теневой экономики: понятии, этапы, причины.
  • 48.Теневая экономика в Республике Беларусь. Меры по сокращению теневой экономики.
  • 49.Стабильность институциональной структуры и институциональные изменения. Понятие, факторы и типы институциональных изменений.
  • 50.Концепции институциональных изменений.
  • 51.Варианты институциональных изменений. Эволюционный вариант. Революционный вариант. Роль государства в институциональных изменениях.
  • 53.Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования.
  • 6.Классификация институциональных концепций.
  • 10 Привычки и рутины. Нормы и соглашения. Понятие нормы. Структура нормы
  • 11.Концепции власти. Сущность власти в институциональной теории. Власть и рынок.
  • 12Трансакция как базовый элемент институционального анализа. Понятие и значение трансакций в экономике. Свойства трансакций и их типы
  • 24.Понятие контракта. Подходы к опр контрактов. Принципы контр отнош.
  • 25.Типы контрактов. К о продаже, найме. Класс и неоклас модели контрактов.
  • 52. Зависимость инст изменений о т траектории предшествующего развития. Эффект блокировки. Издержки институциональных реформ
  • 31.Теория организации. Типы институциональных соглашений. Рынок, гибрид, фирма. Рынок и организации. Понятие организации. Признаки организации.
  • 33. Теория фирмы. Понятие фирмы и подходы к ее возникновению. Отличительные черты фирмы.
  • 20 Внешние эффекты и права собственности. Т-ма Коуза, ее значение и выводы
  • 22. Изм-ние режима собств. Национализация и приватизация. Гарантии прав собств
  • 21 Режимы собств-ти. Общая, коммунальная, частная и гос собств-ть
  • 23. Спос-бы передачи пс. Роль контрактов.
  • 13.Подходы к издержкам. Трансакционный подход Коуза - Уильямсона. Трансформационный подход д.Норта.
  • 14.Классификация трансакционных издержек. Виды трансакционных издержек и способы их минимизации.
  • 15.Рыночные и внутрифирменные трансакционные издержки. Классификация издержек по д. Норту и т. Эггертсону.
  • 18. Классификация прав собственности. Подход с.Пейовича - э. Фуруботна. Пучок прав а.Оноре
  • 19. Спецификация и размывание, ограничение и расщепление прав собственности.
  • 50.Концепции институциональных изменений.

    Существует 5-6 концепций ИИ:

    1.базовая – Демсец, Филд, Умберг, по которой изменения институтов, прежде всего прав собственности, объясняются изменениями в относительных ценах эк рес-ов. Кроме этого сущ-ет несколько альтернативных конепций.

    2.Норта, который поставил под сомнение широко распространенное мнение о том, что институты уменьшают трансакционные издержки как часть общих издержек хозяйственных. По Норту ошибочно мнение и о том, что конкуренция среди институтов обеспечивает выживание тех из них, кот способствуют использование ресурсов с наиб эф-стью. Главным препятствием этому явл-ся высокие трансакц изд-ки самих институциональных изменений. Это из-ки связанные с ликвидацией старых институтов, с формированием новых институтов, с их адаптацией к эк системе. Важнейшая часть этих издержек связана с преодолением сопротивления институциональным изменениям тех слоев общ-ва, чьи эк интересы затрагиваются.

    3. Теория индуцированных институциональных инноваций, предложенные Раттеном и Хайами. Она в одинаковой степени учитывает как экзогенные изменения (изменения в технологиях, в обеспечении ресурсами или потребительском спросе создают неравновесия на рынках факторов произв-ва, из которого и вырастает спрос на институциональные изменения) так и политические ограничения на предложения ИИ.

    4.Распределлительная; Лайбкеп. Она говорит о том, что нет гарантии того, что ИИ всегда будут обеспечивать рациональное использование ресурсов и быстрый эк рост. Любое изменение прав принятия решений по использованию ресурсов вызывает сдвиги в распределении богатства и политич власти. Возникающий конфликт интересов находит свое разрешение в процессе ведения политич переговоров и заключения соотв соглашений.

    5.Теория Шаститко. Он выдвинул теорию о том, что институты обладают не только координационной, но и распределительной природой. За точку отсчета принимается институциональное равновесие, развитие означает нарушение равновесия и движение к новому равновесию в долгосрочной перспективе.

    6.Томбовцев рассматривает институциональный рынок как мех-м институц изменений. Рынок институтов это процесс кот позволяет индивидам выбирать правила игры в их сообществе.

    51.Варианты институциональных изменений. Эволюционный вариант. Революционный вариант. Роль государства в институциональных изменениях.

    Эвол вар-т – значит преобразов-е неформ ограничений в формальные, т е их легализация. Слож ранее правила могут оказ непригодн для функц эк-ки сегодня. Эвол разв институтов имеет инерционный хар-р, что хар-ся зависимостью от предыдущей траектории развития (вчерашние институты имеют свое знач и ограничивают выбор как в настоящем, так и в будущем) Больш знач в Эвол вар-те развития играет эффект блокировки , т е система стабилизации на одной траектории развития, даже если она тупиковая. Эволюц вариант разв-я институтов опирается на принципы наследственности, изменч-ти и естеств отбора . Революц-й вариант развития институтов проявляет-ся в их импорте, или трансплантации. Для импорта м б пригодны:

    Институты в виде теор модели воссозданные, затем на практике

    Инст-ты, сущ-ее ранее

    Инст-ты, заимств-е в др странах

    Мир опыт показ-т, что влияние импорта институтов м б как позитивным так и негативным. Олейник считает, что успешность импорта институтов связана с конгруэнтностью , господствующих в стране-импортере формальных и неформальн правил. Под конгруэнтностью понимается близость общ тенденций развития института. В случае постепенн взаимного влияния и взаимод-я формальн и неформальн правил м достичь нов институц равновесия. В случае несовместимости трансплантанта и институц структурой возможно возникновение след дисфункций :

    Атрофия и перерождение института, те если институт не востребован он м исчезнуть

    Отторжение транспланта

    Институц конфликт

    Мегатенденцией, определ развитие системы соц институтов в последние два десятилетия XX в., явл приватиз и дерегулир . Дерегулир ведет к смещению акцентов в деят гос институтов: сокр прямые формы гос вмеш в эк. Осн функцией гос-ва становится созд конкур среды, принятие ед правил для всех субъектов рынка, разв произв и соц инфраструктуры. Институц изменения состоят также в реструктуризации предприятий, в т. ч. традиц базовых отраслей пром (угольной, сталелитейной, текстильной). Они вкл стимулир малого и среднего бизнеса.

    До сих пор неоинституциональный анализ экономических явлений протекал в общем в рамках статической модели, так любимой неоклассической теорией. В данной же лекции будут рассмотрены взгляды представителей неоинституциональной экономической теории на процессы институциональных изменений, представляющие собой динамический аспект рассматриваемой проблемы.

    Как уже неоднократно отмечалось, институты - это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные людьми ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между ними. При этом институты не только создают ограничения и стимулы, но лежат в самом основании восприятия людьми действительности . Существует множество определений институтов, однако везде главными их элементами являются:

    • ограничения в виде правил и предписаний;
    • процедуры для обнаружения отклонения от них;
    • моральные (этические) нормы поведения, в пределах которых и формируются правила и предписания;
    • механизмы по осуществлению принуждения к исполнению правил.

    Являясь ограничителями поведения людей, институты, в частности экономические, на протяжении человеческой истории способствовали отграничению форм деятельности, в рамках которых происходило удовлетворение потребностей, и обеспечивали их относительную устойчивость в пространстве и во времени . И отнюдь не случайно одной из характеристик институтов является их консервативность.

    В первой лекции, посвященной институтам, делался акцент на их координационной природе, которые в данном качестве призваны сформулировать порядок в обществе, обеспечивая, среди прочего, предсказуемость поведения в условиях неполноты информации. Но это представляет собой статический аспект анализа. В данной же лекции нас интересует динамический аспект, а именно, причины и механизмы появления, развития и исчезновения тех или иных институтов. Другими словами, причины и механизм институциональных изменений. И мы не сможем ответить на этот вопрос, если проигнорируем распределительную природу институтов или правил.

    Распределительная природа институтов является следствием ограниченности ресурсов по отношению к потребностям человеческого сообщества, что неизбежно влечет за собой появление того или иного механизма их рационирования. Последний же представляет собой не что иное, как совокупность правил, определяющих порядок доступа к ресурсам. И в силу не нейтральности правил к результатам их распределения с высокой долей вероятности следует ожидать конфликта по их поводу. Таким образом, правила, определяющие доступ к ограниченному ресурсу, механизм определения получаемой доли и т.д., будут являться ареной конкурентной борьбы. Вот почему, несмотря на наличие координационного аспекта, абстрагирование от проблемы распределения, которое в условиях ограниченных ресурсов предполагает принуждение, делает анализ институтов бессодержательным.

    Начнем анализ институциональных изменений с некоторой совокупности сложившихся формальных и неформальных правил, которые выступают как данность и в таком качестве определяют институциональное пространство данного общества. При этом, являясь ограничителями человеческого поведения, эти правила, среди прочего, задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или экономике . Важно подчеркнуть, что, создавая ее, институциональная структура общества стимулирует приобретение индивидом тех знаний и навыков, которые обеспечивают в дальнейшем его вознаграждение в рамках тех или иных институциональных ограничений .

    К примеру, институциональная среда рыночной экономики (в первую очередь, институт частной собственности), создав соответствующие стимулы, сделала наиболее привлекательной деятельность по созданию богатства и сыграла решающую роль в формировании определенного типа знаний. Эти знания определялись стремлением к поиску новых продуктов, новых технологий, новых организационных форм. По выражению известного австрийского экономиста Й. Шумпетера - новых комбинаций факторов производства, которые в его теории получили название нововведений.

    Представитель неоинституционального направления Д. Норт также обращает внимание на то, что такие институты, как патентное право, законы о коммерческой тайне и другие нормативные акты, имевшие место при формировании экономики рыночного типа, повысили прибыльность инноваций, а также привели к созданию «промышленного изобретения».

    Однако институциональная среда может блокировать предприимчивость и хозяйственную активность. Как отмечалось в первой лекции, институты традиционных обществ, как, например, институт ученичества, или институты корпоративной организации экономической деятельности с ее практическим запретом конкуренции, являлись почти непреодолимым препятствием на пути инноваций. В то же время они направляли накопление знаний в область дальнейшего совершенствования традиционно изготовляемых продуктов, выдвигая на первый план их красоту и безупречность. Не случайно таким распространенным институтом в рассматриваемый период был институт мастерства.

    Институциональная среда может также сделать наиболее предпочтительной экономической деятельностью перераспределение доходов, и в таком качестве знания и навыки развиваются в несколько ином направлении (институт пиратства, институт коммунистической партии, институт бюрократии). В последнем случае вознаграждение и иные экономические стимулы определяются не эффективными инновациями, связанными с экономической деятельностью, а знаниями законов, по которым функционирует бюрократическая система.

    Таким образом, информация и знания, в которых нуждается экономический субъект, в большой степени являются производной от конкретной институциональной среды, которая определяет направления их приобретения. Более того, это направление может быть решающим фактором долгосрочного развития общества.

    Представляют интерес в этом ключе взгляды Шумпетера, который в своих работах обращает внимание на то, что накопление богатства общества сопровождается возникновением института корпораций, деперсонализацией инновационной деятельности. Это связано с тем, что главными фигурами в деловом мире становятся менеджеры, управляющие крупных корпораций, которые обладают совершенно другими чертами, нежели предприниматель. В частности, вместо стремления к нововведениям, риску и независимости у менеджера имеет место осторожность, стремление к продвижению по службе и власти, к согласованности принятия решений на всех уровнях. И это не случайно, поскольку иерархическая (бюрократическая) структура крупной корпорации порождает как относительно слабые стимулы инновационной деятельности, которые неадекватны стимулам к риску у предпринимателей, так и определенную потерю ответственности за ведение дела. Да и само поведение «человека организации», предполагающее верность, послушание, безотказность, не имеет ничего общего с поведением предпринимателя. Исчезает фигура предпринимателя - исчезает и возможность экономического развития. Более того, уход со сцены предпринимателя означает, по мнению Шумпетера, и скорую гибель буржуазии, поскольку процент выплачивается из его прибыли.

    Данная точка зрения на перспективы развития капитализма не представляется бесспорной. Но здесь важно признание, что структура стимулов, порожденная институциональной средой, определяет поведение человека, который осуществляет адаптацию в рамках существующей системы правил. Впрочем, индивиды могут не только адаптироваться к данной системе, но и попытаться пересмотреть ее. В случае успеха это будет означать изменение институциональной среды.

    Институциональные изменения выражаются в появлении новых правил с соответствующими механизмами их обеспечения и исчезновении старых, действовавших правил. И здесь интересен следующий вопрос. Какие глубинные факторы побуждают участников экономической деятельности пытаться изменить сложившуюся институциональную структуру, в частности, систему отношений собственности - базовый экономический институт?

    В рамках неоинституционального анализа механизм институциональных изменений был предложен Д. Нортом. В качестве субъекта институциональных изменений Норт выделяет институционального предпринимателя , а в качестве источника таковых - фундаментальные сдвиги в соотношении цен. По его мнению, именно сдвиги в структуре относительных цен оказывают влияние на изменения в пропорциях между ценами факторов производства (земли и труда, труда и капитала, капитала и земли), изменения в стоимости информации и изменения в технологии, в первую очередь военной .

    Изменения цен, трактуемых как доходы, означают изменения в экономической силе различных социальных групп, выступающих в качестве собственников тех или иных факторов производств и поставщиков определенных товаров и услуг. В свою очередь, изменения в соотношении сил сторон, вступающих в контрактные отношения, приводят к попыткам пересмотреть условия контракта . Однако, поскольку экономические контракты включены в иерархическую систему правил, пересмотр их условий невозможен без изменения иерархии более высокого порядка набора правил. В этом случае та сторона, которая стремится усилить свои переговорные позиции, способна затратить ресурсы на изменения правил более высокого уровня, к коим относятся политические и социальные.

    Буржуазные революции, к примеру, и следует рассматривать как схватку за изменение политических правил и, соответственно, прав. Как известно, английская буржуазная революция (1640 г.) была реакцией на право королей произвольно определять и взимать налоги. А революция 1688- 1689 гг., которая вошла в историю Англии под названием «славной революции», закрепив политический строй страны как конституционную монархию, окончательно зафиксировала право парламента устанавливать налоги и принимать государственный бюджет. Требованиями по изменению институтов можно рассматривать и лозунги российской революции октября 1917 г., такие как «земля - крестьянам», «фабрики - рабочим».

    Примеров подобного рода множество, и все они свидетельствуют о том, что экономические субъекты могут реагировать на изменения в соотношении цен не только непосредственно, т.е. направлять ресурсы на реализацию новых открывшихся выгодных возможностей, но и - если это невозможно сделать в рамках действующих правил - предпринять попытку изменить их. При этом «экономический» человек будет в своих действиях соизмерять издержки и выгоды от выделения ресурсов на эти цели. Осознание выгодности изменения правил, в первую очередь экономических, как и уменьшение издержек борьбы за эти изменения, приведет к действиям, нарушающим существующее институциональное равновесие. В случае успеха это будет означать установ-

    ление нового набора правил и, соответственно, нового распределения богатства.

    Отметим, что в рамках современной демократии издержки борьбы за изменение правил уменьшились в том смысле, что в отличие от традиционных обществ с их сакральной природой власти претензия на власть со стороны претендентов не грозит им лишением жизни и свободы. Этот фактор, а также возможности увеличения доходов от их изменения объясняют огромный рост организаций (торговых ассоциаций, различных предпринимательских союзов и лоббирующих групп), создающихся в целях оказания влияния на государство в расчете на выигрыш от изменения правил.

    В рамках неоинституционального анализа организации рассматриваются как игроки на институциональном поле. По мнению Д. Норта, организации являются целенаправленно действующими единицами, созданными для максимизации богатства, дохода или иных целей . И если институты определять как правила, то под организациями следует подразумевать группу людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели. При этом существующий набор институциональных ограничений создает возможности для соответствующей деятельности; эти ограничения могут ей либо способствовать, либо препятствовать. Поэтому не удивительно, что в процессе движения к цели организации выступают главными агентами институциональных изменений.

    И, как уже отмечалось, эти действия могут быть направлены и на максимизацию доходов в рамках уже имеющихся правил или институтов, и на изменение последних. Иными словами, имеется альтернатива: играть и добиваться цели в рамках существующих правил или попытаться их изменить в целях достижения более благоприятных результатов, нежели те, которые были возможны в рамках прежних институтов, в первую очередь, прежней схемы прав собственности. Еще раз подчеркнем, что именно структура стимулов определяет, с какой интенсивностью и в каком направлении будут действовать экономические агенты - адаптируются ли они в рамках существующей системы правил или попытаются пересмотреть их.

    Попытки институциональных изменений можно трактовать как попытки перегруппировать права собственности. Они имеют место тогда, когда определенные группы стремятся к перестройке системы с готовностью нести издержки по ее осуществлению . Как уже отмечалось, стимулы к изменению прав собственности порождаются изменениями соотношения сил в сложившейся социальной структуре общества, которое является следствием экономических трансформаций, вызванных множеством факторов. К ним относятся технический прогресс, открытие новых рынков, рост населения и т.д., которые ведут, в конечном счете, к изменению относительных цен, выступающих, по мнению Норта, решающим фактором институциональных изменений.

    Конечно, нельзя отрицать, что одним из источников институциональных изменений является идеология. Ее можно трактовать как совокупность субъективных моделей, через призму которых люди воспринимают и оценивают окружающий мир. Однако и здесь в рамках неоинституционального подхода наблюдается попытка рационализировать поведение людей.

    Признавая, что вопрос о степени влияния цен на идеи неразра- ботан, тем не менее Норт пытается связать изменение идеологии с изменениями в ценах, считая, что с течением времени именно они приводят к изменению людьми стереотипов поведения и рационализации того, что образует стандарты поведения. Он отмечает, что идеологические пристрастия также не свободны от влияния экономических расчетов. Чем больше выгодных возможностей блокирует чья-либо субъективная картина мира, тем сильнее стимулы к ее пересмотру.

    В конечном счете, по мнению представителей неоинституционального направления, именно экономический рост, сопровождающийся изменением структуры относительных цен, дает стимулы к институциональным изменениям, в частности - сложившейся системы прав собственности . Как таковые, они сопровождаются отказом от отдельных форм организационного и институционального взаимодействия, которые функционировали ранее, и принятием новых формальных правил, их опосредующих.

    Борьба идет за пересмотр именно формальных правил (или институтов), фиксированных в письменной форме и являющихся объектом законотворчества. Пересмотр формальных правил, осуществляемых политическим путем, в конечном счете определяется экономическими интересами и ведет к изменению экономических правил, или перегруппировке прав собственности, рассматриваемой как пучок правомочий. Это означает, что борьба за пересмотр правил идет в политической сфере.

    Или, другими словами, идет торг на политическом рынке, который можно трактовать как совокупность субъектов и процедур, обусловливающих формирование и изменение важнейших элементов институциональной среды. Отсюда и интерес к политическим коалициям (существует тесная связь между структурой коалиций и возникающими в итоге системами прав собственности).

    Какова же тенденция, которую обнаруживают представители неоинституционального направления в процессе долгосрочных институциональных изменений, в первую очередь в экономической сфере? По мнению Норта, в процессе исторического развития выживают институты, способствующие экономическому росту. Иными словами, выживают наиболее эффективные, т.е. обеспечивающие наилучший баланс между трансакционными издержками и выгодами от обмена и разделения труда институты. Здесь за аксиому принимается утверждение, что главная роль институтов сводится к сокращению трансакционных издержек .

    Впрочем, Норт не отрицает, что это происходило потому, что при определенных условиях частные цели тех, чьи позиции позволяют изменять институты, приводили к таким институциональным решениям, которые оказывались - или постепенно становились - социально эффективными. Напомним, что в рамках неоинституционального анализа эффективность институтов трактуется исходя из критерия создания наиболее благоприятных условий для экономического роста. Экономический же рост непосредственно связан с возможностями разделения труда и масштабами обмена. Эти положения высказал основоположник классической школы А. Смит . То новое, что вносит неоинституциональный подход, заключается в положении, что сами эти возможности определяются размерами трансакционных издержек.

    Как отмечалось в первой лекции, отсутствие гарантий в непер- сонифицированном обмене (обмене не со «своими») определяло такую величину трансакционных издержек, которая, по существу, блокировала обмен, что, в свою очередь, ставило ограничение дальнейшему разделению труда. Таким образом, трансакционные издержки оказывались лимитирующим фактором экономического развития.

    Не удивительно, что экономия трансакционных издержек является главной функцией институтов в рамках неоинституционального анализа. Говоря иначе, институты оправдывают свое существование, минимизируя трансакционные издержки, обеспечивая тем самым экономический рост. Перефразируя теорему Коуза, можно сказать, что при нулевых трансакционных издержках экономический рост был бы неизбежностью, он автоматически происходил бы везде и всегда. И если он не происходит, то только вследствие неэффективности большинства институциональных структур, какие знала история, так как существующие институты не дают никаких стимулов для экономической инициативы.

    В свою очередь, в рамках неоинституционального направления длительное существование неэффективных институтов объясняется посредством экономического подхода, через категорию предельных выгод и издержек. Сохранение сложившихся институциональных форм объясняется такой величиной издержек по их изменению, что это будет исключать переход к более совершенной (эффективной) институциональной структуре.

    Уже неоднократно обращалось внимание на распределительный характер институтов. И в этом причина того, что правящая элита зачастую считает невыгодными те институциональные изменения, которые в традиционных неоклассических моделях согласуются с принципом максимизации богатств: такие изменения повышают издержки агентских отношений и могут нести угрозу полной утраты контроля над ситуацией. Поэтому в рамках стабильной институциональной среды все варианты выбора, осуществляемые индивидами и группами, правящими в государстве, ограничены требованием сохранения власти.

    При принятии таких предпосылок следует признать, что правила не только возникают на основе личных интересов, но и непосредственно связаны с проблемой власти. Любой институт, представленный как «правило игры», можно рассматривать как результат власти, поскольку правило устанавливается людьми, выражает их интересы и реализуется на основе их властных полномочий, принуждающих к его выполнению. В этом смысле власть первична по отношению к институтам, а институт представляет собой следствие власти .

    В чем же состоит власть? В рамках социологического подхода - в первую очередь, в способности одного человека или группы навязывать свои цели другим. И, как таковая, власть включает в себя следующие элементы:

    • особые позиции в распределении ресурсов, готовой продукции, доходов;
    • контроль за доступом к информации как особому ресурсу;
    • право на истолкование событий и выдвижение целей развития;
    • возможность диктовать правила деятельности, запрещать те или иные действия;
    • способность оказывать личное влияние на людей .

    Что касается механизмов реализации власти, то она может реализоваться как путем прямого насилия, так и экономического принуждения, а также посредством законного утверждения авторитета. Последний может опираться на силу закона или обычая, или на особые личные качества власть имущего, так называемую харизму.

    В рамках экономического подхода проблема власти также имеет место, но она непосредственно связана с предпосылками неравенства в отношениях между экономическими агентами. В первую очередь - с неравенством в распределении (степень монополизации) собственности на определенный ресурс. А также:

    • неодинаковой эластичностью спроса на блага со стороны участников трансакции;
    • различной величиной издержек для сторон обмена, связанных с выходом из отношения с данным агентом и поиском альтернативных ресурсов;
    • отсутствием равновесия спроса и предложения на конкурентном рынке;
    • асимметрией информации между сторонами «принципал- агент»;
    • неравным доступом к ресурсам принуждения и насилия (государственным и частным). Обратим внимание, что в рамках экономического подхода власть трактуется почти исключительно в количественном плане, как ситуация неравенства переговорной силы участников обмена. Но этого достаточно, чтобы признать, что экономический мир - это мир преимущественно неравных отношений. Как следствие, экономику нужно рассматривать как систему власти. Ключевым и в социологическом, и в экономическом подходах является то, что проблема власти непосредственно связана с особыми позициями в распределении ресурсов.

    Конечно, мы не можем достоверно знать, чем было вызвано первичное распределение ресурсов. Предположим, что оно обусловливалось существовавшими неформальными правилами. Для нас важно, что неравенство распределения явилось основанием для возникновения асимметричности распределения силы в конфликте по поводу установления формальных правил. И распределительный эффект, о котором уже упоминалось, возник на основе существования преимуществ одной из сторон в торге за установление того или иного варианта правил. Именно эта сторона в дальнейшем предприняла усилия по формализации правил, опасаясь, что слабая сторона перестанет подчиняться навязанным ей условиям игры.

    Это еще раз подтверждает, что правила, во всяком случае, большая часть из них, создаются в интересах скорее частного, нежели общественного благополучия. Иными словами, институты не обязательно - и даже далеко не всегда - создаются для того, чтобы быть социально эффективными. Институты или, по крайней мере, формальные институты, создаются, скорее, для того, чтобы служить интересам тех, кто занимает позиции, позволяющие влиять на формирование новых правил. Как следствие - невозможность случайного возникновения институтов, поскольку они обслуживают интересы групп, и потому существование неэффективных институтов не должно вызывать удивления.

    Впрочем, все вышесказанное отнюдь не умаляет значения координационной природы институтов. Еще раз обратим внимание, что институт в каждый данный момент содержит в себе координационный (в этом качестве являясь общественным благом) и распределительный аспекты, не гарантируя при этом минимизации трансакционных издержек. При этом трудно отрицать, что формирование экономических институтов является следствием определенного расклада политических сил, а значит, и проблемы власти. И таким образом, именно политические организации выступают инициаторами изменений формальных правил.

    Как свидетельствует история, особый размах борьба за изменение формальных институтов приобрела на раннем этапе формирования рыночной экономики, свидетельство тому - буржуазные революции XVII-XVIII вв. Почему идет борьба именно за изменение формальных правил? Да хотя бы потому, что условием эффективного функционирования рынка является наличие формальных институтов, способствующих развитию неперсонифицированного обмена и политической власти, способной обеспечить реализацию контрактов.

    В свою очередь, изменение формальных институтов предполагает и издержки, связанные с изменением институциональной среды, которые логично представить как издержки ее трансформации. Сюда, в первую очередь, включаются издержки, связанные с ликвидацией старых институтов, формированием новых институтов и их адаптацией в экономической системе .

    Важнейший элемент этих издержек - издержки, связанные с преодолением сопротивления институциональным изменениям тех слоев обществ, чьи экономические интересы затрагиваются.

    Уже подчеркивалось, что в рамках неоинституционального анализа основными силами, сдерживающими институциональные изменения, являются группы, обладающие властными полномочиями и преследующие свои личные интересы. Их сопротивление преодолевается либо путем убеждения, что приводит к выработке компромиссов, либо навязыванием новых правил игры силой. И кстати сказать, политический рынок - это та сфера, в которой особенно остро стоит вопрос о компенсациях проигрывающей стороне в связи с созданием или отменой тех или иных правил .

    Однако сопротивление институциональным преобразованиям может определяться не только экономическими интересами, но и так называемой существующей институциональной матрицей, включающей и формальные, и неформальные правила, а также ценности и представления, пронизывающие мировосприятие человека, унаследованные от предшествующих поколений. Не случайно кардинальное изменение институциональной среды предполагает изменение самого человека, если последнего рассматривать как носителя определенной системы ценностей.

    Естественно предположить, что эволюция институциональной среды, предполагающая постепенное изменение совокупности правил путем малых приращений, является менее болезненным процессом. Она означает, в первую очередь, изменение неформальных институтов - привычного образа мышления, которое носит инерционный характер, а затем и формальных правил .

    Революционное же изменение институциональной среды сводится, в первую очередь, к изменению формальных рамок по известным образцам. Этим образцом может быть идеальная модель, выступающая как некая мыслительная конструкция. Возможны также попытка возвращения к прошлому - золотому веку человечества либо воспроизведение институтов, имеющих место в других

    странах, так называемый импорт институтов. При этом предполагается, что неформальные правила какое-то время сохранят инерцию, а затем отомрут по мере того, что их будут соблюдать все меньше и меньше людей.

    Возможность революционного изменения институциональной среды в явном или неявном виде основывается на предположении, что не существует зависимости от предыдущего развития, что мы вольны выбирать траекторию институциональных изменений. Однако существуют серьезные сомнения в обоснованности данного подхода.

    • Достаточно сослаться на институт языка (языковой системы).
    • Потребности возможно трактовать и как инстинкты - врожденные и социальные. Ю. Ольссвич предлагает сгруппировать их следующим образом: инстинкты индивидуализма, инстинкты развития, инстинкты социалитета. К первой группе он относитинстинкты питания, продолжения рода, самосохранения, присвоения, агрессии. Ковторой - инстинкты свободы, соревновательности, игры, любознательности, творчества. К третьей (социалитета) - инстинкты справедливости, сочувствия, подражания,групповой (стадный), иерархический. О социальных инстинктах пишет и Т. Веблсн, выделяя инстинкты мастерства, праздного любопытства и родительского чувства, считая,что они наряду с инстинктами подражания и завистливого сравнения формируют обликсоциально-экономической системы. В категориях потребностей эту же проблему рассматривает и другой представитель раннего институционализма Т. Всйтлинг, выделяяпотребность в приобретении, потребность в наслаждении, потребность в знании. И онже отмечает, что удовлетворение этих потребностей может осуществляться в разных институтах. В частности, удовлетворение потребности в приобретении может реализоваться в институте частной собственности, заработка, так же как в институте воровства,ростовщичества, обмана. Таким образом, обосновывается точка зрения, что именно институты задают форму реализации врожденных человеческих потребностей или инстинктов.
    • В одной из предыдущих лекций уже анализировалось, как установившиеся права собственности порождают положительные и отрицательные стимулы и через них воздействуют на поведение экономических агентов.
    • Подчеркнем, что стимулы к получению знаний складываются не только подвлиянием денежного вознаграждения, но и системы наказаний, и терпимости обществапо отношению к тем или иным формам поведения. Институциональная экономика 199
    • Возвращаясь к лекции 6, отметим, что распространителем определенныхинституциональных отношений является и фирма. Успешный опыт отдельной организации, эффективность используемой в ней системы контрактов, как правило, побуждают аналогичные структуры использовать эти методы организации. Кроме того, являясьформой организации экономической деятельности, фирма, нанимая работников, вовлекает их в сферу действия формальных и неформальных правил, т.е. делает работников носителями определенной нормы.
    • Заметим, что в условиях попыток осуществить кардинальные институциональные изменения (революционный сценарий) народ выступает как «горючий» материал,где организация его недовольства существующими институтами становится важнейшейзадачей институциональных инвесторов.
    • Но мы должны признать, что в обществах с неподвижной социальной структурой также имеют место стимулы к изменению сложившейся структуры прав собственности. Как отмечает М. Олсон, именно в таких обществах создается благодатная почвадля формирования коалиций, стремящихся к перераспределению прав собственности всвоих интересах.
    • Эта идея является не чем иным, как трактовкой идеи институциональной мета-конкуренции, восходящей к работам Ф. Хайека. Представители неоинституционального направления также рассматривают эволюцию социальных институтов какспонтанный, органический процесс.
    • В своем панегирике разделению труда, или специализации, он отмечает, чтоименно благодаря разделению труда объем производства может увеличиваться без увеличения числа производителей.
    • В теории общественного выбора Дж. Бьюкенена политический рынок являетсяобозначением для создаваемых особых институциональных соглашений по поводу изменения правил. При этом особенностями данного рынка являются высокие трансакционныеиздержки деятельности его участников, несовершенство механизмов контроля, непрозрачность для аутсайдеров. Тем не менее, при всех его несовершенствах, политический рынокимеет место, и он, не в последнюю очередь, определяет факторы, от которых зависит уровень издержек и выгод, связанных с борьбой за изменение правил, в первую очередь экономических, сопряженных с перестройкой прав собственности.
    • Уже отмечалось, что легализация неформальных рамок взаимодействия,т.е. придание нормам силы закона, лежит в основе прецедентного права, представляющего собой каркас англосаксонской правовой системы.

    Можно выделить три основных группы классификационных признаков, позволяющих охарактеризовать институциональные изменения:

    • 1) локализация институционального изменения в системе институтов экономики - общие классификации;
    • 2) характер влияния институционального изменения на поведение экономических агентов или экономическую систему - функциональные, или внешние классификации;
    • 3) характер изменения института - морфологические, или внутренние классификации.

    Первые две группы классификаций характеризуют институциональные изменения как элементы процессов функционирования и развития экономики, последняя - как элементы относительно обособленной системы, отдельного экономического института. Тем самым, в совокупности эти группы классификаций позволяют достаточно полно описать разнообразие институциональных изменений.

    Рассмотрим здесь только две из всех возможных классификаций. Во-первых, речь пойдет о введенном Д. Нортом разделении институциональных изменений на дискретные и инкрементные:

    "Под дискретными изменениями я понимаю радикальные изменения в формальных правилах. Обычно они происходят в результате завоеваний или революции... Инкрементные изменения означают, что участники акта обмена пересматривают свои контрактные отношения с тем, чтобы получить некоторый потенциальный выигрыш от торговли (по крайней мере, для одной из сторон обмена)"

    Поясняя последнее из этих понятий, Норт пишет: "...необходимо отметить важную особенность институциональных изменений. Она состоит в том, что эти изменения имеют почти исключительно инкрементный характер. Так, рассматривая арендное право эпохи феодализма и майората, мы видим, что оно развивалось путем постепенного изменения рамок, заключавших в себе взаимодействие меняющихся в течение веков формальных и неформальных ограничений и механизмов, обеспечивающих соблюдение правил. Соглашение между землевладельцем и крепостным отражало почти полное господство первого над вторым; но периферийные изменения в институциональной системе вследствие сокращения численности населения в XIV веке изменили соотношение сил в пользу крепостных. Это постепенно привело к тому, что землевладельцы стали сдавать крепостным участки в аренду, появились копихолды (арендные права, зафиксированные в копии протокола феодального суда, - примечание переводчика) и в конце концов - обычная аренда за плату". "Хотя формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических или юридических решений, неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям".

    Как следует из приведенных определений и комментария к ним, Д. Норт фактически сближает дискретные институциональные изменения с изменениями в формальных нормах и правилах, относящихся к уровню институциональной среды, а инкрементные - с изменениями институциональных соглашений, локальных (групповых) неформальных норм и правил.

    Между тем, такое сближение не вполне точно. Дело в том, что постепенно, малыми отклонениями и "приращениями", могут изменяться не только локальные (формальные и неформальные), но также и "глобальные" правила.

    Примером может служить изменение ставки налогообложения на 0,5 процентных пункта, или таможенного тарифа на 0,5%, повышение пенсионного возраста на полгода, или численности занятых в определении малого предприятия на 2-х работников. Разумеется, эти примеры условны, но условность связана не с невозможностью таких изменений, а скорее с тем, что законодателям свойственно вводить более ощутимые изменения количественных параметров правил. Однако в банковской сфере развитых экономик (например, США) изменения учетной ставки процента на 0,1 процентный пункт является вполне нормальной практикой.

    С другой стороны, дискретным изменением можно считать заимствование некоторого нового обычая, ведущее к определенным экономическим последствиям.

    В этой связи нужно обратить внимание на некоторую неотчетливость, расплывчатость самого разграничения дискретных и инкрементных институциональных изменений. Ведь в строгом смысле слова постепенно могут меняться только некоторые количественные (измеримые) свойства, качественные же параметры меняются дискретно, скачками. Постепенность качественных изменений, - типа тех, что приведены в примере Д. Норта относительно формирования арендных отношений, - будет действительно постепенностью лишь при некотором "огрубленном" видении процесса. Как только мы увеличим наши различительные способности, то сразу увидим, что непрерывный, инкрементный процесс изменений разбивается на отдельные дискретные сделки, каждая из которых по какому-то параметру будет отличаться от другой, сходной по ее объекту, сделки или договоренности.

    Во-вторых, важным для характеристики реально происходящих институциональных изменений является их деление на спонтанные и целенаправленные.

    Спонтанными называются такие институциональные изменения, которые осуществляются, - возникают и распространяются, - без чьего-либо предварительного замысла и плана. Так, если в приведенном выше примере случайного отклонения от нормы, принесшего выгоды ее нарушителю, такое отклонение не нанесет никому ущерба (не встретит противодействия) и распространится среди членов группы, налицо будет спонтанное институциональное изменение.

    Целенаправленные институциональные изменения, напротив, возникают и распространяются в большем или меньшем соответствии с некоторым осознанно разработанным планом. Обычно, на уровне экономики в целом, "автором" подобного плана является государство в лице некоторого органа законодательной или исполнительной власти, или же политическая оппозиция действующей власти; внутри экономических организаций автором такого плана выступает руководство, и т.п. Формирование целенаправленных институциональных изменений называется институциональным проектированием.

    По признаку происхождения институциональных изменений, кроме двух названных "чистых" типов, можно выделить еще и смешанный тип, когда само новое правило появляется незапланированно, а его распространение осуществляется вполне сознательно целенаправленно.

    Примером здесь может служить формирование новых законов в рамках системы общего права, когда новое правило - прецедент - возникает в связи с решением суда по новому конкретному конфликтному случаю, а "внедрение" этого правила в массовую практику обеспечивается механизмами судебной ветви государственной власти. Другой пример - спонтанное возникновение некоторой эффективной практики действий в бизнесе (best practice) и ее распространение через различные бизнес-ассоциации или систему Торгово-промышленных палат.

    Схема институциональных изменений

    Очерченная выше теоретическая схема изменения правила, вызванного случайными обстоятельствами, является, конечно, далеко не единственно возможным способом возникновения институциональных изменений. Хорошо известны ситуации целенаправленного, сознательного изменения правил поведения: разработка и принятие новых законов, согласованное изменение параметров контрактов и т.п.

    Поэтому проблема разработки общей схемы институциональных изменений, которая вобрала бы в себя все разнообразие фактических и возможных путей их возникновения, была в центре исследований, посвященных тематике институциональных изменений.

    Вероятно, первой здесь была концепция Харольда Демсетца, объясняющая изменения институтов, - прежде всего, правомочий собственности, - изменениями в относительных ценах экономических ресурсов. Возникновение или не возникновение исключительных прав рассматривалось этой теорией под углом зрения сопоставления издержек и выгод от исключения индивидов из доступа к тому или иному имуществу, с одной стороны, и внутренних издержек совместного управления имуществом группой индивидов, с другой стороны. Иными словами, фактором, объясняющим институциональные изменения, в этой концепции выступает эффективность, понимаемая как прирост стоимости или богатства в обществе. Государство и политические процессы трактовались в ней как пассивные факторы, молчаливо принимающие любые изменения, обусловливающие рост чистой общественной выгоды.

    Как утверждал в своей статье X. Демсетц:

    "права собственности развиваются для того, чтобы интернализировать экстерналии, и тогда, когда выгоды от интернализации становятся больше, чем издержки на нее. Возрастающая интернализация в основном является результатом изменений в экономических ценностях, тех изменений, которые возникают из развития новых технологий и открытия новых рынков, и с которыми плохо согласованы старые права собственности... При данных предпочтениях сообщества.., возникновение новых правомочий собственности, частных или государственных, будет ответом на изменения в технологиях и относительных ценах".

    Предполагалось и обосновывалось, что вновь возникающие институты обеспечивают большую экономическую эффективность, способствуют созданию стоимости. Второй момент, характерный для этих концепций, заключался в том, что институциональные изменения как бы автоматически следуют за изменениями условий экономической деятельности, не предполагая активных действий государства и других организованных социальных групп.

    Легко видеть, что оба указанных момента первоначальных теорий институциональных изменений могут быть опровергнуты примерами из реальной действительности.

    Ответом на критику послужила базовая модель институциональных изменений, сформулированная Д. Нортом. Эта модель предлагает следующую логику институциональных изменений:

    Изменение в уровне знаний ведет к появлению новых технологий;

    Новые технологии меняют относительные уровни цен на ресурсы;

    Новые уровни цен создают стимулы у владельцев потенциально возрастающих в стоимости ресурсов к трансформации прав собственности на них;

    Новые уровни цен ведут также к появлению правил, позволяющих максимизировать ценность использования таких прав;

    Вместе с тем, ненулевые трансакционные издержки на политическом рынке препятствует тому, чтобы реализовались все полезные для создания

    стоимости потенциально возможные институциональные изменения.

    Базовая схема институциональных изменений была впоследствии дополнена другими исследователями рядом важных моментов. К числу наиболее важных из таких дополнений следует отнести:

    Указание на возможность возникновения индуцированных институциональных изменений, когда внешние факторы меняются в одной сфере, а институциональные изменения появляются в другой;

    Возможность возникновения в связи с осуществлением институциональных изменений эффекта безбилетника, связанную с тем, что институты во многом схожи с общественными благами;

    Необходимость учета того обстоятельства, что выгоды от возможного институционального изменения, позитивно влияющего на создание стоимости, будут получать одни экономические агенты, а издержки на его осуществление

    должны будут нести другие, что может воспрепятствовать его появлению.

    С учетом этих и других дополнений и уточнений, схема институциональных изменений Д. Норта позволяет связать их не только с внешними шоками, но и с внутренними стимулами к изменению правил, которые возникают у тех заинте ресованных групп, которые являются основными получателями выгод от возможного изменения правила.

    Это означает, что в рамках данной схемы получают объяснения не только те институциональные изменения, которые улучшают условия создания стоимости, но и те, которые эти условия ухудшают.