Церковный праздник 11 сентября года.

11 сентября (29 августа по старому стилю)

Седмица 15-я по Пятидесятнице. Глас пятый.
Пост. Пища с растительным маслом


День постный.

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.


Поминовение православных воинов, на поле брани убиенных.

В этот день Церковь совершает поминовение воинов, на поле брани убиенных, установленное в 1769 году во время войны России с Турцией и Польшей.


Новомч. Анастасия Болгарского.

Мученик Анастасий, болгарин, родился в 1774 году в Струмницкой епархии в селе Родовичах. Родители отдали его в учение оружейнику. Когда юноше было 20 лет, ему случилось побывать у своего учителя в Солуне (Фессалониках). Мастер захотел сбыть несколько турецких одежд без платежа таможенной пошлины. Он уговорил ученика одеться турком и выйти за город. Сборщики пошлины (хараджи) остановили его и потребовали письменного свидетельства (тескэре) об уплате пошлины. Юноша отвечал, что он турок. Тогда сборщики потребовали от него прочитать салават - магометанскую молитву. Юноша смутился и молчал. Его повели к начальнику, который, допросив мученика, предложил ему потурчиться. Юноша отказался, и его отвели к главному сборщику. Чиновник пытался сначала обольстить, затем запугать мученика, но тот, признав свою гражданскую вину, ни за что не соглашался изменить святой вере. Сборщик податей дал знать об этом муфтию. Тот ответил: "У тебя в одной руке меч, в другой закон; употребляй, что хочешь". Это значило, что по закону сборщик должен был взять с юноши пошлину, но тогда он по суду муфтия не последователь Магомета, вооруженный мечом. Получив такой ответ, начальник хараджа препроводил юношу к местному мулле вместе с пятью турками, которые должны были свидетельствовать, что христианин хулил магометову веру. На обличения свидетелей в хуле на Магомета мученик честно отвечал, что он не хулил его, но признает показываемую хулу за верную оценку Магомета. Его предали мучениям и приговорили к повешению. По дороге мученика продолжали уговаривать отступить от веры, он же, истерзанный и измученный, упал на дороге и скончался 29 августа 1794 года.

8 Сен 2019

Праздники 11 сентября 2019 года

Сегодня, 11 сентября, в России отмечается 3 праздника: День воинской славы или День победы русской эскадры у мыса Тендра (1790) , Всероссийский День Трезвости и День специалиста органов воспитательной работы Вооруженных Сил России.

День воинской славы России - День победы русской эскадры у мыса Тендра (1790)(Россия)

Праздник День победы русской эскадры у мыса Тендра (1790) или День воинской славы отмечается в России каждый год 11 сентября, в день победы в русско-турецкой войне 1787-1791 у мыса Тендра эскадры России над эскадрой Турции. Русским сухопутным силам в этой войне успешно содействовал Черноморский флот, которым командовал контр-адмирала Федор Ушаков.
Праздник был учрежден Федеральным законом 13 марта 1995 года.

Всероссийский День Трезвости (Россия)

11 сентября в России отмечают Всероссийский День Трезвости, который был проведен впервые по инициативе служителей Православной Церкви в 1913 году как Российский День трезвости.
Ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости 11 сентября в России было принято Решением Святейшего Синода в марте 1914 года.
Дата этого праздника была выбрана потому что в этот день все православные христиане отмечают православные праздник — день Усекновения главы Иоанна Предтечи — святого Пророка. В это время все соблюдают строгий пост.
В эти дни в России прекращалась продажа алкогольных напитков и закрывались все винные лавки, а в православных храмах священники читали воззвания о значимости трезвого образа жизни и проводили крестные ходы и молебен Иоанну Крестителю.
Любой желающий может в этот день дать обет трезвости, который благословляет священник.

День специалиста органов воспитательной работы Вооруженных Сил (Россия)

11 сентября в России отмечается профессиональный праздник праздник — День специалиста органов воспитательной работы Вооруженных Сил России- организации, на плечи которой ложится ответственность не меньшая, чем на долю командиров.
Именно в этот день - 11 сентября 1766 года в России был утвержден Устав Кадетского сухопутного корпуса, на основании которого в российской армии впервые была введена должность офицер-воспитатель.
Главное управление по работе с личным составом в Министерстве обороны Российской Федерации было образовано в 1992 году, а в 1997 году его переименовали в ГУВР ВС — Главное управление воспитательной работы ВС РФ. В 2010 году на его базе было сформировано Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Необычные праздники 11 сентября

Сегодня, 11 сентября, в России отмечается необычный праздник — День граненого стакана. В этот день можно отметить также прикольный праздник — День ПРАВИЛЬНОГО ожидания необъяснимого и необычный праздник — День милостей божьих. Все, кто любит ласковое обращение отмечают сегодня свой праздник ласкового обращения

День граненого стакана

Граненый стакан - это очень универсальная посуда, которая подходит для любого напитка. Этот праздник с необычным названием «День граненого стакана» действительно существует!
Его днем рождения считается сегодняшний день 11 сентября 1943 года, когда на Гусь-Хрустальном стекольном заводе выпустили первый советский граненый стакан.
Прикольное выражение «сообразить на троих» связано с граненым стаканом, потому что в 200-граммовом граненом стакане до стеклянного ободка помещается 167 граммов водки или третья часть от пол-литровой бутылки. Именно эта особенность граненного стакана позволяла поделить содержимое пол-литровой бутылки поровну, «по совести».

День ПРАВИЛЬНОГО ожидания необъяснимого

Ожидание вообще-то всегда сводится к необъяснимому. Мы всегда чего-то ждем и ожидаемое приходит часто совсем не таким, каким мы его в своем воображении рисуем! Нашим ожиданием пронизана вся наша жизнь. А умеем ли мы ожидать правильно? Давайте попробуем это сделать сегодня, 11 сентября, внимательно изучая свои ожидания…

День милостей Божьих

Какова милость Божья? Она безмерна, а какова наша благодарность за милость Божью - мизерная. Сегодня, 11 сентября в день милостей Божьих, мы можем подумать о милости Божьей и о своей благодарности.
Бог молча с неба смотрит гневно,
Свободу дав любой бездарности,
Мы ж источаем ежедневно.
Свой черный грех неблагодарности.

Праздник ласкового обращения

Вы любите когда к вам обращаются ласково? Ласковое обращение — это слова, которые всегда располагают к хорошим поступкам. Это простые нежные и милые прозвища, которые нам дают любящие нас люди. Сегодня, 11 сентября можно устроить праздник ласковых обращений. Как? Да просто обращайтесь к своим знакомым и просто к окружающим ласково, используя нежные слова и увидите — мир изменится.

Церковные праздники

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (православный праздник)

Согласно предсказаниям, Святого Иоанна Крестителя заключил в темницу Ирод Антипа — правитель Галилеи, потому что он обличал Ирода за то, что тот ставил свою законную жену, и сожительствовал с женой своего брата Филиппа — Иродиадой,.
Ирод, в день своего рождения, устроил старейшинам, тысяченачальникам и вельможам великий пир, на котором перед гостями плясала Саломия — дочь Иродиады и этим угодила Ироду, который в благодарность он поклялся девице дать все, что она у него попросит, даже половину своего царства.
Саломия, по совету злобной матери Иродиады попросила принести ей голову Иоанна Крестителя на блюде.
Ирод сильно опечалился, потому что за убийство пророка боялся гнева Божия и народа, который любил Иоанна — святого Предтечу. Но из-за своей неосторожной клятвы все же повелел святому Иоанну отрубить голову и отдать ее Саломии.
Согласно народному преданию, уста мертвой главы Иоанна произнесли: «Ирод, тебе не должно иметь жену брата твоего Филиппа». Саломия отнесла блюдо с главой святого Иоанна своей матери - неистовой Иродиаде, которая иглой исколола язык пророка, а его святую главу закопала в нечистом месте.
Жена домоправителя Ирода благочестивая Иоанна погребла голову святого Иоанна на горе Елеонской в глиняном сосуде.
Святое тело Иоанна Крестителя в ту же ночь было погребено его учениками там, где совершилось злодеяние — в самарийском городе Севастии.
Ирод еще некоторое время после убийства Иоанна Крестителя продолжал править страной. Но вскоре над ним, Иродиадой и Саломией совершился Суд Божий.
Саломия зимой провалилась под лед на реке Сикорис. Лед так сдавил ее, что она своим телом висела в воде, а ее голова находилась надо льдом, и она, словно танцовщица, в ледяной воде производила беспомощные движения. Острый лед в итоге перерезал ее шею.
Ее труп так и не был найден, а ее голову принесли матери Иродиаде и Ироду как когда-то приносили главу святого Предтечи.
В отмщение за свою дочь, Аравийский царь Арефа выдвинул свое войско против Ирода. Ирода с Иродиадой, потерпевших поражение, сослали в заточение в Галлию, а затем в Испанию, где их поглотила разверзшаяся земля.
Ученики Иоанна Крестителя начали первыми отмечать день мученической кончины их учителя.
По приказу императора Юлиана в 362 году язычники вскрыли могилу святого Иоанна Крестителя и его останки сожгли, но христиане смогли приобрести часть из них и переправить их в Александрию, где и по сей день они хранятся как величайшая святыня.
В день усекновения главы святого Иоанна Крестителя установлен церковью праздник и строгий пост, в этот день также проводится поминовение усопших воинов.

Церковный праздник по народному календарю — Иван Постный

11 сентября, православные христиане знают какой сегодня церковный праздник, они отмечают День усекновения главы Иоанна Крестителя — ближайшего предшественника Иисуса Христа, который предсказал пришествие Мессии — Сына Божия и крестил Его в водах Иордана.
Церковный праздник — День усекновения головы святого Иоанна православная церковь отмечается постом. В этот день нельзя есть ничего круглого, из круглого кочана нельзя варить щи, нельзя срезать головки мака и копать клубни картофеля а также рвать яблоки. В этот день на Руси было принято совершать поминовение воинов, которые погибли в сражениях.
Церковный праздник — Иоанн Постный — это переломным рубеж в крестьянских заботах. В этот день заканчивались полевые работы и начиналась заготовка на зиму разных разносолов. В этот день открывались осенние торги и ярмарки. На Предтечу сходились вместе запреты и соблазны,поэтому и пост в этот праздник переносился тяжело.
Наступал большой поворот в этот день и в самой природе — заканчивалось лето, а вместе с заморозками приходила осень.
По поведению птиц в этот день наши предки судили о погоде. Замечали - если лебедь летит по небу — значит к снегу, а если летит гусь - к дождю.
Если на юг летели журавли, то будет короткая осень и ранний снег, если же скворцы долго не улетают, то нужно ждать сухую осень. Если над землей тянутся стаи грачей - то будет хорошая погода.
На Постного Ивана крестьяне убирали с огородов репу и отмечали «Репный праздник».
Именины 11 сентября у Ивана

11 сентября в истории

1952 — Состоялась премьера Шестой симфонии С. Прокофьева
1957 — Президиум Верховного Совета СССР постановил прекратить присвоение городам и заводам имён партийных деятелей при их жизни
1973 — Военный переворот в Чили, профинансированный ЦРУ. Убийство законно избранного президента Альенде и приход к власти Пиночета. Прекращение проекта Сайберсин
1986 — В Польше объявлено об освобождении всех политзаключённых
1988 — Эстонский язык провозглашён государственным в Эстонии
1990 — Президент США Джордж Буш-старший в своём телевизионном выступлении перед нацией по поводу Кувейтского кризиса впервые после окончания холодной войны использует термин «Новый мировой порядок»
1993 — В Киеве открыт памятный знак жертвам голодомора
1997 — Иосиф Кобзон заявил о том, что завершает концертную деятельность.
На референдуме большинство жителей Шотландии одобрило идею создания шотландского парламента, независимого от Лондона.
2000 — Правительство Северной Осетии приняло решение увековечить память членов экипажа подводной лодки «Курск», назвав одну их горных вершин Центрального Кавказского хребта, «Курском». Это решение принято по просьбе восьми альпинистов покоривших горную вершину
2001 — Террористическая атака на Всемирный торговый центр и Пентагон
2007 — В РФ испытан наиболее мощный неядерный боеприпас в мире
2009 — Владимир Воронин сложил с себя полномочия президента Молдавии


class="title">

  • Какой праздник 11 мая — День Государственного герба и флага Беларуси
  • Праздник 7 ноября — День воинской славы в России

* Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Мученика Анастасия (1794).

Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

История Усекновения главы Предтечи Иоанна более или менее известна всякому. Святой Иоанн, пророк, Предтеча и Креститель Христов скончался смертью мученика за правду Божию. Он обличал царя Ирода в том, что тот отнял жену у своего брата, тоже царя, Филиппа, и, нарушив этим закон Божий и человеческий, подавал соблазн народу. Особенно не нравилось слышать обличение самой незаконной жене Ирода, Иродиаде. Ей хотелось как можно скорее погубить пророка; но Ирод, видя в нем праведника, щадил его и только в угоду жене посадил его в темницу. Но злая жена скоро достигла своей цели. В день празднования дня рождения Иродова, когда дочь ее Саломея очень угодила Ироду и гостям своей пляской, она подучила дочь просить себе в награду голову ее обличителя. Ирод по слабоволию не смог отказать в преступной просьбе. Голова была принесена на блюде и подана Иродиаде. Но пророк и умерши обличил грешников. Мертвая голова его проговорила прежние слова обличения: «Ирод, не следует тебе иметь женой Иродиаду». Слабый Ирод, а особенно злая Иродиада и тут не вразумились обличением пророка. Иродиада, взяв булавку, колола мертвый язык его и приказала бросить голову в нечистое место. Но служанка, благочестивая жена домоправителя Хузы, вложив ее в глиняный сосуд, с честью погребла ее на горе Елеонской, где было имение Ирода. Виновники смерти Крестителя Христова не миновали наказания. Ирод, лишенный престола и сосланный в заточение, был поглощен разверзшейся землей вместе с Иродиадой. Саломея утонула, причем льдины отрезали ей голову.

Праздник Православной Церкви 29 августа (11 сентября), принадлежит к числу великих. Установлен в память отсечения головы Иоанну Предтече по приказу галилейского четверовластника (тетрарха) Ирода Антипы (см. Мф. 14, 6–12; Мк. 6, 17–29).
В этот день положен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка.

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи...

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем... Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что... они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник - начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

Головосек - старинный славянский праздник, приуроченный ко Дню Усекновения главы Иоанна Предтечи. За время его существования появилось немало традиций, которые почитаются и по сей день.

В самом названии праздника есть отсылка к библейскому событию, которому и посвящен этот день. 11 сентябрь 2017 года верующие будут вспоминать то, что произошло во время прихода Спасителя на землю обетованную и какое это имеет отношение к церковному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи и становлению славянского торжества Головосек.

День усекновения главы Иоанна Предтечи

Повсеместно 11 сентября христиане вспоминают мученическую казнь пророка Иоанна Предтечи . События того дня описывают страшную картину жесткости и людской озлобленности по отношению к праведному человеку. Крестителя Иоанна подвергли заточению, а спустя год казнили.

Православная церковь чтит традиции и ежегодно отдает дань почтения святому Иоанну. 11 сентября проводится богослужение и соблюдается строжайший пост. Силу обретают молитвы к проповеднику , а верующие люди вспоминают великомученика с любовью и скорбью в сердце.

Головосек — день народного календаря у славян

Практически все славянские праздники представляют собой результат смешения языческих верований и христианства.

В Головосек запрещалось ходить в лес. Считалось, что в этот день злые духи полей, водоемов и чащ превращаются в змей и рыскают в поисках нор, чтобы спрятаться под землю.

Головосечение в языческой культуре — страшный праздник. Народное поверье предупреждало, что каждый рожденный 11 сентября был обречен на несчастную жизнь . Раны и царапины, полученные случайно, символизировали начало черной полосы. День недели, на который выпадало торжество, считался неудачным на протяжении всего года. Наши предки не назначали ничего важного, не кроили одежду и даже не расчесывали волосы.

Табу лежало на всем, что так или иначе напоминало казнь великого пророка Иоанна: голова, кровь, блюдо, меч, топор.

В праздник Усекновения нельзя было использовать в обиходе ничего круглого, в особенности тарелки, блюда и подносы. По библейским сказаниям, голова Крестителя была передана в дар Саломее, иудейской царевне, на огромном блюде.

К приходу гостей было принято печь длинные пироги.

Наши пращуры не употребляли в пищу округлые фрукты и овощи. Поскольку они, хоть и отдаленно, но все же напоминали голову.

Запрещалось использовать заостренные предметы: топор, косу, нож, меч, серп. Поверье гласило, что в течение года отрубленная голова Иоанна Предтечи воссоединяется с телом, прирастая к нему, и горе тому, кто станет что-то резать. Ведь тогда голова вновь отпадет, а человека, поступившего традициями, настигнет череда неудач .

Красная снедь и напитки также были запрещены, потому что напоминают кровь святого пророка. Раньше верили, что в противном случае вскоре в доме прольется чья-то кровь.

В это время никто не плясал и не пел, поскольку именно своим танцем Саломея выпросила голову Крестителя в качестве подарка.

Лунные пятна, которые проступают в это время, символически относили к голове Иоанна, наблюдавший за непокорными людьми.

До середины 19 века в России проводился символический ритуал похорон, приуроченный ко дню памяти Иоанна Крестителя. Вся округа собиралась в центре города или уезда, куда заранее приносилась глиняная кукла. Отличительной чертой куклы было отсутствие головы и высокий человеческий рост. Безголовое чучело молча и медленно несли к реке две юные девушки, остальные жители шли по пятам, склонив головы. Около берега куклу отпевали, причитая и оплакивая, как близкого усопшего человека . После этого самые крепкие юноши с размаха выбрасывали ее в реку. Кукла символизировала собой покойного Иоанна, которого победили темные силы.

В народной культуре достаточно много праздников, которые тесно связаны с православными торжествами. Головосек — не исключение: история празднества уходит корнями в день казни Иоанна Предтечи. 11 сентября нужно вспомнить о светлой и праведной жизни великого Крестителя, предавшись молитвам и посту. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и