Джинн из коробки. Учительские университеты Найти сказку к булычев джин в коробке

Тема: Кир Булычёв « Джинн в коробке» 2 урок. Дата: Цель обучения Количество отсутствующих: Количество: (когнитивная): продолжить знакомство учащихся с отрывком из повести «Джинн в коробке», формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику произведения, участвовать в их обсуждении (исследовательская): среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения создание образовательной Ожидаемый результат А: Ученики знают произведение, анализируют его. В: Ученики могут давать характеристику героям повести, оценивают их поступки. С: Ученики могут моделировать вопросы, аргументировать свою позицию. I Вводно­ мотивацион ный этап Деление класса на группы по цветам. Бодрячок провести в виде пожелания. У вас на столах лежат самолетики, необходимо написать на нем пожелание нашим гостям, затем выпустить самолетики.) II Операционн ый этап ­ С каким автором мы работали на прошлом уроке? Портрет автора СЛАЙД ­ Какое произведение начали изучать? ­ Сегодня мы продолжаем работать над этим произведением, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ КАКОВА ЦЕЛЬ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА? ­ Начнем с проверки домашнего задания. Что было задано? Проверка Д/З.Работа в группе 5 минут (Учащиеся задают друг другу вопросы цепочкой по произведению, требующего подтверждение текста.) Оценивание: Слово оценщикам, на сколько баллов выполнил домашнее задание… Ф.И.по одному ученику с группы, с комментированием, все согласны со своими оценками?) ­ Когда мы составляли вопросы дома по произведению Кира Булычева « Джинн в коробке, что мы развивали при составлении вопросов? Для анализа произведения, прошу представителей с каждой группы взять себе задание. Всем понятно задание, время на обсуждение 15 минут.

Анализ произведения. РАБОТА В ГРУППАХ 15 минут 1 группа­ составление кластера по биографии автора. Учащиеся выступают на доске портрет автора) ­ Вопрос классу. Кто такой К.Булычев? 2 группа. Работа над композицией произведения подтверждение текст, по плану: Композиция – построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки. Экспозиция – характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действия. Завязка– событие, с которого начинается действие. Развитие – движение действия, ход событий, который вытекает из завязки. Кульминация– момент наивысшего напряжения в развитии действия. Развязка– заключительный момент в развитии действия, исход событий. Слово оценщикам с комментированием. Затем выступающие задают по своему выступлению 1 вопроса, оценивают свои ответы формативно. Так после каждой группы. 3 группа. Работа над жанром произведения. К какому жанру относится произведение, докажи.(постер, кластер) 4 группа. Составь продолжение рассказа. (А4 листы) 1) Что было с пришельцем если бы его не нашла Алиса? 2) Подружатся ли дети и пришелец, почему? 5 группа. Оценщики 2 учащихся. Составить цветовую характеристику ко всему произведению Итог: На землю могут прилететь инопланетяне. Знаем ли мы, какова их цель? Как нужно вести себя?

III Рефлексия героя, составить цветовую понравившегося Д/З­Нарисовать характеристику Оценки за урок Обратная связь. « Две звезды одно пожелание» На ватман где нарисовано море учащиеся должны приклеить стикер рыбки. Ответив на следующие вопросы: « Чему научит нас эта история, которая произошла с Алисой» , « Какой рассказ по характеру» Спасибо, за урок. 1 группа­ Составление кластера по биографии автора. 2 группа. Работа над композицией произведения подтверждение текст, по плану: Композиция – построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки. Экспозиция – характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действия. Завязка– событие, с которого начинается действие. Развитие – движение действия, ход событий, который вытекает из завязки. Кульминация– момент наивысшего напряжения в развитии действия. Развязка– заключительный момент в развитии действия, исход событий. 3 группа. Работа над жанром произведения. К какому жанру относится произведение, докажи. Фантастика­ это изображение мира невероятных, нереальных, чудесных картин, образов, рожденных воображением автора. Слово фантастика произошло от слова фантазия (воображение)

4 группа. Составь продолжение рассказа. 1) Что было с пришельцем если бы его не нашла Алиса? 2) Подружатся ли дети и пришелец, почему? 5 группа. Составление цветовой характеристики к произведению.

Художник и сценарист: Майк Миньола

Жанр: супергерои, экшн, мистика

Издательство: Dark Horse Comics

Год: 1999

«Коробка, полная зла» внесерийная история в двух выпусках, продолжила развивать очень важную черту в образе главного персонаж чёрта-детектива. А именно вопрос о свободе воли. Как помнит читатель, этому была посвящена , в которой Хеллбой узнал о своём предназначении.

А начинается всё с привычной человеческой жадности. В старинном английском особняке совершено ограбление с приминением мистического артефакта — отсеченной руки повешенного, превращенной в светильник. Такой амулет парализует всех поблизости. Причем предмет кражи - небольшая коробочка, которая может ничего и не стоить.

Дальнейший сюжет — очередная вариация на тему джинна в бутылке и страха перед собственными желаниями. Так граф Гуарино, заказчик ограбления, затеял освобождение адского демона ради простого золота. Нетрудно догадаться, что ему скоро воздаётся по заслугам. Однако не таким простым оказывается сам демон, который имеет собственное желание — снять пылающую корону разрушения с чела Хеллбоя.

Вот эта-то сцена и является кульминационной. В ней перед Хеллбоем вновь становится выбор: потакать судьбе или вершить её самому. Интересным ходом автора стало включение в комикс двух как бы отвлеченных историй. Одна о местном мифическом супер-герое Лобстере Джонсоне, а вот вторая - «Эйб Сапиен против науки» - также поднимает вопрос свободы воли и морального выбора.

Автор: Малахова Оксана Владимировна.
Место работы: КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 24», г. Темиртау, Карагандинская область, Казахстан.
Должность: учитель- дефектолог, воспитатель ГПД.
Возраст: 4 класс (обучающиеся по системе КРО)

Тема: Кир Булычев «Джинн в коробке»
Цели:
познакомить учащихся с творчеством К. Булычева и его отрывком из фантастической повести «Девочка с Земли» - «Джинн в коробке» с целью организации деятельности учащихся по расширению читательского кругозора произведениями писателей- фантастов, начать работу над понятием «фантастика»; развитие умений анализировать содержание произведения, давать характеристику героям, их поведению, поступкам, описании морских пейзажей.
Задачи:
корректировать устную связную речь, звукопроизношение, дикцию, совершенствовать навыки выразительного чтения, темповых и качественных показателей навыков чтения через использование коррекционных упражнений;
развитие коммуникативной культуры учащихся, зрительно-слухового восприятия, памяти, наблюдательности, логического мышления, умений рассуждать, делать выводы и обобщения;
воспитание норм нравственности через определение проблемы, поставленной в фантастическом произведении, эмоционально развитого читателя,
приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональные личные переживания.

Форма проведения: творческая мастерская.

Оборудование: портрет К. Булычева, ФИО писателя (Кир Булычёв и Игорь Всеволодович Можейко), книги писателя, карточки с чистоговоркой, скороговорками, фрагмент песни «Сюрприз», компьютер, таблицы для речевой разминки, иллюстрации джинна, медузы, лишайника, мидии, пустыни Калахари с толкованием лексического значения каждого «непонятного» слова, пазлы – картинки к 1 части, тексты с пропущенными словами, карточка «Слова для справок», памятка «Читай так!», использование толкового словаря «Словарь русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой, карточки со словами «Фантастика», «Фантазёр», «Фантазирование», «Фантазировать», «Фантазия».

Ход мастерской
1. Индуктор
Звучит «Сюрприз» (фрагмент)
«Круг радости»
Давайте встанем дружно в круг и настроимся на плодотворную и удачную работу на уроке, пожелаем друг другу отличного настроения и улыбок:
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!
Здравствуйте, все, кто верит доброте!
Здравствуйте, все, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,
Рады мы всем, кто верит доброте,
Рады мы всем, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Итог: как вы себя чувствуете? Что хотели бы пожелать своим одноклассникам? Озвучьте свои пожелания, называя своих друзей по имени.

2. Самоконструкция
- А я хотела бы назвать вам несколько имен: Сыроежкин, профессор Громов, Электроник. Как вы думаете, что объединяет этих людей?
- Сейчас я хотела бы вам предложить посмотреть отрывок из одного фильма, в котором тоже происходят необычные события.
- А вы внимательно посмотрите и вспомните, по какому произведению поставлен этот фильм, кто герои этого произведения? кто его автор?
Просмотр отрывка из произведения Е.Велтистова «Приключения Электроника»
Итог: автор? Герои?

Какие произведения других писателей вы читали, когда авторы придумывали то, что будет происходить в будущем?
- Какие слова - ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «ФАНТАЗИЯ». Запишите слова на морских звездах - листах, которые лежат у вас на партах.
Проверка: Какие слова вы записали?
(Учитель прикрепляет ответы детей на доску или открывает слайд на компьютере).
- Прочитайте. Пополните свой список словами других детей, понравившимися вам.
- К какому литературному жанру относится произведение, которое очень похоже на слово ФАНТАЗИЯ?

3. Социоконструкция (дополнение своего ряда словами других учащихся)
Когда я училась в школе, так же, как и вы, сейчас, произведение Е.Велтистова «Приключение Электроника» было самым популярным в 20 веке, которое с удовольствием читала я и мои одноклассники.
Хотели бы вы прочитать и другие книги, связанные с нереальными и необычными событиями? А хотели бы вы узнать, как будут жить люди в 22 веке? Как называют людей, которые любят что-то придумывать? Как называется явление, когда человек что-либо выдумывает?
На доске (или на слайде): фантазия, фантазер, фантазирование, фантазировать.
Итог: Фантазия - что значит для меня?

4. Речевая разминка.
- А чтобы фантазер мог создать свои невероятные фантастические произведения и озвучить их, он выполняет речевую разминку.
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшей работе.
Прочитайте гласные на одном выдохе с усиление голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
А - У – О - Э - Ы
О – У – А – Ы - Э
А – У – Ы – О – Э
Прочитайте слоги со сменой логического ударения:
ДА – ДО – ДУ – ДЫ - ДЭ
ДИ – ДЕ – ДЯ – ДЁ - ДЮ
ДИ – ДЯ – ДЁ – ДЕ - ДЮ
Прочитайте чистоговорку:
ДА – ДА - ДА – там холодная вода
ДЫ – ДЫ - ДЫ – выходи-ка из воды
ДУ – ДУ - ДУ – поскорей домой пойду
ДЕ – ДЕ - ДЕ – подходить нельзя к воде.
Прочитайте скороговорки (у учащихся карточки со скороговорками):
 В реке у Харитона
Четыре рака да три тритона.
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
▲ Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
Итог: речевая разминка – зачем мне нужна?

Разрыв. Физминутка.
А над морем – мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно, крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками).
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(Ходьба на месте).
Сядьте, дети на песок, продолжаем мы урок.
(Дети садятся за парты).

6. Целеполагание
На доске: портрет Кира Булычева
- Посмотрите на портрет этого человека?
- Что вы можете сказать о его эмоциональном выражении, посмотрите на выражение глаз, лица.
- Каков его характер?
- А хотите узнать, что это за человек, чем он занимается, какие произведения написал?
Итог: Кир Булычев – писатель- фантаст - кто он? Каково его настоящее имя? Что я узнал о нем?
На доске: Игорь Всеволодович Можейко
Чтение текста о творчестве Кира Булычева. Работа по учебнику.
Цель: прочитайте текст о творчестве писателя: с. 207.
Итог: что это за человек? Чем он занимался? Какие произведения он написал? Герои его произведений?
Выставка книг писателя.
Итог: какие книги вы читали? Может, смотрели фильмы и мультфильмы? А вы знаете, что по его книгам были изданы фильмы и мультфильмы! Все эти книги вы можете взять в нашей библиотеке и прочитать понравившиеся.
- Сегодня мы отправимся в фантастическое путешествие по произведению Кира Булычева и познакомимся с одной из частей, которое называется ….

7. Разрыв
Чтение названия 1 части произведения:
- Прочитайте название 1 части повести
- Кто такой ДЖИНН?
- Какие сказки вы читали или смотрели по телевизору, в которых джинн - главный герой?
- Смысл названия части
Итог: джинн? Кто герои? Смысл названия произведения?
Словарная работа:
Цель: чтение слов + толкование лексического значения «непонятных» слов + «Словарь русского языка» под ред.А.П. Евгеньевой.
* Работа по карточкам.
Цель: Соотнесите слова – понятия из левой колонки с толкованием значения этого слова-понятия и соедините их стрелками только те определения понятий, которые вы точно знаете и понимаете.
- При определении каких понятий вы испытывали трудности или не знали точно значение какого- то слова?
Учитель раскрывает лексическое значение «непонятных» слов.
На доске:
Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.
Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.
Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.
Пилюля- шарик из лекарственного порошка.
Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.
Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.
Руины – развалины какого- либо строения
Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле.
Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.
Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.
Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.
Пустыня Калахари (рисунок) + расположение на глобусе

* А теперь я хотела бы вам предложить еще одно задание.
Цель: я показываю вам картинку слова- понятия, а вы отгадываете слово, которое я вам показала.
Проверка: взаимопроверка.
Итог: новые слова? Эти слова нам встретятся в тексте части «Джинн в коробке».
Выразительное чтение учителем или хорошо читающих учащихся 1 части «Джинн в коробке»- стр.207-209 до слов «… это космический корабль?»
Цель: послушайте внимательно 1 часть из главы «Джинн в коробке» и назовите главных героев этой части. Кто они? Кто из них понравился больше? Почему?

8. Разрыв
- Как вы думаете, что бы это могло быть: «похожи на миндальный орех метров в двадцать длиной»?
- Предположение «А вдруг это космический корабль?»
Продолжение чтения 1 части жужжащим чтением до с. 209.

9. Разрыв. Физминутка «Руки за спинку, головки назад»
Руки за спинку, головки назад (Закрыть глаза, расслабиться).
Глазки пускай в потолок поглядят (Открыть глаза, посмотреть вверх).
Головки опустим – на парту гляди (Вниз).
И снова наверх – где там муха летит? (Вверх).
Глазами повертим, поищем ее (По сторонам).
И снова читаем. Немного еще.

Повторное жужжащее чтение 1 части с заданием:
Цель: прочитайте текст 1 части очень внимательно и попробуйте при чтении подготовить и отметить простым карандашом ответы на следующие вопросы:
Итог: герои произ-я, тема.

Учащиеся получают карточку с вопросами по 1 части
Анализ содержания 1 части повести:
- Опишите бухту, в которой плавала и ныряла Алиса. Как называется описание природы в литературе и ИЗО?
- Как пейзаж помогает понять чувства героев?
- Почему бухта казалась зловещей?
- Помогает ли описание бухты предположить, что с Алисой может произойти что- то страшное?
- Почему Стас не боялся за Алису?
- Представьте, что вы нырнули вместе с Алисой в глубину моря. Опишите, что вы там увидели?
- Какое место Алисе больше всего понравилось? Почему?
- Что обнаружила Алиса, отодрав мидию со скалы?
- На что была похожа Алисина находка?
- Какая мысль пришла к Алисе?
- Подтвердилась ли она?
- Расскажите, как искала, нашла и открыла люк космического корабля Алиса.

Работа над композицией произведения.
На компьютере или доске: названия композиционных частей.
- Что такое композиция?
- Из чего состоит композиция?
- Как вы думаете, к какой композиционной части относится прочитанная нами часть? Почему?
А над остальными композиционными частями мы будем говорить, когда познакомимся с содержанием всего произведения.
Итог: какая композиционная часть соответствует 1 части повести?

Работа над характеристикой героев 1 части.
- Какой вы представили Алису?
- Что вы узнали о ее жизни?
- Какие черты личности Алисы вы можете отметить? Как эти свойства проявляются в ее поступках, мыслях, словах?
- Как относится автор к своей героине? Докажите, приводя примеры из текста.
- Как вы относитесь к Алисе? Почему? Чем поразила вас героиня? Хотели бы вы быть похожей на нее? Если, да, то почему?
Итог: Героиня Алиса? Кто она для меня? Тема 1 части.

Чтение 1 части учащимися разными способами, в разном темпе, используя коррекционные упражнения и памятку «Читай так!»:
Цель: прочитайте 1 часть, используя памятку «Читай так!», используя упражнения, направленные на отработку техники чтения, выразительности и осмысленности чтения. Читать текст нужно очень внимательно, чтобы выполнить следующее задание.

Задание «Восстанови текст» - работа в 2 микрогруппах
Вы получили отрывок из данной части, но ряд из авторского текста исключен. Ваша задача – заполнить пробелы словами, которые соответствуют смыслу, содержанию фрагмента, словами, которые наиболее отвечают авторскому замыслу или совпадают с ним, т.е. попытайтесь восстановить текст, используя слова для справок. А затем приклейте соответствующие слова-помощники на текст и прочитайте его.
Даны тексты:
1. Бухта казалась …: обрывистые берега замыкали ее с … сторон, бурунчики и белые пятна показывали, что к самой поверхности подходят зубцы …. В … были предательские водовороты, но Стас за … не боялся – он знал, что, когда рядом …, ничего не случится. И Алиса это знала, к тому же она была отличным … и могла … часа дышать под водой – для этого надо только проглотить ….
Слова для справок: зловещей, Алису, бухте, скал, пилюлю, трех, три, дельфины, ныряльщиком

2. А вдруг это … корабль?
Такая мысль Алисе …. А почему бы и нет? Нашли же космический корабль, который упал на … триста тысяч лет назад на пустыню …!
Но в космическом корабле должен быть …
Поиски люка заняли минут … Дельфинам надоело присматривать за..., и они поднялись выше. Иногда Алиса видела их …, проносившиеся сверху.
Слова для справок: космический, Калахари, Землю, люк, двадцать, подругой, тени, понравилась.
- А теперь каждый из своей группы расскажите в нескольких словах о ваших мыслях, чувствах, которые вы испытали, выполняя это задание.
А главный фантазер прочитает восстановленный текст.
Проверка: чтение получившейся работы с текстом; мои мысли и чувства после выполнения общего задания.

9. Разрыв
«Пейзажи подводного мира» - на листах ватмана изображение «Подводный мир» для 2 микрогрупп.
- Что такое пейзаж?
Цель: из предложенных пазлов - частей составьте иллюстрацию подводного мира, используя свою фантазию и умение работать вместе, сообща, используя правила дружбы и взаимопомощи, чтобы получились морские пейзажи. А после окончания своей коллективной работы составьте и запишите рассказ, используя уже полученные вами на уроке знания о подводном мире, его обитателях.
Итог: подводный мир? Чем завораживает? Хотели бы оказаться и побывать в подводном мире? Что и кого бы вы увидели? Пофантазируйте.

Творческая работа
Цель: Умеете ли вы фантазировать? что значит понятие ФАНТАЗИРОВАНИЕ?
А теперь давайте вернемся к нашей главной героине и представим, что мы вместе с Алисой проникли на борт затонувшего в море космического корабля. Какого героя не хватает на вашей иллюстрации? Это связано, конечно, с темой нашего урока и названием 1 главы произведения. Каким бы вам представился джинн из будущего? А как по-другому можно назвать жителей с других планет? С каких планет они могли бы прилететь? Как они будут выглядеть: добрые или злые? С какими инопланетянами вам приятнее было бы общаться? Как бы вы с ним подружились? Что бы для этого сделали? Как бы вы познакомили пришельцев с нашей планетой? А с нашей республикой? Что бы вы могли им рассказать о нашей Республике Казахстан?
Попробуйте нарисовать инопланетян или джинна из будущего…
Афиширование работ уч-ся: выставка работ уч-ся + анализ получившихся рисунков джинна.
Итог: кто такой джинн, инопланетяне? Как нам с ними подружиться? Зачем нужно подружиться с ними?

Игра «Твори добро». Рефлексия.
Цель: а чтобы подружиться с джинном из будущего, я предлагаю взяться за руки. Крепко пожать друг другу руки. А теперь скажем от чистого сердца всей нашей планете, пришельцам и джинну из будущего такие слова:
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим на радость!
Нам всем приятно, когда рядом с нами люди с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все вместе будем делать добро и создавать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.
А теперь громко похлопаем в ладоши, чтобы наши слова услышали все люди на планете Земля и не только на ней.
Итог: какие качества нужны для фантазера, чтобы быть добрым и отзывчивым землянином, развивать фантазию? Быть всегда в хорошем настроении? А, чтобы нашей планете было еще лучше от наших добрых дел, украсьте ее цветами в соответствии с вашим настроением от проведенного урока и используя «Словарь настроений».
Не забывайте подарить добро
Соседям, родственникам, другу.
Оно как сказочное волшебство
Вернется к вам по кругу.

10. Подведение итогов.
- С каким отрывком из произведения «Джинн в коробке» мы сегодня познакомились на уроке?
- Кто автор этого произведения? К какому литературному жанру оно относится?
- Что вы узнали о нем? Расскажите о его творчестве? Почему его называли писателем-фантастом?
- Герои 1 части?
- Описание подводного пейзажа
- Алиса и дельфины
- Находка Алисы
- Описание космического корабля: где? На что был похож? Как открыла Алиса люк?
Итог: озаглавливание 1 части, тема.

11. Домашнее задание: с. 207, творчество, с. 207-209, выразительное чтение, выполняя домашнее задание по выбору.
 Пофантазируйте и нарисуйте рисунок: что могла увидеть Алиса внутри космического корабля.
 Составить кроссворд по прочитанной части.
 Придумать 10 вопросов для викторины к 1 части.

Список использованной литературы к творческой мастерской:
Литература « К.Булычев. Джинн в коробке», 4 класс
1. Учебник «Литературное чтение», 4 класс. Алматы, изд. «Атамура»,2007 г.
2. Словарь русского языка: в 4-х т./АН СССР, Ин-т рус.яз.; под ред. А.П. Евгеньевой.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Русский язык, 1981-1984 гг.
3. Ж.Кажигалиева, В.Ким, С.Керимбаева, О.Токовенко. Учебник «Самопознание». 2 класс. Изд. «Бобек», 2009 г.
4. Художественный фильм «приключение Электроника» по Е.Велтистову, режиссер- К.Бромберг, 1980 г.
5. Л.Козырева. Логопедическое пособие: Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков чтения.- М., изд. – Школа, 2000 г.
6. К.Булычев. Последняя война. Изд. - Ардис, 2005 г.
7. К.Булычев. Алиса. День рождения Алисы. Изд. - Ардис, 2010 г.
8. К.Булычев. Алиса. Секрет черного камня. М.: Изд. - Дрофа, 2001 г.
9. К.Булычев. Алиса. Город без памяти. М.: Изд. - Дрофа, 2001 г.
10. Портрет К.Булычева - http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/2915/bio/, http://shoyher.narod.ru/Portret_fajl/Bulyichyovkir.html, http://stabrk.livejournal.com/14435.html, http://exclusive-foto.narod.ru/g108.html, http:// images.yandex.kz/?lr=35393
11. Фото бухты - http://www.24open.ru/VANIK4398794/blog/?gotodate=2011-06-07, http://fotki.yandex.ru/users/lorik2064/view/412731/
12. Фото бурунов - http://foto.turkey-info.ru/23300/mycomments/
13. Фото рифов - http://clubs.ya.ru/4611686018427430706/posts.xml?tb=480&posttypes=all&sourcesfilter=all, http://kartinkiyumi.beon.ru/9277-532-korallovyi-rif.zhtml
14. Фото пилюли - http://maxnaruto.ru/forum/77-659-1
15. Фото медузы- http://perla.blog.kataweb.it/2006/07/30/, http://www.lookandtravel.ru/?p=6875, http://www.zateevo.ru/?section=page&action=edit&alia
16. Рисунок джинна - http://www.onelegend.ru/genie_big.html
17. Фото пустыни Калахари -http://tour-spb.ru/South+Africa/381944.html, http://www.wegatur.ru/africa/botswana/resorts/resorts_494.html
18. Фото лишайников - http://www.shintop.ru/phototrophy/user_photo.php?action=show&id=191, http://fotki.yandex.ru/users/mimiserada/view/357454/, http://www.yakhnov.ru/go/photo/2011/01/18/lichen-rocks/
19. Фото миндального ореха - www.dietolog-online.ru
20. Фото карты Казахстана - http://www.metolit.by/ru/dir/index.php/2282
21. Фото Государственных символов Казахстана, карты Казахстана - http://kurs.ucoz.kz/photo/gosudarstvennye_sivoly_kazakhstana/gerb_flag_karta/2-0-6, http://www.shymkent.gov.kz/content/simvols_rk940, http://wiki2.norcom.ru/wiki/Список_национальных_парков_Казахстана, http://grand-tour.kz/kazahstan
22. Фото на школьную тематику - http://school-ppt.3dn.ru/
23. Фото венков - http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?t=3929&start=240

Приложения
Памятка «Читай так!»
 Чтение вслух.
 Чтение про себя.
 Жужжащее чтение.
 Чтение хором.
 Чтение в темпе скороговорки.
 Чтение «Молния» - «Хорошая погода».

Композиция- построение художественного произведения.
 Экспозиция- характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действия.
 Завязка – событие, с которого начинается действие.
 Развитие - движение действия, ход событий, который вытекает из завязки.
 Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия.
 Развязка – заключительный момент в развитии действия, исход событий.

Урок литературы в 4 классе

Тема урока: Кир Булычев «Джинн в коробке»

Филонова Елена Павловна

учитель начальных классов

КГУ «СОШ №83 им. Г. Мустафина»

Цели:

1.Учить школьников анализировать художественный текст: отбирать в произведении материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь); учить выделять главное в тексте, сопоставлять факты, делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.

2.Развивать творческие способности учащихся.

3.Прививать навык исследовательской деятельности.

4.Воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Оборудование: выставка книг, «исследовательский лист» для каждого, презентация.

Ход урока

I. Мобилизирующий момент

Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 4-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

Поэтому наш урок литературы я предлагаю провести в форме исследования.

Вы члены научного общества.

Я ваш научный руководитель.

А наши гости - это независимые эксперты в области литературы, педагогики, методики преподавания.

II. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.

Объект исследования – произведение Кира Булычева «Джинн в коробке»

Тема исследования – фантастика и реальность в повести Кира Булычева «Джинн в коробке».

Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в повести Кира Булычева неслучайно.

Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.

Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?

(фантастика, реальность гипотеза, объект).

Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «фантастика».

Что такое фантастика? (Ответы)

Что такое фэнтези?

Что такое сказка?

Как различить эти виды литературных жанров?

К какому жанру мы отнесем произведения Кира Булычева?

III. Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы начнем доказывать правильность или ошибочность нашей гипотезы, проверим знание лексического значения слов.

1. Объясните лексическое значение слов.

Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.
Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.
Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.
Пилюля- шарик из лекарственного порошка.
Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.
Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.
Руины – развалины какого- либо строения
Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле.
Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.
Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.
Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.
Пустыня Калахари (рисунок) - расположение на глобусе.